Правда ли, что красота спасет мир: разбор драмы «Малена» 

ФИльм с Моникой Белуччи Смысл фильма

Страны: Италия, США

Жанр: драма

Год производства: 2000

Режиссёр: Джузеппе Торнаторе

Актёры: Джузеппе Сульфаро, Моника Беллуччи, Лучиано Федерико и другие

Сюжет фильма «Малена» с Моникой Беллучи («Malèna»), снятого всемирно известным итальянским режиссёром Джузеппе Торнаторе, преподносится как пересказ событий детства главного героя, которое пришлось на годы второй мировой войны. Однако повествует он не о военных действиях, а о трагедии одной красивой женщины, которая стала для населения сицилийского городка белой вороной.

О чём фильм

Ренато Амороссо — тринадцатилетний подросток, который мечтает влиться в компанию сверстников-велосипедистов. Отец дарит мальчику велосипед и это становится его пропуском. Ребята после школы собираются вместе и обсуждают девушку по имени Малена, которая своей красотой сводит городок с ума.

О близости с ней мечтают все мужчины. Когда Малена идёт по улице, они не отрывают от девушки взгляд. А их жёны распускают слухи о распущенности красотки, которая в отсутствие мужа, ушедшего на войну, якобы пустилась во все тяжкие.

Малена идет по городу
Кадр из фильма.

Компания подростков, в числе которых оказался и главный герой, тоже не упускает случая лишний раз полюбоваться Маленой и разделить между своими участниками эротические фантазии. Ренато становится одержим этой женщиной. Он тайно наблюдает за ней днями и ночами, а будучи наедине представляет её обнажённой в своих объятиях.

Ренато становится ясно, что вопреки слухам Малена живёт одна и не подпускает к себе никого, оставаясь верной мужу. Но вот приходят известия о его смерти, и окружающие девушку мужчины начинают вести себя гораздо более нагло и буквально набрасываются на неё. Женщины сплетничают с ещё большим энтузиазмом, а подростки в открытую издеваются над её глухим отцом, который после получения записки с обвинениями Малены в проституции отворачивается от неё.

После стычки двух желающих заполучить Малену жители городка обвиняют её в связи с женатым стоматологом и устраивают показательный суд. Адвокат, толстый, неопрятный и грязный тип, защищает девушку в суде и принуждает её к близости в качестве оплаты за свои услуги. Он собирается жениться на Малене, но контролирующая его мать не даёт на это согласие.

Ренато стремится защитить Малену от нападок, но может лишь тайно досаждать её обидчикам и порой сам становится их жертвой. Не помогают и молитвы в церкви с обращением к святому за помощью.

В результате бомбёжки города погибает отец Малены. Положение девушки ещё ухудшается. Она, находясь в тяжелейшем психологическом состоянии, нуждаясь в еде, перестаёт сопротивляться домогательствам мужчин и вступает в связь с немецкими офицерами.

Ренато между тем продолжает буквально бредить о Малене: он представляет себя героем голливудских фильмов, спасающем свою возлюбленную, и постоянно мастурбирует. Его родители, видя состояние сына, прибегают к помощи врачей, священнослужителей и даже проститутки, похожей на Малену.

Ненависть жителей к девушке достигает своего пика. Когда в городок входят американские войска, женщины вышвыривают Малену на улицу и жестоко избивают её. Ренато за этим может лишь бессильно наблюдать. Девушка уезжает прочь на поезде.

избиение Малены жительницами города
Кадр из фильма.

Через некоторое время в городок приезжает муж Малены, которого все считали погибшим. Он пытается узнать хоть что-нибудь о судьбе жены, но люди либо просто скрывают от него правду, либо открыто издеваются. И лишь Ренато с помощью письма сообщает ему о том, что девушка уехала.

Спустя год изумлённые жители городка видят, что Малена вернулась вместе с мужем. Она уже не так красива, как раньше, что с удовольствием отмечают женщины. Они проявляют к ней благосклонность. Все, включая Малену, ведут себя так, будто ничего не произошло. Ренато наконец решает сказать своей возлюбленной хотя бы слово и, подойдя к ней, произносит: «Счастья вам, сеньора Малена», после чего уносится прочь на велосипеде.

В финале звучат слова повозрослевшего Ренато о том, что с тех пор у него было много женщин, но только Малена останется той, кого он всегда будет помнить.

Смысл фильма

Сразу стоит сказать, что поиск смысла этой картины уводит каждого в его собственном направлении — и, похоже, так и задумывал режиссёр. Джузеппе Торнаторе в своих фильмах стремится сочетать стилистику авторского кино и мейнстрима, пожалуй, с преобладанием первого.

Цель здесь не столько передать зрителю какую-то идею, сколько в том, чтобы его ошеломить и заставить задуматься. И, судя по рецензиям, Торнаторе это удаётся. Кто-то делает серьёзный психологический разбор фильма, кто-то — обвиняет создателей в пошлости, но мало кто остаётся равнодушным.

Ренато молодой парень
Кадр из фильма.

Если обращать внимание на то, что при просмотре картины всем бросается в глаза, то это, в первую очередь, красота героини в исполнении Моники Беллуччи и, во вторую, нарочитая карикатурность всего происходящего. И на том, и на другом не просто делаются постоянные акценты — из этого, по сути, и состоит фильм. Эротические и скабрезные сцены здесь в изобилии. Через них приходиться пробираться, чтобы почувствовать трагедию, лежащую в основе.

Такой киноязык выбран явно не случайно. Отталкиваясь от одного и того же сюжета, по одному и тому же описанию линий поведения персонажей можно было бы снять эротический фильм, фарс-комедию или историческую драму.

Но режиссёр предпочёл сделать из всего этого гремучую смесь, которую в целом можно охарактеризовать как замаскированную под другие жанры едкую сатиру на общество, причём конкретно на итальянское или даже сицилийское общество.

Как и во многих классических сатирических произведениях, здесь практически нет положительных героев. Малену вряд ли таковой можно считать, поскольку как активный персонаж она себя не проявляет — во всех эпизодах она предстаёт исключительно как жертва безжалостной толпы.

Ренато тоже не в счёт — его пресыщенное похотью поведение мало чем отличается от поведения других мужчин в городке, а действия по спасению девушки предпринимаются лишь в его воображении. Единственный его поступок, повлиявший на дальнейшие события — письма мужу Малены. Но стоит заметить, что привёл он к фальшивому «хэппи энду» – точнее, к окончательной моральной расправе над героиней в концовке.

Итак, перед нами по сути произведение, высмеивающее пороки общества и одновременно ими ужасающееся. По словам Моники Беллуччи, которой этот фильм принёс всемирную славу, она понимает его смысл так: люди могут простить ум и богатство, но красоту не простят никогда.

Ренато подглядывает
Кадр из фильма.

Возможно, идея в этом, но вряд ли в понятие красоты режиссёр закладывал лишь физическую привлекательность героини, на которой делается такой упор — это лишь художественный приём. Скорее, речь идёт о красоте по Достоевскому, о той, которая «спасёт мир» – о духовной красоте, о доброте и любви. Этого в фильме катастрофически недостаёт: толпа на протяжении всего повествования накидывается на жертву и в итоге поглощает её, низводя до своего уровня.

Не зря выбрано время действия картины. Здесь можно увидеть отражение философствований по поводу комплекса вины бывших добропорядочных граждан Германии, Италии и других стран воевавших на стороне фашистов — якобы неожиданно для себя оказавшихся в числе творящих зло. И режиссёр здесь категоричен: никакой неожиданности нет, общество всегда было таким, люди недалеко ушли от своих первобытных предков.

Скрытый смысл можно увидеть и в самом названии фильма. Имя героини у многих ассоциируется с именем библейского персонажа Марии Магдалины, которая по описанию в католической традиции — раскаявшаяся блудница. Это тоже ирония и сатира. Ведь Малене в фильме каяться не в чем. Общество само придумало её греховность и само её воплотило в жизнь.

Концовка

Смысл концовки фильма «Малена», несмотря на кажущееся благополучие, довольно печален для героини. Над девушкой перестали издеваться, она обрела мир, но потеряла себя — слилась с толпой. Никто, в том числе главный герой с его смесью благородных намерений и похоти, не смог её защитить.

В пользу того, что смысл именно таков, говорит множество деталей, разбросанных по всему фильму. Например, в начале платье героини белое. Постепенно одежда становится чёрно-белой, в самый отчаянный момент — полностью чёрной. В самом конце она серая, что подчёркивает слияние с толпой.

Сам персонаж, пожалуй, всё же обретёт счастье, насколько это возможно после всего пережитого, и пожелание Рената таким образом сбудется. Но приговора режиссёра для толпы это не отменяет.

Что вы думаете о главной героине?
Ей нужно было бороться за себя и свою честь. Она слабая и не смогла себя защитить.
27.68%
Добрая, честная женщина, ее не в чем упрекнуть.
28.59%
Сама виновата, надо быть скромнее.
3.24%
Очень обидно, что в конце она сдалась и стала "никакой".
34.96%
Дурочка, надо было использовать свою красоту по полной.
5.53%
Проголосовало: 4285
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Мария

    Мне понравился разбор фильма.
    Я бы ещё отметила, что мальчик один смотрел из всей толпы велосипедистов на Малену с обожанием, а они-с похотью.
    Никогда не знаешь, как поступишь в той или иной ситуации, пока не попадёшь в неё.
    Печальная история.

    3
    1
    Ответить
  2. Света Яд

    Концовка вышла очень печальная, не представляете как было обидно когда Малена вернулась в этот сгнивший городок вся такая серенькая, съёжившаяся, но даже когда она слилась с толпой осталась такой же обаятельной. А вот про моральное состояние, лучше промолчать, наверняка она даже за год от этого ужаса не отошла(

    Ответить
  3. Лука

    Фильм классика. Отражает истинную суть любого общества . Каждого кто выделяется из общества ,именно в лучшую сторону, своим талантом,умом,красотой, оно старается принизить и опустить до своего уровня.Зависть, ненависть ,клевета делают свое дело, как показано в фильме.Превосходство и достоинство героини воспринимается толпой как вызов, и толпа мстит ей за её красоту и превосходство. Просто не имея сил и возможности противостоять первобытным инстинкта м толпы, героиня сливается с ней для того чтобы выжить, в душе оставаясь все той же чистой и недосягаемой для общей серой массы.

    10
    Ответить
  4. Дария

    А мне показалось, что возвращение мужа героини как бы проявило для ее обидчиков неблаговидность, мягко говоря, их поступка. Им неловко от содеянного, они уличины в своей неправоте и жестокости, и то, что героиня медлит с ответным приветствием по возвращении своем, оглядывает своих обидчиков медленным взглядом, вовсе не приниженным, а внимательным-изучающим, как будто она решает, простить или нет. Она ничуть не слилась с толпой и не сломалась, она выше их, несмотря на свое падение и перенесенный позор, более того, она им простила, простила – но не забыла. Ну а скромная одежда для того времени вполне объяснима – разруха послевоенная, не до этого. И еще один момент – героиня обратила внимание на жакетик. Она не сломлена!

    14
    Ответить
  5. Вина

    Жители городка сами сделали из Малены падшую женщину – сначала злословили, а потом толкнули ее на кривую дорожку, лишив поддержки и возможности честно заработать себе на жизнь, отвернув от нее родного отца…

    Ответить
  6. Лариса

    Аморозо, а не Амороссо. Дальше читать не стала, извините.

    Ответить