Фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер»: матриархат, вера в чудеса и жестокость 

Северный ветер Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, мистерия

Год производства: 2021

Режиссер: Рената Литвинова

Актеры: Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая

Драматичная мистерия Ренаты Литвиновой «Северный ветер» переносит зрителя в сказку — грустную и чарующую. В неком древнем клане, где правили только женщины, вдруг разыгралась настоящая драма. Со смертью одной из героинь в семью пришли хаос, разрушения и отчаяние.

Смысл фильма «Северный ветер» в том, что каждый в жизни верит в свою сказку, жаждет чудес и имеет право любить и быть любимым.

Краткое содержание

С самых первых кадров фильм окунает зрителя в мистику. Древние надгробья, непонятные ритуалы, голос за кадром, объясняющий содержание того, что объяснить невозможно… Становится понятно, что этот фильм не подлежит обычному разбору — это не смена картинок на экране, это ощущения, эмоции, переживания.

Итак, есть некий древний клан «северного ветра», где правит матриархат. У членов этого сообщества есть своя тайна — лишний час в сутках, дополнительная цифра на часах. Он и дает им преимущества над другими, способность управлять самим временем.

древний клан
Кадр из фильма.

Уже многие годы, может, даже столетия главные женщины клана собираются вместе на Новый год, чтобы в очередной раз насладиться своим величием. Да, среди них есть мужчины, но все они безвольны, тщедушны и несчастны. Глава клана — бессмертная Алиса (Татьяна Пилецкая) — мать всея общины. Она, судя по всему, очень старая, но выглядит бодрой и активной. Ее дочь — Маргарита (Рената Литвинова) — главная героиня фильма. Ей также неподвластно время, она утонченна и прекрасна.

У Маргариты есть сестра Лотта (Галина Тюнина) — нелепое и странное создание. Она тянет в дом все, что «плохо лежит», как Плюшкин. Однажды она даже притащила живого оленя и поселила прямо в коридоре. У нее есть внебрачная дочь Ада (Манана Тотибадзе) — такая же нелепая и забитая, как и ее мать.

Трудно представить, что на этих женщинах держится благополучие всего клана, ведь Лотта — хранительница всех сейфов в доме. В них женщины прячут деньги, не желая доверить сбережения банкам.

Сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) предстает перед зрителем в начале фильма счастливым и веселым. Он собирается представить семье свою невесту Фанни (Ульяна Добровская). Молодые безумно любят друг друга, все поздравляют их и радуются, поднимая бокалы за новогодним столом. Маргарита, как никто, понимает состояние влюбленных. У нее многие годы есть тот, кого она ждет у окна каждый день. Но сразу после торжества Фанни спешит на самолет — она работает бортпроводницей, у нее рейс, нужно бежать.

Назавтра семья потрясена ужасной новостью — самолет Фанни разбился, все погибли. Бенедикт убит горем, как и все остальные. И с этих пор в клане «северного ветра» начинается черная полоса. Все идет прахом, и безумную гонку со смертью уже не остановить. Желая обмануть себя и обрести смысл жизни, Бенедикт женится на родной сестре Фанни по имени Фаина (Софья Эрнст). Но он быстро понимает, что чужая женщина не сможет заменить ему погибшую любимую. Даже рождение сына Хьюго (Михаил Гавашели) не сблизило Бенедикта и Фаину.

Рената Литвинова
Кадр из фильма.

Маргарита страдает, видя мучения сына. Она просит Фаину оставить их, дать развод и уехать. Но та отказывается, все еще надеясь, что муж сможет полюбить ее. Однажды на новый год Бенедикт дарит Фаине самолет, на котором написано Фанни. Он требует, чтобы она улетела на нем «и никогда больше не возвращалась». Он уже открыто молит жену оставить его, освободить, но та упорствует.

И тогда в финале Маргарита решается помочь сыну. Поначалу она еще раз просит Фаину уйти. Потом, понимая, что объяснения и просьбы не работают, она нанимает актрису. Идея в том, чтобы та звонила Фаине и голосом Фанни говорила, что жива и скоро приедет. Маргарита надеялась так напугать невестку и выпроводить из дома. Когда и это не помогло, она решила действовать радикально.

Подговорив своего камердинера, Маргарита прячет его на заднем сиденье машины. Они уславливаются, что когда она три раза просигналит, он должен будет броситься сзади на Фаину и задушить ее. План был продуман идеально, все получилось. Маргарита устраняет помеху, но быстро понимает, что это никому уже не принесет счастья. Она едет на машине в снегопад под песню Земфиры «Я злой человек».

В финальных кадрах Хьюго видит в гробу свою мать, усыпанную белыми цветами. Он говорит Маргарите, что все знает и не прощает ее. Затем он уходит из дома и пропадает в тумане. Бенедикт садится в свой самолет и взлетает. Рядом с ним на сиденье оказывается Фанни. В конце они счастливо улыбаются друг другу и улетают в небо. Между тем, Маргарита едет в метро и выходит на одной из станций с надписью «тринадцатая». Там она должна, наконец, встретиться с тем, кого ждала все эти годы.

застолье клана Северный ветер
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Вряд ли сама Рената Литвинова смогла бы описать смысл своего кино какой-то одной фразой. Это настолько глубинно и не очевидно, что каждый наверняка увидит в картине что-то свое. Но главные идеи — цельность семьи, фатализм, невозможность остановить и обмануть время, сила настоящей любви и судьба, пойти против которой безнаказанно не имеют права даже представители самого влиятельного клана.

Феминизм

В клане «северного ветра» вся власть принадлежит женщинам. Но справляются ли они со своей задачей править и поддерживать гармонию в семье? Единственной адекватной женщиной кажется престарелая Алиса, но даже она уже не имеет влияния в силу возраста. А что же остальные? Лотта — существо, всячески достойное жалости. Она сидит на сундуках с деньгами, которые давно уже прогнили изнутри, захламляет все вокруг ничего не значащими вещами, пытаясь заполнить пустоту внутри себя.

Ее дочь Ада — еще более нелепое существо. И дело даже не во внешности, хотя ее нарочито огромный нос тоже имеет скрытый смысл. Она забитая и бесправная, с кучей комплексов.

Когда она нашла себе мужа, все несказанно удивились (включая зрителей). Пластический хирург профессор Жгутик (Никита Кукушкин) подарил ей красоту, убрав огромный нос. Но его сердце разбилось, когда Ада вдруг призналась, что полюбила женщину. В ярости муж опаивает ее снотворным и делает операцию — возвращает на место ужасный нос. Но это не спасает их брак.

Фанни и бенедикт
Кадр из фильма.

Что до самой главной героини, то она тоже «не тянет» на правительницу величественного клана. Маргарита запуталась в своих тайных страстях, семейных драмах и желании помочь любимому сыну. Она понимает, что должна разрешить все это, но у нее не хватает душевных сил, стойкости.

И хотя над женщиной действительно не властно время, она совершенно не меняется с годами, править кланом она не может. Все вокруг нее несчастны, включая ее саму. Похоже, в общине «северного ветра» матриархат исчерпал себя.

Образ России

Хотя в кино ни разу не говорится, где именно происходит действие, зритель понимает, что речь идет о России. Трактовка ясна: Северные Поля, старинная усадьба, традиционная елка, дореволюционные атрибуты — все это описание пронизано русским колоритом.

И еще кругом один снег. Он метет и метет, как будто в клане «северного ветра» не бывает других времен года. А в сцене с башнями Кремля, возвышающимися над лесом, у зрителя не остается сомнений — это точно Россия. Пусть и фантасмагоричная, мистическая, нереальная, но наша, родная.

снег и зима
Кадр из фильма.

Время и эпоха

Трудно сказать, в какую точно эпоху происходит действие фильма. Это что-то среднее между современностью и началом XX века. Смысл в том, что члены клана имели власть над временем, у них был целый лишний час в сутках. Это значит, что в фильме есть элемент мистики, искать в нем точное указание эпохи не приходится. Музыка Земфиры также добавляет фантастичности, но никак не проясняет вопрос принадлежности фильма к какому-то одному времени.

Старинная усадьба и пышные наряды дам, убранство ели в новый год и прочие мелочи переносят в начало XX столетия, но здесь же фигурируют современные моменты — регулярные авиарейсы, доступные всем автомобили, абсолютно современное метро в конце фильма.

Эти шутки со временем дополняет бессмертие главных героинь. Они совершенно не меняются с течением лет, не стареют. Время не властно над ними, но удалось ли им обмануть его?

Ветер как символ

Ветер — это всегда движение, перемены, быстротечность времени, какое-то обновление. Но в фильме «Северный ветер» он является символом тоски, одиночества, утопии и безнадеги.

С течением времени в клане ничего не меняется к лучшему. Герои, пытаясь наладить свою жизнь, только сильнее ее разрушают. Ветер не приносит облегчения, он вообще никак не влияет на жизнь тех, кто так жаждет перемен.

Объяснение концовки

Содержание фильма заканчивается довольно мрачно — в клане «северного ветра» все идет прахом. Об этом говорит сама Маргарита, ее голос за кадром полон тоски и горя.

Правительница клана понимает, что ее сын окончательно помешался из-за утраты любимой, а ее внук ушел на войну и никогда больше не вернется. Последние кадры — героиня Ренаты Литвиновой в пустом вагоне современного метро.

Она выходит на одной из станций и идет задом наперед. Это не случайно — так режиссер показала попытку повернуть время вспять, исправить былые ошибки.

Голос за кадром — и есть объяснение концовки: «Однажды я проснусь в очередной новой жизни, чтобы дождаться тебя уже здесь. Возможно, у нас у всех есть этот лишний час, тринадцатый, в котором мы сильнее смерти. Ради любви».

Возможно, героиня дождалась своего человека, которого она так хотела видеть все эти годы. Но принесло ли ей это счастье? И можно ли вообще быть счастливой, правя кланом «северного ветра», такого же нереального и зыбкого, как и наши мечты? У каждого будет своя разгадка, свой ответ, одинаково верный.

Как вам фильм?
Красивая глубокая сказка.
41.97%
Тоскливый, странный.
14.37%
Ни на что не похоже, как и все у Литвиновой.
31.55%
Какой диагноз у режиссера?
10.42%
Напишу в комментариях.
1.69%
Проголосовало: 355

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.