Советская интеллигенция, самоцензура и другие неожиданные смыслы фильма «Обыкновенное чудо»

кадр из фильма Смысл фильма

Жанр: сказка, комедия, музыкальный фильм

Год производства: 1978

Режиссер: Марк Захаров

Актеры: Александр Абдулов, Евгения Симонова, Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов

Содержание и смысл фильма «Обыкновенное чудо», основанного на одноименной пьесе Евгения Шварца, отличаются простотой и глубиной одновременно. Что такое любовь и на что можно пойти ради нее? Какой она должна быть – романтической или жертвенной?

Марка Захарова не раз обвиняли в том, что он снимает кино, “понятное только ему самому” и ничего не объясняет зрителям. Действительно, именитый режиссер ничего не говорит прямо. Он хочет, чтобы зрители сами искали ответы на вопросы – и думали.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Обыкновенное чудо”. В центре сюжета находится бессмертный Волшебник, женатый на обычной женщине. Чтобы развлечь себя и ее, он сочиняет сказки. Придуманные им персонажи оживают, приходят к нему и живут своей жизнью. Так было всегда – до тех пор, пока Волшебнику не захотелось сочинить нечто особенное.

волшебник и его обычная жена
Олег Янковский исполнил роль волшебника, Ирина Купченко в роли его обычной жены. Кадр из фильма.

И он придумал “сказку наоборот”. Он превратил дикого лесного медведя в человека. Согласно его решению, человек снова станет зверем, когда встретит принцессу и та подарит ему нежный поцелуй. Его жене, впрочем, эта сказка не очень понравилась. Испытывая искреннее сочувствие к героям истории, она решила внести в нее свою лепту…

Основные события картины начинаются с того, что красивый молодой человек, бывший некогда медведем, встречает в доме Волшебника девушку и практически сразу влюбляется в нее. Его чувства оказываются взаимны, но к своему ужасу он узнает, что эта девушка – принцесса. Это Волшебник подстроил так, чтобы король, который проезжал мимо его усадьбы вместе с дочерью и свитой, свернул к ней в тот момент, когда там находился Медведь.

Девушка, находящаяся в глубоком конфликте с отцом, захотела поцеловать юношу, но тот, прекрасно зная о своей участи – превратиться на ее глазах в страшного зверя – убежал.

Возмущенная принцесса, переодевшись в мужскую одежду, отправляется за ним. Разными дорогами они доходят до трактира “Эмилия”, названного так его владельцем, трактирщиком Эмилем, в честь своей первой любви. В одной из фрейлин принцессы трактирщик узнает свою Эмилию. После бурного выяснения отношений они решают помочь Медведю и принцессе воссоединиться.

Вконец рассорившись со своим возлюбленным, принцесса принимает решение выйти замуж за первого встречного. Таковым оказывается министр-администратор, карьерист и прощелыга, который совсем даже не влюблен в принцессу – его привлекают власть и связанные с ней возможности…

Объяснение концовки

Ближе к концу фильма отчаявшийся Медведь решает рассказать принцессе о причине своего поведения. Расстроившись, девушка навсегда прощается с ним. Когда все разъезжаются, в трактире остаются только Медведь, Охотник, который все это время шел по его следу и появившийся словно из ниоткуда Волшебник. Он говорит опечаленному разлукой юноше, что тот – трус. Если бы он действительно любил принцессу, то ради нее мог бы пожертвовать человеческим обликом.

Вспыхнув, Медведь заключает с Охотником договор: если после поцелуя принцессы произойдет превращение, меткий стрелок тут же убьет зверя.

С тех пор проходит несколько лет. Король устранился от дел, страной правит министр-администратор, а несчастная девушка, до которой никому нет дела, умирает от тоски по возлюбленному.

В день смерти принцессы в дом Волшебника приходят Медведь и Охотник. Юноша целует принцессу, но в зверя не превращается. По словам Волшебника, который тоже был свидетелем этого, произошло “обыкновенное чудо”. В финале сказочные персонажи покидают дом Волшебника, который оказывается только декорацией. Она сгорает, а создатель и виновник всего произошедшего остается один.

Леонов
Евгений Леонов исполнил роль короля. Кадр из фильма.

Чтобы понять смысл концовки фильма «Обыкновенное чудо», нужно разобраться с тем, кто такой Волшебник. Согласно распространенной трактовке, он творец, создатель истории. Он сочинил грустную сказку, но герои не пожелали быть марионетками. Они стали жить своей жизнью и создали собственную историю.

Вероятно, объяснение концовки здесь достаточно простое: придуманные персонажи стали людьми, со своими желаниями и чувствами. Им достаточно было полюбить по-настоящему.  Но чудеса может творить только жертвенная любовь, когда любящий ничего не ожидает получить взамен. Юноша готов был снова стать медведем – и именно в этот момент он стал настоящим человеком. В этом и заключается смысл “обыкновенного чуда”…

Смысл фильма

Все началось с волшебной пьесы Евгения Шварца – замечательного драматурга, пишущего не-детские сказки со скрытым смыслом. Потом в середине 60-х Эраст Гарин сделал достаточно милую экранизацию, однако настоящую жизнь эта история получила только после того, как ей заинтересовался Марк Захаров.

Главная идея картины Гарина заключается в развитии линии Медведя и Принцессы. Его Волшебник – классический архетип “волшебного помощника”, помогающий влюбленным соединиться. Остальные персонажи, при всей их яркости, играют роль античного хора – то есть они нужны Гарину для того, чтобы помогать развиваться любовной линии, которая главенствует в его картине безраздельно.

“Обыкновенное чудо” Марка Захарова – фильм многогранный и многослойный. В своих разборах зрители отмечают, что его лента, при всей ее специфике, ближе к оригиналу. И действительно, в захаровской постановке на фоне нарочито сказочной фантасмагоричности присутствует едва уловимая лирическая проза жизни, которая тесно соседствует с художественным вымыслом.

Евгения Симонова
Роль принцессы исполнила Евгения Симонова. Кадр из фильма.

В самом начале “Обыкновенного чуда” 1978 г. появляется сюрреалистическая панорама, которая иллюстрирует творческий процесс, который идет в голове у сказочника-Волшебника. Затем, после слов “Здравствуй, жена”, появляется его супруга и следует начало их диалога, во время которого они не произносят ни слова. Потом диалог повторяется снова, но герои уже начинают его проговаривать. Это яркое отображение того, как из хаоса идей постепенно начинает складываться настоящее произведение.

Возвращаясь к обеим экранизациям пьесы Шварца. Суть фильма Эраста Гарина – в детском взгляде на взрослых. Захаровская лента – настоящая интеллектуальная драма, ее герои – обычные по сути люди. Кто-то из них верен своим идеалам, кто-то постоянно сомневается в них. А кто-то просто предает своего “внутреннего ребенка”.

Если у Гарина главными персонажами являются Медведь и Принцесса, то в фильме 1978 года на первый план выходит Волшебник, отражавший мысли, проекции, сокровенные мечты и чаяния пресловутого советского интеллигента. Ведь в 60-70-х годах очень многие впадали в творческий эскапизм, перенося типовую советскую повседневность в уникальный, самостоятельно созданный мир.

Если вдуматься и более внимательно посмотреть на Волшебника, можно увидеть в нем черты настоящего демиурга. Нет, он не Бог, как можно было бы подумать (будь он таковым, он бы и жену свою сделал бессмертной. Но он очевидно этого не может и тоскует от того, что она однажды оставит его), но творец в духовном смысле. Он придумал персонажей и поместил их в определенные обстоятельства. А те в моменты накала страстей проявляли свойства и черты, присущие ему самому.

Весьма интересной кажется жена Волшебника-творца. Пытаясь хоть как-то помочь Медведю и Принцессе, она противодействует мужу. С учетом того, что ей изначально сильно не нравилось то, что происходит, можно предположить, что она символизирует совесть творца – или даже самоцензуру.

Александр Абдулов
Александр Абдулов исполнил роль медведя. Кадр из фильма.

Впрочем, у Волшебника есть и нечто общее с усредненным античным божеством. Он кто-то вроде трикстера, который тем не менее считает себя хозяином поднебесного мира. Но вот он сталкивается с какой-то более мощной силой… Можно предположить, что Шварц, а за ним и Захаров, размыкает античную трагедию и дает ей христианское разрешение.

Одной из ключевых проблем и советского прошлого, и современности является совмещение рациональности взрослой жизни и “внутреннего ребенка”, который способен жить даже в очень пожилом и серьезном человеке. Решить ее никак нельзя, потому что совместить трогательную, почти идеалистическую детско-юношескую фантазию с жесткими рамками капиталистических отношений практически невозможно. Понимая это, многие прячут своего “внутреннего ребенка” подальше – и нередко впадают на этом фоне в депрессию: некоторые зрители считают, что финальная мизансцена с одинокой фигурой Волшебника на фоне горящей декорации символизирует творческий крах и последующий за ним творческий и личностный кризис.

Именно эта проблема волнует Марка Захарова, а не сюжет. Главным средством и предметом повествования в его картине является сила фантазии, которая настолько могущественна, что сопротивляться ей невозможно. Если у Эраста Горина Принцесса появляется просто так, то в захаровской ленте речь идет практически о пигмалионовском оживлении, то есть о чуде. Впрочем, у воплощенной фантазии есть своя цена. Чуть позже Захаров снова вернется к этой теме – и посмотрит на нее более скептически, почти пессимистически.

Казалось бы, “Обыкновенное чудо” заканчивается хорошо – смысл финальной сцены и вообще всей ленты заключается в том, что любовь прошла все испытания и победила. Однако здесь не так все радужно.

беседа в сказке
Екатерина Васильева в роли Эмилии, Андрей Миронов в роли министра, Евгений Леонов в роли короля. Кадр из фильма.

Чтобы понять это, нужно обратить внимание на небольшой эпизод в самом начале картины. Там Король рассказывает о конфликте с дочерью, который начался с ее удивленных слов: “Папа сказал неправду”. Ложь Короля, абсолютно незаметная и нормальная для обычного взрослого человека, нетерпима в глазах юной Принцессы. Его лживые слова разрушили весь ее идеалистический мир, поставили под удар его авторитет, легитимность власти и порядок в государстве.

Радикализм взбунтовавшейся Принцессы, верность чистым идеалам и полное отрицание лжи – и есть та высокая цена “Обыкновенного чуда”. В итоге любовь торжествует, но гибнет государство. В тексте Шварца оно гибнет вместе с Королем.

Кстати, Король – достаточно глубокая фигура. По мнению некоторых зрителей, этот образ символизирует вечную проблему отношений интеллигенции и власти. Существует интересный исторический анекдот. Один из первых отечественных интеллигентов, основатель славянофильства Алексей Степанович Хомяков разочаровался в католицизме, обнаружив опечатку в папской булле. Вот тоже забавный, но парадигматический случай: Папа написал неправду!..

В тексте Шварца и в фильме Захарова Волшебник пытается сделать реальность соответствующей его воображению. Так человек, неспособный понять, где заканчивается фантазия и начинается реальность, считает, что все разумное должно стать действительным. Однако нельзя на самом деле щелчком пальцев превратить Короля в облачко. Как не раз высказывался сам Захаров в своих следующих картинах – здесь, к сожалению, все гораздо сложнее.

обескураженные лица
Андрей Леонов в роли ученика охотника, Всеволод Ларионов в роли охотника, Юрий Соломин в роли трактирщика. Кадр из фильма.
Режиссер долго не мог определиться с актрисой на роль Принцессы. Зрители до сих пор спорят, удачным ли выбором была Симонова. Ваше мнение?
Да. Тонкая, трогательная, нежная и при этом с внутренним стержнем.
81.04%
Нет. Странный выбор.
16.73%
Другое (напишу в комментариях).
2.23%
Проголосовало: 538

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Обыкновенное чудо”:

  • “Тот самый Мюнхгаузен” (СССР, 1979 год). Барон Мюнхгаузен троллит общество. В ответ оно всячески пытается изничтожить его.
  • “Формула любви” (СССР, 1984 год). Приехавший в Россию граф Джузеппе Калиостро влюбляется в юную Машу и пытается добиться от нее взаимности. Но та отдает свое сердце обычному юноше.
  • “Чародеи” (СССР, 1982 год). Фильм основан на повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. Сотрудники института “НУИНУ” пытаются изобрести волшебную палочку. Но в один момент что-то идет не так.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ольга С.

    Спасибо за разбор, интересно! Я и не знала, что Гарин тоже экранизировал “Обыкновенное чудо”, собираюсь посмотреть.

    Ответить
  2. Игорь

    У меня после просмотра фильма сложилось впечатление, что волшебник это писатель, который написал сказку. И весь фильм это процесс ее создания. Он постоянно пишет что-то, говорит, что он бессмертный (а произведения живут после смерти автора). Персонажи выходят у него сложные, как у любого писателя, не с первого раза. Он сомневается сам в них, задумывая первоначально возможно иными, но, развивая сюжет своей сказки, они у него меняются. И конечная сцена показывает, что всё вокруг декорация, это вымышленный мир, а не настоящий.

    Ответить