Концовка «Основного инстинкта»: что сделает с ножом героиня Шэрон Стоун 

Основной инстинкт Смысл фильма

Страна: США, Франция

Жанр: триллер, драма, детектив

Год производства: 1992

Режиссер: Пол Верховен

Актеры: Майкл Дуглас, Шэрон Стоун, Джордж Дзундза

Слоган: «Flesh seduces. Passion kills»

Награды и номинации: В 1993 году фильм получил 2 номинации на премию “Оскар”.

Один из самых известных фильмов Пола Верховена в свое время наделал немало шума, а спустя время получил культовый статус. Сюжет и смысл фильма «Основной инстинкт» нельзя назвать оригинальными, но все-таки это удивительная картина. До сих пор она будит воображение и заставляет задумываться.

Сюжет фильма

Краткое описание содержания фильма “Основной инстинкт” с Шэрон Стоун. США, 90-е годы. У детектива Ника Каррэна полно проблем: случайно застрелив двоих туристов, он впадает в депрессию и начинает злоупотреблять алкоголем и табаком. На работе считают, что когда-то неплохой полицейский “выгорел” и подумывают о том, чтобы отправить его на покой. Однако сам Каррэн не хочет уходить на пенсию. Чтобы справиться с депрессией и с зависимостями, он посещает сеансы полицейского психотерапевта, доктора Бер Гарнер, с которой они когда-то встречались.

Стоун и Дуглас
Шэрон Стоун исполнила роль Кэтрин Траммел, Майкл Дуглас снялся в роли Ника Каррэна. Кадр из фильма.

Одновременно он вместе с напарником Гасом принимается за расследование жуткого убийства: популярный рок-певец Джонни Боз был заколот ножом для колки льда. Предварительное следствие установило, что преступление произошло во время интимной близости. В поле зрения детективов попадает подруга Джонни Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун). Писаная красавица, Кэтрин – бисексуалка и довольно известная автор детективов. Не так давно она написала роман, ставший бестселлером. В книге было описано похожее убийство. В полиции предполагают, что либо кто-то ее подставляет, либо она и есть убийца. Принимается решение допросить девушку, но та затевает игру с полицейскими и принимается активно их троллить.

Алиби у Кэтрин железное. Кроме того, она с успехом проходит проверку на детекторе лжи. Каррэн, заинтересовавшись биографией подозреваемой, выясняет, что она вращается в кругу достаточно сомнительных личностей. У многих ее друзей и приятелей были или есть проблемы с законом. А одна из близких подруг Кэтрин Рокси, похоже, психопатка – на счету у девушки двойное убийство, причем жертвами были ее двое младших братьев. Убийство она совершила еще будучи подростком…

Получив возможность лично встретиться с Кэтрин, Ник, опытнейший полицейский, вдруг понимает, что в допросе именно он играет роль интервьюируемого. Кэтрин практически открыто насмехается над ним и дает ему понять, что знает об инциденте с туристами.

Ник понимает, что подозреваемая каким-то образом получила доступ к его психологической карте, и приходит в ярость. Отправившись к Бет Гарнер, он узнает, что она была вынуждена отдать его карту шефу Нильсону, собиравшемуся уволить главного героя. Вскоре Нильсон погибает и главным подозреваемым в его деле становится Каррэн. Его отстраняют от дела Джонни Боза, но Ник не собирается сдаваться. К тому же его с неодолимой силой влечет к Кэтрин…

У них начинаются отношения. Ревнуя Кэтрин к Нику, ее подруга Рокси пытается убить его, но погибает сама. Оплакав подругу, Кэтрин рассказывает детективу о некоей Лизе Хоберман, с которой ее в юности связывали достаточно сильные чувства. Позже Кэтрин переросла юношескую влюбленность, а вот Лиза стала буквально одержима ей и общение пришлось прервать. Заподозрив в убийстве Боза Хоберман, Ник начинает поиски. Вдруг он с удивлением узнает, что Лиза Хоберман – это Бет Гарнер.

Он вызывает Бет насерьезный разговор, и та признает, что в студенчестве была увлечена Кэтрин. Впрочем, утверждает она, отношения были прерваны именно по ее, Бет, инициативе – ее напрягала пылкая влюбленность в нее Кэтрин.

Ника этот разговор наталкивает на еще большие подозрения. Продолжив расследование, он выясняет, что некогда Бет была замужем, но много лет назад ее супруга застрелили, а убийцу так и не нашли.

Вернувшись к Кэтрин, Кэрран обнаруживает несколько страниц из ее нового романа. Он читает их и по спине у него невольно бежит холодок: там говорится о детективе, который обнаружил в лифте мертвое тело своего напарника. Вскоре после этого Кэтрин разрывает с ним отношения.

Объяснение концовки

Объяснение концовки выглядит так.  Вскоре вместе с Гасом Ник едет на встречу с одной из давних знакомых Кэтрин, чтобы узнать об истинной природе их отношений. Сам он встретиться с женщиной не может и отправляет Гаса. Когда напарник скрывается в здании, детектива внезапно осеняет догадка и он несется за ним. Помочь напарнику он не успевает: некто убивает Гаса ножом для колки льда. Бросившись на поиски преступника, он обнаруживает Бет. Полагая, что она и есть убийца, он стреляет в нее.

Чуть позже в квартире доктора Гарнер полицейские находят прямые улики, подтверждающие, что она была одержима Кэтрин и косвенные доказательства ее причастности к гибели нескольких человек, в том числе и Боза.

Смущенный и удрученный, Ник возвращается домой, где его встречает Кэтрин. После интима они, находясь в кровати, обсуждают свое будущее. А под кроватью лежит нож для колки льда. Точно зная об этом, Кэтрин как бы невзначай опускает руку…

Смысл концовки фильма «Основной инстинкт» до конца неясен: убийца не установлен, и дальнейшая судьба детектива Кэррана вызывает вопросы.

Джордж Дзундза
Джордж Дзундза в роли Гаса Морана. Кадр из фильма.

Кто убийца?

Ближе к финалу Пол Верховен дает туманный намек на то, что Кэтрин не убийца. Самой очевидной версией является причастность к жутким преступлениям доктора Бет Гарнер. Однако, это сомнительно – хотя бы потому, что обнаруженные полицейскими улики буквально кричат о ее виновности.

Вероятно, доктора просто подставили, подбросив ей практически все улики, фигурировавшие в нераскрытых делах. Ник неоднократно бывал у нее дома – в карикатурное логово сумасшедшей маньячки квартира Бет превратилась только после ее гибели. Кроме того, ее руки и одежда после гибели Гаса были абсолютно чистыми: будь она убийцей, она просто не успела бы привести себя в порядок так быстро до прихода Ника.

Интересной кажется “закадровая” трактовка о виновности Кэтрин: на это намекает нож для колки льда, который находится под кроватью в конце фильма. Сама героиня Шерон Стоун по ходу фильма буквально излучает опасность (чем и притягивает Ника). Однако у нее есть алиби…

Обычно в детективах работает парадокс: убийца тот, у кого железное алиби, и дотошный сыщик обязательно это доказывает. Но Ник не стал тем самым дотошным сыщиком – он очарован Кэтрин и ослеплен ею. В картине дан сильный намек на то, что даже если она и убийца, его это не особенно волнует – его привлекает возможность игры со смертью.

В своих разборах некоторые зрители полагают, что разгадка “Основного инстинкта” заключается в том, что настоящий убийца остался за кадром. Вполне интересной кажется и идея, что Кэтрин могла быть заказчиком всех убийств, а некто, оставшийся неизвестным – исполнителем.

Джинн Трипплхорн
Джинн Трипплхорн исполнила роль Бет Гарнер. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Смерть в искусстве почти всегда изображали однозначно – как жуткий скелет с косой. Разве что скандинавская повелительница мертвых Хель являет собой пример удивительной двойственности: одна половина ее лица чудовищно уродлива, а другая – холодна, но чарующе прекрасна.

Зигмунд Фрейд некогда открыл либидо и в общих чертах описал законы его функционирования. Ближе к концу земного пути он неожиданно для самого себя обнаружил еще одну психическую инстанцию – мортидо. Либидо стремится к активности и жизни, мортидо же представляет собой деструктивный инстинкт. Смысл проблемы заключен в том, что, несмотря на кажущуюся очевидность, непонятно, какой из этих двух инстинктов является основным…

Картина Пола Верховена никогда не полюбилась бы зрителям, если бы в ней рассказывалось только о детективе Нике Каррэне – человеке, безмерно уставшем от брака и увлекшемся “роковой” женщиной.

Главная “перчинка” “Основного инстинкта” заключается в другом. В какой-то момент повествование перестает быть линейным и фильм скользит по поверхности смысла и истины. Одновременно зрителю предлагается сладкая вишенка на торте – образ Кэтрин.

Загадочная, необычная, она являет собой воплощение соблазна. Ник, человек до мозга костей рациональный, точно мотылек на пламя, летит на ее зов. Балансируя на грани реальности и вымысла, словно служа объективацией тайной фантазии, она постепенно заманивает его в холодный капкан реальности. Вероятно, именно в их отношениях и можно попытаться найти скрытый смысл фильма.

Он заключается в том, что мужское начало детектива Каррэна (а потом и весь повествовательный дискурс “Основного инстинкта”) оказывается побеждено стихийной прелестью женственной сексапильности. Высшим апогеем всего этого является смерть…

Впрочем, если бы “Основной инстинкт” снимал не Верховен, он стал бы типичным фильмом категории R. Однако, рассуждая о либидо и мортидо, именитый европейский режиссер не может сдержать улыбки. Градус серьезности его ленты снижает финальная сцена.

Вроде бы убийца найден и мотивы его раскрыты. Однако до самых финальных титров у зрителя остаются сомнения. Верховен осознанно идет на эту провокацию: то, что после просмотра “Основного инстинкта” остается эффект незавершенности, это совершенно нормально.

угрозы оружием
Кадр из фильма.

Нож для колки льда под кроватью. Зачем он нужен? Неужели Кэтрин – действительно психопатка, способная на убийство?

Нет, она не психопатка. Она исследователь. Она живет, как хочет и именно этой своей внутренней свободой привлекает зажатого со всех сторон Ника. Он внезапно понимает, что быть самим собой – раскованным, инстинктивным, естественным, он может только рядом с ней. Вероятно, в этом и заключается суть фильма: основной инстинкт – это внутренняя свобода. Правда, то, как понимают ее главные герои картины, заставляет серьезно задуматься.

Изначально несвободный Ник находится во власти собственной аддикции. Он даже не понимает, как это – быть свободным. Его стремление вырваться из рамок сводится к банальному желанию вседозволенности и отсутствию каких-либо ограничений. Красавица Кэтрин, являясь антиподом Бет, которая (вольно или невольно) подавляет его, позволяет ему удачно утилизировать все свои деструктивные импульсы.

Верховен – гениальный обманщик. Он (в виде Кэтрин) обманывает Ника. Каррэн был единственным человеком, знавшим, что сцена убийства Гаса была написана раньше, чем случилась в реальности. Понимая, что застрелил невиновную в убийствах Бет, он покорно отдает себя в руки судьбы. А у нее для него уготованы только два варианта: поймать за руку убийцу, или погибнуть самому…

Обман Верховеном зрителя заключается в том, что он заставил зрителя поверить в то, что “Основной инстинкт” под завесой эротической ауры рассказывает страшную детективную историю.

Это и в самом деле жуткое кино. Но вопрос, кто убийца, не так уж и важен. Этот фильм, ставший родоначальником эротических триллеров, повествует прежде всего о разрушающем эффекте либидо: поддавшись безрассудной страсти, человек становится легкой добычей смерти.

Шэрон Стоун
Шэрон Стоун в роли Кэтрин. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Основной инстинкт” с Шерон Стоун:

  • “Роковое влечение” (США, 1987 год). Дэн Галлагер и представить себе н мог, чем обернется для него мимолетная интрижка с новой сотрудницей. Не сумев смириться с расставанием, девушка объявила на него настоящую охоту;
  • “9 1/2 недель” (США, 1985 год). Страстный роман Джона и Элизабет потихоньку превращается в ненормальную, страшную игру;
  • “Убей меня нежно” (США, 2001 год). Безумно влюбившись в Адама, Элис полагает, что нашла в нем достойного спутника жизни. Она жестоко ошибается.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Что произойдет потом?
Кэтрин убьет Ника.
31.23%
Кэтрин не убьет Ника, она просто психопатка, которая наслаждается своей властью.
36.26%
Кэтрин не маньячка, нож под кроватью - просто провокация режиссера.
29.76%
Другое (напишу в комментариях).
2.76%
Проголосовало: 2722

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Jimmy Baevsky

    Я полагаю, что гадать не стоит, сам режиссер не знал, чем закончится его фильм. Точнее знал, что не хочет его заканчивать разгадкой – убийством Ника или, чем-то еще. Он не хотел, чтобы его фильм стал банальным детективом, пусть лучше он выглядит, как философский поиск и пусть зритель сам подумает, что основной инстинкт с**с или убийство. На самом деле, конечно с**с и его воплощение у достойных людей – любовь. А наркотики, убийства, кровь, и страдания никакого отношения к нему не имеют. Это всего лишь жалкие извращения ведущие к разложению, преждевременной старости и безумию.

    13
    2
    Ответить
    1. Имя

      Какая разница

      Ответить
  2. Алвлкл

    Кэтрин не убьет Ника, т. к. не успеет – он поймает её за руку с ледорубом и в этот момент в комнату ворвутся сотрудники полиции и арестуют её за попытку убийства, после чего докажут причастность и к остальным убийствам. Основной мишенью Кэтрин была Элизабет, которой нужно было отомстить за отсутствие взаимной любви, а Ника пытаются убить за отношений с Элизабет из ревности. Ник был соперником и по совместительству пешкой в плане по убийству Элизабет. Но в итоге Ник уцелеет (он ведь опытный детектив, всякое повидал – другая психопатка уже пыталась переехать его на машине и потерпела крах) , а личность убийцы будет установлена.

    20
    0
    Ответить
    1. Миха

      Такая ситуация в книге идёт в разрез с жизненным сценарием успеха, к которому стремиться общество.
      Гениально написано, но ещё гениальней осмысленно с талантом и с гением после прочтения.
      Пушкин отдыхает. В этом и парадокс.

      6
      3
      Ответить
  3. Rita K.

    В фильме все бабы – убийцы.

    7
    1
    Ответить
    1. Рита

      У Кэтрин есть сообщница – та старушенция с двусмысленной улыбочкой. Она убивает тогда, когда у Кэтрин “нет времени”.

      16
      Ответить
  4. Марина

    Понятно что Кетрин убийца. Она ревновала Бэт к мужу и грохнула его, подложив пистолет ,в тот день когда был сломан замок. И Николаса чтоб не было доказательства жалобы Бэт на Кэтрин . И полицейского в лифте. Кроме нее и Ника никто не знал о финале книге. А старушка ей или помогала убивать или делала алиби

    19
    Ответить
  5. Геннадий

    Ник “вылечил” маньячку – убийцу Кэтрин и не стал её жертвой…

    8
    1
    Ответить
  6. Юрий Горбунков

    На эту тему есть замечательный ролик, называется «Методика допроса женщин» по фильму «Основной инстинкт».

    Приведу пару цитат:

    Итак, знаменитая сцена, где на допросе Шэрон раздвигает ноги…
    На допрос Шэрон Стоун собрались первые люди крупного полицейского управления и прокуратуры. Они, что называется, собаку съели в допросах. На допросе у них цель — выяснить убивала ли Шэрон Стоун рок-звезду или не убивала. Всякий убийца непременно выстраивает обманную версию своего поведения. Следователям будут рассказывать сказку. На допросе любой человек, если будет рассказывать правду — то путаться не будет. Противоречий в показаниях не будет. Соответственно, если будет врать, то противоречия будут. Противоречия, нестыковки. Значит, надо ввести допрашиваемого в состояние, в котором он не будет на враньё внутренне мобилизован — и он проговорится. Чтобы этого добиться надо, чтобы подозреваемый посчитал допрашивающих мудаками, примитивом, придурками. Чтобы почувствовал своё превосходство. В состоянии превосходства непременно проговорится. Перевести бабу (как мужчину, так и женщину) в состояние превосходства, то есть в состояние неадекватности, легко — надо всего лишь разыграть, как ты ею потрясён. А чем угодно потрясён — её умом, её внутренним богатым духовным миром, её вкусом. Но самое большое впечатление на женщин производит то, что потрясены её мохнатым органом. Каждая женщина из тех, кто не дорос до товарищества, твёрдо верует, что она исключительна, эдакий среди людей император. Сначала верует, что император, а потом начинает искать тому аргументы. Доказательства своей исключительности. Понятно, что в профессиональной области доказательств тому она найти не может. В области внешности тоже доказательств нет. Тогда она начинает фантазировать, что у неё какой-то, ну, совсем необыкновенный мохнатый орган. С совершенно необыкновенными качествами. Так что ничего удивительного, что женщины отождествляют себя с этим своим органом. Прислушайтесь к речи женщин — любой разговор они пытаются перевести на обсуждение своего мохнатого органа. Смешно — все с одним и тем же лезут.
    Так что помощник прокурора вёл себя абсолютно профессионально: он изобразил потрясение её, так сказать, между ног богатым духовным миром. Да и вообще весь допрос разыгрывал из себя муд@ка. С успехом разыгрывал: раз даже массовый зритель посчитал его озабоченным мелькнувшей мочалкой. А ведь у массового есть фора, он наблюдает допрос со стороны. В ситуацию не вовлечён. А что тогда произошло с Шэрон Стоун, которую обрабатывал помощник прокурора? Вообще башню снесло. Впала в императора, любимца народа.

    На допросе Шэрон Стоун усадили очень профессионально. Могли бы усадить за стол, так, чтобы её юбка с её причиндалами были от наблюдателя скрыты. Но нет, её усадили так, чтобы она как бы «расстреливала» всех этой своей, смешно сказать, женской сущностью.

    Шэрон Стоун и попалась. Повела себя так, как её к тому и подталкивали. Тем показала, что она абсолютная дура, типичная нулёвка. В интеллектуальном смысле. Это особенно жалко выглядит, потому что Шэрон претендует на роль автора детективных романов. Автор якобы детективных романов — но не смогла сообразить даже методику допроса женщин. И вообще допроса. Так что надо понимать, что Шэрон Стоун пишет вовсе не детективы, а дамские романы, которые суть подспорье для онанисток. Записывает фантазии. Полный анреал. Туфта она, а не писатель. Одни понты.
    Шэрон Стоун на допросе не была «расколота» потому только, что колоться ей было не в чем. Она не убивала. Убивала другая — брюнетка Бэт. Смешно: хотя в фильме о том, что Бэт убийца всех, говорится прямо, но….

    9
    23
    Ответить
    1. Little_W

      Слишком много ненависти и пренебрежения к женщинам, Юрий.

      13
      1
      Ответить
    2. Ольга

      Юрий, выздоравливайте

      11
      1
      Ответить
  7. Анна

    Жаль потраченного времени на эту лабуду.

    6
    1
    Ответить
  8. Елена

    Кэтрин не убьёт Ника, так как они дополняют друг друга. Но, и вместе не будут, разъедутся по разным городам .Займутся каждый своим делом.Они оба очень свободолюбивы, не для семьи. Однажды судьба их “столкнёт” вместе, на почве загадочных убийств. И в конце концов Кэтрин поведает правду, признается Нику ,отходя от своих принципов, в убийствах. И, заколет себя ножом для колки льда во время любовных утех с Ником , в импровизированной борьбе его рукой. Оставив посмертное письмо в незаконченном очередном романе, со словами: – “Хотела испытать ощущения жертв на себе. Не вижу больше смысла в продолжении: молодость , запал и страсть уходят. Концовку допиши сам. Теперь ты творец…”

    6
    2
    Ответить