«В войне двух королей даже пешка может победить»: разбор фильма «Паранойя»

Паранойя 2013 Смысл фильма

Страна: США, Индия, Франция

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2013

Режиссер: Роберт Лукетич

Актеры: Лиам Хемсворт, Гари Олдман, Эмбер Хёрд

Сюжет фильма «Паранойя» (Paranoia), который относится к достаточно редкому жанру корпоративного триллера, постоянно пытается удивить зрителя то внезапным поворотом, то впечатляющей развязкой. Однако главную идею картины нельзя назвать оригинальной – она заключается не только в том, что кто сильнее, тот и прав, но и в том, что добро должно быть с кулаками.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Главный герой фильма Адам Кэссиди – обычный парень из простой семьи. Как и многие в его возрасте, он верит в реальность “американской мечты”, смысл его жизни – успех и финансовое благополучие.

Лиам Хемсворт
Лиам Хемсворт сыграл роль Адама Кессиди. Кадр из фильма.

Адам прекрасно разбирается в новых технологиях и вместе с другими ребятами занимается разработкой революционного, как ему кажется, ПО для смартфонов. Он уверен, что рано или поздно разбогатеет, однако в какой-то момент “что-то идет не так”: потерпев фиаско на презентации своего товара, молодой человек теряет работу. Ситуация осложняется тем, что у него на руках находится тяжелобольной отец, которому требуется срочная и дорогая операция. Денег на нее нет, а кроме того (беда никогда не приходит одна) Адама обвиняют в растрате денег компании.

В это время бывший начальник героя, президент компании Николас Уайатт, делает ему странное, но весьма заманчивое в плане карьеры предложение. Адам должен проникнуть в компанию опасного конкурента Уайатта, Огастина Годдарда, и побыть немного “кротом”. Проще говоря, парню нужно собрать все данные, касающиеся новых разработок фирмы-конкурента. Адам не уверен, что ему хочется браться за такое опасное дело. Но выбора у него нет: в противном случае его вместе с друзьями ждет суд и, вероятно, много лет тюрьмы.

Первой задачей Адама стала установка контакта с Томом Лунгреном – сотрудником, ответственным за набор персонала. Ему удается войти к нему в доверие, а кроме того, в тот вечер он встречает главу маркетингового отдела компании Годдарда Эмму Дженнингс. Они мельком пересекались раньше, на одной из вечеринок, которая закончилась бурной ночью. Наутро Эмма убежала, не оставив парню ни своего имени, ни номера телефона и сказала на прощание, что бедные молодые люди не в ее вкусе. Видя перед собой Эмму сейчас, Адам думает, что, пожалуй, справится с заданием – причем, с удовольствием.

Вскоре молодому человеку выделяют красивый и удобный личный кабинет и он потихоньку начинает обживаться в новом для себя мире. А чуть позже Адам знакомится с самим Годдардом и входит к нему в доверие. И все бы хорошо, да только все вокруг напоминает главному герою, что он в этом дивном мире больших денег и крутых возможностей совершенно чужой.

Эмбер Хёрд
В роли Эммы снлась Эмбер Хёрд. Кадр из фильма.

Одно радует Адама – Эмма, в которую он влюбился с первого взгляда, наконец отвечает ему взаимностью и между ними вспыхивает страстный роман. А вскоре ему удается узнать главный секрет Годдарда: разгадка заключается в том, что его компания разрабатывает революционный носимый компьютер, идеальный инструмент для слежения за людьми.

Однажды Адам приезжает к отцу, где его ждет сотрудник ФБР по фамилии Гэмбл. Он расследует смерти троих бывших сотрудников компании Уайатта, каждый из которых погиб при весьма странных обстоятельствах. Гэмбл намекает, что Адам в любой момент может стать следующим и рекомендует ему “не тянуть”.

Вскоре Адам начинает понимать, во что вляпался: за ним и его близкими ведется круглосуточная слежка. Каждый его шаг известен и Уайатту и Годдарду. Сопоставив все имеющиеся у него данные, молодой человек понимает, что единственная трактовка событий выглядит так: он лишь пешка в играх сильных мира сего. Посоветовавшись с отцом, он понимает, что выбора у него нет – либо сотрудничество с ФБР и тюрьма, либо смерть.

Пережив покушение на свою жизнь, Адам приходит к мысли, что есть и третий вариант – борьба. Он начинает собирать компромат на обоих боссов, но внезапно на сцену выходит Годдард и предлагает сделку: Адам уговаривает Уайатта, чтобы тот продал конкуренту часть акций и все будет хорошо.

Позже Адам встречается с Эммой, которая горько упрекает его – девушка уверена, что он использовал ее. “Я просто хотел стать другим человеком,” – оправдывается парень. “И ты им стал,” – констатирует она.

Частично она права: из обычного, скромного парня Адам превратился в серьезного соперника для таких акул бизнеса, как Уайатт и Годдард. И им действительно стоит его опасаться…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Собранный компромат Адам передает агенту Гэмблу, который приходит к Годдарду, и арестовывает его. Бизнесмена обвиняют в мошенничестве, промышленном шпионаже, создании помех правосудию и инсайдерской торговле. Еще чуть позже аналогичные обвинения предъявляют и Уайатту. Самому Адаму за сотрудничество с властями дают только условный срок. Он мирится с Эммой, чуть позже открывает свой бизнес и приглашает ее на работу.

Смысл концовки фильма «Паранойя» заключен в закадровых финальных словах главного героя: “То, к чему я так стремился, перестало казаться мне важным”. Он наконец понял, что самое главное – это быть честным с самим собой, делать то, к чему призван, и не пытаться прыгнуть выше головы.

Смысл фильма

“Паранойя” Роберта Лукетича – экранизация одноименного бестселлера американского писателя Джозефа Файндера. Сюжет картины навевает явные параллели с имевшей несколько лет назад промышленной войной IBM, MICROSOFT и APPLE. Причиной конфликта было то, что корпорация “IBM” не смогла приобрести “APPLE”.

Как и оригинальный роман, фильм представляет собой увлекательный и простой детективный триллер о жизни больших корпораций. Самое ценное в нем – яркая “картинка”, включающая в себя красиво оформленные рабочие зоны, “белых воротничков”, строчащих свои отчеты, разрывающиеся от совещаний конференц-залы и прячущихся за добрыми улыбками змей.

Главный герой, случайно попавший в этот мир, начинает в нем тонуть. Со всех сторон он слышит слова: “Ты никогда не станешь частью этого мира, он тебя поглотит”. Он упорно затыкает уши – он не хочет слышать этого, не желает понимать. Потому что так получилось, что только здесь он впервые начинает ощущать себя нужным, ценным и на что-то способным. И только здесь он, как ему казалось, понял, что его жизнь имеет смысл.

Гэри Олдман
Гэри Олдман в роли Николаса Уайата. Кадр из фильма.

По мнению некоторых зрителей, сделавших разбор картины, ее следовало назвать не “Паранойя”, а как-то иначе – “Игры богов”, например. Потому что что мотив паранойи здесь не определяет суть происходящего. Главному герою, как и некогда Клайду Гриффитсу, очень хотелось “выбиться в люди”. И, как тому же Клайду, ему пришлось для этого идти на компромисс со своей совестью. Однако дьявол, с которым амбициозный молодой человек подписал контракт, любит играть с людьми. В конце концов заманчивый “пряник” обернулся кнутом – точнее,  удавкой на шее, которая грозила бесславным концом не только самому герою, но и тем, кто был с ним связан…

К сожалению, в картине Лукетича не хватает главного – психологизма. Серьезные вопросы здесь не рассматриваются, скрытый смысл отсутствует, а сюжет двигается по известным тропинкам. Тем не менее, за относительной простотой происходящего на экране можно легко увидеть достаточно поучительную правду жизни, которая сильно колет глаза обществу потребления. А заключается она в том, что невозможно “подружить” раздутое эго с желанием оставаться собой: это путь если не в никуда, то в кабинет психотерапевта – уж точно.

Да, конечно, обо всем этом мы уже не раз слышали. Но все-таки, хотя бы одного просмотра “Паранойя” заслуживает. Заглянуть одним глазком в большие корпорации (особенно если человек не имеет к ним никакого отношения) порой очень забавно. А наблюдать за взаимодействием персонажей, каждый из которых находится строго на своем месте и, словно фигура на шахматной доске, выполняет свою роль, весьма интересно. Ведь вся партия, от начала и до самого финала, разыгрывается классически красивая и нет причин ею не любоваться.

Впрочем, не стоит воспринимать эту картину исключительно как историю о противостоянии двух корпораций. Суть фильма заключается в том, что далеко не всем мечтам стоит сбываться. Как ни крути, а это актуально не только для большого бизнеса, но и для рядового обывателя тоже.

отношения молодых людей
Кадр из фильма.
Как вам главный герой?
Хороший парень, которого занесло "не туда".
50%
Довольно беспринципный тип, который выкрутился только чудом.
25%
Молодец, всех сделал.
0%
Своя версия, напишу в комментариях.
25%
Проголосовало: 4

Похожие фильмы

Вот несколько кинолент, похожих по смыслу и сюжету на фильм “Паранойя”:

  • “Va-банк” (США, 2013 год). Главный герой картины постепенно погружается в мир азартных игр.
  • “Области тьмы” (США, 2011 год). Пытаясь преодолеть кризис, писатель принимает засекреченный препарат под названием NZT. Его жизнь кардинально меняется, однако вскоре дают о себе знать побочные эффекты…
  • “Уолл Стрит: Деньги не спят” (США, 2010 год). Юноша пытается влезть на вершину финансовой лестницы. Помогает ему в этом матерый корпоративный рейдер.
  • “Счастливое число Слевина” (США, 2005 год). В жизни главного героя много проблем и трудностей. Он пытается выбраться из них, но только еще сильнее запутывается.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.