Что прячется «Под покровом ночи»: тайный смысл кинофильма

главная героиня триллера Смысл фильма

Обнаженные матроны не первой молодости ритмично двигаются под музыку. Они трясут телесами и размахивают сверкающими помпонами на манер юных чирлидерш. Шокирующее начало, никоим образом не влияющее на смысл фильма «Под покровом ночи». Зато зритель уже сражен и обескуражен, чего и добивался постановщик.

О чем фильм

Несмотря на вызывающую завязку, объяснение «обнаженки» простое. Перформанс – деталь выставки в галерее главной героини Сьюзан Морроу. На открытие экспозиции приглашены «сливки» Лос-Анджелеса. Владелица узнает, что Эдвард, человек, с которым она развелась в молодости, будет проездом в Городе Ангелов. Он хочет встретиться и обсудить новую книгу. Ее черновик галеристке прислали по почте.

Большая часть ленты – экранизированное содержание рукописи «Ночные животные». Женщине льстит, что роман посвящен ей. Она садится за чтение. И предвкушает нечто романтическое. Однако сюжет заводит в темные дебри. Центральный персонаж, профессор Тони Гастингс, теряет жену и дочь во время поездки в другой штат. Поздно вечером семья атакована троицей бандитов, Рэем, Бесом и Лу. Смысла сопротивляться нет: силы неравные. В результате водитель выброшен из машины. Лора и юная Индия увезены, подвергнуты насилию и убиты.

Хотя полицейский Бобби Андес «землю роет» в поисках отморозков, настичь преступников удается лишь через год. Детектив сделал, что мог, но он смертельно болен. Тони приходится самому завершить вендетту.

Из кутюрье – в режиссеры

Как и в случае с дебютом режиссера Тома Форда (драмой «Одинокий мужчина»), фильм «Под покровом ночи» – адаптация, многое поменявшая по сравнению с первоисточником – романом «Тони и Сьюзен» Остина Райта. В книге героиня – никакая не владелица модной галереи, а представительница среднего класса. Да и возраст у персонажей постарше.

Прославившись как креативный директор Gucci, Том Форд вывел бренд на новый уровень. А в 2007-м открыл собственный первый бутик в Нью-Йорке. Казалось, что Том – словно Мидас, все, с чем соприкасается, превращается в «золото», будь то парфюмы или модные коллекции. Причем же здесь киноиндустрия?

Объяснение этих «экспериментов» мэтр раскрыл в интервью. Ему хотелось вновь «почувствовать вкус подлинной жизни». Потому что мастер не желал оставить после себя лишь груды одежды, пылящейся в музеях моды.

Интересно, что и в новой для него киносфере признание пришло мгновенно. Лента с Колином Фёртом претендовала на Золотого льва Венецианского фестиваля. А вторая картина получила Гран-при этого же кинофорума.

Притяжение противоположностей?

Режиссер этого фильма Том Форд – благополучный семьянин нетрадиционной ориентации, живущий с партнером уже 34 года, воспитывающий сына, сценарист, продюсер и постановщик. В своих лентах же он выводит патологически несчастливых индивидуумов. И делает это парадоксально талантливо.

В «Одиноком мужчине» преподаватель-гей тяжело переживает гибель любимого и не выдерживает утраты. Шестидесятые годы: общество не готово принять «нестандартного» профессора. Даже «сочувствующие» глухи к трауру.

В неонуаре «Под покровом ночи» такой же мягкий и чуткий интеллигент лишается двух членов семьи, которые освещали его жизнь. Гастингс мучается из-за невозможности повернуть время вспять. Ведь можно было поехать другой дорогой, не попасться озлобленной шайке. В конце концов, отложить путешествие.

Эдвард, романтик-писатель, придумавший этого страдальца, до сих пор залечивает рану после расставания с изменницей-женой. А виновница тягостных переживаний начинает чувствовать, что в юности выбрала не тот путь. Пусть под влиянием авторитарной родительницы и соблазнов, но это не оправдание. От груза вины уже не избавиться. Казавшийся благополучным второй брак рассыпался карточным домиком, да и бизнес дал трещину.

виновница измены в кадре фильма
Кадр из фильма

Уметь посмеяться над собой

Снимая второе кино, Форд не смог отказать себе в удовольствии поиронизировать над миром гламура, в котором вращается уже десятилетия.

Вместе с тем обе работы постановщика отличаются выверенным стилем и сняты «по старинке», без использования «цифры». Том чуток к деталям, чего стоит только пафосный жемчуг в эпизоде встречи Сью с матерью или позы беззащитно-обнаженных тел убитых. Костюмы – потрясающи, как и работа художника-постановщика. А персонажи неизменно страдают от невозможности добиться душевной гармонии и примириться с несовершенствами мира.

Что же касается упомянутой иронии, то она сквозит в том самом «выставочном» «боди-позитиве», представленном в начале фильма. И – особенно – в высказываниях одного из друзей героини, напыщенного, самодовольного «пингвина» Карлоса Холта.

В этом холеном манерном гомосексуальном человечке с трудом угадывается харизматичный Аро из франшизы «Сумерки» или въедливый журналист из байопика «Фрост против Никсона». А ведь всех троих сыграл валлиец Майкл Шин: очень разноплановый артист.

Несостоявшаяся седьмая

Если говорить об актерском составе, то это несомненное сокровище картины. У Эми Адамс (Морроу) – шесть номинаций на премию Киноакадемии. Но даже критики были удивлены, что в 2016-м актриса не получила ни одной. Ни за вероломную Сьюзан, ни за фантастику Вильнёва «Прибытие», где она перевоплотилась в лингвистку с личной трагедией, призванную перевести инопланетную речь.

К слову, со времен «Зачарованной» Адамс неизменно создавала образы милых, добрых, жизнерадостных. Морроу – другой случай. Пресыщенная жизненными благами и духовно бедная, галеристка пытается остаться «в обойме», поддерживать нужные связи, цепляться за тренды. А что в итоге? Равнодушие занятого собой и любовницами мужа и одинокая старость, которая не за горами. Мучительное нравственное перерождение состоялось, но кто это оценит.

актеры фильма на красной дорожке
Актерский состав киноленты

Такие разные мужчины

Исполнивший две роли – Эда и Тони – Джейк Джилленхол тоже был на высоте. Шеффилд появляется в кадре ненадолго. Зато сцены с Гастингсом просто рвут душу зрителю.

Майкл Шеннон (Андес) претендовал на «Оскар». Измученный, задыхающийся, постоянно кашляющий кровью, сыщик мог бы забыть о долге перед Индией и Лорой. Ведь своих забот полно! Но он преисполнен желания восстановить справедливость. И идет до конца, чтобы покарать злодеев.

До выхода остросюжетного детектива Аарон Тейлор-Джонсон воспринимался публикой как еще одно «милое личико». Мальчик, который хорошо смотрится в развлекательном кино, комиксах, комедиях. Рэй «встряхнул» биографию британца. Он не побоялся уродливого грима и жестоких поступков негодяя, вызывающих у аудитории шок. Да на эту физиономию не взглянешь без содрогания! Старания были вознаграждены: исполнитель завоевал «Золотой глобус». Аплодируем стоя.

Чем закончился фильм

Перелистывая страницы книги, Сьюзан погружается в воспоминания. Как амбициозная мать настаивала на расставании с «неудачником» Эдом, а «послушная дочка» изменила мужу с перспективным красавчиком Хаттоном. Неверность аукнулась спустя годы: мистер Морроу наставляет рога хозяйке галереи. И она решает поступить правильно. Вернуть утраченное. Но свидание с Шеффилдом идет не по плану бизнес-леди.

Идея героини о примирении и воссоединении с перспективным писателем разбилась вдребезги. Зря прихорашивалась: Эдди попросту не пришел на встречу. И тогда читательнице стал понятен смысл литературного триллера: все это – аллегория!

Покинутый возлюбленный и не собирался выбрасывать белый флаг. Он и так добился цели: заставил вечно занятую даму погрузиться в мрачные реалии романа и прозреть.

Смысл концовки

Когда миссис Морроу еще только продиралась сквозь жуткие подробности сюжета и концовки рукописи, она восхищалась стилем и задумкой. Вздрагивала от омерзения, волновалась за персонажей. И, наверное, жалела, что бросила столь талантливого, тонко чувствующего человека.

Просидев за столиком шикарного ресторана битый час (и поняв, что кавалер ее проигнорировал), несостоявшаяся художница мысленно вернулась к прочитанному тексту И поняла: автор не имел в виду «обычное» преступление. Все иносказательно: троица бандитов – она сама. Спутница жизни, вероломно предавшая и растоптавшая чувства. Лора, забитая железным прутом, – душа Эда и его поруганная любовь. Индия, лишенная девственности и задушенная, – так и не родившийся ребенок, вытащенный из чрева во время аборта.

Смысл концовки фильма «Под покровом ночи» страшен и поучителен. За ошибки надо платить, они непременно вернутся бумерангом. А самое отвратительное – если осознал промахи слишком поздно, и ничего нельзя исправить и «склеить».

И вот она сидит, униженная томительным ожиданием, раздраженная угодливыми вопросами официанта. Сраженная непривычной неловкостью момента. Улыбка давно сползла с умело накрашенного личика. Поделом? Наверное. Форд жестко наказывает героиню – вслед за автором романа. Нельзя предавать идеалы юности. Невозможно отдавать на поругание любящую душу. Расплата неизбежна.

ожидание за столиком в ресторане
Кадр из фильма

Заглянуть в бездну 

Картина, безусловно, не для всех. Элитарная, тонкая работа. Наверное, поэтому при бюджете в 22,5 млн. долларов он заработал только 30,3 миллиона. Публике проще «проглотить» очередной супергеройский сюжет, который «задержится» в памяти лишь до следующего утра. А тут надо прожить каждую секунду, переварить, осмыслить, возможно, всплакнуть. И постоянно мысленно возвращаться к мрачным кадрам: недаром классик сказал, «душа обязана трудиться»!

Дюжина номинаций и две престижные победы. 72% положительных отзывов критиков: рейтинг одобрения подсчитан сайтом Rotten Tomatoes. Овации Венецианского кинофестиваля. Комплименты актерам, исполнившим главные и второстепенные роли. Успех? Конечно. Остается ждать новинок мастера и надеяться, что он опять угодит «в яблочко».

Как вам фильм «Под покровом ночи»?
Восторг!
59.3%
Зря потерял время
5.03%
Неоднозначно, но скорее понравился
34.92%
Скажу в комментариях
0.75%
Проголосовало: 398

Автор
Ольга Маслова
Ольга Маслова
Киноман, журналист, поэт. Хронический романтик, обожающий Стивена Кинга и сериалы/фильмы про маньяков.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ольга

    Фильм потряс . Аллегорию сразу почувствовала

    Ответить