Насилие под видом заботы, беременность как слабость и другие смыслы триллера «Родовое проклятие»

Кадр из фильма. Смысл фильма

Страна: Великобритания, ОАЭ, Германия, Ирландия

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2020

Режиссер: Джозеф Маркантонио

Актеры: Тамара Лоуренс, Эдвард Холкрофт, Джек Лауден, Фиона Шоу

Слоган: «Им очень нужен ее ребенок»

По мнению многих зрителей, Джозеф Маркантонио снял идеальный эстетский параноидальный триллер. Пусть сюжет фильма «Родовое проклятие» не блещет новизной и оригинальностью, но картина цепляет своей таинственностью и зловещей атмосферой.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Чернокожая девушка Шарлотта беременна от своего белого молодого человека Бена. Однажды ему в голову приходит идея навестить мать, которая живет в старинном фамильном особняке, и он решает взять с собой Шарлотту. Разговор не особо клеится, а когда Бен и Шарлотта говорят, что собираются уезжать в Австралию, мать парня Маргарет впадает в ярость. “Вы не увезете мою плоть и кровь на другой конец планеты,” – категорично заявляет она.

В особняке помимо Маргарет живет сводный брат Бена Томас. Молодые люди не ладят – согласно трактовке Бена, Томас – сильно себе на уме и ему нужно только “урвать кусок наследства”. Отношения героев становятся все более напряженными и в конце концов наступает страшная развязка – по трагической случайности Бен погибает.

Шарлотта остается в особняке – ее беременность протекает не очень хорошо и, по мнению Маргарет, она нуждается в присмотре и особенном уходе. Особенно сейчас, после трагедии. Девушка настаивает, что должна вернуться домой, однако Маргарет уверяет, что в этом нет никакого смысла – она не сможет жить одна. “Пора подумать не только о себе, но и о ребенке” – говорит старуха.

Шарлотте некуда деваться – она остается. Но в особняке (красивом, но мрачном) ей неуютно и даже жутко – обстановка кругом чужая и какая-то недобрая. А вскоре ломается ее смартфон и девушка, понимая, что теперь она окончательно отрезана от внешнего мира, сильно расстраивается. Томас услужливо предлагает отвезти смартфон на починку и Шарлотта отдает устройство ему. Назад он ей телефон не возвращает.

На похоронах Бена Шарлотта встречает знакомую девушку Джейн, которая проявляет к ней искреннее участие. Главная героиня проникается к ней симпатией и доверием.

Вскоре у Шарлотты начинаются пугающие галлюцинации – в частности, она видит жутких черных воронов. Девушка уверена, что они являются ей не просто так – в этом есть какой-то зловещий скрытый смысл. Стены старого особняка начинают давить на нее и вдобавок ко всему ей кажется, что за ней постоянно следят.

Кадр из фильма.

Как-то Томас говорит Шарлотте, что он заказал все для детской комнаты. “Скоро будем красить стены” – сообщает он. Девушка в недоумении: зачем тут детская, если она скоро уедет домой? “Это только пока ты гостишь здесь,” – уверяет парень.

Постепенно девушка понимает, что она здесь не гостья, а пленница. Но найти разгадку всего происходящего (то есть, понять, почему ее удерживают силой) она пока не может. Однажды она достаточно категорично сообщает, что собирается посетить врача. Маргарет нехотя разрешает ей покинуть особняк, но тут же просит Томаса сопровождать девушку.

Шарлотта пользуется ситуацией и сообщает доктору, что родственники практически держат ее взаперти. Она говорит о странных видениях (по ее мнению, они вызваны тем, что ей в чай добавляют галлюциногены) и о гиперконтроле с их стороны. Доктор обещает помочь, но приводит того, кому Шарлотта доверяет меньше всего – врача семьи, в которой она живет. Тот уверяет, что у нее паранойя и ей нужен присмотр. Старик мягко уговаривает ее чуть-чуть потерпеть. “Только ради ребенка,” – уверяет он. – “Поверьте, в том, что происходит, действительно есть смысл – вам нужна помощь”. Девушке нечего возразить и она возвращается в особняк.

Усвоив урок, “родственники” усиливают контроль – вскоре Шарлотта понимает, что свободно перемещаться по особняку и выходить из него она уже не может. Тем не менее, ночью девушка решает бежать. Томас бросается в погоню, но ей удается скрыться. Чуть позже она звонит Джейн и просит помочь. Та забирает ее на дороге, но отвозит обратно в особняк.

Девушка чувствует себя все хуже и, кажется, начинает смиряться с удушливой заботой “родственников” – хотя, по большому счету, у нее уже просто не остается сил на борьбу. Как-то в разговоре с Томасом она говорит о своей матери, которая страдала послеродовым психозом. “По сути, она не могла справиться с ролью мамы,” – заключает девушка. Тот рассказывает о своем отце-алкоголике и из разговора ей становится ясно, что парень неравнодушен к ней.

Вскоре у Шарлотты начинаются страшные боли и она просит Томаса отвезти ее в больницу. Этому препятствует Маргарет – она уверена, что врача можно вызвать на дом. Однако Томас впервые в жизни противостоит ей и увозит девушку.

Воспользовавшись случаем, Шарлотта обманывает его и уезжает на его машине. Она искренне радуется тому, что наконец-то вырвалась из плена, однако внезапно в лобовое стекло врезается ворон, а потом появляется целая стая жутких птиц. Это очередная галлюцинация, но Шарлотте кажется, что все по-настоящему…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В конце концов перепуганная девушка попадает в ДТП, однако остается жива. К ней приходит доктор и на вопрос о ребенке говорит, что с ним все в порядке. Шарлотта хочет увидеть малыша, однако врач говорит, что с учетом истории болезни девушки, это пока невозможно.

В этот момент в палату заходит Томас с ребенком. Испуганная девушка требует отобрать у него новорожденного. Томас смотрит на нее пустыми глазами и говорит, что они с Маргарет обязательно ей помогут, а потом увозит ребенка в особняк. Там его встречает довольная и очень счастливая Маргарет…

Кадр из фильма.

Финал картины достаточно мрачен, но логичен – это вполне достойное завершение истории о человеческой жестокости. А смысл концовки фильма «Родовое проклятие» заключается в том, что никому нельзя доверять. Потому что даже самые близкие люди могут оказаться не теми, кем мы их считаем…

Смысл фильма

Кинематограф очень любит эксплуатировать тему физической и психологической уязвимости будущей матери. Режиссер фильма “Родовое проклятие” превращают типичную, узнаваемую историю в увлекательное действо. Получилась чисто британская (то есть стильная и изящная) драма с элементами психологического триллера и нетривиального хоррора. Кстати, отечественные локализаторы снова намудрили с названием: в оригинале картина называется “Родственники” (или “Сородичи”) – ни о каком проклятии здесь и речи не идет. Более того, в фильме нет мистики – все видения Шарлотты обусловлены тем, что ее постоянно чем-то накачивают.

Одновременно фильм наполнен множеством аллюзий на известные произведения – просматривая его, опытный зритель обязательно вспомнит “Ребенка Розмари”, а книголюб – новеллы Эдгара По. Это неслучайно: в своей работе режиссер изучает столкновение “старой-доброй” и новой Англии, которая чем дальше, тем больше пытается оторваться от традиций.

Консервативную “викторианскую” Англию представляет элегантная Маргарет. Она всегда холодна, сдержанна и вежлива. Она действительно дорожит семьей – правда, в большей степени как социальным  институтом. По другую сторону баррикад находится независимая и свободолюбивая Шарлотта, которая любит все то, что так отвратительно чопорному традиционному обществу. Многие упрекают картину в ее “повесточности”. Однако, по словам режиссера, в сценарии не было указано, что Шарлотта чернокожая: то, что роль досталась актрисе ямайского происхождения – чистая случайность. В принципе, в это можно поверить, однако игнорировать эту деталь достаточно сложно.

Кадр из фильма.

Что действительно хорошо в фильме – это атмосфера. Перед нами – та самая сельская Англия, о которой мы так любим читать в готических и детективных книгах. Огромный старинный особняк, окруженный великолепным меланхоличным пейзажем, тоже стал героем фильма. А его удаленность от города, как и обстановка внутри, усиливает пронизывающее фильм ощущение изоляции.

В доме, который символизирует как ловушку, в которую попала главная героиня, так и психологические барьеры, которые ей требуется преодолеть, чтобы вырваться на свободу, царит дух разложения и упадка. Таким образом режиссер снова делает поклон в сторону По и одновременно говорит, что “старое старо”: мертвое не оживет, возврата к прошлому не будет.

Дух разложения удивительным образом контрастирует с величественной музыкой Дебюсси и Баха. На этом фоне главная тема картины (газлайтинг) выглядит двойственной: на экране мы видим чудовищное психологическое насилие, однако музыка пытается убедить нас в том, что нам это только кажется…

В чем суть фильма? Это не ужасы в привычном нам понимании – в большей степени это драма, которая всеохватно исследует живущую в человеческих отношениях тьму. Это еще и фильм-предостережение, рассказывающий о том, насколько опасны могут быть люди, пытающиеся отстоять свои интересы. В конце концов, это умное кино, способное погрузить зрителя в события и оставить его с горьковатым послевкусием.

Похожие фильмы

Вот несколько кинолент, похожих по смыслу на фильм “Родовое проклятие”:

  • “Моя чистая земля” (Великобритания, 2017 год). Женщина и две ее дочери защищают свое жилище от посягательства.
  • “Роковой уик-энд” (Великобритания, 2015 год). Подруги Сьюзен и Бекки едут отдыхать за город. Милая поездка вскоре оборачивается кошмаром.
  • “Сопротивление” (Великобритания, Германия, 2011 год). Вторая мировая война. Несколько жительниц изолированной уэльской деревушки пытаются выяснить, куда пропали все мужчины.
  • “Самая убиваемая женщина в мире” (Бельгия, Великобритания, США, 2018). Ведущая ведущая актриса парижского театра, которую постоянно убивают на сцене, сталкивается с кошмаром в реальности.
  • “Не стучи” (Финляндия, Эстония, 2022). Мистический триллер-драма с эко-мотивами о духах леса и мести.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.