«Последняя дуэль»: средневековый харассмент, рыцарство и феминизм 

Семья Карруж Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: история, драма

Год производства: 2021

Режиссёр: Ридли Скотт

Актёры: Мэтт Дэймон, Адам Дрэйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель хорошего и атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

«Последняя дуэль» (оригинальное название The Last Duel) – очень мощный и детализированный фильм от 83-летнего режиссёра Ридли Скотта. Примечательно, но в американском прокате фильм провалился, собрав всего 10 миллионов долларов. Однако зрителям работа понравилась, хотя концепция подачи материала и оставляет некоторые вопросы. Подробно рассмотрим сюжет и разберемся в сути фильма.

Смысл фильма «Последняя дуэль» в том, что каждый из трех участников событий видит и описывает их по-своему. У каждого здесь своя правда. Если оценивать эту историю с позиции главной героини Маргариты, то это феминистский фильм о правах женщины: она человек, а не бессловесная вещь, которая принадлежит мужчине. Картина основана на реальных событиях.

Основано на исторических событиях

Фильм Ридли Скотта основывается на романе Эрика Джегера. Это профессор английского языка, критик и специалист по средневековой литературе. Джегер досконально изучил исторические источники, включая фундаментальный труд Жана Фруассара «Хроники», датированный 14-м веком.

В целом, фильм «Последняя дуэль» очень точно передаёт историческую канву события. Вкратце, речь идёт о конфликте двух дворян – Жана де Карружа и Жака Ле Гри. Первый относился к знатному роду, второй многого добился сам, и сумел приблизиться к графу Пьеру. Они вместе сражались во славу короля Франции, но потом, когда Ле Гри приблизился к сюзерену, между ними пробежала чёрная кошка.

Мэтт Дэймон и Адам Драйвер
Мэтт Дэймон в роли Жана де Карружа и Адам Драйвер в роли Жака Ле Гри. Кадр из фильма.

Жена Карружа Маргарита произвела на Ле Гри впечатление, и он решил её соблазнить. Однако женщина, видимо, отвергла настойчивые ухаживания, и произошёл классический харассмент – Жак просто изнасиловал супругу своего боевого товарища. По некоторым данным, насильник кинул своей жертве мешочек с золотыми монетами и посоветовал молчать, чтобы не навлекать позор на семью. Однако Маргарита деньги отвергла и сразу заявила, что обо всём расскажет мужу.

Взбешённый Карруж попробовал восстановить справедливость у графа Пьера, но не получив справедливого вердикта, отправился к королю. В целом, ситуация была довольно щекотливой. Учитывая, что о феминизме тогда ещё не слышали, женщина была кем-то вроде домашней утвари, и находилась в статусе имущества своего супруга. Поэтому насильнику в целом ничего не грозило – максимум штраф.

Однако Карруж сумел додавить суд, и отстаивая свои имущественные интересы, настоял на божьем суде. По результатам поединка победитель признавался невиновным, женщине за лжесвидетельство грозило сожжение на костре.

В источниках дуэль описывается довольно серо. Ле Гри произвели в рыцари, чтобы соперники находились в равном статусе. Сражался он пешим, и почти сразу сумел ранить Карружа. Однако рыцарь Жан был опытным бойцом, поэтому одержал победу. Любопытно, но в хрониках отмечается, что Карруж не убил Ле Гри – от смертельного удара того защитил доспех. Однако поверженного рыцаря всё равно повесили, подтвердив его виновность.

Последняя дуэль
Кадр из фильма.

Относительно самого события мнения хронистов расходятся. В частности, есть мнение, что Маргарита просто оклеветала Ле Гри по наущению мужа, который завидовал своему возвысившемуся соратнику.

В любом случае, Карруж погиб спустя несколько лет в одной из битв. Судьба Маргариты историкам неизвестна. Есть версия, что женщина закончила свой земной путь в монастыре, не справившись с позором.

Любопытно, но эта смертельная дуэль между дворянами действительно оказалась последней – больше Парламент не давал разрешений на такие поединки. Автор книги верит Маргарите, и по его мнению, женщина точно знала, кто насильник, и на суде говорила чистую правду. Однако скептики склонны верить в происки Карружа. Из судебного дела исчезли некоторые документы и письма, которые могли свидетельствовать в пользу Ле Гри. Однако по этому поводу да сих пор не утихают споры историков.

Сюжет

Переходим к содержанию фильма «Последняя дуэль», который очень точно передаёт основную идею исторических событий. Картина начинается с того, что зрителю показывают подготовку к дуэли, которая состоялась в 1386 году.

Затем события переносятся на несколько лет до этого, когда де Карруж вместе с Ле Гри находятся на войне. Жан нарушает приказ защищать мост и бросает своих людей в атаку. В ходе сражения он спасает Ле Гри жизнь.

военный поход
Кадр из фильма.

После войны ситуация меняется. Ле Гри оказывается приближен к графу Пьеру и по его распоряжению собирает подати с вассалов. У Карружа нет денег для уплаты ренты, и его бывший соратник договаривается с графом об отсрочке. Чтобы поправить финансовые дела, Карруж сочетается браком с Маргаритой де Тибувиль – дочери предателя, который получил милость короля. Брак взаимовыгодный – отступник получает в родственники носителя знатной фамилии, а дворянин помимо жены становится обладателем приданного.

Здесь возникает один нюанс. Самый богатый участок земли, который по договору должен стать частью наследства, отчуждён в пользу графа Пьера в счёт недоимок. После этого земля была пожалована Ле Гри. Карруж пытается отсудить землю и подаёт на графа иск, но король отклоняет это прошение.

Более того, Ле Гри получает звание капитана города, которое должно перейти к Карружу по праву наследства. В результате Жан оказывается не у дел, но по настоянию жены пытается наладить отношения со своим бывшим другом. Примирение удаётся, но Ле Гри положил глаз на Маргариту. Он уверен, что женщина влюблена в него, поэтому выждав удачный момент, когда женщина оказывается в поместье одна, он обманом проникает внутрь и насилует её. Маргарита рассказывает обо всём мужу, тот обращается в суд, требует дуэли и побеждает в поединке. Концовка известна.

Однако только этой трактовкой фильм «Последняя дуэль» не ограничивается. По задумке режиссёра история показана глазами всех участников, что выносит на разбор зрителя всю картину событий.

В частности, со стороны Ле Гри истории выглядит иначе. Он ищет покровительства графа, чтобы компенсировать незнатность рода. Добивается в этом неплохих успехов. Всячески старается прикрыть своего друга от немилости графа.

Участок земли, из-за которого и начинается вражда, переходит к графу Пьеру, а потом Ле Гри по закону. При памятной встрече, когда он впервые видит Маргариту, дворянин замечает её улыбки и заинтересованный взгляд, поэтому, помучившись душевным томлением, он решается овладеть понравившейся ему женщиной.

В понимании Ле Гри, он не совершает насилия, уверен, что всё произошло по обоюдному согласию и что он прав. Даже перед смертельным ударом Карружа он твердит о своей невиновности.

Жак ЛеГрис
Кадр из фильма.

Содержание фильма от лица Маргариты даёт объяснения вещам, которые ускользают от глаз мужчин. Женщина ощущает себя ненужной вещью, которая стала разменной монетой для отца. Она является частью имущества Карружа и несчастлива в браке. Она не заигрывает с Ле Гри, а просто пытается продемонстрировать супругу, что простой улыбкой можно вызвать расположение любого человека. Однако этот её жест неправильно истолкован, что и привело к насилию.

Пытаясь добиться правды и восстановить справедливость, Маргарита сталкивается с непониманием окружающих. В обществе такие истории принято замалчивать. Уже перед самым судом она узнаёт, что в случае проигрыша Карружа её сожгут заживо, но решает идти до конца. Она беременна, и в конце фильма «Последняя дуэль», зрители видят, что Маргарита сидит на фоне замка, любуясь подросшим ребёнком.

Объяснение концовки

Финал у фильма довольно простой, и, что удивительно для такой истории, заканчивается хеппи-эндом. Находясь в браке, Маргарита не может забеременеть. Муж с ней очень груб, поэтому никакого удовольствия от соития женщина не получает. Беременеет она лишь в результате изнасилования, что даёт понять, что это ребёнок Ле Гри.

Маргарита всегда хотела сына, и подросший мальчик действительно на неё похож. В конце фильма Маргарита, которая безусловно является центральной героиней этой истории, убивает сразу всех зайцев. У неё есть знатная фамилия, но нет ненавистного мужа, который погиб в стычке. Маргарита добивается справедливого наказания для насильника, остаётся с сыном, которого действительно очень любит. Поэтому смысл концовки фильма «Последняя дуэль» вполне логичен и закономерен, по сути, это хэппи-энд.

Смысл фильма

Общий смысл фильма намного глубже. Объяснение можно найти благодаря великолепной задумке режиссёра, которая разыгрывает эту пьесу в трёх актах, от лица каждого из участников. В результате мнение о ключевых фигурах меняется.

Со стороны Карружа, это сага об отважном воине, которого предал друг и сюзерен. Он благородный воин, который добр к жене и подданным, и старается лишь добиться справедливости, рискуя при этом собственной жизнью.

Для Ле Гри эта история представляется рыцарским романом, где главный герой пытается вкусить запретный плод. Он уверен, что Маргарита влюблена в него и просто не может уйти от мужа-невежды. Сам Ле Гри представляется утончённой и образованной натурой, который идеально подходит для Маргариты.

Джоди Комер
Кадр из фильма.

Сама Маргарита видит всё исключительно в сером цвете. Муж вовсе не благородный, и она ему нужна исключительно из-за приданного. Это наглядно показывает сцена в церкви, когда Карруж прямо во время венчания начинает разборки из-за земли.

Близость с Карружем больше похожа на изнасилование, поэтому даже харрасмент со стороны Ле Гри выглядит более утончённо. Кроме того, муж не рассказывает ей о последствиях суда, и Маргарита лишь в последний момент узнаёт, что её с вероятностью 50/50 могут сжечь заживо.

Правда здесь у каждого своя. От начала к концу смысл картины неуловимо меняется. В частности, Карруж изначально кажется благородным воином, но в реальности оказывается скупым рыцарем. Его не волнуют чувства жены, и факт изнасилования воспринимается им как покушение на его имущественные права.

Коварный граф Пьер оказывается добродушным кутилой, которому вообще нет дела до Карружа, и больше заботят женщины и вино. Ле Гри пытается казаться благородным, но в реальности тоже не любит Маргариту, и лишь пытается удовлетворить похоть.

Именно в этих противоречиях и кроется скрытый смысл финала. У женщины нет права голоса, поэтому ей только и остаётся уповать на суд Божий. Однако на этом судилище решает вовсе не Бог, а умение владеть оружием.

FAQ

Почему суд не верит Маргарите?
Почему Маргариту приговорили к сожжению в случае победы Ле Гри?
Почему над телом Ле Гри публично надругались?
Ле Гри заслужил смерти и позора?
Конечно да.
54.05%
Нет. Он просто ошибся, неправильно оценил ситуацию, он не хотел оскорбить Маргариту и навредить ей.
12.61%
Маргарита, конечно, не заслужила такого обращения. Но и Ле Гри не был плохим человеком. Он действовал, исходя из стереотипов того времени. Он заслужил более мягкое наказание.
33.33%
Проголосовало: 111

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ридли Скотт

    Автор, ты хоть изучи материал. Ребенок не от Ле Гри.
    И грубым муж Маргариты с ней не был. Даже в фильме.

    Ответить
    1. Мисти

      Спорно. Ребенок мог быть и Ле Гри, и Карружа. Но скорее все-таки Ле Гри. Грубый — не значит бил или издевался.

      Ответить
Почему суд не верит Маргарите?
Здесь всё банально. В фильме упоминается, что беременность может наступить только после оргазма, что является «научно доказанным фактом». В браке у Маргариты детей не было, следовательно, наслаждения от близости с мужем она не испытывает. Поэтому забеременев от предполагаемого насильника, она наслаждалась соитием, что не может восприниматься, как изнасилование.
Почему Маргариту приговорили к сожжению в случае победы Ле Гри?
Если бы победил Ле Гри, это означало бы, что Маргарита солгала. Что на самом деле их связь была желанной для нее, а значит, она падшая женщина, которая лжесвидетельствовала против благородного человека. Такой сюжетный ход демонстрирует, что ценность женщины в Средневековье была намного ниже, чем ценность мужчины.
Почему над телом Ле Гри публично надругались?
Проиграв последнюю дуэль, Ле Гри автоматически становится виновным, и нет никакого смысла дополнительно глумиться над телом, выставляя его на всеобщее обозрение. Здесь явно прослеживается отсылка к первоисточнику – по хроникам, Ле Гри не погиб, хотя и проиграл дуэль. Поэтому его повесили как обычного преступника. Режиссёр лишь обыграл этот момент по-другому. Над телом глумятся, чтобы опозорить человека и его имя.
Adblock
detector