Явный и скрытый смысл фильма «Пленницы»

кадр из фильма Смысл фильма

Жанр: триллер, драма, криминал, детектив

Год производства: 2013

Режиссер: Дени Вильнёв

Актеры: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Виола Дэвис

Слоган: “Нельзя терять ни минуты”

Награды и номинации: В 2014 году фильм был номинирован на “Оскар” в категории “Лучшая работа оператора”

Фильм Дени Вильнёва “Пленницы” – это не просто триллер о похищении детей. Это еще и мощная философская драма. Смысл и суть фильма “Пленницы” (Prisoners) сводятся к противостоянию добра и зла, то есть к извечной метафизической проблеме.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Пленницы”. Действие происходит в небольшом городке в Пенсильвании. Две маленькие девочки, Анна Довер и Джой Бирч, во время прогулки натыкаются на небольшой фургончик и им очень хочется там поиграть. Однако старший брат Анны, Ральф, строго запрещает девочкам подходить к чужому фургончику и уводит их обратно в дом.

семья из Миннесоты
Мария Белло в роли Грейс, Эрин Герасимович сыграла роль Анны, Хью Джекман в роли Келлера, Дилан Миннетт в роли Ральфа. Кадр из фильма.

Доверы и Бирчи – соседи и друзья. Вечером они собираются в доме Бирчей, чтобы отпраздновать День благодарения. К вечеру взрослые обнаруживают, что девочки пропали. Отец Анны Келлер, уверенный, что дочь отправилась в гости к подружке, которая ранее просила ее помочь найти любимую игрушку – красный свисток, приходит в дом Бирчей. Однако девочек там нет.

Обстановка начинает накаляться: никто не видел девочек и понятия не имеет, где они. В разговор взрослых вмешивается Ральф и сообщает Келлеру о фургончике, который так приглянулся девочкам. Встревоженные взрослые выбегают на улицу и с ужасом обнаруживают пропажу фургона. Ральф описывает фургон как может, а Келлер сразу звонит в полицию.

Тем временем детектив Локи принимает сообщение о странном фургоне и вскоре вместе с несколькими офицерами обнаруживает его. Водитель пытается прорваться, однако полицейским удается его задержать.

Водителя зовут Алекс Джонс. Парень, у которого диагностирована умственная отсталость, живет вместе с родной тетей Холли. Алекс уверяет детектива, что не видел никаких девочек. Его фургон осматривают и не находят там ни одного доказательства в пользу того, что Анна и Джой там были.

Келлер пребывает в уверенности, что Джонс причастен к похищению его дочери. Его многое удивляет в деле парня (в частности, то, что умственно отсталый имеет водительские права и лихо управляет фургоном) и он просит Локи не отпускать подозреваемого. Однако улик у детектива нет, и он вынужден сдать парня с рук на руки его тетушке.

Когда Алекс выходит на улицу, его встречает разъяренный Келлер. Перепуганный юноша бросает странную фразу: “Они не плакали, когда я выходил из фургона”. От самосуда Алекса спасает полиция и чуть позже детектив Локи уверяет несчастного отца, что никаких реальных доказательств того, что тот причастен к исчезновению его дочери, нет.

самосуд над Алексом
Кадр из фильма.

В семье у Келлера назревают проблемы: бьющаяся в истерике жена обвиняет в похищении Анны его, и тот, сдав ее на руки Ральфу, решает взять поиски девочки в свои руки.

Локи продолжает расследование, которое приводит его в дом священника. Там детектив обнаруживает потайной ход в подвал. Спустившись туда, он обнаруживает полуистлевший труп неизвестного с медальоном в виде лабиринта – очевидно, что тот умер много лет назад.

Детектив принимается допрашивать священника. Тот говорит ему, что в подвале находится тело убийцы шестнадцати маленьких детей. Убийца признался в злодеяниях на исповеди, но не раскаивался в них, а скорее гордился ими – он называл свои преступления “войной против Бога”. Он уверял преподобного, что вскоре совершит еще несколько убийств, после чего тот оглушил его, связал и бросил умирать в подвале.

Тем временем Келлер выслеживает Алекса и, похитив его, увозит в другой принадлежащий ему дом, после чего приглашает туда отца Джой Франклина. Мужчина уверен, что юноша никакой не умственно отсталый – он просто умело “включает идиота”. Франклин напуган: похищение человека им обоим грозит серьезным сроком. Однако Келлер убеждает его, что пока полиция мычит и не телится, они должны действовать сами – и чем скорее, тем лучше.

Детектив Локи находит еще одну жертву таинственного похитителя: пожилая женщина сообщает полицейскому о своем сыне Барри, которого похитили более двадцати лет назад, и так и не нашли. По ее мнению, новое похищение – гиблое дело: девочки не просто пропали, они исчезли.

Чуть позже жители городка пришли поддержать Доверов и Бирчей. Один из гостей принес не свечу, как остальные, а мягкую игрушку. Заметив это, Локи попытался подойти к парню, но тот успевает убежать.

Келлер пытается выбить из Алекса признание, но тот молчит. Физическое насилие не приносит Доверу никакого удовольствия: он верующий человек и просто пытается вернуть похищенную дочь. Мужчина не замечает, что потихоньку и сам превращается в монстра: ведь умственно отсталый Алекс – все равно что ребенок…

Франклин, вынужденно ставший соучастником, не выдерживает и рассказывает о происходящем жене. Та просит Келлера отвести ее к Алексу и, увидев измученного юношу, искренне сострадает ему. Думая, что лаской добьется от него больше, она развязывает ему руки, но тот неожиданно набрасывается на нее.

Джейк Джилленхол
Джейк Джилленхолсыграл детектива Локи, Хью Джекман в роли Келлера. Кадр из фильма.

О пропаже Алекса узнает детектив Локи и догадывается, что это дело рук Келлера. Он почти обнаруживает похищенного парня, но в этот момент ему сообщают, что человека, принесшего игрушку, нашли.

Локи приходит к нему домой, задерживает его и обнаруживает, что стены в доме у нового подозреваемого странно исписаны: рисунок напоминает лабиринт. Также в доме находятся огромные контейнеры. Думая, что там находятся пропавшие дети, детектив взламывает их один за другим. Его ждет жуткая находка: окровавленная детская одежда и живые змеи. Локи приглашает обе семьи на опознание вещей, и родители со слезами на глазах узнают их.

Подозреваемого зовут Боб Тейлор и у него также имеются некоторые психические отклонения. Он, как и Алекс, не говорит ни слова, и только рисует один лабиринт за другим. Детектив силой пытается узнать у него хоть что-нибудь, завязывается потасовка, в результате которой Тейлор погибает.

Тем временем упавший духом Келлер добивается от Алекса, где искать девочек: тот направляет его в некий лабиринт. Мужчина отправляется за помощью к тете Алекса Холли.

Объяснение концовки

Ближе к финалу Локи узнает, что кровь на вещах на самом деле принадлежала свиньям. Также ему удается узнать, что Тейлора самого похитили в детстве и подсадили на наркотики, из-за чего его разум помутился и он, узнав об исчезновении девочек, решил, что является тем самым похитителем. Лабиринты, которые он рисовал, были очень похожи на те, которые были изображены в книге “В погоне за человеком-невидимкой”. В книге они вели в тупик.

Неожиданно полиция находит Джой. Девочка жива, но накачана наркотиками. Судя по всему, ей удалось сбежать. Келлер с женой приезжают к ней в больницу. Немного поговорив с подругой дочери, мужчина внезапно понимает, что ему нужно делать, и снова отправляется к Холли. Это была плохая идея.

Та ждала его. Направив на него пистолет, старуха заставляет его выпить наркотическую жидкость и сообщает, что теперь он, пожалуй, может узнать, где его девочка.

Она говорит, что, потеряв много лет назад ребенка, она разочаровалась в Боге и, убивая других детей, решила таким образом отомстить ему – а заодно и заставить убитых горем родителей также потерять веру. Алекс, как оказалось, не ее племянник, а похищенный много лет назад ребенок – когда-то его звали Барри…

Мелисса Лео
Мелисса Лео сыграла роль Холли, Пол Дано в роли Алекса. Кадр из фильма.

Она сбрасывает оглушенного наркотиком Келлера в яму, где он находит красный свисток.

Локи обнаруживает Алекса, освобождает его и приезжает домой к Холли. Найдя дверь дома незапертой, он входит и обнаруживает на столе фотографию женщины с медальоном в виде лабиринта на шее.  Детектив начинает обыскивать дом и обнаруживает Холли, которая вкалывает лежащей без сознания Анне наркотик. Локи велит ей оставить ребенка в покое, но боевая старуха открывает стрельбу и легко ранит детектива. Тот вынужден застрелить ее. После этого он увозит Анну в больницу и там узнает, что Алекс Джонс, он же исчезнувший более 20 лет назад Барри Милланд, воссоединился с семьей.

В конце фильма (спустя несколько дней) детектив возвращается в дом Холли, чтобы продолжить расследование и слышит странный свист из-под земли.

Вообще конец фильма оставляет немало вопросов. Один из них – пресловутый лабиринт, который так часто фигурирует в фильме “Пленницы”. Разгадка лабиринта, который рисовал Боб Тейлор, тронувшись рассудком, проста: он никогда не существовал. Лабиринт запомнился парню только из-за книги, которую ему, как и всем пленникам, давала Холли…

Объяснение концовки, несмотря на открытый финал, самое простое: скорее всего, Локи, услышав свист, вытащит Келлера. Вероятнее всего, Доверу предстоит ответить перед судом за похищение и избиение Алекса.

Впрочем, как отмечают в своих разборах зрители, финал может иметь и другую трактовку: детектив может решить, что свист ему показался, а потом – уехать, оставив выбившегося из сил Келлера без помощи. В этом случае речь может идти о достаточно зловещем смысле концовки фильма “Пленницы”: если Локи проигнорирует свист, Келлеру суждено стать очередной жертвой «лабиринта»…

Смысл фильма

При кажущейся простоте восприятия, “Пленницы” наполнены религиозными символами, несущими в себе скрытый смысл. Их расшифровка помогает лучше понять режиссерский замысел.

Чтобы понять суть фильма “Пленницы”, нужно усвоить, что основной конфликт картины – это антитеза добра и зла. Это проявляется в борьбе четы Джонс с Богом и его промыслом, в противостоянии темных и светлых сил в душе отчаявшегося Келлера Довера, а также в решении семьи Бирч молчать о похищении Алекса Джонса и тем самым способствовать жестокости Келлера в отношении к несчастному слабоумному юноше.

Семья Джонс потеряла сына. Горе было настолько велико, что они потеряли еще и веру в Бога. Несчастная Холли Джонс решила обвинить Господу войну – так она начала похищать и убивать детей.

Ее супруг разводил змей. В христианской традиции этот образ связан со змеем-искусителем. Холли с мужем создали для пленниц некий лабиринт. Он символизирует хаос, в который чета Джонс, при помощи манипулирования и лекарств погружает сознание детей. Смысл в том, что дети, желающие вернуться домой, должны найти выход из этого символического лабиринта. Но что это может значить?

Лабиринт – это языческий символ, известный нам еще по древнегреческому преданию о Минотавре. Его сущность противостоит христианским ясности и простоте. Лабиринт – это то, что запутывает человека, уводя его от цели – или от Бога. Выход из лабиринта – обретение Бога.

Чета Джонс делает все, чтобы их жертвы не смогли обратиться к Творцу и страдали от этого. Но если супруг Холли незадолго до смерти рассказывает о своих преступлениях священнику, то сама она остается верной своей страшной идее.

В качестве жертв в фильме “Пленницы” неслучайно выбраны дети и слабоумный Алекс Джонс. Они невинны, как агнцы Божьи, отправляемые на заклание.

Последние жертвы были выбраны не случайно: одна из девочек проявляет любопытство, заглянув в фургон. Это качество, как известно, привело к изгнанию из рая.

Борьба добра и зла ярко проявляется в характере Келлера. В юности он пережил психологическую травму: его отец покончил собой. Мужчина всегда готовил своего сына к тому, что в любой момент может случиться худшее, а значит нужно всегда быть начеку. Готовность к борьбе сочетается в Келлере с религиозностью, но не с верой. Именно поэтому от отчаяния он готов совершить самосуд над невиновным. Раскаиваясь в содеянном, он однако не может дочитать до конца молитву “Отча наш”…

яма с красным свистком
Кадр из фильма.

Помещение Келлера под землю является отсылкой и к книге пророка Ионы, и к сюжету о воскрешении Лазаря: ему дано три дня на то, чтобы осознать свои ошибки и воскреснуть духовно.

Плен в фильме также является неким символом. Это не только реальное лишение свободы, но и порабощение злом, сомнением и отчаянием.

Кстати, оригинальное название “Prisoners” в английском не имеет конкретики пола. В общем смысле речь идет не о “Пленницах”, а о “Пленниках” – не только о похищенных девочках или об Алексе, но и о людях, которые знали о его похищении, но были пленниками своего малодушия. А также о Холли Джонс, ставшей пленницей своего безумия.

Ваше мнение: чем закончится эта история?
Локи вытащит Келлера.
91.49%
Локи уедет и Келлер погибнет.
7.42%
Другое (напишу в комментариях).
1.09%
Проголосовало: 1469

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих на фильм “Пленницы” по смыслу:

  • “Таинственная река” (США, Австралия, 2003 год). Друзья детства пытаются расследовать убийство дочери одного из них;
  • “Зодиак” (США, 2007 год). Фильм рассказывает о реальном маньяке, который так и не был пойман;
  • “Подмена” (США, 2008 год). Героиня теряет сына. Вскоре полиция возвращает ей мальчика, но это не ее ребенок.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Гость

    На протяжении всего фильма Локи куда только не заглядывал и где только не лазил. Однозначно вытащит.

    12
    Ответить
  2. Мама

    Ничего непонятно , за что наказали убитого горем отца , несправедливо, детектив негоден к службе в полиции, не расследовал дом подозреваемого, изначально, ничего философского не вижу, философия в основе предназначена объяснять, оправдывать или осуждать поведение психически здоровых людей, а не это все , психически больные люди, похитители детей..финал не дал развязки 👎👎

    7
    2
    Ответить