«Особенные» люди: реальная история волонтеров, победивших систему  

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Франция, Бельгия

Жанр: драмеди

Год производства: 2019

Режиссер: Оливье Накаш, Эрик Толедано

Актеры: Венсан Кассель, Реда Катеб, Элен Венсан

Слоган: «Based on an inspiring true story» (Основано на вдохновляющей правдивой истории)

Содержание фильма «Особенные» (Hors normes) посвящено проблемам волонтерских организаций, которые работают с больными детьми. Эта добрая и одновременно грустная картина о тех, кому отчаянно нужна помощь и о тех, кто посвятил тяжелой, изнурительной работе всю свою жизнь.

На какой реальной истории основан фильм

Идея картины основывается на истории Стефана Бенаму. Он руководил частным парижским приютом для детей и подростков. Его организация принимала абсолютно всех, в том числе и ребят с очень тяжелыми диагнозами – тех, кого отказались лечить в “обычных” больницах.

О чем фильм

Краткое описание сюжета картины. Главные герои фильма, Брюно и Малик, занимаются помощью особенным людям – тем, от которых отказываются медучреждения.

Венсан Кассель и Реда Катеб
В ролях Бруно и Малика снялись Венсан Кассель и Реда Катеб соответственно. Кадр из фильма.

Однажды Брюно сообщают, что кто-то “натравил” на них комиссию из Минздрава. Дело это серьезное, поскольку они помогают “проблемным” детям неофициально. Однако Брюно уверен, что все в порядке, пусть приходят – им с Маликом нечего скрывать от властей. Его безмятежность и спокойствие злит помогающего ему юриста: если представители комиссии что-нибудь накопают, организации грозит закрытие. “Я прошу тебя об одном,” – просит юрист – “Прекрати говорить всем подряд, что ты решишь вопрос”.

Однажды Брюно и Малик получают на руки Валентайна – парнишку с тяжелой формой аутизма. Мальчик постоянно бьет себя и плохо идет на контакт. Родственники очень боятся его, и если Брюно не сможет помочь Валентайну, его ждет интернат. “У вас ведь найдется место для него?” – спрашивает медсестра клиники, в которой находится подросток. “Ты ведь решишь вопрос?” – подхватывает Малик. Брюно отвечает утвердительно. Он вовсе не самонадеян: разгадка его поведения заключается в том, что у него слишком доброе сердце.

Брюно и Малик не одиноки: работать им помогают волонтеры и так называемые “трудные” подростки-стажеры. Один из них – Дилан. Однажды он приходит в клинику и, увидев симпатичную девушку-доктора, разыгрывает роль больного. В этот момент появляется Малик, который расставляет все по местам. Девушка не обижается и смеется над ситуацией.

С трудными подростками работает более жесткий и требовательный Малик – он и сам в прошлом был таким, как они, и поэтому прекрасно находит с ними общий язык. Нередко ему приходится достаточно хлестко критиковать их и постоянно напоминать, что насильно их здесь никто не держит. Тем не менее, большинство ребят кажутся искренне вовлеченными в процесс. Проблемы есть только у Дилана, который, похоже, сам не знает, чего хочет и что ему нужно.

Тем временем инспекция начинает свою работу. Для начала сотрудники Минздрава приходят к матери одного из подопечных Брюно, Жозефа. Они говорят, что милосердие – это, конечно, хорошо, но Хелен уверена: никакая из лицензионных клиник не помогла ее ребенку. Помог только Брюно. Поэтому плевать она хотела на все эти лицензии.

Брайан Миалундама
Брайан Миалундама снялся в роли Дилана. Кадр из фильма.

Вскоре комиссия приходит к Малику. Его спрашивают, не кажется ли ему, что Брюно берет на себя лишние риски. Он отвечает, что с коллегой все в порядке, а вот с Минздравом в целом – нет. Малика просят уточнить, что он имеет в виду и он поясняет: в то время как “официальная медицина” пичкает аутистов таблетками, организация Брюно творит настоящие чудеса. “Обыкновенному чуду” в его работе есть место даже в тех случаях, когда он получает на руки почти “овощей” – именно такими становятся больные подростки после “официального” лечения.

Тем временем Дилан продолжает работать с Валентайном – похоже, что чернокожий юноша единственный, с кем больной мальчик вообще идет на контакт. Хотя куда больше самому Дилану нравится общаться с хорошенькой логопедом Людивин. Однажды Брюно и Малик предлагают молодому человеку определиться, с кем из них он хочет работать. Дилан даже смущается – похоже, что до них никто его мнения особенно не спрашивал. Он выбирает Брюно и становится куратором Валентайна.

Комиссия меж тем приходит в больницу, которая плотно сотрудничает с организацией Брюно. Главврач повторяет то, что сотрудники Минздрава слышали уже много раз, однако их волнует единственный вопрос: почему Брюно работает вне системы и кто даст гарантию того, что у его организации не появятся менее сознательные “дочки”, в которых будет твориться всякое?.. Ответа они не ждут – им и так все ясно.

Дела у Дилана и Валентайна потихоньку идут на лад – мальчик доверяет ему и при нем не бьет себя. Однажды вечером, думая, что его подопечный спит, Дилан потихоньку выходит на улицу по своим делам. Мальчик не спал… И ему очень не понравилось, что его оставили одного – настолько, что он выбросил из окна телевизор и убежал. Дилан отправляется искать его, но в конце концов понимает, что это бесполезно – Валентайн исчез. Парень звонит своим, и они начинают вместе искать мальчика. Вскоре Дилан и Брюно находят его – он отрешенно идет по оживленной трассе. К счастью, его удается спасти.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале комиссия приходит к Брюно. У сотрудников Минздрава серьезные претензии: плохие, по их мнению, условия проживания для больных детей, некомпетентность персонала и жалобы местных жителей на шум.

Брюно в ответ спокойно предлагает Минздраву взять на свое попечение всех “трудных”, в том числе и самых агрессивных, и искренне желает им удачи. Чиновники не находят, что сказать в ответ. Однако они внезапно оказываются человечными и идут ему навстречу. То есть смысл концовки фильма «Особенные» заключается в том, что Брюно получает разрешение на работу с “проблемными” детьми.

Смысл фильма

Французское драматическое кино отличается от американского тем, что режиссеры не выжимают из зрителя слезу, но при этом создают атмосферу, при которой невозможно не плакать.

Авторы этой картины, подарившие нам в свое время чудесный фильм “1+1”, в интервью как-то признались, что снимали не без скрытого смысла. Им хотелось создать комедийную драму, которая смогла бы “зацепить” тот зрительский нерв, который отвечает за эмпатию. Они попытались увлечь нас в мир двух активистов-волонтеров, занимающихся помощью “особенным” детям и не имеющих на то официального разрешения. И у режиссеров все получилось. Картина основана на реальных событиях и от того смотреть ее еще тяжелее.

Такие фильмы очень нужны. Посмотреть этот и многие подобные картины необходимо, пожалуй, каждому – просто для того, чтобы вспомнить о тех, кто остро нуждается в помощи и поддержке. А для того, кто решится оказать ее, мир, что называется, уже не будет прежним. Поменяется все вокруг: смысл жизни станет другим (или появится), а сам человек станет лучшей версией себя.

Элен Венсан
Элен Венсан снялась в роли Элен. Кадр из фильма.

Мы живем в эпоху социальных изменений в прогрессивном обществе. Однако кроме трансгендеров, черных, феминисток и бодипозитивщиков, в мире существуют другие люди, которые тоже отличаются от нас. Они не шагают по улицам с транспарантами и не пытаются обратить на себя наше внимание. А мы стараемся не видеть их и не замечать. И тогда в голове у многих появляется важная мысль, смысл которой звучит так: все ли правильно в нашем мире? Все ли правильно с нами? В конце концов, теми ли делами занимается прогрессивная общественность?

Проблема отношения общества к лицам с ментальными расстройствами актуальна не только для Европы, но для мира вообще. Однако общество, при всей его толерантности и гуманности, боится “особенных” и посматривает на них искоса. Оно словно говорит: “мы сочувствуем вам, однако, пожалуйста, болейте где-нибудь подальше, чтобы мы вас не видели”. Однако так нельзя. Нельзя быть человечным наполовину и сочувствовать только тем, кто не требует нашего деятельного вмешательства. Именно в этом и заключается суть фильма.

Герои картины – это не просто сознательные, социально активные граждане, а люди. Причем, с большой буквы. Один из них иудей, второй – мусульманин. Большинство стажеров – выходцы из стран третьего мира. Они помогают тем, кто в этом нуждается, невзирая на статусы, религии и прочие предрассудки.

Некоторые особо консервативные зрители в своих разборах этой картины обвиняют ее в пропаганде мультикультурализма. Это не просто ложная, а практически преступная (не сказать бы жестче) трактовка, потому что авторы подчеркивают: дорога каждая жизнь, а цвет кожи, разрез глаз и объем кошелька не имеет никакого значения.

В этом фильме прекрасно все, в том числе и то, что он дает нам возможность почувствовать силу человеческого духа. Это нужно, чтобы верить в то, что здесь, на этой планете, еще есть те, кому не все равно. Ведь бескорыстное спасение даже одной человеческой жизни дает надежду всему миру. Еще не все потеряно, а значит, “будем жить”.

помощь волонтеров в лечении
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих на фильм “Особенные” по смыслу и отчасти по сюжету:

  • “1+1” (Франция, 2011 год). Парализованный богач Филипп нанимает в качестве сиделки жителя предместья Дрисса. Совсем скоро они становятся друзьями.
  • “Достучаться до небес” (Германия, 1997 год). Руди и Мартин тяжело больны. Однажды они решают убежать из больницы и отправиться к морю.
  • “Арахисовый сокол” (США, 2019 год). Заку 22 года и у него синдром Дауна. Парень мечтает стать профессиональным борцом…
  • “Прекрасная эпоха” (Франция, Бельгия, 2019 год). Некая компания скрупулезно восстанавливает детали любой эпохи на заказ. Однажды ее клиентом становится немолодой художник…
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.