Страна: США, Великобритания
Жанр: драма, комедия, приключения
Год производства: 2010
Режиссер: Брюс Робинсон
Актеры: Джонни Депп, Майкл Рисполи, Аарон Экхарт
Слоган: «Всё на грани фола»
Сюжет фильма «Ромовый дневник» основывается на одноименном романе основателя гонзо-журналистики Хантера Стоктона Томпсона. Здесь поднимаются многие важные вопросы, относящиеся к проблемам общества, политики и журналистики.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Пол Кэмп, неудачливый писатель, едет в Пуэрто-Рико, чтобы справиться с творческим кризисом. По прибытии он устраивается работать журналистом в местную газету, которой руководит человек по фамилии Лоттерман.
В редакции Пол знакомится с жизнерадостным фотографом по имени Боб Сала, а чуть позже получает визитку от некоего Сандерсона. Боб рассказывает новичку о том, как все устроено в редакции, а потом приглашает его в ресторан, чтобы познакомиться поближе.
Боб уверен, что скоро редакции придет конец. В связи с этим ему очень хочется получить выходное пособие и уехать отсюда куда-нибудь подальше, например, в Мексику – смысла оставаться В Пуэрто-Рико и дальше, по его мнению, нет. Однако Полу хочется надеяться на то, что он сможет сделать здесь карьеру журналиста.
Вскоре главный герой знакомится с Мобергом. Этот худощавый мужчина средних лет – беспробудный пьяница. Он тоже корреспондент, и Лоттерман очень хочет уволить его, однако сделать этого пока не может. Еще чуть позже Боб рассказывает Полу о Сандерсоне. Оказывается, у этого человека есть прекрасные связи, благодаря чему он периодически подбрасывает редакции “халтурку”.
Однажды вечером Пол решает прокатиться на катамаране. Внезапно из воды выныривает красивая светловолосая девушка. Ее зовут Шено и она вовсе не русалка, как показалось сначала не совсем трезвому Полу, а вполне смертная женщина. Разгадка ее столь колоритного появления заключается в том, что ей просто захотелось искупаться поздним вечером. Незнакомка очаровывает Пола и вскоре он понимает, что не может выбросить ее из головы.
Работа в целом нравится Кэмпу: в ней есть какой-никакой смысл (он освещает события турниров по боулингу и пишет гороскопы), а самое главное, ему за нее стабильно платят. Однако подсознательно ему хочется чего-то большего.
Вскоре Лоттерман просит Пола встретить в аэропорту мэра Майами и взять у него интервью. Редактор осторожно предупреждает: в будущей статье не должно быть никакой критики – только расшаркивания и дифирамбы.
Пол отправляется в аэропорт, но вскоре узнает о том, что рейс мэра отменили. В этот момент к нему подходит Сандерсон и приглашает его на ланч. Новый знакомый живет в роскошном доме и ездит на спортивном авто. Находясь у него в гостях, Пол встречает Шено и понимает, что эти двое – пара.
Хозяин дома делает Полу предложение: ему нужен талантливый журналист, способный написать качественную статью для недовольной общественности. Главный герой соглашается – лишние деньги ему не помешают. К этому моменту он уже живет в квартире Боба, деля ее, ко всему прочему, еще и с принадлежащими коллеге боевыми петухами. Каким же унылым кажется ему жилище приятеля по сравнению с домом Сандерсона!..
Вскоре он берется за работу и у него, по его мнению, получается интересный репортаж о проблемах Пуэрто-Рико. Впрочем, Лоттерман, проведя разбор его работы, решительно отвергает ее: газета живет за счет рекламы, поэтому гладить политиков и всевозможных богатеев против шерсти никак нельзя.
Чуть позже главного героя снова приглашает к себе Сандерсон и просит написать ряд статей о новой гостинице. Ее строительство саботируют местные жители, недовольные тем, что “оккупанты” отрезают им свободный выход к морю. Полу предстоит представить строительный проект в максимально выгодном для заказчиков свете, и он на это соглашается.
Однажды Боб и Пол, крепко выпив, отправляются перекусить и у них возникает конфликт с местными жителями, а потом и с полицией. Им грозит суровое наказание, но их выручает Сандерсон, который вносит залог за обоих.
А чуть позже главный герой вновь встречается с Шено и между ними проскакивает искра. Впрочем, Пол не хочет влипать в любовный треугольник, тем более что его сильно интересует строительный проект.
В канун ежегодного карнавала Сандерсон приглашает Пола на остров, чтобы тот мог лучше познакомиться с проектом и его участниками. Главный герой берет с собой Боба, но Сандерсону это не нравится – согласно его трактовке, фотограф непременно разболтает о проекте всему миру, а этого допускать никак нельзя.
А потом начинается карнавал и Пол с Бобом вновь основательно напиваются. Вечером они отправляются в клуб и Шено хочет пойти с ними. Не желая отпускать ее одну, Сандерсон тоже нехотя едет на тусовку. В клубе Шено отчаянно зажигает с местными и Сандерсон свирепо ревнует. Чуть позже, догадываясь о том, что Шено нравится Пол, он сообщает журналисту, что увольняет его.
Главный герой тяжело переживает неудачу, но тут на сцену выходит Моберг и предлагает приятелям попробовать новый наркотик. Приняв дозу, Пол ловит мощные галлюцинации, а потом вдруг к нему прилетает муза и он садится писать давно вынашиваемую книгу.
Позже к нему приходит Шено. Девушка сообщает, что ушла от Сандерсона, и у них с Полом начинается роман. Одновременно у него начинаются связанные с этим неприятности: газета Лоттермана закрывается, а мстительный Сандерсон отзывает залог. Это означает, что теперь Пола и Боба могут арестовать в любую минуту.
Так просто сдаваться герой не хочет. Ему приходит идея опубликовать давно написанные статьи, однако для этого ему нужны деньги – 2000 долларов. Вернувшись домой, он обнаруживает на столике 100 долларов – их оставила уехавшая в Америку Шено.
Пол решает поставить эти деньги на одного из боевых петухов Боба. Авантюра удается: птица побеждает во всех схватках, а приятели получают 6000 долларов. Однако, напечатать статьи Полу все-таки не удается, потому что за долги приставы выносят из редакции и мебель и оборудование…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. В конце концов Пол прощается с Бобом и Мобергом, затем едет в Америку, находит Шено, женится на ней, а чуть позже издает выстраданную книгу.
Финал картины кажется несколько смазанным. В частности, в типографии Пол говорит о некоем “запахе правды”, однако справедливости-то он так и не добился! Может быть, смысл концовки фильма «Ромовый дневник» заключается в том, что герой понял, чего хочет, и отправился в новую жизнь? Пусть будет так, но в чем тогда для него заключается журналистская правда?.. Впрочем, вероятнее всего, это риторический вопрос.
Кто такой Хантер Стоктон Томпсон: реальная история
Хантер Томпсон – легендарный журналист, основатель гонзо-журналистики – новаторского стиля, который перевернул представление о том, как можно писать репортажи. Гонзо – значит, «поехавший», «чокнутый». Репортер в текстах гонзо становится непосредственным участником событий, пишет о своем опыте. Тексты максимально свободны по стилю, там может быть сленг, мат, сарказм и даже описание алкогольных и наркотических опытов.
Томсон дружил с байкерами, много путешествовал, был дебоширом, нажил большое состояние, в 67 лет из-за приступа депрессии застрелился.
Джонни Депп, сыгравший главную роль в фильме, дружил с Томсоном.
Смысл фильма
Мемуары Хантера Стоктона Томпсона, по которым была снята картина, были изданы за 8 лет до смерти иконы гонзо-журналистики. Джонни Депп, сыгравший в фильме главную роль, был большим другом Томпсона. Он пытался “пристроить” книгу еще в начале нулевых, и в конце концов ему удалось обратить на нее внимание режиссера Брюса Робинсона.
Не стоит, наверное, искать в этом фильме глубокую мораль, особенную философию и скрытый смысл – в большей степени это аккуратный оммаж эпохе гонзо-журналистики, воплощающий в себе все то, что ценил и уважал автор книги. Полноценного сюжета здесь нет – есть только история одного приключения. Впрочем, сюжет здесь и неважен.
Основная задача режиссера заключалась в раскрытии характера главного героя, в образе которого легко угадывается сам Хантер Стоктон Томпсон на пути становления и нахождения собственного непревзойденного стиля.
Пол Кэмп имеет весьма идеалистическое представление о журналистике и о мире в целом. Одновременно он безумно увлекается алкоголем и женщинами – словом, живет на всю катушку. Однако, вскоре приходит разочарование. Уяснив раз и навсегда, что ему не по пути с “богатыми мерзавцами”, он попадает в тяжелый кризис и начинает всерьез “подсаживаться” на алкоголь.
Однако вскоре его посещает муза и он начинает творить с невиданной ранее энергией. Это приводит к тому, что он находит свой стиль – причем, не только в журналистике, но и в жизни. Вероятно, именно в этом и заключается суть фильма.
Самое лучшее в этой киноленте – атмосфера. Почти безумная, пропитанная ромом и солнцем, она способствует полному погружению в историю. Впрочем, есть здесь и несколько конфликтов.
В первую очередь в глаза бросается конфликт местных и “понаехавших”, богатых и бедных. Затем кино поднимается на ступеньку выше и показывает (несколько схематично, но задачи полностью погрузиться в тему здесь и не было) разницу между настоящей, правдивой и насквозь коррумпированной “ручной” журналистикой.
Интересно то, что здесь, как и в отечественной журналистике конца шестидесятых годов, наблюдается застой, окрещенный в США “Великим газетным мором”. Обусловлен он не только тем, что СМИ стремительно теряют доверие общества, но и тем, что на смену печатным изданиям уверенно приходит телевидение… Свобода слова отсутствует, журналисты пишут не о том, о чем хочется, а о том, что “надо”. Тем не менее, зависящая от рекламодателей редакция, в которой работает Пол, держится на волоске. Ее гибель в финале картины, по сути, символизирует закат эпохи…
Оба конфликта тесно переплетаются с политикой и щедро приправляются “американской мечтой”. Именно она выходит на первый план: в конце концов герой выбирается из болота, берет курс на новую жизнь и обретает самое ценное – себя.
У поклонников Томпсона эта картина способна вызвать чувство ностальгии и, вероятно, даже умиление. Необязательный, практически формальный, но одновременно легкий и удивительно обаятельный, “Ромовый дневник” в первую очередь стал данью памяти автора, а ведь именно этого добивался Депп.
Кроме того, это абсолютно не пафосное, дерзкое и местами очень забавное кино про не самых идеальных, но зато искренних и честных людей. И его, действительно, стоит посмотреть.
Похожие фильмы
Вот несколько кинолент, похожих по смыслу на фильм “Ромовый дневник”:
- “На дороге” (Франция, США, Великобритания, Мексика, Канада, Аргентина, 2012 год). Переживая тяжелую утрату, главный герой знакомится с симпатичной супружеской парой. Они становятся друзьями и все вместе отправляются в путешествие.
- “Кокаин” (США, 2001 год). Главный герой импортирует кокаин просто в запредельных объемах и потихоньку подсаживает на наркотик всю страну.
- “Уитнэйл и Я” (Великобритания, 1986 год). Безработные приятели Уитнейл и Марвуд весело прожигают жизнь.
- “Еще по одной” (Дания, 2020 год). Учитель истории и его друзья испытывают экзистенциальный кризис. Они решат провести эксперимент: постоянно поддерживать определенный уровень алкоголя в крови и отслеживать результаты.
- “Врожденный порок” (США, 2014 год). Наркозависимый сыщик расследует исчезновение своей бывшей подружки.