Тьма – в каждом из нас: неочевидные идеи фильма «Ночной дозор»

Константин Хабенский Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: фэнтези, блокбастер

Год производства: 2004

Режиссер: Тимур Бекмамбетов

Актеры: Констрантин Хабенский, Мария Порошина, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий

Слоган: «Все, что стоит между светом и тьмой, — это ночной дозор».

Награды и номинации: Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая работа режиссера». Картина внесена в ТОП-100 лучших неанглоязычных фильмов в истории кинематографа в 2010 году.

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

В экранизации романа Сергея Лукьяненко режиссер Тимур Бекмамбетов смог уместить несколько основных идей автора. Суть фильма «Ночной дозор» – в тайной борьбе мистического Добра и Зла на улицах современной Москвы. Это первое отечественное кино, ставшее достойным ответом голливудскому фэнтези.

Первый российский блокбастер

Пройдя длительную изоляцию 70-80-х, жестокую реальность 90-х и неопределенность «нулевых», российский кинематограф вдруг сделал такой сюрприз отечественному зрителю. «Ночной Дозор» стал взрывом, яркой вспышкой, чем-то смелым и громогласным, чего никто не ожидал. В 2004 году у российского зрителя не было никакого представления об отечественном фэнтези. Новаторство стало главной «фишкой» фильма, с него начался жанр блокбастера в России.

Бекмамбетов, взяв за основу совершенно фантастический сюжет, смог вписать в него дух реализма. При этом фильм поразил своими спецэффектами. Важно помнить, что в то время отечественное кино не баловало зрителя, потому сцены с камерой, летящей по проводам сквозь стену, с устрашающей воронкой или внезапно открутившимся винтиком самолета были восприняты с воплями восторга.

Ночной дозор
Кадр из фильма.

Эпизоды битвы в начале и в финале — это вообще шедевр, и все это вместе сделало фильм таким заметным, внесло новую струю в отечественный кинематограф.

Необычным также стал стиль съемки, когда кадры быстро меняются или внезапно ускоряются. Сейчас этот прием часто используют в музыкальных клипах, но тогда Бекмамбетов был первым, кто применил это в художественном фильме. Быстрые проезды камеры, переходы и дерганья добавили напряжение, эмоциональности, благодаря чему фильм по праву был назван первым российским блокбастером с сильной чувственной составляющей.

Фильм Тимура Бекмамбетова собрал в прокате около больше $17 млн. и побил самого «Властелина колец». Такого кассового успеха не добивался ни один отечественный фильм.

Краткое содержание

Начинается действо с эпичной битвы древних времен. Закадровый голос говорит о том, что на Земле веками существовали Воины Света, очищающие мир от разной нечисти. Но вдруг им преградили путь Воины Тьмы. Вот тогда и начался самый кровавый и жуткий бой. Когда стало понятно, что никто не уступит, великий Гесер остановил беспощадное кровопролитие. Силы Света и Тьмы заключили священный Договор о перемирии. И были созданы Дневной и Ночной Дозоры, чтобы никто не смел этот договор нарушить.

Константин Хабенский
Исполнитель главной роли Антона Городецкого в фильме – Константин Хабенский. Кадр из фильма.

И вот время плавно перетекает в современность. Чья-то рука нажимает кнопку дверного звонка в подъезде. Голос за кадром продолжает речь: «Но спустя тысячу лет придет Великий Иной, вставший на сторону Зла, и тогда мир снова погрузится во Тьму». На экране возникает надпись «Москва, 1992 год». Зритель переносится в постсоветскую Россию, старый, обшарпанный подъезд. Молодой человек позвонил в дверь к старушке, протянул ей какую-то фотографию. Все это поначалу кажется странным, но уже через пару минут все становится ясно.

Старушка — местная колдунья, коих в 90-е годы в Москве было пруд-пруди. Парень пришел к ней с просьбой — вернуть свою жену, сбежавшую с любовником. Его зовут Антон Городецкий (Константин Хабенский), и колдунья, взглянув на фото, рассказывает всю его историю. Любил жену, заботился, а она сбежала. Между тем, герой бродит по комнате, выглядывает в окно. Внизу стоит машина «Горсвет», около нее сидят люди в спецодежде. Этот кадр будет иметь большое значение позже.

Колдунью зовут Дарья Шульц (Римма Маркова), и она вовсе не аферистка. Она действительно обладает темным даром. Женщина сообщает Антону, что его жена беременна от любовника. Она предлагает ему провести обряд, чтобы убить младенца. Только так, по ее словам, можно будет вернуть любимую обратно. Она начинает читать заклинание с непонятным смыслом, и зритель видит жену Антона на корабле. Ее пронизывает острая боль, она падает и начинает кричать.

Римма Маркова
Римма Маркова сыграла роль колдуньи Дарьи Шульц. Кадр из фильма.

Между тем, комната колдуньи наполняется непонятными насекомыми, кто-то неведомый валит ее на пол и скручивает руки. Антон видит каких-то людей, которые не дают ведьме закончить свой темный обряд. Он вдруг спрашивает: «А кто вы такие?». «Ловцам» становится ясно, что Антон связан с потусторонними силами, ведь обычные люди не могут их видеть. На экране появляется надпись «12 лет спустя».

В бассейне плавает мальчик-подросток. Вдруг у него начинает идти кровь из носа, и какой-то голос шепчет ему на ухо: «Приходи. Я жду». Сюжет переносится в темную комнату, где на кровати лежит Антон Городецкий. Вокруг хлам, залитые кровью бумаги. Голос по телефону сообщает ему: «Мы его засекли. Он идет на зов. Ты чувствуешь что-нибудь?» Затем тот же голос дает объяснение Антону (а, по сути, самому зрителю), что некто идет на зов крови, его манит кровотечение. Тут же показан тот самый подросток из бассейна. Он идет по улице, как под гипнозом. Звучит голос в трубке: «Только не упусти его».

Антон в переполненном метро находит загадочного подростка и начинает его преследовать. В заброшенном здании они встречаются, но вдруг на Антона нападает жуткое существо с зубами вампира. Тот лишь успевает крикнуть: «Мальчик, беги!». В ходе битвы с нечистью Антон победил, но сильно ранен. Его привозят к руководителю организации Гесеру (Владимир Меньшов), который лично оперирует больного. Затем он проникает в воспоминания Антона и видит, что тот обнаружил воронку проклятия. Гесер собирает всех сотрудников у себя.

Владимир Меньшов
Алексей Маклаков в роли Семена, водителя из Горсовета, и Владимир Меньшов в роли Гесера. Кадр из фильма.

Тем временем зритель переносится на концерт, на сцене Жанна Фриске. Вдруг в перерыве у нее звонит телефон, некий мужчина сообщает, что им пора ехать. По дороге он объясняет: «Твоего парикмахера Андрея убили. Теперь надо искать его девчонку Ларису. Он не удержался, куснул ее. Теперь он помер, а у нее голод». Героиня Фриске — ведьма Алиса. Она находит Ларису, выставив из окна машины банку с кровью.

Гесер снова объявляет общий сбор «ловцов» зла. Он говорит, что обнаружено проклятье — самое сильное за последние 180 лет. Объект — Светлана Назарова (Мария Порошина). К Антону Городецкому прилетает сова и перевоплощается в девушку. Это колдунья Ольга (Галина Тюнина). Она спрашивает Антона, где его бывшая жена, тот отвечает: «Не знаю. 12 лет прошло». И сразу же зритель видит того самого мальчика с мамой у себя дома. Женщина и есть Ирина (Мария Миронова) — бывшая супруга Антона. Мальчик — ее сын Егор (Дмитрий Мартынов), которого она по вине главного героя чуть не потеряла 12 лет назад.

Матери пора на работу в ночную смену, она не знает, с кем оставить сына. В итоге он остается один. Вампирша — девушка убитого Андрея — уже нашла его и стоит под дверью. Антон и Ольга (бывшая сова) спешат на помощь Егору. Им удается отбить ребенка у нечисти. Они объясняют Егору, что он — другой, не такой, как все. И тут Антон видит у мальчика фото своей бывшей жены. На его вопрос «кто это?» Егор отвечает: «Мама».

Дмитрий Мартынов
Дмитрий Мартынов в роли Егора. Кадр из фильма.

Ведьма Алиса звонит Завулону (Виктор Вержбицкий) — начальнику Дневного Дозора. Она сообщает, что воронка сейчас откроется, а Антон все еще с ребенком. Тем временем сотрудники Ночного Дозора отслеживают состояние воронки. Антон находит в компьютере досье на себя, из которого узнает, что Егор — его сын.

Все понимают, что проклятье лежит на Светлане Назаровой, но не ясно, кто ее проклял. Нужно найти этого человека, только это имеет смысл, чтобы воронка закрылась. Антон идет к Светлане, беседует с ней и выясняет, что женщина корит себя за то, что не захотела спасти свою мать от гибели. Она сама себя прокляла за это. Как только Светлана выкрикивает: «Будь я проклята!», воронка закрывается. И тут Антону по телефону сообщают, что Егора схватила Лариса и требует привести к ней убийцу Андрея.

Антон встречается с вампиршей Ларисой на крыше. Она держит Егора и направляется с ним к краю. В лифте к ним, проломив кровлю, вылетает Завулон. Начинается его финальная битва с Антоном. И когда Темный Лорд уже почти побеждает, Антон хватает нож и замахивается, но перед ним возникает Егор. Завулон успевает схватить его за руку, мальчик спрашивает Антона: «Ты хотел меня убить?».

Ведьма Алиса достает бумагу и читает: «Согласно протоколу задержания Антона Городецкого, он заключил договор с колдуньей. Он попросил ее умертвить плод в чреве своей жены Ирины Петровой». Егор повторяет уже утвердительно: «Значит, ты хотел меня убить».

Он решает перейти на сторону зла и остаться с Завулоном и Алисой. В финале Завулон говорит: «Этому мальчику изначально было суждено стать великим. Но великим Темным его сделал ты. И ты уже не сможешь это изменить».

Смысл фильма «Ночной дозор»

Суть фильма «Ночной дозор» в том, что жизнь может быть не такой очевидно простой, как кажется. И среди обыденных вещей всегда может прятаться как зло, так и добро, способное повлиять на дальнейший ход истории. Герой Хабенского хотя и задумывался носителем добра, был изначально запятнан злом. Так же, как многие злые герои не так уж плохи и заслуживают сочувствия.

Атмосфера Тьмы и Света

В фильме описание событий дополняется соответствующими картинками: серые улицы, обшарпанные здания, вокруг чаще всего ночь, цвета приглушены. Из этого складывается особый стиль, ощущение напряженности, борьбы. Хотя окружающие люди — простые жители Москвы — наверняка этого не замечают. Вампиры показаны гротескными, а Светлые маги — обыденными и тусклыми. Это не ангелы в белом, а простые электрики в робах.

Локация фильма

Фильм балансирует между приземленной обыденностью и чистой мифологией. Многие сюжетные мотивы заимствованы из второй части — сказочные персонажи, борьба зла с добром, экзистенциальный раскол внутри главного героя. Первая часть имеет скрытый социальный подтекст, особый смысл и изображена нарочито реалистично.

Жанна Фриске
Жанна Фриске в роли Алисы Донниковой. Кадр из фильма.

В написании сценария участвовал сам Сергей Лукьяненко, и он после просмотра фильма признался: «За счет работы оператора, неожиданного ракурса, без всяких эффектов я вдруг увидел совершенно другую Москву. Хотя я прекрасно знаю район ВДНХ, я почувствовал, что это какой-то огромный неведомый мегаполис. Возник город вне места и времени». Это то, чего и хотел добиться Бекмамбетов.

Добро и зло внутри нас

О том, что добро и зло есть в каждом человеке, состоит ключевая идея фильма. Раскрывается она метафорично, через постоянное противостояние темных и светлых сил. Борьба эта не прекратится, пока жив род людской, ведь силы их равны. Через образ главного героя это противостояние передано особенно ярко. В герое Хабенского есть и свет, и тьма, как и внутри любого на земле. И то, содержание какой нашей стороны победит, зависит от каждого из нас.

"Ночной дозор" действительно шедевр?
Конечно да.
66.67%
Он переоценен. Фильм спасли спецэффекты и актерский состав. В остальном ничего особенного.
9.09%
Разве что на фоне безрыбья отечественного кинематографа 2000-х. Сейчас фильм смотрится довольно бледно.
24.24%
Проголосовало: 33

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.