Что на самом деле произошло с Дэвидом в фильме «Однажды в Америке»

Однажды в Америке Смысл фильма

Жанр: драма, криминал, экранизация

Год производства: 1983

Режиссер: Серджио Леоне

Актеры: Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн

Слоган: «Будучи мальчиками, они договорились поделиться своим состоянием, своими жизнями, своими творениями. Будучи мужчинами, они разделяли мечту подняться из нищеты к власти. Они создали империю, построенную на жадности, насилии и предательстве. Их мечта закончится как тайна, которая отказывается умирать»

Награды и номинации: В 1985 году картина получила две номинации на “Золотой глобус”

Когда мир увидел “Крестного отца”, Серджио Леоне понял, что сюжет и смысл фильма «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America), идея которого у него наконец-то созрела к этому времени, будут базироваться на совершенно иных принципах. По признанию режиссера, он много лет мечтал развенчать один из главных киномифов Голливуда, с 20-х годов ХХ века изображающего гангстеров как неплохих и по-своему благородных парней. Его четырехчасовая картина получилась мрачной и жесткой. Она мастерски полемизирует с копполовской дилогией и в отличие от нее смело говорит о том, что в мире криминала нет никакой романтики.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Однажды в Америке”. В центре сюжета – Дэвид Ааронсон. Более тридцати лет назад он был гангстером, но потом, желая освободиться от криминального прошлого, переехал из Нижнего Ист-Сайда в другой район Нью-Йорка.

Вскоре ему приходит сообщение о том, что старое кладбище, на котором покоятся его друзья, собираются сносить. Неизвестный, приславший Дэвиду письмо, просит перенести могилы дорогих ему людей. Ааронсон понимает, что прошлое, от которого он так долго убегал, настигло его.

Роберт Де Ниро
Роберт Де Ниро исполнил роль Дэвида Ааронсона. Кадр из фильма.

Он возвращается в родной квартал и с удивлением обнаруживает, что могилы его друзей уже перенесены на другое кладбище. Зайдя в большой склеп, он видит мемориальную табличку. Ознакомившись с ней, он с удивлением узнает, что склеп построил он сам. Недоумевающий и несколько напуганный, Дэвид обнаруживает ключ от ячейки вокзальной камеры хранения… и сдается в плен нахлынувшим воспоминаниям.

1920 год, еврейский квартал Нью-Йорка. Тогда Дэвид был еще не мистром Ааронсоном, а парнем по прозвищу Лапша. Вместе с друзьями – Максимилианом Берковичем, Патриком Голдбергом, Филиппом Штейном и малышом Домиником он воровал, грабил и проворачивал опасные аферы. С Максимилианом (Максом) они были большими друзьями.

Достаточно скоро подростковую банду примечают члены организованной преступной группировки. Еще чуть позже ребята спасают контрабанду алкоголя и получают первый серьезный куш. У парней появляются и первые враги, самым изощренным из которых является преступник по прозвищу Багси.

В одной из стычек Багси убивает Доминика, самого младшего члена банды. Решая отомстить за друга, Лапша закалывает врага ножом и тяжело ранит подоспевшего полицейского. После этого юноша на десять лет отправляется в тюрьму.

Выйдя на волю в 1930 году, Лапша сталкивается с новой реальностью – в стране царит сухой закон. Впрочем, это не мешает его банде преуспевать – она контролирует подпольное питейное заведение. С огромный удовольствием Лапша возвращается в опасный криминальный мир. Спустя время группировка приобретает влияние в квартале, и поддержкой преступников пытаются заручиться политики. Лапше это не нравится, но Максу, по его словам, надоело плавать в мелкой воде – ему хочется большего. На этой почве друзья всерьез ссорятся.

Джеймс Вудс
Роль Макса сыграл Джеймс Вудс. Кадр из фильма.

А еще Макс мечтает ограбить Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Лапша, прекрасно понимая, что друга малость занесло, решается на предательство. Чтобы спасти друзей от смерти в перестрелке, он сдает их всех полиции.

На следующий день в газетах появляется сообщение о том, что Макс и остальные члены группировки погибли в стычке с полицейскими, а тело предводителя обгорело до неузнаваемости. После этого за Лапшой начинают охотиться неизвестные. Он скрывается в китайском квартале и, столкнувшись там с одним из преследователей, убивает его и забирает с собой ключ от тайника, в котором они с друзьями хранили “общак”. Добравшись до ячейки, Лапша с ужасом обнаруживает, что вместо денег там лежат только старые газеты. Всерьез испугавшись, он покидает Нью Йорк на тридцать пять лет…

Находясь в склепе, пожилой Лапша вспоминает и свою давнюю любовь, Дебору. Они познакомились, когда оба были подростками. Он влюбился в нее моментально, и она ответила на его чувства, однако их отношения не складывались. Девушке хотелось выбраться из темного мира, в котором она находилась, а Лапша знать не знал другой жизни – улица была смыслом его существования. Свои чувства они пронесли через всю жизнь, однако вместе быть им было не суждено – Дебора не только любила, но и боялась гангстера. Желая быть актрисой, она не раз говорила ему, что хочет уехать. Однажды, понимая, что теряет любимую девушку, обезумевший Лапша взял ее силой…

Стряхнув с себя воспоминания, Дэвид берет ключ, едет к старинному тайнику и обнаруживает чемодан с большой суммой денег. Там же лежит записка, в которой человек, называющий себя министром Бейли, сообщает, что нанимает его и обещает заплатить еще больше.

Элизабет Макговерн
Элизабет Макговерн в роли Деборы. Кадр из фильма.

Понимая, что с ним играют, Лапша находит женщину, с которой когда-то встречался Макс. Она говорит ему о том, что сумасбродное ограбление Федерального резервного банка было только частью “хитрого плана” Макса. По ее словам, он не хотел больше жить и осознанно спровоцировал столкновение с полицией. Во время этого, очень тяжелого для него разговора, Лапша увидел на стене фотографию, изображающую некоего важного господина и Дебору.

Лапша находит ее и узнает, что она все-таки стала актрисой. Своей карьерой она обязана покровителю, министру торговли Бейли, от которого имеет сына Дэвида. Чуть позже Лапша встречается с молодым человеком и понимает, что тот как две капли воды похож на Макса…

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма “Однажды в Америке”. Ближе к финалу Лапша находит “министра Бейли”, который на самом деле является Максом, и встречается с ним. Старый друг подтверждает: много лет назад он, которому до смерти надоела улица, действительно предал друзей и провернул эту аферу с ограблением. Потом он украл “общак”, легализовался и начал новую жизнь как министр Бейли.

Однако прошлое неотступно преследовало его и в конце-концов настигло. Он находится под следствием, его преследуют конкуренты. Не желая играть по навязанным ему правилам, он решил уйти от ответственности, повторив тот же номер, что и в молодости, но на сей раз – по настоящему. Он нанял Лапшу для того, чтобы тот убил его. Смысл в том, что таким образом он хочет искупить свою вину перед Лапшой: ведь из-за него все эти годы Дэвид считал себя предателем и жил под гнетом вины. Макс уверяет Лапшу, что за убийство ему ничего не грозит.

Тьюзди Уэлд
Тьюзди Уэлд исполнила роль Кэрол. Кадр из фильма.

В ужасе Лапша отказывается и достаточно резко говорит “министру Бейли”, что незнаком с ним и тот ему ничего не должен. Макс настаивает, говоря, что он предатель, и просит о возмездии. На это Лапша возражает, что в молодости у него был лучший друг, которого звали Макс, но он давно погиб. Пожелав “министру Бейли” выпутаться из дел, он уходит. Через некоторое время Макс выскальзывает следом и исчезает возле работающего неподалеку фургона-мусороразмалывателя.

В последней мизансцене Лапша вновь вспоминает 30-е годы. Находясь в китайском квартале, он делает затяжку опиума и блаженно улыбается.

Фильму Леоне уже 40 лет, а смысл концовки фильма «Однажды в Америке» до сих пор заставляет ломать голову. Всему виной финальная сцена, которая ломает всю концепцию картины. Что случилось? Лапша дожил до старости или погиб в молодости?

Зрители в своих разборах картины предлагают следующую трактовку. Лапша приходит в притон и курит опиум – еще никто не погиб, и группировка не распалась. Спустя время его разбудят и скажут, что его ищут… То есть в конце фильма показан момент невозвратного счастья.

Интересной кажется мизансцена с мусоровозом – в ней имеется скрытый смысл. Обреченный Макс, вся жизнь которого была мусором, исчезает. Как это произошло, совершенно неважно.

Некоторые зрители считают, что Лапша отомстил Максу своим отказом убить его. Но это не так: Лапша просто стал другим. Он принял себя, свое прошлое и простил Макса. А тот не смог жить с этим. Потому что поменяйся они местами, он бы поступил совершенно иначе.

Существует байка о том, как после премьеры к Серджио Леоне подошел зритель и спросил, что на самом деле произошло с Лапшой. Тот внимательно посмотрел на него и спросил: “Вы действительно хотите это знать”? Не говоря ни слова больше, зритель ушел.

Смысл фильма

Фильм “Однажды в Америке” основан на книге Гарри Грэя, уроженца Одессы (настоящее имя – Гершель Голдберг), который прослыл едва ли не прямым участником кровавых гангстерских столкновений времен «Сухого закона». Идея книги, в которой автор, отбывая наказание в Синг-Синге, удивительно ярко обрисовал все “прелести” криминального мира, оказалась близка Серджио Леоне.

Рассказывая о том, в чем заключается суть фильма, режиссер заявил, что он снимал кино о тщетных попытках человека вести борьбу со временем. И действительно, герои (точнее, антигерои) его ленты стремятся стать властелинами времени. Однако по мере развития сюжета выяснилось, что по отношению к членам преступной группировки оно неумолимо…

Впрочем, глупо считать, что “Однажды в Америке” – это неторопливое, воистину эпическое полотно, рассказывает только о криминале. Это в большей степени сложная драма о межличностных отношениях – гангстерская “оболочка” только усиливает эффект и трагичность всего происходящего.

Все повествование фильма разбито на несколько временных отрезков, которые раскрывают жизненный путь главного героя на протяжении сорока лет. За это время может кардинально измениться мировоззрение и мироздание, однако воспоминания никогда не исчезают бесследно. Чем проще и легче человек жил, тем они светлее. Совсем иначе обстоит дело с теми, кто пытался играть судьбами и жизнями других.

Картина Серджио Леоне наглядно демонстрирует, как из уличного мальчишки можно стать сильным мира сего, а потом с не меньшей скоростью подставить себя под удар и уйти в небытие. Стоила ли игра свеч? Дэвид Ааронсон свой вывод сделал.

Некоторые зрители называют “Однажды в Америке” фильмом-притчей. И в самом деле, эта “гангстерская” картина копает очень глубоко. Она рассказывает не только о том, как развращает человека мысль о том, что он находится за доской, но и говорит о таких простых вещах, как любовь, дружба и предательство. И один из тяжелых выводов, который можно сделать после просмотра, звучит так: предают всегда самые близкие. И далеко не у всех есть возможность совершить в ответ не-месть.

шампанское в бокалах
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько кинолент, похожих по смыслу на фильм “Однажды в Америке”:

  • “Джонни Д” (США, Япония, 2009 год). Джон Диллинджер – опасный гангстер и кумир всех униженных и оскорбленных. Однажды на его пути становится агент ФБР.
  • “Гангстер” (США, Великобритания, 2007 год). Ричи Робертс – честный коп. Напав на след гарлемского преступного авторитета, он вопреки всему пытается довести дело до конца.
  • “За пригоршню динамита” (Италия, 1971 год). Два бандита планируют ограбить банк. Но все идет совершенно не по плану.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Что произошло с Лапшой?
Он погиб в юности.
8.7%
Он дожил до старости, сильно изменился, покончил с прошлым и простил Макса.
88.26%
Другое (напишу в комментариях)
3.04%
Проголосовало: 460

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Елена Павловна

    Перед звонком в полицию Лапша обкурился и в бреду всё это ему привидилось. Поэтому фильм и заканчивается, как он лежит в притоне.

    3
    1
    Ответить