Смысл советского артхауса «Полеты во сне и наяву»

Полеты во сне и наяву Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма

Год производства: 1982

Режиссер: Роман Балаян

Актеры: Олег Янковский, Олег Табаков, Людмила Гурченко

В СССР было снято немало замечательных кинокартин, приблизительный жанр которых можно определить как трагикомическая философская притча. К этой же категории следует отнести и работу Романа Балаяна.

Сказать однозначно, в чем заключается смысл фильма «Полеты во сне и наяву», достаточно сложно. Это прекрасно снятое, тонкое, меланхоличное кино, пропитанное депрессивной осенней атмосферой. Благодаря практически бессюжетному повествованию, его можно по праву назвать советским артхаусом. Тем более, что после просмотра нам предоставляется широчайшее поле для размышлений.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма находится сотрудник архитектурного бюро Сергей Макаров. В канун своего сорокалетия герой оглядывается на свою жизнь и, неожиданно для самого себя понимает, что в ней нет никакого смысла.

Олег Янковский
Олег Янковский исполнил роль Сергея Макарова. Кадр из фильма.

Сергей женат и воспитывает дочь. Кроме того, у него есть юная и весьма требовательная любовница. Но все-таки чего-то ему не хватает. Однажды утром он ссорится и с женой Наташей, и с миловидной Алисой.

На работе его ждет скандал – предварительно он отпросился у начальника (и по совместительству – друга) якобы для того, чтобы встретить мать. Однако вскоре он признается, что обманул начальство и мать не встречал.

По требованию руководства бюро Сергей пишет заявление об увольнении, а потом начинаются его приключения. Он мирится с любовницей, однако та практически у него на глазах начинает флиртовать с новым знакомым. Затем главного героя посещает спонтанная идея съездить к матери. Он запрыгивает в вагон товарного поезда, а потом случайно предотвращает кражу, и его избивают злоумышленники.

На следующее утро Сергея, отлеживающегося на железнодорожной насыпи, находит стрелочница. Погрузив мужчину на свою мотодрезину, она отвозит его обратно в город.

Следующий день Сергея проходит так же, как и предыдущий – он без особого смысла слоняется по городу, навещает прежнюю пассию и пытается наладить отношения с Алисой. Чуть позже ему удается помириться с начальством, а на следующий день он приглашает коллектив на свой сорокалетний юбилей. Праздник он отмечает за городом, на недостроенной даче. В самый разгар торжества Алиса раскрывает гостям небольшой секрет своего друга – оказывается, он мечтает о полетах. Кроме того, он обещал показать ей их.

Пока гости веселятся, главный герой сильно раскачивается на тарзанке, прикрепленной к ветке дерева. Затем, как был, в одежде, он прыгает в озеро. Гости пугаются: в конце концов, не май месяц на дворе, да и Сергей – далеко не мальчик. Решив, что его нужно спасать, мужчины принимаются раздеваться. В этот момент с противоположной от озерца стороны к ним выходит улыбающийся, вымокший до нитки виновник торжества и переполоха. Он уверяет, что это была только шутка, однако гости сердятся – ничего смешного в этом они не видят. Они покидают праздник, оставив Сергея в одиночестве.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Почти в самом финале Сергей идет по осеннему полю, а затем останавливается возле одного из стогов сена. Стуча зубами от холода, он зарывается в сено, сворачивается в позу эмбриона и затихает.

Понять смысл концовки фильма «Полеты во сне и наяву» поможет личность главного героя. Все это время Сергей мучительно переживает кризис среднего возраста. Ему сорок лет, но он не реализовался ни как специалист, ни как муж, ни как отец, ни как сын. Он понимает это и чувствует свою вину, однако сделать ничего не может, да и не хочет.

Не имея ни сил, ни желания бороться и доказывать что-либо, он прячется от жизни в стоге сена так, как, вероятно, прятался от чего-нибудь страшного в детстве под одеялом. Разве что мамы теперь рядом нет, и пожалеть-приголубить его сейчас некому…

Есть и другая трактовка финала. Вполне возможно, Сергей давно находится в тяжелой депрессии и не видит из нее никакого выхода. Прыжок с тарзанки представляет собой метафору своеобразной “перезагрузки”. Но по факту ничего такого не происходит. После прыжка главный герой трясется от холода и пытается доказать, что это была только шутка. Однако никто его не понимает – осудив его поступок, друзья уезжают. А Сергей остается, окутанный бесконечным одиночеством…

В любом случае, финал у картины открытый, но при этом вполне понятный: никаких перемен в жизни главного героя, скорее всего, не будет.

Олег Табаков
Роль Николая Павловича сыграл Олег Табаков. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Умели в позднем СССР снимать кино про “маленького человека”. Понятно, что был в этом определенный риск: кого следовало назначить “героем нашего времени”? Время мужественных шахтеров и сталеваров уже давно прошло, а всевозможные “данилы багровы” еще на свет не появились. Тогда кто это должен быть?..

Главный герой картины, Сергей Макаров, показан накануне своего сорокалетнего юбилея. 40 лет – важный период, особенно для мужчины: это время для переосмысления своей жизни, для подведения итогов. Но как быть, если подводить особенно нечего?

Многие зрители в своих разборах картины предполагают, что суть фильма заключается в демонстрации того, как беспомощно барахтается человек, не имеющий возможности выбраться из экзистенциального кризиса. Однако фильм Романа Балаяна глубже, чем кажется на первый взгляд и в нем есть скрытый смысл: в первую очередь, это все-таки кино о кризисе духа того времени.

Восьмидесятые – это время застоя в стране. У жителей СССР на тот момент было (по крайней мере, на первый взгляд) все. Но при этом какого бы то ни было развития в стране не наблюдалось, а в перспективу прекрасного будущего не верил уже практически никто. Это не могло не наложить отпечаток на характер и психику.

У Сергея есть жена, дочь, любовница, подруга, неплохая работа и друг-начальник. Вроде бы у него есть все. Тем не менее, ему чего-то не хватает. И это неудивительно – каждый, с кем сталкивается герой, пытается учить его жизни. Жене кажется, что Сергей – неправильный муж, Алисе – что он такой себе любовник. Он не вписывается в их систему координат и поэтому кажется им чужим. То есть, это типичный “лишний человек” – и, вероятно, именно здесь нужно искать разгадку его поведения.

рыжая девченка
Кадр из фильма.

Сергей не просто так мечтает о полетах – неосознанно ему хочется взлететь над засасывающим его обывательским болотом. Хотя, может быть, он и вовсе мечтает улететь без обещания вернуться… Он живет в системе, которая безапелляционно заявляет: прими правила игры или погибнешь. Эти правила приняли все, кто его окружает. Сам же он, скорее бессознательно, чем осознанно, начинает своего рода бунт.

Это выливается в мальчишеский троллинг, за которым окружающие не услышали (или не захотели услышать) мольбу о помощи… Сергей Макаров – не лукавый и умный барон Мюнхгаузен, смело поднимающийся по лестнице навстречу пронзительно-синему майскому небу. Он не полетел. Потому что рожденный ползать взлететь, увы, не может.

Все мы родом из детства. Жизненные установки, программы и паттерны, помогающие (и мешающие) осознать, кто мы есть на самом деле, формируются именно в ранние годы нашей жизни. Как вообще развивается внутриличностный конфликт? По мнению психологов, это происходит из-за того, что придуманное нами в детстве несуществующее “Я” сильно отличается от того, с кем нам в конце концов приходится иметь дело.

Точно ненасытный монстр, этот конфликт разрастается и пожирает все наши положительные эмоции, а потом добирается до вообще всех чувств и выкачивает из нас жизненные силы. Надеясь избавиться от этого чудовища и от вечной неудовлетворенности, мы начинаем совершать всевозможные безумные поступки, ссоримся с близкими и вредим самим себе.

Людмила Гурченко
Людмила Гурченко в роли Ларисы Юрьевны Кузьминой. Кадр из фильма.

Как общество относится к главному герою? Все окружающие Сергея люди единогласно считают его балбесом и патологическим лжецом. Разумеется, назвать его положительным героем язык не поворачивается: он действительно лжет всем – и в первую очередь самому себе. Однако все-таки Сергей не является стопроцентным негодяем. В большей степени это ребенок во взрослом теле. Он мучительно ищет точку опоры, однако это ему не удается. Потому что истинный центр своего внутреннего мира он пытается найти не в себе, а в других людях.

Впрочем, “мучительно ищущий” – это все-таки не про него. Похоже, что Сергей ничего не ищет – он просто пытается догнать то, что от него уходит и это прекрасно демонстрирует одна из мизансцен, в которой он бежит за мальчишками. А вообще, он ни к чему не стремится и не испытывает ничего, кроме разочарования и неудовольствия.

Глядя на него, невозможно не проникнуться к нему если не сочувствием, то хотя бы жалостью – ведь ему нужна помощь, но никто не может ее дать. Впрочем, сам Сергей тоже ничего не хочет ни от кого принимать. Вероятно, применительно к нему можно процитировать слова героя Леонида Быкова из х/ф “В бой идут одни старики”. Он сказал так: “Бывают ситуации, когда никто не может человеку помочь! Он рождается сам и умирает сам.”

Сергея носит по жизни, точно сухой лист на ветру. Все, что ему нужно – это остановиться и понять, что центр циклона находится в нем самом. Тогда придет осознание того, что не все потеряно.

Может быть, хотя бы стог сена ему в этом поможет.

стог сена
Кадр из фильма.
Как вам главный герой и его история?
Он жил в том обществе, где неординарному человеку некуда приложить свою энергию и талант. В этом его драма.
11.11%
Накрыло кризисом среднего возраста. Бывает, пройдет.
33.33%
Лентяй, эгоист, инфантил с претензией на исключительность.
55.56%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 9

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Полеты во сне и наяву”:

  • “Осенний марафон” (СССР, 1979 год). Главный герой мечется между женой и любовницей.
  • “Отпуск в сентябре” (СССР, 1979 год). Виктор Зилов запутался в своей жизни. Из-за этого страдают как его близкие, так и коллеги по работе.
  • “Географ глобус пропил” (Россия, 2013 год). Главный герой, биолог по образованию, от безысходности устраивается работать в общеобразовательную школу. Перебираясь из кризиса в кризис, он пытается жить…
  • “Афоня” (СССР, 1975 год). Главный герой картины мучительно переживает кризис среднего возраста и совершает один необдуманный поступок за другим.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.