Страна: США
Жанр: фантастика, драма, триллер
Год производства: 2023
Режиссёр: Брайан Даффилд
Актёры: Кейтлин Дивер, Лорен Л. Мюррэй, Зэк Дуэйм, Дэйн Родс
Смысл фильма «Никто тебя не спасёт» («No one will save you»), поначалу, кажется, не претендует на глубину. Картина будто бы собирает все стереотипы о нашествии инопланетян на Землю и реализует их в формате герметичного триллера. Однако ближе к финалу фильм всё же даёт повод для размышлений, причём на конкретную тему – проработки психологических травм.
О чём фильм
Сделаем разбор содержания фильма «Никто тебя не спасёт», обращая внимание на детали, которые могли остаться непонятыми после первого просмотра.
Мы знакомимся с главной героиней – девушкой по имени Бринн. Она живёт одна в двухэтажном доме за пределами ближайшего городка, занимается пошивом одежды.

Однажды, выйдя из дома, Бринн замечает высохшую по форме идеального круга траву. По пути в город девушка останавливается, чтобы помахать соседу. Однако тот, завидев её, отворачивается и уходит. Загрузив посылки для клиентов в почтовый ящик, Бринн навещает могилу матери. Подойдя к своему автомобилю, девушка видит гуляющую неподалёку пару – это шериф Коллинз со своей женой. Бринн тут же прячется, чтобы не попасться им на глаза.
Дома девушка отдыхает, не обращая внимание на навязчивые звонки от злопыхателей, и пишет письмо своей подруге по имени Мод. Подъезжает почтовый грузовик. Курьер с явной небрежностью бросает посылку, предназначенную Бринн, на землю. Девушка забирает её. Внутри ящика миниатюрное здание школы для диорамы городка, которую собирает героиня. Остаток дня Бринн занимается домашними делами, танцует в одиночестве и продолжает писать письмо для Мод.
Героиня ложится спать. Ночью к дому приближается нечто. В один момент в доме ненадолго разом включаются все электроприборы. Свет гаснет. Но шум заставляет девушку встать с постели. Через окно Бринн замечает опрокинутый мусорный бак и собирается выйти, но понимает, что в дом кто-то проник. Девушка видит силуэт и слышит шаги, крадётся обратно, но скрипучая половица выдаёт её. Незваный гость направляется к источнику шума, вынуждая хозяйку ретироваться в спальню. Бринн прячется за кроватью. Дверь распахивается, и мы видим незваного гостя. Это инопланетянин, соответствующий классическому описанию космических пришельцев-гуманоидов в массовой культуре.
Незваный гость, не найдя хозяйки, вылетает на крышу через окно. Напуганная Бринн спускается вниз, чтобы закрыть дверь. Она слышит шаги по крыше. Электроприборы вновь внезапно включаются, работает радио и телевизор. Девушка вырывает шнур из сети, чтобы прекратить шум. Она пытается вызвать помощь по телефону, но тот издаёт странный звук.
По лестнице спускается инопланетянин, вынуждая Бринн прятаться за холодильником. Пришелец находит девушку. Та пытается убежать, но инопланетянин применяет телекинез. С помощью него он переворачивает собранную хозяйкой диораму и тащит девушку к себе. Бринн в полёте инстинктивно вонзает сжатый в руке кусок диорамы в голову пришельца. Последний падает замертво. Девушка, собравшись с мыслями, проверяет труп визитёра. Она накрывает его куском ткани.
Бринн снова делает попытку дозвониться до кого-нибудь в городе, но связи по-прежнему нет. Дом обесточен. Девушка направляется к автомобилю, но аккумулятор также не работает. Бринн идёт пешком. На дороге она видит перевёрнутый почтовый фургон, который, вероятно, также подвергся атаке пришельцев. На соседних газонах Бринн видит выцветшую траву, такую же как у неё во дворе.
Девушка добирается до полицейского участка, на входе натыкаясь на шерифа Коллинза и его жену. Последняя, не говоря ни слова, плюёт Бринн в лицо, после чего пара уходит. Понимая, что помощи здесь ожидать не стоит, девушка сбегает прочь.
Бринн приходит идея уехать из городка, и она садится на автобус. Через несколько минут к ней подсаживается почтальон, которого мы уже видели. Девушка садится на другое место. Тогда мужчина хватает её за плечо, издаёт странные звуки. Мы видим, как в его горле шевелится что-то инородное. В панике девушка отталкивает почтальона. К последнему примыкает ещё одна пассажирка с паразитом внутри. Водитель, заметив беспорядок в салоне, резко останавливает автобус. Бринн выбегает и бросается прочь. Мужчина неспешно идёт за ней следом.
Девушка добирается до церкви, но дверь заперта. Тогда она идёт к ближайшему кладбищу и находит там надгробие с именем Мод Коллинз – той самой подруги, которой пишет письмо, дочери шерифа Коллинза. Судя по надгробию, девочка погибла в возрасте двенадцати лет.

Приближаются странные грозовые облака и Бринн бежит в сторону своего дома. По пути она видит соседей, уставившихся в небо с поднятыми руками. Внутри каждого из них сидит паразит.
Дома Бринн видит, что труп инопланетянина по-прежнему на месте, но от него тянется линия слизи. Девушка строит импровизированные баррикады, зажигает свечи и кипятит воду на газовой плите. Пришельцы вновь дают о себе знать, вырывая с помощью телекинеза заколоченные гвозди. В проём бьёт луч голубого света, переворачивая диван. Он поднимает тело погибшего пришельца и тащит наружу. Луч отключается. Бринн бросается в подвал, но за ней спускается инопланетянин. Тот использует телекинез, чтобы выхватить из рук девушки взятые ей ножницы. Пришелец также берёт фотографию Бринн и Мод в детстве. Пока он рассматривает снимок, девушка сбегает. Она поднимается на первый этаж, где находится ещё один пришелец. Девушка отбивается от него, используя в том числе приготовленный кипяток. В один момент Бринн едва не попадает в инопланетный луч, который примагничивает ковш в её руках к стенке. На пришельца луч не действует. В конце концов Бринн удаётся убить инопланетянина с помощью швабры и дверцы шкафа.
Выбравшись из дома, девушка сталкивается с огромным пришельцем размером с дом, перемещающимся на своих конечностях словно паук. Бринн пытается убежать, но натыкается на почтальона. В небе появляется летающая тарелка. «Паук» передаёт какое-то послание пилоту, вследствие чего зажигается луч. Бринн царапает почтальону руку и толкает его в луч, который тут же поднимает тело наверх. Поняв, что взяли не того, пришельцы отключают устройство, бросая захваченного обратно на землю. Тарелка улетает.

«Паук» продолжает преследование, путаясь в бельевых верёвках и электрических проводах. Девушка убегает от него через салон автомобиля. Пришелец застревает там, пробивая ногой бензобак. Заметив это, Бринн берёт зажигалку и поджигает бензин. Автомобиль вспыхивает, убивая застрявшего в нём инопланетянина.
И вновь появляется луч инопланетного света, вынуждая Бринн вернуться в дом. Там девушка забирается на чердак, куда проникает ещё один пришелец. Чужак видит, что там множество фотографий маленьких Бринн и Мод, а также письма, которые героиня писала мёртвой подруге. Пытаясь скрыться, Бринн снова попадает в луч, на этот раз красного цвета. Пришелец подходит к Бринн, заставляя открыть рот. Чужак отрыгивает паразита с щупальцами, который забирается девушке в рот.
Внезапно Бринн просыпается в ужасе в своей постели. Никаких следов борьбы нет ни на теле, ни в комнате. Не веря своему счастью, девушка спускается вниз. Входная дверь на месте, диорама цела. Бринн выходит в коридор и видит взрослую Мод. Героиня просит у подруги прощения. Поняв, что находится в иллюзии, Бринн вытаскивает из себя паразита и оказывается во дворе перед домом. Паразит вырывается, к нему устремляется луч жёлтого света. В нём пришельцы создают клон Бринн. Сама девушка убегает, не дождавшись окончания процесса и не зная, что над городом десятки тарелок делают то же самое.
Клон настигает Бринн в лесу, вонзая ей в живот кусок дерева, после чего обнимает девушку. Однако героиня не намерена сдаваться. Она втыкает в шею клона канцелярский нож и тот погибает. Теперь Бринн обнимает убитую и оплакивает её.
Раненая Бринн берёт по дороге и вновь сталкивается с «пауком». Девушка попадается в ловушку инопланетного луча, который переносит её в летающую тарелку, где пришельцы осматривают её.

Один из инопланетян касается пальцем лба Бринн. Девушка оказывается в своё доме. Она видит себя в детстве, строящую вместе с матерью диораму – этот сюжет тут же подсвечивается голубым цветом. Выйдя на улицу, Бринн видит полицейских в красно-голубом свечении. Среди них убитый горем шериф Коллинз. Девушка продолжает погружаться в глубины памяти. Она видит двух ссорящихся девочек подростков. Одна (Мод) толкает другую (Бринн), после чего последняя берёт камень и швыряет его в обидчицу. Мод падает замертво. Этот сюжет подсвечивается красным цветом.
Бринн оказывается за столом напротив младшей версии себя. Подросток пишет первые письма убитой подруге, Героиня касается рукой девочки. Та смотрит ей в глаза, словно вопрошая, отпустит ли её чувство вины в будущем. Подсветка становится голубой.
Досмотрев воспоминания пленницы, пришельцы обсуждают увиденное на своём языке. Бринн снова помещают в луч и отправляют обратно – на то же место, где она была похищена. Лежа на земле, девушка видит в небесах всполохи голубых огней и счастливо улыбается.
Проходит время. Бринн прихорашивается у себя дома, готовясь к вечеринке. Она едет на велосипеде в город, попутно навещая соседей. Те синхронно машут ей в ответ, издавая клокочующие звуки. Внутри них явно находятся инопланетные паразиты.
Бринн танцует с другими жителями городка вечером на центральной площади как ни в чём не бывало. Все вокруг выглядят счастливыми и улыбаются, двигаясь чересчур слаженно. Камера удаляется, поднимаясь всё выше и выше. В лучах заходящего солнца мы видим медленно плывущие тарелки пришельцев.
Смысл фильма
Итак, что произошло в фильме «Никто тебя не спасёт»? Мы наблюдали за героиней, которая в маленьком городке стала изгоем из-за совершённого в детстве, десять лет назад, убийства своей подруги Мод в состоянии аффекта. Внезапная атака пришельцев, заставила девушку яростно защищаться. Однако в итоге Бринн всё равно попала в плен к инопланетянам. Те показали ей травмирующие воспоминания об убийстве и сделали так, чтобы девушка простила себя.
Фильм «Никто тебя не спасёт» условно можно разделить на развлекательную и поучительную части. В развлекательной мы просто сопереживаем героине, пытающуюся спастись от стереотипных инопланетян (режиссёр в интервью давал объяснение, что сделал их такими, поскольку чувствовал нехватку фантастических фильмов именно с подобными «классическими» пришельцами). Смысл этого действа вряд ли стоит разбирать.
Можно разве что уделить внимание отличиям во внешнем виде и «функционале» инопланетян, а также технологии их контроля над людьми. Что касается первого, мы наблюдаем за несколькими особями. Это «захватчики» (маленький проныра и гигантский «паук») и «исследователи» (инопланетянин, ставший первой жертвой Бринн, затем «профессор» внедривший ей паразита и руководящий далее «терапией», а также остальные «ассистенты» в тарелке). Режиссёр в интервью упоминал, что точно знает, чем занимается та или иная особь «дома», но в фильме этой предыстории не нашлось места.
Касательно же технологий контроля, пришельцы внедряют в людей своих паразитов, которые собирают из них все воспоминания и чувства. Затем эта информация достаётся клонам – новым личностям, заменяющим и убивающим старые. Однако Бринн удалось этой участи избежать. Она одолела клона, возможно, тем самым удостоившись оказаться на следующим этапе – своеобразной психотерапии.
В поучительной части мы за такой «терапией» и наблюдаем. Смысл этого действа – в прощении героини самой себя. Особую роль тут играет подсветка воспоминаний и мысленных действий Бринн. Трактовка здесь следующая. Травмирующее и, вероятно, заблокированное в сознании воспоминание (непосредственно убийство Мод) «подкрашено» красным. Воспоминание о матери Бринн как обозначение принятия её смерти – голубым. Воспоминание о реакции окружающих после злосчастного события – красно-голубым, что перекликается с цветом полицейских огней. Когда Бринн прощает себя-подростка, красный цвет превращается в голубой, то есть травмирующее событие превращается в проработанное. Обратно девушку также возвращают с помощью голубого луча.

Заметим, что огни лучей инопланетян в развлекательной части фильма имеют похожую градацию. С помощью голубых лучей происходит перемещение неодушевлённых предметов или не сопротивляющихся существ (например, тела инопланетянина, кастрюли, клона-почтальона с паразитом внутри). Когда отчаянно сопротивляющаяся героиня попадается, она находится в красном луче. Клон создаётся в жёлтом луче.
Учитывая смысл поучительной части, велик соблазн распространить его на весь фильм. Так, инопланетяне могут оказаться проекцией настоящих психотерапевтов, клон Бринн – её психически нетравмированной версией, а всё происходящее – и вовсе случившимся в воображении героини. Однако режиссёр в интервью настаивает, что показанное (включая концовку) не является сном или фантазией девушки.
Кратко описать суть фильма «Никто тебя не спасёт» (точнее, именно его поучительной части) можно такими словами: «Главное – простить себя». Интерпретируя название картины, можно добавить: никто тебя не спасёт, кроме тебя самого.
Объяснение концовки
Сам режиссёр в интервью даёт следующее объяснение концовки фильма «Никто тебя не спасёт»: это плохой финал для большинства представителей человеческого рода, но хороший для героини. Она стала гораздо счастливее, чем была вначале. Из изгоя девушка превратилась в полноценного члена общества, пусть и полностью искусственного и полностью контролируемого пришельцами (кругом мы видим только клонов с паразитами внутри). Бринн после злосчастного происшествия в своём родном городке чувствовала себя словно инопланетянин, а теперь оказалась «в своей тарелке».
Важная поправка: героиня, возможно, такая не одна. Вторжение произошло, вероятно, на всей Земле. А подобных изгоев на ней тысячи. Да, и когда пришельцы вернули Бринн, мы видели голубые всполохи. Скорее всего, это свидетельство возвращения ей подобных.
Режиссёр также указывает, что всё же не ограничивает зрителей в своём объяснении концовки. Каждый может предложить собственную разгадку и раскрыть скрытый смысл фильма «Никто тебя не спасёт».

Похожие фильмы
- «Мрачные небеса» (США, 2013): фильм ужасов, где роль призраков и монстров берут на себя инопланетяне;
- «Знаки» (США, 2002): культовый фильм М. Найта Шьямалана об инопланетном вторжении;
- «Вторжение похитителей тел» (США, 1955): классика фантастики о создании инопланетянами двойников людей для вторжения на Землю;
- «Тихое место» (США, 2018): семья живёт на ферме, опасаясь монстров, реагирующих на любой шорох;
- «Тишина» (США, 2014): глухая девушка защищается от нападения маньяка в своём доме.