Реинкарнация, бессмертие и свобода в фильме-головоломке «Облачный атлас»

Облачный атлас Смысл фильма
Автор статьи
Серафима Вишняк
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Люблю искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишу странные сказки, обожаю сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Страна: США, Германия, Гонконг, Сингапур

Жанр: фантастика, драма

Год производства: 2012

Режиссер: Лана Вачовски, Лилли Вачовски, Том Тыквер

Актеры: Том Хэнкс, Холли Берри, Джим Бродбент

“Облачный атлас” – это фильм-головоломка, недооцененный как критиками, так и зрителями.

Смысл фильма “Облачный атлас” (Cloud Atlas) – в том, что во все времена движение человечества вперед обусловлено жаждой свободы и знаний. Это фильм о том, что жизнь бесконечна, а любовь и свобода – важнейшие человеческие ценности во все времена.

О чем фильм

Краткое содержание картины. Фильм “Облачный атлас” снят по одноименной книге Дэвида Митчелла. Произведение включает в себя шесть историй.

Том Хэнкс
Том Хэнкс в ролях Генри Гуза, портье, Айзека Сакса, Дермота Хоггинса, актера и Захри Бейли. Кадр из фильма.

В книге каждая история делится пополам, и сюжетные линии героев «Облачного атласа» в конце сходятся.

Автор последовательно рассказывает начало первых пяти историй. Шестая история рассказывается целиком. Потом, в обратном порядке рассказываются оставшиеся части первых пяти новелл.

Идея Дэвида Митчелла заключалась в том, что каждый герой – это одна и та же душа, которая каждую эпоху имеет новые воплощения. Одна из центральных тем его романа – тема переселения душ. Фильм “Облачный атлас” выстроен по-другому. Все истории рассказываются нам параллельно. При этом внимательный зритель может увидеть прямые переклички тем и сюжетов. К сожалению, из-за этого теряется идея перевоплощения одной конкретной души.

В картине таких душ несколько. Создатели фильма достаточно изобретательно подошли к тому, как показать их перерождение: одни и те же актеры играют сразу несколько персонажей. Есть кое-что, что их объединяет: это родимое пятно в виде кометы. Все герои – бунтари, идущие наперекор системе.

В отдельности каждая из шести историй выглядит довольно банально. Нам показаны: классическая антиутопия, пародия на викторианский роман, постапокалипсис, политический триллер и комедия абсурда. В каждой из новелл – предсказуемый набор штампов и клише. Но не стоит рассматривать их отдельно, смысл заключается в создании общей картины.

Истории персонажей

В первой истории говорится о том, как молодой человек по имени Адам Юинг, типичный житель 19 столетия, отправился в путешествие. В поездке чуть было не произошла трагедия: его попытались отравить. Спас юношу беглый раб, которому тот также оказал важную услугу.

Адам Юинг
Адам Юинг со своей женой, Тильдой Юинг. Роли исполнили Джим Стёрджесс и Пэ Ду На. Кадр из фильма.

Главный герой второй новеллы – Роберт Фробишер, молодой композитор, живущий и работающий в 20 веке. Он работает над симфонией под названием “Облачный атлас” и в конце концов сводит счеты с жизнью.

В третьей истории рассказывается об опасном журналистском расследовании, в ходе которого за главной героиней, которая слишком близко подобралась к правде, охотится наемный убийца.

В четвертой новелле говорится о Тимоти Кэвендише, отправленном собственным братом в страшный дом престарелых. Герой нашел единомышленников и успешно сбежал.

Пятая история повествует о девушке, которая волей судьбы стала символом сопротивления людей, уставших от тоталитаризма.

В шестой новелле описывается жизнь пастуха Захри Бейли. Однажды Захри встречает чужестранку и помогает ей вопреки всем запретам.

В конце картины один из героев рассказывает внукам историю своей жизни. Объяснение концовки такое: жизнь бесконечна, смерти нет, а любовь и свобода – важнейшие человеческие ценности во все времена.

Расшифровка сюжета

Существует несколько трактовок фильма “Облачный атлас”. По мнению многих, главная идея фильма – идея о переселении душ.

Все истории рассказывают о любви, жертве, свободе, а также о границах и последствиях этой свободы. Говорится в них и о революции духа – и о том, что она невозможна без самопожертвования.

А еще в каждой новелле рассматривается вопрос времени. По сути, время – это река, которая течет сразу во все стороны. Это стихия, и обуздать (тем более — победить) ее невозможно. Время накатывает волнами, разрушает и сохраняет, уничтожает и вновь восстанавливает. И нет никакого будущего, как и прошлого – а есть только “здесь и сейчас”.

В “Облачном атласе” также присутствует идея выбора как фундаментальной основы всего сущего. Каждый герой картины делает этот выбор не единожды. И этот выбор определяет развитие дальнейшее нашей жизни (а кто верит в реинкарнацию — жизней). Таким образом, осознанное отношение к выбору – ключ ко всему. Своим выбором мы творим реальность.

В первой новелле рассказывается о свободе выбора и о принесении в жертву прежних убеждений. Во второй истории рассказывается о свободе в искусстве и о выборе того, как распорядиться своим даром.

В новелле о журналистском расследовании говорится о том, как важно (и как страшно) порой выбирать правду. В истории о каннибалах говорится о том, как важно сделать выбор между своими демонами и чем-то важным и ценным.

Идея реинкарнации

Во многих разборах и рецензиях говорится о том, что смысл содержания фильма “Облачный атлас” заключается в том, что реинкарнация существует.

Бессмертные души персонажей картины воплощаются в разных эпохах. Кроме героев с родимым пятном, мы видим других персонажей, которые в каждой эпохе являются антагонистами. Очевидно, что они воплощение одной и той же души.

реинкарнация
Реинкарнация героев в исполнении Пэ Ду-на и Джима Стёрджесса. Кадр из фильма.

Проблема реинкарнации души рассматривалась еще философами древней Греции. Например, Пифагор рассказывал о своих предыдущих воплощениях. Платон же сформировал целое учение. Согласно Платону, душа бессмертна, и находится она в особом пространстве мира идей, откуда воплощается в конкретных телах. Душа обладает полнотой знаний, но перед воплощением выпивает из реки забвения. Воплотившись в новом теле, она ничего не помнит.

Бессмертие души признавал и Кант. Однако он отказал человеческому разуму в возможности доказать это. После Канта к этой теме обращались Гёте и Шопенгауэр.

О чем говорит музыка

В фильме “Облачный Атлас” очень ярко отражается идея о роли музыки как носителе информации или как об определенном коде. Именно поэтому воплощается идея построения книги и фильма вокруг музыкального произведения, которое проходит сквозь судьбы людей и время.

Автор книги Дэвид Митчелл вдохновился реальным одноименным музыкальным творением “Облачный атлас” японского композитора Тоси Итиянаги (первый муж Йоко Оно). А вот сикстет для фильма сочинил Том Тыквер.

Идея бессмертия

В фильме “Облачный атлас” речь также идет о творческом бессмертии. Главный пример, разумеется, – это симфония “Облачный атлас”.

композитор
Бен Уишоу в роли Роберта Фробишера, начинающего композитора. Кадр из фильма.

Музыка, написанная Робертом Фробишером, присутствует в каждой новелле. Творчеством является не только это, но и письма, и записи, и даже устный рассказ старого Захри. Смысл заключается в том, что человек-творец априори бессмертен.

Идея свободы

Одна из ключевых фраз фильма – жутковатая присказка “В один присест сильный слабого съест”. Этот рефрен сквозной линией проходит через все истории.

В каждой новелле воплощается идея борьбы слабого и сильного. Это и старики, взбунтовавшиеся против злой медсестры (не является ли эта новелла своеобразной пародией на “Пролетая над гнездом кукушки”?), и жители долины, выступившие против каннибалов.

Смысл в том, что в каждой истории слабые берут верх. Например, Адам, спасенный беглым рабом, присоединяется к аболиционистам. Смелая журналистка Луиза побеждает наемного убийцу. Кавендиш совершает побег из дома престарелых, который больше напоминает тюрьму. Сонми-451 (героиня пятой истории) погибает в финале, но при этом становится основоположницей новой, гораздо более гуманной идеи.

Все антагонисты утверждают, что в основе всего сущего находится порядок. Этому порядку противопоставляется желание свободы.

Порядок (или закон) – это норма, принятая в конкретном в обществе. Она не предполагает никакого сопротивления. Объяснение этому можно найти в философии гностицизма. Это особый вид позднеантичной мысли, балансирующий между античным учением и христианством. Во главе угла находится понятие “гнозиса”, или знания. По мнению гностиков, познание – это единственный путь спасения души. Гностик уверен, что мир — одна большая тюрьма, а ключ, позволяющий выбраться, – это  знание.

Хью Грант в последней части фильма
Хью Грант в роли вождя племени Конов. Кадр из фильма.

По сути, “гносиологическую гнусность” совершают все персонажи фильма. Каждый из них чувствует себя словно в тюрьме, и ее законы чужды для него. Истина, которую обнаруживают герои, заключается в том, что каждый человек имеет возможность познать истину мира. Поняв его порочность, он может изменить его.

Скрытый смысл картины и ее разгадка, которую зритель получает ближе к финалу, заключается в том, что у каждого человека есть исключительная власть над миром, и он может повлиять на события мировой истории. А главная идея фильма “Облачный атлас” – освобождающая сила знания.

Иной взгляд

Суть фильма “Облачный атлас” заключается в том, что во все времена есть и будут люди, похожие на героев картины. Пережив страх и несправедливость, они всегда будут стремиться изменить мир к лучшему.

Теория реинкарнации в этом фильме вызывает немало вопросов. Режиссеры не смогли дать внятный ответ о связи судеб героев в их разных воплощениях. Нет ответа и на то, как прошлая жизнь повлияла на настоящую, и каким образом настоящая жизнь повлияет на будущую.

По всей видимости, ответ на то, есть ли цель у переселения душ в этой картине, и в чем она заключается, зрителю также придется искать самостоятельно.

Так все-таки герои фильма - это одна и та же душа или разные?
Одна и та же
55.56%
Разные
33.33%
Так и не понял
11.11%
Другое (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 9

Добавить комментарий

Adblock
detector