«Моя собственная реальность»: в чем суть триллера «Помни»

триллер Помни Смысл фильма

Жанр: триллер, детектив, драма, криминал

Год производства: 2000

Режиссер: Кристофер Нолан

Актеры: Гай Пирс, Кэрри-Энн Мосс, Джо Пантольяно

Слоган: “Некоторые воспоминания лучше забыть”

Награды и номинации: В 2002 году фильм был номинирован на “Оскар” в категориях “Лучший сценарий” и “Лучший монтаж”.

“Помни” — второй полнометражный фильм Кристофера Нолана. Также он самый запутанный из всех его картин.

Наверное, смысл фильма “Помни” (Memento) заключается в финальной фразе, произнесенной главным героем. Ее суть заключается в том, что человек, пытаясь заполнить свою жизнь хоть чем-нибудь, часто пускается в погоню за ложными целями и теряет самого себя.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре сюжета находится страховой следователь по имени Леонард (Ленни) Шелби. Однажды ему поручают расследование страхового случая Сэмми Дженкинса — человека, который после аварии перестал запоминать новые события. Герою удается доказать, что “необучаемость” Сэмми является психическим отклонением, а не последствием ЧМТ, и тому отказывают в получении страховой выплаты.

Гай Пирс
Гай Пирс сыграл главную роль Леонардо Шелби. Кадр из фильма,

Спустя какое-то время в дом Леонарда проникают преступники и нападают на них с женой. Одного из них Шелби убивает, но второй бьет его по голове. Вследствие полученной травмы у Леонарда развивается тот же недуг, что и у Сэмми Дженкинса — антероградная амнезия. То есть, он хорошо помнит, что происходило до нападения, но теперь его кратковременная память ограничена пятнадцатиминутными отрезками. После этого новые воспоминания полностью стираются.

Леонард, пребывая в уверенности, что его жена погибла после нападения, решает найти виновного и покарать его. Пытаясь справиться со своим недугом, герой развивает целую систему — делает мгновенные снимки, пишет заметки. Самые важные факты он вытатуировывает на своем теле. Ключом к разгадке к личности преступника является вытатуированное имя “Джон Г”.

Вскоре Леонард встречается с неким Тедди, который предлагает ему свою помощь. Однако выясняется, что новый помощник, бывший полицейский, просто использует Шелби в своих целях.

Объяснение концовки

В финале Тедди связывается с Леонардом и сообщает ему, что нашел настоящего Джона Г. Шелби приезжает в назначенное место — к заброшенному зданию за городом и смертельно ранит того, кого принимает за убийцу своей жены.

Однако, он ошибся — Тедди навел его на торговца наркотиками, который не имел никакого отношения к трагедии Леонарда. Припертый к стене, тот раскрывает ему страшную тайну: жена Шелби перенесла нападение, но умерла от передозировки инсулина. И виновен в этом был не кто иной, как сам Леонард.

Кэрри-Энн Мосс
Кэрри-Энн Мосс исполнила роль Натали. Кадр из фильма.

По словам Тедди, он больше года назад помог герою отыскать преступника, напавшего на них с женой, и расправиться с ним. То есть, реального Джона Г уже нет в живых. Однако, пользуясь тем, что Леонард ничего не помнит, Тедди решил использовать его для решения собственных проблем. Так он по его наводке убил уже нескольких “Джонов Г” — то есть, людей, непричастных к преступлению. Шелби обнаруживает интересное совпадение — настоящее имя Тедди — Джон Г…

Под угрозой смерти Тедди помогает понять Леонарду правду — которую он вроде бы искал, но которой боялся.

Объяснение концовки выглядит так: никакого Джона Г на самом деле не существовало. Вся история Сэмми Дженкинса, которую Шелби рассказывает неизвестному собеседнику – это его собственное прошлое, которое он вынес за скобки собственной жизни, считая, что все это произошло с кем-то другим.

Передозировка инсулином наступила из-за того, что Леонард не помнил, делал ли он укол жене. Когда он осознает это, его сознание помрачается, после чего он оказывается в больнице. Там его разум начинает переписывать воспоминания – это позволяет ему справиться с произошедшим. Вспомним, что он говорил о деле Сэмми: “его случай — психический, а не физический”. Это означает, что он может создавать воспоминания и “переносит” события на Дженкинса, афериста, который симулировал потерю памяти для получения денег от страховой компании.

В воспоминаниях Леонарда не он виновник смерти своей жены, а один из преступников. Так он создает себе новую реальность…

Создав себе новое прошлое, Шелби отправляется в полицию и натыкается на продажного полицейского, Тедди. Тот помогает ему отыскать одного из преступников и убить его. Так и начинается его погоня за призраком.

Смысл концовки фильма “Помни” заключается в фразе Леонарда, которая звучит так: “Я должен верить, что мои действия имеют значение”. Подсознательно герой понимает, что успел потерять себя: сделав смыслом своей жизни совершенно ненужную месть, он потратил ее впустую.

Смысл фильма

Фильм “Помни” погружает человека в мир, в котором нет ни прошлого, ни будущего. Здесь есть только настоящее.

Картина Нолана рассказывает историю человека, расследующего убийство своей жены. Однако, у него большие проблемы с памятью. Это не амнезия: Леонард знает, кто он такой, но после травмы он перестал запоминать события.

Фильм позволяет вместе с героем пережить опыт потери кратковременной памяти. Это позволяет режиссеру передать зрителю ощущение неспособности запоминать. Нолан рассказывает историю задом наперед, постоянно удерживая от нас информацию, которая недоступна главному герою. Картина построена таким образом, что мы оказываемся “в шкуре” персонажа: как и тот, зритель дезориентирован и вникает в суть происходящего по ходу событий.

Леонард страдает потерей памяти. Он разговаривает с людьми, которых не знает, оказывается в незнакомых местах, и режиссер хотел, чтобы аудитория тоже это прочувствовала. Именно по этой причине вся история структурирована в обратном порядке. За сценой “В” следует сцена “Б”, а за ней — сцена “А”. То есть, сперва мы узнаем конец фильма и постепенно движемся к началу.

Фильм “Помни” задает множество вопросов, а все цветные сцены идут задом наперед, отображая субъективный взгляд Леонарда на мир. Мы видим важные для него детали (татуировки, снимки, записи) от первого лица – это его субъективная реальность, которая передается нам.

Джо Пантольяно
Роль Тедди исполнил Джо Пантольяно. Кадр из фильма.

У нас есть та информация, которая имеется у Леонарда. То есть, мы, как и он, понятия не имеем, как оказались в конкретном месте, и где были до этого. Мы знаем только то, что говорят фотографии и записи — внешняя память Леонарда. В отличие от многих других фильмов, каждая мизансцена здесь подразумевает вопрос “Что было раньше”, а вовсе не “Что будет дальше”. По завершении каждой такой мизансцены мы получаем ответ на предыдущий вопрос.

Чтобы такая, несколько хаотичная структура картины не утомила зрителя, режиссер придумал интересную “фишку” — здесь он чередует цветные сцены с черно-белыми. Смысл черно-белых сцен заключается в том, что они идут хронологически правильно. В них Леонард рассказывает историю Сэмми Дженкинса — человека с аналогичными проблемами. Мы постоянно возвращаемся к истории Сэмми, как к чему-то знакомому. Она служит каркасом, который не дает истории рассыпаться и превратиться в набор бессмысленных сцен. Без них сложно было бы понять арку главного героя — как и, впрочем, суть фильма.

В своем расследовании Леонард вынужден полагаться только на собственные записи. Вся проблема созданной им системы заключается в том, что информация, которую он записывает на фотоснимках, передается ему людьми. Ему приходится доверять им, надеяться на то, что они ему не лгут. Здесь-то и кроется главная проблема: иногда информация, написанная на его фотографиях, неправильная, но он понятия не имеет об этом. Разные люди используют его состояние на протяжении всего фильма, и об этом он также узнает не сразу.

Разгадка слепого доверия Леонарда этим “фактам” заключается в том, что он считает их более надежными, чем собственная память — ведь она не фиксирует события, а лишь интерпретирует их. В действительности же Шелби с самого начала берет неверный след. Оказывается, что все собранные им факты искажены. Они постоянно опровергаются и рассматриваются под другим углом. Они крайне ненадежны, поскольку являются такой же трактовкой реальности, как и воспоминания.

диалог с памятью
Кадр из фильма.

В своих разборах фильма “Помни” зрители отмечают, что окончательно система хранения информации Леонарда рушится в самом конце, потому что он сам подсовывает себе ложные факты. То есть долговременные воспоминания Леонарда не отражают реальность — они создаются им. Так все происходящее искажается его собственными решениями.

Леонард утверждает, что живет только ради мести (которая становится для него идеей фикс), и, когда убивает человека, за которым охотился, осознает, что его жизнь стала пустой. Этого он боится больше всего на свете. Ему важно, чтобы все его действия имели смысл. По сути, он устраняет “Джонов Г”, чтобы продолжать играть в свою игру. Неизвестно, скольких он уже убил, и скольких убьет еще…Главному герою фильма “Помни” нужна не месть, а смысл жизни — неуловимый бандит, за которым он будет охотиться вечно.

Леонард постоянно переключается на вымышленные воспоминания. Он не хочет верить в произошедшее с ним и подменяет реальные воспоминания на те, которые его больше устраивают.

Леонард — потерянный человек. Он играет в детектива и карателя одновременно. Катаясь по городам и убивая людей, он приходит к следующей мысли: “Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать, кто мы такие”. Это ключевая фраза фильма Нолана, которая содержит в себе скрытый смысл: сбежать от себя невозможно — необходимо научиться нести ответственность за все свои поступки.

Однажды Леонард говорит: “Если я закрываю глаза, мир не исчезает”. Эту фразу можно интерпретировать как его отношение к настоящему. Вопреки его “закрыванию глаз” и подменам своих воспоминаний, реальное положение дел не исчезает…

воспоминания и ответственность
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Помни” Кристофера Нолана:

  • “Прежде чем я усну” (Великобритания, США, Франция, Швеция, 2014 год). Главная героиня страдает расстройством памяти: каждое утро она не может вспомнить, чем были наполнены последние 20 лет ее жизни;
  • “Внутри моей памяти” (Великобритания, США, 2003 год). Главного героя обвиняют в автокатастрофе, в которой погиб его брат. Герой ничего не помнит, но однажды он понимает, что способен изменить будущее;
  • “Грехопадение” (США, 2012 год). Главную героиню обвиняют в том, что она убила лучшую подругу. Девушка, страдающая расстройством памяти, начинает свое расследование.
  • «Начало» (США, 2010 год). Еще один запутанный фильм Нолана.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

 

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Adblock
detector