Купидоны, катаклизмы и фаллосы: разбор артхаусной комедии «Символ»

Смысл фильма

Страна: Япония

Жанр: арт-хаус, комедия, фэнтези

Год производства: 2009

Режиссёр: Хитоси Мацумото

Актёры: Хитоси Мацумото, Дэвид Куитерро, Луис Аччинелли, Лилиан Тапия и другие

Награды и номинации: номинации на премию Азиатской киноакадемии в 2010 году (лучшая мужская роль и лучшие спецэффекты)

Смысл фильма «Символ» (Shinboru), детища известного японского комика Хитоси Мацумото, расшифровать однозначно не получится. Таковы многие произведения в жанре «арт-хаус»: здесь ценны прежде всего те способы, которыми режиссёр погружает вас в свой мир, и то, какие темы подымает. Найти в них единственную разгадку трудно, а порой и незачем.

О чём фильм

В захолустном мексиканском городке рестлер по прозвищу Человек-улитка собирается принять участие в важном поединке: борьбе за чемпионский пояс. Его соперник молодой и дерзкий — чтобы его победить, придётся постараться. Мы видим дом бойца, его родных. Тесть и сын приходят посмотреть бой и поддержать отца семейства.

Другая сюжетная линия посвящена японцу в пёстрой пижаме. Мы не узнаем, кто он такой, не узнаем даже его имени. Человек неизвестно как оказался в комнате с белыми стенами без дверей и окон. Присмотревшись, герой видит, что из стены что-то торчит. Оказывается, это пенис белого ангелочка, похожего на купидона. Тут же появляется само божество со своими собратьями. Смеясь, они заполняют собой пространство и снова сливаются со стенами, оставляя снаружи половые органы.

Герой в яркой пижаме.
Герой в яркой пижаме, которого сыграл Хитоси Мацумото. Кадр из фильма.

Герой выясняет, что при нажатии на торчащие гениталии существ в комнате появляются разнообразные предметы. Один из «выключателей» даже открывает дверь. Но чтобы открыть её и пробраться в следующее помещение человеку в пижаме приходится применить смекалку, используя имеющиеся подручные средства.

На некоторое время герой оказывается в комнате, ещё меньшей по размеру. Там он, похоже, с ностальгией прокручивает в голове, как бы он продолжал пользоваться предметами в предыдущем помещении. Вдруг оказывается, что одну из стен можно отодвинуть и пойти дальше. Человек бежит по длинному коридору и попадает в очередную, на этот раз тёмную, комнату. В ней он видит ангелочков, снова исчезающих в стене и снова оставляющих снаружи «гениталии-выключатели».

Нам показывают бой Человека-улитки — он близок к поражению. Но финал баталии внезапно складывается в его пользу, благодаря решительному нажатию человека в пижаме на «пенис-выключатель». Шея бойца вытягивается и он отправляет в нокаут сначала противника, а при повторном нажатии и напарника, судью, ведущего, даже своего маленького сына, вышедшего на ринг.

Новый эпизод: в Лос-Анджелесе проходит концерт группы, похожей на «Kiss». Нажатие человека в пижаме на очередной «выключатель» вызывает мощный поток пламени изо рта вокалиста. Нажатие на другой – срывает фокус в эфире программы «Магическое шоу Ивана» на российском телевидении, ещё на один — заставляет гавкнуть мужчину, сидящего где-то в Китае рядом со сворой собак.

концерт рок-группы
Кадр из фильма.

Человек в пижаме видит, как где-то далеко наверху в круге света летает ангел, и решает подняться наверх по «выключателям». Каждый шаг влияет на что-то в мире людей: раскрываются цветы, появляются и погибают животные, происходят аварии, рушатся дома, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, горят фейерверки, проходят торжественные шествия, взлетает в космос ракета.

После последнего события герой вдруг сам начинает лететь вверх. У него уже отросли волосы и бородка, одежда стала белой, а события продолжают происходить. Они всё масштабнее: войны, тайфуны, таяние ледников, пожары, извержения вулканов. Летя, человек страстно и целеустремлённо размахивает руками и вдруг замирает. Его тело продолжает нести вверх среди кружащихся белых перьев.

В конце концов под пение монашеских голосов он попадает в пятно свята и оказывается в новой комнате. Там он слышит отзвуки человеческой цивилизации, на стене проступает очертание континентов планеты Земля. Перед собой человек видит огромный «пенис-выключатель». Он подходит к нему и собирается нажать.

Смысл фильма

Сразу отметим, как режиссёр «Символа» играет на ожиданиях зрителей и обманывает их. Мы сразу пытаемся найти объяснение происходящим с человеком в пижаме событиям. Но разбор на детали ничего не даёт – описание приключений героя в белой комнате больше похоже на розыгрыш. Попытки связать между собой содержание двух сюжетных линий также ни к чему не приводят, ведь связи как таковой почти не было, как и особого скрытого смысла в «мексиканской истории». Просто оказалось, что мужчина в пижаме с помощью «выключателя» смог на неё повлиять, как и на множество других событий на планете Земля.

Ближе к развязке мы всё же начинаем видеть какой-то смысл. По крайней мере, в истории человека в пижаме. И автор, пусть смеясь над своими героями и зрителями, явно этот смысл заложил — всё же деление на главы «Изучение», «Применение» и «Будущее» не случайно.

ангелы и человек в пижаме
Кадр из фильма.

Может быть, человек в пижаме — символ всего человечества? На стадии изучения его поведение очень похоже на поведение дикаря, который методом проб и ошибок исследует мир вокруг себя, кричит, жалуется, молится и в итоге находит способ сделать буквально рывок вперёд. После этого он, уже обременённый прогрессом, получает небывалые возможности. Вот только серьёзных и порой фатальных для всех последствий своих действий на стадии применения он не осознаёт. Лишь в итоге он обретает мудрость, на которую намекают изменения в одежде, на лице, во взгляде.

Такая трактовка кажется правдоподобной, но ещё в «Символе» заложен дополнительный, религиозный, подтекст. На него осторожно намекает и сюжетная линия про Человека-улитку. Его дочь — монашка (заметим, что в начале она стремительно едет по тем самым перьям ангелов), в фильме есть церковь, мелькают христианские кресты и иконы, сын отчаянно верит в отца, споря с одноклассниками, что этот боец на самом деле сильный.

Из-за веры мальчик в итоге страдает, получая мощный удар от отца. Но удар — следствие действий человека в пижаме, который даже не понимает, что делает. Поначалу его поведение похоже на поведение ребёнка. Это бог-ребёнок, который только со временем обретает мудрость, а до того действует почти спонтанно, то и дело капризничая.

Эта идея, высказанная таким образом в «Символе» (правда, звучащая в литературе и кино далеко не впервые), идёт в разрез с основными религиями, в центре которых мудрый, понимающий, любящий бог-отец. Но если он существует, никто не знает, как на самом деле обстоят дела. Может, он, также как мы, пытается понять, кто он. А ещё узнать, что от него хотят ангелы вокруг?

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Символ», как и смысл всей картины даёт почву для размышлений, но не позволяет сделать однозначный вывод. Вероятно, человек в пижаме, всё-таки ставший настоящим мудрым богом, каким его представляют многие верующие, столкнётся с ещё большим вызовом. Его нажатие на большой пенис будет иметь глобальное значение — возможно, не только для человечества, но и для всей вселенной. Впрочем, у героя, пожалуй, нет выбора: он нажмёт на «выключатель» и кардинально изменит будущее.

В концовке, как и на протяжении всего фильма, режиссёр продолжает смеяться над человечеством, над этим богом-недотёпой, призывая поиронизировать и зрителей. Наша история одновременно и велика, и нелепа.

Мы сами — в её начале дикари-младенцы и в разгар научного прогресса не многим лучше (многие ли задумываются, как именно работает та или иная кнопка изобретения, созданного благодаря открытиям? – для нас важен сиюминутный результат). Остаётся лишь надеяться, что, мы подобно главному герою «пролетим» все катаклизмы и обретём в будущем настоящую мудрость. Пожалуй, в этом и заключается объяснение концовки и суть фильма «Символ». Что ж, посмеёмся над собой и двинемся дальше — иного выбора у нас, вероятно, нет.

Как вам фильм?
Отличное артхаусное кино.
25.82%
Интересно, но непонятно.
28.79%
Полная дичь.
43.69%
Другое (напишу в комментариях)
1.7%
Проголосовало: 705

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Алексей

    Абсолютно прозрачный сюжет. Всё там понятно
    Но почему то из тысяч людей фактически никто смысла не улавливает, а он ведь такой явный!
    В фильме представлена жизнь обычного человека от рождения до смерти, все этапы. Родился в пустой комнате, у младенца еще нет никаких понятий, нет себя, нет окружающего мира. Первые часы, дни он еще там, с ангелами. Первое, с чего младенец начинает познавать физический мир – это с изучения своего тела и именно с гениталий он начинает себя ощупывать. Родители иногда деткам даже ручки плотно пеленуют, чтобы письку себе не оторвали. Но это кстати, по мнению психологов – зря. А почему – скажу в конце. Постепенно он осознает себя и начинает кричать (символ-рупор) – где я, кто я, зачем я тут? Постепенно окружающее начинает обрастать смыслом, знакомыми предметами, в основном домашней обстановки(еда, кувшин, шезлонг). Зубная щетка – символ прорезывания зубов, знакомства с гигиеной. Дальше период взросления. Совершение мелких ошибок, получение опыта, который до детей не всегда доходит с первого раза(это когда он все время забывает какая кнопка за что отвечает). Ошибки пока ни на что серьезно не влияют, так, мелкая досада. Потом совершеннолетие и постоянное стремление покинуть отчий дом, стать самостоятельным. Наконец человек его покидает и тут он окунается в пучину неизвестного. Назад в детство уже дороги нет. Потом долгий путь становления, взросления, обретения влиятельности, мудрости(коридор, длинные волосы в конце). Пройдя его человек уже способен влиять на мир, менять его глобально. Он совершает и великие открытия, меняющие мир, меняющие природу, но и совершает множество ошибок, развязывает войны, уничтожает природу. В конце смерть(полет с ангелами) и переход в другой мир, где всё то же самое, но возможно на более глобальном уровне(новый, на этот раз гигантский писюн). И через всю его жизнь проходит красной чертой “эрос”. По Фрейду(и с ним согласны все последующие психологи) – это единственная движущая сила и суть человеческого познания, результатом которого являются как великие открытия, так, к сожалению и трагические ошибки…

    Ответить
    1. Сергей

      Гений

      Ответить
    2. Василий

      Да смысл это всегда религия и/или общество)

      Ответить
    3. Евгений Пинигин

      Отличное объяснение!

      Ответить
    4. Аноним

      Да, с такой трактовкой смысла фильма трудно не согласится.

      Ответить
  2. Виктория

    Очень жаль, что в голосовании больше половины людей просто не видят жизнь.

    Ответить
  3. Василий

    Как топовый ответ ставить «отличное артхаусное кино» – оскорбление. Это хороший и интересный фильм сам по себе, независимо от того, ищешь ты в нем смысл или нет. А 99% артхауса, это мусор, который используется только, чтобы кто-то мог почувствовать себя лучше от того, что он смотрит фильмы не для быдла и сам додумался, что о боже в фильмах отсылки на религию или общество. Ну и что отсылки и метафоры, как факт, делают фильм, почему то гениальным
    Фильм хороший, статья тоже

    Ответить