Как герои фильма «Престиж» творили магию: ключ к разгадке

Фильм Престиж 2006 года Смысл фильма
Автор статьи
Серафима Вишняк
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Люблю искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишу странные сказки, обожаю сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Страна: Великобритания, США

Жанр: фантастика, триллер, драма

Год производства: 2006

Режиссер: Кристофер Нолан

Актеры: Хью Джекман, Кристиан Бейл, Пайпер Перабо, Скарлетт Йохансон

“Престиж” – наиболее запутанный фильм Кристофера Нолана: его идея и неоднозначная концовка вызывают споры и порождают немало трактовок.

Главный смысл фильма “Престиж” (The Prestige) заключается в том, что иногда человек, пытаясь угнаться за мечтой, превращается в чудовище. В картине говорится и о многом другом: о соперничестве, о жертвах ради искусства, о жажде славы.

О чем фильм

Фильм “Престиж” рассказывает о двух фокусниках, Роберте Энджиере и Альфреде Бордене, которые соперничают друг с другом в искусстве создания иллюзий.

Картина снята по роману Кристофер Приста “Престиж”. По жанру это криминальный триллер и ретро-фантастика. Прист и братья Ноланы основательно переделали содержание книги. В частности, они убрали современную линию, а также сделали враждующих фокусников приятелями.

герои фокусники
Главные герои фильма — Хью Джекман и Кристиан Бейл. Кадр из фильма.

По мере развития сюжета дружба становится враждой, а профессиональное соперничество — смертельной опасностью. Содержание фильма тоже становится гораздо более мрачным: оба героя готовы не только оскорбить друг друга или саботировать выступление, но и уничтожить.

Но все-таки оба помнят, что когда-то они были приятелями. Один из них стремится отомстить другому, второй чувствует свою вину. На протяжении всего фильма Энджиер стремится раскрыть секрет фокусов Бордена, и в конце фильма он приближается к разгадке. Правда, которую он узнает, шокирует его. А еще больше его шокирует то, что он знал эту правду всегда.

Расшифровка сюжета

При первом просмотре “Престижа” кажется, что Роберт и Альфред творят на сцене настоящую магию. Однако позже становится ясно, что никакой магии нет, а есть только люди, жертвующие своими жизнями ради трюков.

Чтобы показать, как магические трюки воздействуют на зрителя, Нолан сам провернул с ним трюк. Словно фокусник, он дурачил зрителя, пытаясь заставить его поверить в волшебство.

фокус и престиж
Скарлетт Йоханссон в роли Оливии и Хью Джекман в роли Роберта Анджера. Кадр из фильма.

Во всех разборах и рецензиях зрители отмечают уникальную структуру фильма. Она строится не на завязке/кульминации/развязке, а на самой структуре фокуса.

В первой части фокуса, который называется “Наживка”, фокусник показывает зрителю обычный предмет: колоду карт, птицу, или человека. В самом начале зритель видит Роберта Энджиера, которого показывают крупным планом. Он — наживка для зрителя.

Второе действие фокуса называется “Превращение”. Фокусник берет обычный предмет и делает с ним что-нибудь необычное. Зритель видит, как Энджиер проходит через “превращение”: он падает в аквариум и тонет. Но зритель не торопится аплодировать, потому что смысл мастерства фокусника заключается не в том, чтобы заставить предмет исчезнуть. Его следует вернуть, и для этого нужна третья часть номера. Это самая сложная часть, которая называется “Престиж”.

Зритель ждет, что Энджиер выберется из резервуара, но этого не происходит. Фаза “Престижа” наступает в самом конце фильма, когда Энджиер все-таки оказывается живым…

То есть кульминация показана в самом начале картины. В открывающей сцене режиссер знакомит зрителя и с принципом работы фокуса, и с сюжетом.

“Престиж” — кино о магических трюках, об иллюзиях и обмане. Лучший способ показать это — обмануть зрителя во время просмотра. Таким образом, на выходе получается “обман внутри обмана”.

Чтобы зритель смог постичь скрытый смысл фильма, во множестве мизансцен Нолан разместил подсказки. Фильм начинается со слов “Вы внимательно следите”? Таким образом, режиссер дает понять, что фильм “Престиж” – это трюк. Сможет ли зритель постичь его смысл самостоятельно – до того, как будут раскрыты все карты?..

Дневник Бордена

Первая фраза дневника звучит так: “Мы были молоды и нас ждал великий успех. Мы посвятили себя магии и трюкам, и никогда никому не желали зла”.

Речь идет о двух братьях, Бордене и Феллоне. Но в качестве наживки зрителю дают Бордена и Энджиера, словно речь идет о них. Именно так действуют магические трюки: отвлекают внимание от того, что происходит на самом деле.

На протяжении всего фильма Нолан осознанно избегает прямых кадров. Феллон в одной из мизансцен выглядит слишком загадочно. Энджиер был близок к разгадке, но решить ее смог слишком поздно. Он описывал Бордена как неоднозначного человека, разум которого “раздвоился”.

В одной из мизансцен Сара буквально указывает зрителю, на что ему следует обратить внимание. Она говорит: “Альфред, это не ты. Хватит притворяться”. Но такое объяснение всего происходящего зрителя не устраивает…

Цилиндры и канарейки

Подсказка спрятана в самой первой сцене. Мы видим много одинаковых цилиндров. В следующем кадре мы видим множество одинаковых канареек, сидящих в клетках. Через какое-то время фокусник показывает трюк с исчезновением канарейки, а один из зрителей в зале спрашивает, куда же делся ее брат.

Через минуту мы видим перфоманс героя, который представляет собой мгновенное перемещение. Борден прощается с Сарой и находится у нее дома. Но мысль о том, что это не он, а его брат-близнец, нас даже не посещает.

А ведь объяснение-подсказка в виде цилиндров и канареек указывало на то, что смысл фокусов (в том числе и с перемещением) часто заключается в количестве одинаковых объектов.

подготовка к представлению
Кадр из фильма.

Смысл концовки

Концовку фильма “Престиж” можно назвать шокирующей: картина заканчивается гигантским откровением. И все-таки, благодаря деталям, скрытым на виду, твист в финале кажется логичным.

В фильме особое внимание уделяется соперничеству Николы Теслы и Томаса Эдисона. Оно отражает вражду Энджиера и Бордена. Так продолжается идея мотивации и двойственности, которая пронизывает весь фильм. Энджиер не исчезает и не возвращается, как того требуют “превращение” и “престиж”. Он просто клонирует себя раз за разом, убивая себя в тошнотворном покаянии за смерть своей жены.

По-своему Энджиер доказывает свою правоту в утверждении, что “каждый трюк может быть скопирован”. Клонируя себя, он может повторить последний фокус Бордена, используя идентичного близнеца. Разница между ними только в том, что он скорее убьет своего клона, нежели будет жить, притворяясь кем-то, кем он не является.

Энджиер прибывает в тюрьму к Бордену, чтобы позлорадствовать и заставить его раскрыть тайну перемещения человека, которой он так одержим. Борден печально прощается с Феллоном, признавая, что они все-таки должны были оставить Энджиера в покое.

Прощаясь с братом, Борден извинился за то, что его роман с ассистенткой Оливией привел к смерти Сары. Бордена сопровождают к петле, где его спрашивают, какими будут его последние слова. На что тот отвечает: “Абракадабра”. Он исчезает — но это уже не фокусы. Больше он не вернется никогда.

Недостаточно заставить предмет исчезнуть: нужно красиво его вернуть. В одной из мизансцен Борден стреляет в Энджиера и рассказывает ему правду: он был Феллоном, а Феллон был Борденом. Он повторяет, что это то, чего стоит настоящая магия, говорит о том, что искусство требует преданности и жертвы.

В финале Нолан показывает зрителю, что тот упустил — и в этом заключается главное отличие фильма от настоящего магического трюка.

Хью и Скарлетт
Кадр из фильма.

Смысл концовки фильма заключается в том, что нет никакой магии, а есть только хорошее мастерство и наука.

Для Энджиера поиск магии был основной движущей силой. Он не только пытался убедить людей в том, что магия существует, но и сам хотел в нее верить. Ответ на вопрос, “как он это делает”, постоянно был перед ним, но он отвергал его, потому что ему самому в жизни не хватало магии и чудес.

Будучи исполнителем фокусов, он одновременно являлся и самым преданным зрителем. Он отчаянно искал магию, хотя лучше других знал, что ее нет. Поэтому, когда он открыл машину Теслы, способную создавать клонов, он без раздумий согласился жертвовать жизнью – снова и снова, лишь бы только доказать, что волшебство существует.

Можно сказать, что в этом фильме режиссер исследует тему “гения и злодейства”. Здесь нет ни одного положительного персонажа, главным героям чужд альтруизм.

Закулисный мир волшебства оказывается полон лжи, предательства и интриг. Но и реальный мир, мир науки, ничуть не лучше: гениальный электрофизик Никола Тесла, прекрасно зная, чем могут обернуться искания Энджиера, просто умывает руки.

В фильме Нолан представляет ревность (не в любви, а в профессии) как добродетель. Энджиер является этаким “Сальери” (в образном плане – реальный Сальери не завидовал Моцарту и не был причиной его смерти), который ревнует “Моцарта” Бордена к его таланту – и к тем овациям, которые он получает от публики при “чуде” с перемещением человека.

Каждый из героев хочет быть более искусным иллюзионистом, нежели другой. В погоне за трюками оба готовы были жертвовать собственными жизнями. Альфред и Феллон имели одну жизнь на двоих ради одной только возможности быть лучшими на сцене. Признание для них было достаточной наградой за их двойную жизнь.

Чтобы понять смысл фильма и его финала, нужно обратиться к арке с Теслой, которая иллюстрирует одержимость Энджиера. Тот готов был десятки раз умереть в муках, чтобы только ментально “побить” бывшего друга.

Объяснение концовки такое: на самом деле настоящий “престиж” – это появление одного из братьев, убивающего Энджиера. А фокус этого “престижа” – казнь второго из братьев. То есть Энджиер перед смертью понимает, что его и на этот раз провели.

выступление фокусника
Кадр из фильма.

Так о чем фильм?

Главный посыл фильма – это жертва во имя искусства. Нолан хотел показать, насколько одержимым может быть творец, живущий ради своего творения. Это происходит не только с Энджиером, но и с братьями-близнецами: одна жизнь на двоих, гибель любимой женщины, реальная гибель для одного и официальная для другого…

Герои были поглощены соперничеством, и готовы были абсолютно на все, лишь бы только победить, доказать — и увидеть падение “врага”. Они только забыли о том, что такая победа не может доставить удовольствие, а в душе у условного победителя никогда не будет мира.

Как вам фильм?
Крутая головоломка!
50%
Так ничего и не понял.
50%
Они там все чокнутые.
0%
Проголосовало: 2

Добавить комментарий

Adblock
detector