Чего на самом деле добивался герой фильма «Парфюмер»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Франция, Испания, Германия

Жанр: экранизация романа, драма

Год производства: 2006

Режиссер: Том Тыквер

Актеры: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рейчел Херд-Вуд, Каролина Херфурт

Слоган: Он жил, чтобы найти красоту. Он убивал, чтобы завладеть ею. (He lived to find beauty. He killed to possess it)

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

В фильме «Парфюмер. История одного убийцы» (нем. Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders, англ. Perfumer: The Story of a Murderer), снятом по роману Патрика Зюскинда, главный герой – обладающий редким природным даром маньяк-убийца Жан Батист Гренуй. Делом всей своей жизни он считал создание уникального аромата, дающего вселенскую власть над людьми. Сюжет и смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» в том, что цель не оправдывает средства, природный дар — не всегда благо, а красота может стать как благословением, так и проклятьем.

О чем фильм

Фильм «Парфюмер. История одного убийцы» начинается с описания мрачной сцены суда над главным героем. У стен здания суда беснующаяся толпа, все требуют казни осужденного. Молодого парня выводят на балкон, судья зачитывает приговор: «Подмастерье парфюмера Жан Батист Гренуй будет привязан к кресту лицом к небу. Ему будут наноситься удары железным прутом, которые раздробят все суставы и кости. После этого он останется привязанным к кресту, пока не умрет в муках. Палачу запрещено оказывать ему милость в виде удушения».

Бен Уишоу
Бен Уишоу в роли Жана Батиста Гренуя. Кадр из фильма.

Далее идет история главного героя от самого рождения. Париж XVI века. Посреди рынка, прямо в горе смердящих рыбных потрохов и родился Жан Батист Гренуй. Мать выбросила его, как мусор, в надежде, что младенец тут же погибнет. Но у судьбы были на мальчика свои планы. Его нашли прохожие и отнесли в приют, где голодные дети не желали принимать еще один лишний рот и делить с ним и без того скудное пропитание. Они решили задушить Гренуя подушкой, но судьба снова вмешалась и отвела беду.

Жан Батист с ранних лет отличался от других. Он быстро понял, что обладает способностью видеть мир особым образом, благодаря запахам. Его нос мог распознавать самые мельчайшие нотки любого аромата, раскладывать его на составляющие.

Мальчик любил, лежа на земле, слышать, как пахнут камни в озере за несколько сотен метров от приюта, различать ароматы лягушек и растений в нем. Природа наградила его великим даром, но обездоленный, несчастный ребенок попросту не знал, что с ним делать.

В 13 лет Жан Батист стал подмастерьем в лавке у дубильщика кожи. Во время работы он каждый раз прислушивался к новым запахам, как бы коллекционируя их у себя в голове.

Однажды на площади он встретил молодую девушку, чей аромат сразу привлек его внимание. Она была красива и юна, Но Гренуя интересовал только этот чарующий запах, который сводил его с ума. В конце концов, в одном из темных парижских закоулков он, не имея больше возможности совладать с собой, убивает красавицу.

красотка Лаура
Рэйчел Херд-Вуд в роли Лауры. Кадр из фильма.

Единственной задачей Гренуя было как-то удержать ее запах, сохранить его содержание. Но мертвое тело утрачивает аромат за считанные минуты, это приводит юношу в отчаяние и становится началом его безумной идеи — научиться сохранять такие ароматы, чтобы потом создать самые совершенные духи в мире.

Судьба приводит Гренуя в дом знаменитого парфюмера Бальдини. Итальянец был некогда очень востребован, но теперь его обходит новый молодой парфюмер, и мэтр очень переживает.

Конкурент создал духи «Амур и Психея», по которым сходит с ума весь Париж. Бальдини хочет воссоздать этот аромат и усовершенствовать его, но у него ничего не выходит. И тут Жан Батист Гренуй предлагает ему создать «Амура и Психею» прямо у него на глазах.

Сначала мэтр не верит юноше, но интуитивно понимает, что тот не просто бредит. Он позволяет Греную воспользоваться его лабораторией. Парень начинает смешивать ингредиенты на глаз, без мерок и весов, чем приводит в шок Бальдини. Через минуту аромат готов. Мэтр берет пробу и понимает, что это и есть «Амур и Психея». Великий парфюмер не верит своим глазам, не может найти этому объяснение, но понимает, что этого парня нельзя просто так упустить.

Дастин Хоффман
Роль Джузеппе Бальдини сыграл Дастин Хоффман. Кадр из фильма.

Гренуй становится подмастерьем мэтра и начинает создавать для него самые чарующие ароматы, Бальдини быстро становится вновь востребованным, деньги текут к нему рекой. Но парень хочет научиться «держать» запахи. Однажды он ставит эксперимент, бросив в аппарат для вываривания эссенций куски стекла, дерева, цветы, траву и даже хозяйского кота. Однако в финале получившаяся жидкость ничем не пахнет.

Гренуй просит мэтра научить его сохранять ароматы, но тот говорит, что сам не знает, как это сделать. Поняв, что у мастера он получил все знания, которые мог, Жан Батист просит отпустить его в Грасс, где учились все самые известные парфюмеры Европы.

Мастер не сразу, но соглашается с условием, что парень оставит ему десятки рецептов новых духов. Мэтр не знает, что концовка его жизни уже близка. После отъезда Гренуя он погибает под завалами собственного дома, счастливо улыбаясь, с зажатой в руках тетрадью с рецептами духов.

В Грассе Гренуй становится подмастерьем вдовы известного парфюмера. У них есть целая лаборатория по синтезированию ароматов. В огромную стеклянную бочку загружают лепестки роз и томят несколько дней, чтобы получить эфирное масло. Парень решает воспользоваться этой конструкцией по-своему. Встретив на улице красавицу, он убивает ее и помещает тело в бочку втайне от хозяев. Так ему удается получить первый ингредиент для своих новых духов.

Алан Рикман
Алан Рикман в роли отца Лауры, Антуана Риши. Кадр из фильма.

Согласно формуле Гренуя, ароматов девушек должно быть 13. Так начинается история загадочных убийств молодых невинных красавиц по всему городу. Народ в ужасе, убийцу не могут ни вычислить, ни поймать. Между тем, молодой парфюмер близок к своей цели. 12 ароматов собрано, не хватает одного. Жан Батист точно знает, какая девушка должна стать последней жертвой. Это Лаура — дочь Антуана Риши, второго консула Грасса, богатейшего и влиятельнейшего человека во Франции.

Антуан умен и четко понимает, что его дочери грозит опасность. Он первым догадывается, что маньяк лишает жизни не всех женщин без разбора, а только самых красивых. Консул предполагает, что убитые составляют какую-то коллекцию, но не может понять, какую именно. Глава церкви уверяет его не объявлять в городе комендантский час, чтобы не сеять панику. Тогда Антуан решает защитить свою дочь от маньяка, заперев ее в замке.

Гренуй знает, где Лаура. Он готов на все, чтобы получить последний ингредиент для своих волшебных духов. И однажды утром, войдя в спальню дочери, Антуан находит девушку мертвой с обрезанными волосами. Он объявляет погоню за преступником. Его настигают на окраине города и бросают в темницу. Антуан лично допрашивает парфюмера, ему нужна разгадка. Он спрашивает маньяка: «Зачем ты убил мою дочь?» Гренуй лишь повторяет: «Она была нужна».

Сюжет вновь возвращается к сцене казни Гренуя. Посреди площади стоит постамент, куда поднимаются палач и Жан Батист. Толпа скандирует: «Смерть еретику!», «Гореть в аду!». И тут Гренуй достает из кармана пузырек с духами, капает немного на платок и взмахивает им в воздухе. Люди в толпе начинают сходить с ума, они величают его ангелом, даже епископ восклицает: «Это ангел! Он невиновен!». И начинается всеобщая оргия, акт всеобъемлющей любви, в ходе которого Гренуй оказывается оправданным, а дело — закрытым.

Оказавшись на свободе, Жан Батист идет в Париж. Он является на то самое место, где родился — на грязный вонючий рынок. Окружающие смотрят на него с подозрением и гневом. Тогда он достает пузырек с духами и обливает себя с головы до ног. Люди вокруг начинают в исступлении тянуть к нему руки, называть ангелом, а потом толпой набрасываются на него и разрывают в клочья. Наутро от парфюмера остается лишь куча тряпья, а сам он исчезает в небытие.

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма «Парфюмер. История одного убийцы» нетрудно понять, проследив жизненный путь Гренуя с самого детства. Он никогда не знал настоящей любви, видел только лишения, нищету и разврат, разруху и уродство во всех его проявлениях. Все, чего он искал — это красота. Он жаждал сохранить ее аромат навсегда, ради этого шел на жуткие преступления. Но когда он получил это, то понял, что это не сделает его счастливым. Он монстр, несущий смерть и неспособный никого полюбить.

В последних кадрах, когда избежавший суда Гренуй направляется в Париж, за кадром слышится голос. Это строчки из книги Патрика Зюскинда: «У Жана Батиста оставалось еще довольно духов, чтобы околдовать весь мир. Он мог бы пойти в Версаль, и король целовал бы ему ноги. Мог послать Папе надушенное письмо, и тот объявил бы его новым Мессией.Он обладал властью, большей, чем власть денег, террора или смерти. Но духи так и не смогли сделать его человеком, который любит сам и может быть любим. А значит, к черту мир, к черту самого себя».

Смысл фильма

Патрик Зюскинд вложил в свое произведение глубокий смысл, который удалось передать режиссеру Тому Тыкверу. Суть фильма «Парфюмер. История одного убийцы» в том, что любой природный дар можно обернуть как во благо себя и общества, так и во вред.

Но Гренуй — не типичный маньяк. У него есть цель, на первый взгляд даже благородная — он ищет истинную красоту. Но оправдывает ли это те средства, которыми он пытается достичь ее?

Говоря о бесчеловечном эксперименте парфюмера, Зюскинд проводит параллель со многими великими учеными и вопросом нравственности самой науки. Всегда ли их работа безопасна для людей, можно ли оправдать прогрессом человечества те жертвы, которые за этим стоят?

В конце концов, Гренуй не был порождением зла, он лишь искал скрытый смысл во всем, желая обрести любовь. Его методы были ужасны, но он не знал, как по-другому получить то, что приблизило бы его к ощущению счастья.

история убийцы
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Иллюзионист», США, Чехия, 2005. История великого иллюзиониста по имени Эйзенхайм, чья магия приводила в изумления даже королей.
  • «Престиж», Великобритания, США, 2006. История о двух фокусниках-иллюзионистах, чья вражда поставила под угрозу мирную жизнь в Великобритании на рубеже XIX и XX веков.
  • «Видок», Франция, 2001. Гениальный сыщик Видок вычисляет серийного убийцу, орудующего в Париже. История о загадочном Алхимике похожа на фильм «Парфюмер», но здесь маньяк не просто убивает людей, но и ворует их души.
  • «Ворон», США, Испания, Венгрия, 2011. Неожиданная трактовка биографии писателя Эдгара По. Он преследует убийцу, вдохновленного его собственными книгами.
Что думаете о герое фильма?
Маньяк, монстр, все остальное не важно. Гренуя невозможно оправдать.
19.47%
Он трогательный, талантливый и несчастный. Жаль его, но девушек-жертв жалко еще больше.
28.32%
Он чокнутый, но он гений. Гениальность в любом случае достойна восхищения. Жаль, что он не нашел другого способа создавать ароматы.
51.33%
Напишу в комментариях.
0.88%
Проголосовало: 113

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.