«Сэм Голд в моей голове»: в чем смысл фильма Гая Ричи «Револьвер»

Смысл фильма
Автор
Мария Борелье
Мария Борелье
Переводчик, журналист. Вместо вас разберусь в мудрёных смыслах. Нет, у меня не грустное лицо, это я думаю.

«Странно, что еще никто не называл фильм «Револьвер». Это же круто звучит» — сказал Гай Ричи о смысле названия.

«Револьвер» – это сложная психологическая драма, в которой ну очень легко потеряться, а потом нереально найтись. Мы посмотрели фильм дважды, прочли кучу интервью, еле разобрались и рассказываем, в чем смысл фильма «Револьвер» и как не запутаться в его слоях. Вы, конечно, все равно запутаетесь, но с нами будет как-то попроще.

Сюжет

Гай Ричи – мастер криминальной комедии, абсурдных сюжетов и яркой динамичной картинки. В своих интервью он говорит, что пришел в кинематограф для того, чтобы делать зрелищные фильмы, а не сообщать высшие смыслы. Но «Револьвер» оказался большим исключением: здесь сюжет создан как раз для того, чтобы передать философскую идею.

В этом фильме много психологии, много философии и сцен, в которых вообще ничего не понятно. При этом сохраняется особый почерк режиссера: фильм яркий, быстрый, абсурдный, одновременно смешной и жестокий.

Город помешан на азартных играх. Многими казино заправляет босс Мака. Однажды он не поладил со своим конкурентом Джейком Грином: вышло так, что Грина посадили в тюрьму, в одиночную камеру на семь лет.

В камерах по бокам от него жили двое мошенников-шахматистов, которые впоследствии станут его соратниками: они создали «универсальную формулу» выигрыша в любой игре и любом виде мошенничества. Действие фильма начинается тогда, когда Грин уже отсидел свои семь лет, вышел на свободу, выиграл кучу денег с помощью «универсальной формулы», и вот Мака решает его за это убить. Так закручивается сюжет.

Рекомендации к просмотру

Если вы любите стиль Гая Ричи и хотите насладиться его абсурдистской и динамичной манерой повествования, однозначно смотрите. Но если сегодня вечером у вас такое настроение, что хочется чего-нибудь простого, не замороченного, просто фоном включить – лучше отложите этот фильм, потому что «фоном» вы ничего не поймете.

«Револьвер» необходимо смотреть медленно, вдумчиво и, скорее всего, не один раз. Если перевести его на язык психологии, он буквально дает пошаговую схему того, как решать собственные внутренние конфликты.

Разводки

Основная идея, которая сопровождает весь сюжет, – идея «разводки из разводок». Главные герои создают схему выигрыша в любой игре и любом виде мошенничества. Она основана на том, чтобы заставить соперника подумать, что он выигрывает, ослабив его бдительность: «В каждой партии есть тот, кто ведет игру, и тот, кого разводят.

Чем больше жертве кажется, что она ведет, тем меньше она все в действительности контролирует. Так жертва затягивает на своей шее петлю, а я как ведущий игру ей помогаю».

Главные противники Грина – Мака и Лорд Джон. Они воюют на поле боя казино, отвоевывают друг у друга товар и забирают друг у друга деньги. Это внешняя оболочка сюжета. Именно благодаря «универсальной схеме» Джейк Грин выигрывает у них кучу денег. Но смысл основного сюжета станет понятным, только если углубиться в подтексты и психологические детали, которые очень настойчиво, но очень витиевато дает зрителю Ричи.

казино и выигрыш
Кадр из фильма

Почему шахматы?

«Схема» мошенников прорабатывалась в тюрьме именно на игре в шахматы. В фильме несколько десятков сцен, в которых главные герои играют в шахматы и рассуждают об игре. Дело в том, что Гай Ричи сам любит шахматы, и на съемках его предыдущих фильмов часто играл с актерами во время перерыва, в основном как раз с Джейсоном Стейтемом (тот самый Джейк Грин).

Символы и смыслы

Зак и Ави много раз повторяют Джейку фразу-подсказку: «Ты – твой главный противник». Борьба Джейка Грина разворачивается одновременно и с мафией, и с самим собой. Внутренняя борьба – главная. Внешняя демонстрирует внутреннюю.

Мака, Лорд Джон и Джейк Грин воюют друг с другом на общем поле боя: казино, деньги, нелегальный товар, в общем, обычные мафиозные разборки. Цель каждого из них – получить как можно больше денег и не обрушить на себя гнев загадочного Сэма Голда.

А вот Сэм Голд – самая интересная и важная фигура мафиозной системы. Это мистический босс, которого все страшно боятся. Сэма Голда никто никогда не видел, но у него есть своя секретарь – Лили Уокер. Она всегда появляется в непроницаемых черных очках, что дает намек на то, что она слепая (а значит, тоже никогда не видела Сэма Голда). Она является к Маке с сообщением, что Голд им недоволен, Мака в ужасе, потому что легенда гласит: «Если Голд кем-то недоволен, тот приговорен к смерти».

Голос Сэма Голда звучит в головах всех участников системы и диктует им, что нужно делать. Фактически это такая коллективная мистификация: на самом деле Голда не существует. Но все жутко его боятся. Мака даже кончит жизнь самоубийством из-за страха перед ним.

Если переходить к символике, Сэм Голд (Gold – золото) – это голос в нашей голове, который диктует нам правила, установки, привычки, верования и убеждения, которые нам прививали в течение жизни.

Они, привитые, закрепощают нас в определенную систему ценностей, установок и привычек, которые далеко не всегда идут нам на пользу. Они ограничивают нашу свободу и провоцируют кучу сложностей, бессмысленных запретов и ограничений. Это когда мы не уходим с нелюбимой работы, опять позволяем себе тортик в полночь, оформляем десятый кредит или осуждаем соседку в слишком короткой юбке.

символы и смысл фильма
Кадр из фильма

Все это «внутренний Голд» играет против нас. И мы можем применить к нему ту самую «универсальную формулу». Тогда мы одержим над ним победу и выйдем из игры, как вышел Джейк.

Зак и Ави приходят будто бы из ниоткуда, когда у Грина начинаются проблемы с Макой. Они знают о Грине абсолютно все и заставляют Грина слепо им довериться. «Не задавай вопросов, следуй всем нашим указаниям, отвечай на наши вопросы честно, иначе мы не сможем тебе помочь».

Они начинают работу по истреблению внутреннего голоса Грина. Зак и Ави – соратники героя. Они добиваются того, чтобы он вышел из игры.

В фильме есть несколько зацепок, по которым можно предположить, что Зака и Ави не существует (как в «Бойцовском клубе»). В разгар перестрелки они мирно лежат в джакузи под открытым небом, и драка их никак не задевает. Они совершенно мистическим образом предугадывают то, что случится с Джейком Грином в следующую секунду.

Они же – авторы тюремной «универсальной формулы», которую использует Джейк. И они постоянно повторяют Джейку: «Мы – это ты». Это не точное, но распространенное мнение: можно думать, что Зак и Ави мистические персонажи, а можно думать, что они – плод воображения Грина.

Так вот они делают все, чтобы Джейк Грин победил своего внутреннего врага, потому что главный враг тех, кто попал в мафиозную систему – это Сэм Голд в черепной коробке.

Отбирая все деньги Грина, Зак и Ави усмиряют его жадность. Вынуждая его проявлять милосердие и отдавать деньги бедным, они преодолевают его жестокость. В конце концов они подводят к тому, чтобы он попросил прощения перед Макой – это истребляет его гордыню. Смысл их действий в том, чтобы Грин перешел на новый уровень мышления – на ступеньку выше игры-войны за деньги.

Сцена в лифте

Сцена в лифте – ключевая психологическая сцена фильма. Здесь Джейк Грин «раздваивается»: его «внутренний голос» вырывается наружу в виде второго Грина. Можно считать, что это главная битва всего сюжета – битва героя с самим собой.

Естественно, что она должна была произойти именно в лифте. За семь лет в тюрьме у Грина развилась клаустрофобия – он боится закрытых пространств. На протяжении всего фильма каждый раз, когда ему приходится ехать в лифте, он с трудом преодолевает себя и чувствует настоящую панику.

Здесь, в лифте по пути к Мака, он застревает и остается наедине с самим собой: с паническим страхом, жадностью, гордыней. Это долгая, гнетущая, очень резкая, жуткая сцена с резкой сменой кадров, пугающим измененным голосом.

кульминация в лифте
Кадр из фильма

Сцена сделана очень психологично: чувство ужаса передается тонко и точно. В спорах со своим «вторым я», то есть внутренним голосом, то есть с самим Сэмом Голдом, он твердит: «Я – не ты». Это, конечно, бесит внутренний голос. В конце сцены, когда лифт заработал, Грин побеждает и освобождается от пут Сэма Голда. Выходит из игры.

Двери открываются, Мака встречает его дулом пистолета и вопросом: «В какую игру ты играешь?», а Грин не отвечает ничего: уже ни в какую. «Бойся меня», — в ужасе твердит Мака, держа палец на курке, — а Грин уже ничего не боится.

Финал

То, что Джейк Грин извиняется перед Макой, показывает: он выиграл у своего эго, значит, система мошенничества, самообмана и обмана других больше над ним не властна.

На контрасте мы видим, как погибают Мака и Лорд Джон. Мака совершает самоубийство, уверенный, что он уже обречен на смерть от руки Голда. Лорда Джона убивают. Они так и не поняли, что такое Сэм Голд, и что главный враг – внутри, а не снаружи. У них не оказалось смелости и силы воли на то, чтобы вырваться из системы, поэтому они остаются в ней; а участники системы рано или поздно обречены на смерть.

А Джейк Грин, что называется, обрел просветление: освободился от пагубного влияния системы.

Как вам фильм?
Взрыв мозга
54.15%
Круто
22.99%
Отстой
4.52%
Ничего не понял
17.21%
Другое (напишу в комментарии)
1.13%
Проголосовало: 796

Добавить комментарий

  1. Олег К

    Смысл фильма «Револьвер» — В фильме «Револьвер» изящно художественными образами показано, как логика и интуиция в сознании главного героя визуализировались в образы двух его помощников, которые помогают осознавать главному герою зависимость его сознания от мира алчности, тщеславия, страха — мира «Сэма Голда». Тем самым освобождая его сознание и предоставляя возможность видеть ситуации объективно и управлять ситуациями саму.
    Итальянец — образ интуиции, афроамериканец — образ логики.
    Изменив ситуацию с тем, кто управляет тобой, сможешь управлять ситуаций сам: означает — освободить сознание из под власти эмоций сможешь управлять ситуациями сам.

    Ответить
  2. Ирина

    Интересно было читать))) но по мне внутренний враг и сэм голд все же разные. Мир сэма голда- наш материальный мир. И чисто теоогически если предположить что сэм голд- князь мира сего, то логика выстраивается более тонкая. Я пока не разобралась кого заменяет девочка Рейчел, но в отношении Зака и Ави больше тяготею к библейским персонажам — ангелам хранителям, которые «ведут» героя к спасению души через смирение и отказ от страстей. Много вопросов к утилизатору- почему он так легко переметнулся против своего хозяина. Но видимо придется пересмотреть еще раз. Фильм наводит больше на размышления о смысле жизни. И как говорит мистер грин- понимание этого заставляет просыпаться по утрам.

    Ответить
Adblock
detector