Не только про инопланетян: психологическая расшифровка фильма «Прибытие»  

прибытие фильм Смысл фильма

Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив

Год производства: 2016

Режиссер: Дени Вильнёв

Актеры: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер

Фильм “Прибытие” (“Arrival”) был снят по новелле современного фантаста Теда Чана “История твоей жизни”. Эта кинокартина не Sci-Fi в чистом виде. По сути, это притча с философским подтекстом. Главный вопрос фильма звучит не “Почему они здесь?”, а “Как мы воспринимаем тот факт, что они здесь?”

Смысл фильма “Прибытие” (“Arrival”) в том, что важно нести ответственность после сделанного выбора.

О чем фильм

Однажды на Земле появилось 12 инопланетных кораблей. Испуганные люди попытались установить контакт с пришельцами, чтобы понять, для чего они прибыли и что им нужно. Для этой цели пригласили доктора Луизу Бэнкс, знаменитого лигнвиста.

Героиня взялась налаживать контакт с инопланетянами-гептаподами. Она начала с базового лексикона и грамматики, постепенно проникла в суть их языка, и поняла, чем он отличается от земного.

Доктор Луиза Бэнкс
Доктор Луиза Бэнкс, которую сыграла Эми Адамс. Кадр и фильма.

Как оказалось, человеческий язык представляет собой линейную последовательность слов. Язык пришельцев же устроен иначе: понятия последовательности в нем просто нет.

Их мышление тоже другое: время они представляют исключительно как полностью свершившийся факт: они могут видеть настоящее, прошлое и будущее одновременно.

Пока ученые пытаются установить контакт с пришельцами, в мире зреет паника. Общество разделяется на два лагеря: одни уверены в том, что инопланетяне готовятся к захвату Земли, другие убеждены: с гептаподами можно договориться, и, разделив с ними власть, стать настоящим гегемоном.

Расшифровка сюжета

В фильме “Прибытие” (“Arrival”) две главных темы. Первую можно получить, если до предела упростить сюжет, отбросив все лишнее и оставив только одну структуру. Эту тему можно назвать “Получением знания”.

Итак, женщина, которой помогает мужчина, вступает в контакт с неизвестными существами. Эти существа сообщают героям некое знание. После этого мужчина и женщина вступают в брак и у них рождается дочь. Это банальный и одновременно очень жизненный сюжет, поскольку в нем заключен смысл развития личности, который в психологии называется индивидуацией.

Главная героиня фильма – женщина, потерявшая мужа и ребенка. В финале мы узнаем, что их она потеряет в будущем, тем не менее, в самом начале Луиза одна. Это прямое указание на неполноту, несчастность, потому что счастье подразумевает, что все наши части находятся на месте, или же когда человек ощущает себя частью некоего целого.

существа-осьминоги
Кадр из фильма.

Неизвестные существа чем-то похожи на осьминогов. Осьминоги – обитатели морских глубин. Море же один из символов бессознательного. Едва ли создатели картины думали об этом: вероятно, они просто выбрали образ, в наибольшей степени соответствующий их замыслу.

Но этот выбор не случаен: пришельцы – символ неких бессознательных образований. Контакт с бессознательным обогащает личность: человек получает новые способности и знания.

Мужчина, помогающий женщине, символизирует мужское начало. Если женское начало проявляется как податливость, восприимчивость и любознательность, то мужское начало – это сила, целеустремленность и настойчивость. Для получения нового знания требуются качества обоих начал. Объединение начал, обогащенных сокровищами бессознательного, предполагает рождение цельной личности, индивидуальности. Эту личность символизирует ребенок – синтез мужского и женского.

Знание, которое существа сообщают главным героям, согласно фильму, позволяет установить сотрудничество между земной и внеземной цивилизациями.

Вторая важная тема, которую затрагивают создатели кинокартины – это тема жертвы. Луиза узнает, что в будущем она потеряет ребенка. Узнав об этом, она ничего не предпринимает, но просто и безропотно принимает свою судьбу. В контексте кинокартины рождение дочери означает то, что в итоге она будет “отдана на смерть”. На первый взгляд, Луиза жертвует собой: дочка – ее часть, и она жертвует самым дорогим. Но не все так однозначно.

Предполагаются два варианта самопожертвования:

  • личность жертвует либо собой, либо какой-то своей частью. Результатом этого акта является рождение чего-то большего, какого-то нового единства. То есть акт жертвы оказывается рождением новой жизни.
  • Личность жертвует какой-то своей частью и утрачивает цельность, становится несчастной.

Пожертвовав собой, можно стать либо победителем, которым будут восхищаться, либо жертвой, которую будут жалеть. В фильме идет речь именно о втором варианте.

Джереми Реннер главная роль
Джереми Реннер в роли Йена Доннелли. Кадр из фильма.

Новое знание, полученное от пришельцев, не принесло пользы героине. Так ради чего нужна была жертва? В фильме “Прибытие” прямого указания на что-то, ради чего ей стоило смириться с судьбой, нет.

Смирение Луизы объясняется исключительно жизненным сценарием. Под этим понятием подразумевается психологическая установка, которую человек получает от родителей. На ее основании человек бессознательно делает выбор в разных жизненных ситуациях. Жизненный сценарий Луизы выглядит так: “Быть несчастной”. Именно поэтому она выбирает путь, который приводит ее к печальному финалу: она выходит замуж за человека, который в итоге ее бросит, и рожает дочку, которая умрет. А ведь можно было бы вступить в борьбу: не выходить замуж за этого человека.

Приняв свою судьбу, героиня не стала победителем. Увы, она застряла в сознании жертвы.

Круги и цикличность времени

Во всех разборах киноленты “Прибытие” говорится о том, что здесь повсюду встречаются замкнутые циклы и круги. Сама ее структура тоже кажется цикличной: зритель уверен, что кино начинается с прошлого героини. Сама Луиза рассказывает о том, что с ней происходило, используя прошлое время. Только в финале фильма все становится на свои места: первые кадры изображают ее будущее. Объяснение здесь простое: как только она стала понимать язык инопланетян, время для нее замкнулось.

Гептаподы знают, что пройдет какое-то время, и им понадобится помощь людей. Именно так они объясняют свое появление на Земле.

Гептаподы инопланетяне
Кадр из фильма.

Смысл соотношения кругов на земле и временных циклов раскрывается в разговоре героини с дочерью. Луиза объясняет, что имя девочки (ее зовут Анна) – палиндром. Имя дочери становится для героини ключом: она поняла, что время имеет два направления – как вперед, так и назад.

Лингвистическая относительность

Живые существа воспринимают и познают мир в зависимости от специфики языка, на котором они говорят. Согласно этой теории, логика языка подчиняет себе мышление, которое зависит от него. отсюда вытекают различные концепции пространства и времени.

Как меняется сознание Луизы

В некоторых рецензиях зрители предполагают, что прототипом языка пришельцев могли быть китайские иероглифы: слишком уж разное мышление у европейцев и жителей Поднебесной.

Луиза уверена, что правильный путь только один – познать эти символы. Доктор уверена, что язык – “краеугольный камень цивилизации, первое оружие в момент конфликта и клей, соединяющий людей друг с другом”.

Во время контакта с другой цивилизацией Луиза периодически видит видения, которые помогают ей вникнуть в суть языка инопланетян.

Смысл концовки

Чтобы понять конец фильма “Прибытие”, необходимо вспомнить его начало. Зритель видит, что Луиза становится свидетелем того, как умирает ее дочь. Одновременно ее бросает муж. Объяснение такое: это не события из ее прошлого – это то, что еще не произошло.

Цикличность присутствует на протяжение всей картины, в том числе и в конце.

То есть героиня видела, что произойдет, но ничего не сделала для того, чтобы это предотвратить. Именно в этом заключается идея картины и скрытый смысл финала: время – не прямая траектория, а человек сам определяет свою судьбу.

Смысл концовки фильма «Прибытие» заключается в том, что мы, поглощенные повседневными делами, к сожалению, часто не находим времени для того, чтобы жить. Учитывая основные темы фильма, можно предположить, что он также рассказывает нам историю несостоявшегося личностного роста.

Как вам фильм?
Очень сильный, заставляет задуматься.
60.05%
Посмотреть стоило, но не шедевр.
17.39%
Так ничего и не понял.
17.9%
Как это развидеть?
4.66%
Проголосовало: 1737

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Иван

    Там у вас 4 варианта ответов, хватило бы и одного, “г***но”

    3
    4
    Ответить
    1. 335 философских вариантов к фильму,понятно что ничего не понятно)

      335-ть филосовских вариантов к фильму,понятно что ничего не понятно…

      Ответить
  2. Владимир

    Мне показалось, что фильм не о сознательном принятии состояния жертвы. В фильме есть очень интересная мысль: зная своё будущее, прожил бы человек его по другому? Сделал бы он выбор более прагматичный, либо оставил бы всё как есть, дабы испытать моменты обыкновенного человеческого счастья? Фильм о выборе, и выборе весьма и весьма непростом.

    Ответить
    1. Катя

      Согласна полностью. Статья тупая. Автор написал чушь и ему надо пересмотреть фильм

      6
      1
      Ответить
  3. Елена

    Почему позиция жертвы?
    Луиза зная своё будущее будет проживать его осознанно и постарается исправить и сгладить острые углы по ходу развития сценария.Она поняла почему от неё ушёл муж и в будущем не допустит этого,
    Её одолевал сильный страх вначале работы,а в конце после того как пришельцы опрокинули капсулу в последнюю секунду до взрыва, не дав им погибнуть,она идёт одна к ним на контакт.Эта смелость обусловлена пониманием нелинейного времени и знанием что с ней не должно ничего случиться(ведь она видит себя в будущем живой и здоровой)
    И последнее-испытать чувство материнства,даже зная финал судьбы дочери…. от этого нельзя отказаться А может и попытаться его изменить по ходу событий.Ведь шанс на надежду всегда остаётся))))

    3
    1
    Ответить
  4. Е

    На ютубе есть рецензия Чижовой МА, психолога, вот там она хорошо все объясняет, потому что объясняет это как психолингвист, и зовут дочь не совсем Анна, там есть нюансы, и ньюансы перевода.

    1
    1
    Ответить