Прошлое, настоящее, будущее и другие аллегории фильма «Старикам тут не место»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, криминал, вестерн

Год производства: 2007

Режиссёр: Итан и Джоэл Коэн

Актёры: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Барден, Келли Макдоналд, Вуди Харрельсон

Криминально-драматический вестерн «Старикам тут не место» (оригинальное название No Country for Old Men) – одна из лучших работ братьев Коэн. Фильм получил 4 из 8 номинаций на «Оскар», вошёл в десятку лучших картин десятилетия, поделив пятое место с «Зодиаком».

В целом, кино получилось очень простым по сюжету, но зрелищным. Однако, по мнению режиссёров, любой фильм должен оставлять после просмотра вопросы, иначе он будет неинтересен зрителю. Так получилось и в нашем случае. Смысл фильма «Старикам тут не место» полностью не раскрыт, и финал картины не совсем понятен. Сделаем подробный разбор содержания и попробуем докопаться до истины.

Сюжет

Начнём с описания самого фильма «Старикам тут не место». Содержание сюжетной линии переносит зрителя в 1980 год. Закадровый голос, принадлежащий одному из ключевых героев – шерифу Тому Беллу – с ностальгией вспоминает о былых временах, и с грустью сообщает, что сейчас многое изменилась.

Преступников становится больше, а их злодеяния – более жестокими и бесчеловечными. К слову, это очень точно отображает смысл названия фильма. Шериф уже стар, поэтому просто не может контролировать ситуацию на своей территории.

Шериф Эд Том Белл
Шериф Эд Том Белл, роль которого сыграл Томми Ли Джонс. Кадр из фильма.

После небольшого вступления фильм «Старикам тут не место» переходит к основному содержанию. Здесь Льюэллин Мосс охотится в пустыне на антилоп, но промахивается. Он идёт на то место, где когда-то паслось стадо, и замечает в стороне несколько джипов. Рядом лежат мёртвые люди и собаки, всё усеяно стреляными гильзами.

В одном из джипов Мосс находит выжившего в разборке. Мексиканец просит воды, но фляги у Льюэллина нет. Опытный охотник понимает, что один из участников разборки наверняка выжил. Он идёт по следам, находит тело, рядом с которым лежит чемодан, внутри него 2 миллиона долларов.

Мужчина забирает деньги и возвращается домой. Ночью он не может заснуть, набирает воды и возвращается обратно. Однако мексиканец уже умер, зато появляются другие участники банды. Они гонятся за Моссом по пустыне, но тот умудряется скрыться. Льюэллин понимает, что из-за денег его будут искать, поэтому отправляет жену к маме, а сам отправляется в бега.

Деньги ищет наёмник Антон Чигур, который ранее скрылся из полицейского участка, задушив наручниками помощника шерифа. На месте перестрелки он снимает с брошенной Моссом машины шильдик, и по нему вычисляет имя владельца. Расследование преступления поручено местному шерифу Тому Беллу, который понимает истинное положение вещей, поэтому идёт по следу Чигура и Мосса.

Льюэллин останавливается в дешёвом мотеле, где его настигают мексиканцы, а затем и Чигур. Мосс ухитряется скрыться, забрав чемодан. Задумка у мужчины проста. Он собирается перейти мексиканскую границу и скрыться, а потом соединиться с женой. Неподалёку от границы он приходит к выводу, что так быстро его найти не могли. Перетряхивает деньги и находит в одной из пачек радиопередатчик. Антон вновь настигает беглеца, и в ходе возникшей перестрелки наёмник и бывший сварщик получают ранения.

Джош Бролин
Актер Джош Бролин сыграл роль Льюэлина Мосса. Кадр из фильма.

Льюэллин прячет деньги в траве, неподалёку от границы. Он решает избавиться от преследующего его наёмника. Чигур предлагает сделку. Мосс сам приносит ему деньги, и тогда убийца не тронет его жену. Мужчину этот расклад не устраивает, и он намерен довести дело до конца.

Супруга беглеца Карла решает принять помощь шерифа, и рассказывает тому, где они договорились встретиться с мужем. Том едет туда, но не успевает. Мосс погибает в перестрелке с мексиканцами, которые забирают деньги.

Через некоторое время Чигур появляется в доме Карлы. Та всё понимает, и говорит, что убивать её нет смысла. Однако Антон непреклонен. Он живёт по своему кодексу чести, и обещал уже покойному Моссу, что если тот не отдаст деньги, убить жену.

Это бессмысленная жертва, поэтому наёмник предлагает женщине сыграть в орёл и решку. Карла отказывается, поэтому Чигур делает выбор за неё. После убийства Карлы наёмник уезжает из города, но попадает в аварию. Подвязав сломанную руку купленной у случайного подростка рубашкой, убийца уходит.

Шериф Белл подаёт в отставку и в конце фильма рассказывает жене о своих снах, в которых видел отца. На этом история заканчивается.

Фильм «Старикам тут не место» – это классический вестерн с погонями и перестрелками. Однако концовка здесь абсолютно непонятна, но ей можно попробовать дать объяснение.

Хавьер Бардем
Роль гангстера Антона Чигура сыграл Хавьер Бардем. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Старикам тут не место» подводит зрителя к тому, что зло осталось безнаказанным. Антон Чигур, который по определению является главным антагонистом истории, уходит от наказания. Причём в прямом смысле этого слова. Да и вряд ли этот наёмник – настоящий злодей. Он просто выполняет свою работу, считая себя идеальным для неё инструментом.

Несмотря на то, что за убийцей остаётся гора трупов, убивает он в основном по необходимости, хотя, видимо, получает от этого определённое удовольствие. Даже инструмент у него довольно своеобразный: баллон со сжатым воздухом, выталкивающий под давлением штырь. Такие приспособления используют для забоя скота, но Антон применяет его для выбивания дверных замков и убийств.

Шериф Белл чётко осознаёт, что перестаёт справляться со своими обязанностями. Поэтому он и принимает решение об отставке. Он всегда хотел быть похожим на отца, который действительно был крутым шерифом. Какое-то время ему это удавалось. Однако в самом начале фильма он говорит, что времена изменились. На всём протяжении фильма он практически себя не проявляет в качестве шерифа. Белл мало интересуется расследованием и складывается впечатление, что он просто хочет спасти Мосса. Однако даже этого ему сделать не удаётся.

Вероятно, шериф работал столько лет лишь потому, что никого не видел на своём месте. Это отчётливо видно по тому, как он общается с одним из своих помощников. Парень хоть и носит полицейскую форму, но видно, что к работе относится формально.

Сны об отце – это тоже отсылки к прошлому. Дед и отец Белла погибли при выполнении своих обязанностей. Поэтому он единственный в семейной династии, кто умудрился выйти на пенсию. Дед и отец наверняка ждут его у того огня, который шериф видел во сне.

Смысл фильма

В фильме «Старикам тут не место» всё время противопоставляется старое и новое время. В этом и заключается скрытый смысл картины. В такой трактовке каждому из основных героев отводится своё время: Том Белл – это прошлое, Антон Чигур – настоящее, Льюэллин Мосс – будущее.

Том Белл – старик, который уже не успевает за темпами современной жизни. Он настоящий динозавр, но его время безвозвратно ушло. Именно поэтому Белл понимает, что пришло время уйти.

Это расследование – его финальный аккорд. Однако он не принимает в нём никакого участия и даже отказывается от встречи с представителями наркоконтроля, которые тоже расследуют это дело. Не зря Том живёт воспоминаниями и видит во сне отца. Ведь фактически, он сам стал частью истории.

Льюэллин Мосс может символизировать будущее. У него есть надежда изменить свою жизнь, в которой он не видел ничего хорошего. Мужчина прошёл Вьетнам, работал сварщиком, оказавшись на пенсии, живёт в трейлере. 2 миллиона долларов – это именно то, что нужно для достойного будущего. Однако денег наш герой не получает – его убивают. Это очень хорошо дополняет смысл, ведь будущее всегда остаётся недостижимым. Будущее – лишь наша мечта или планы на будущее.

Келли Макдональд
Келли Макдональд сыграла роль Карлы Джин, жены Мосса. Кадр из фильма.

В таком объяснении концовки Антону Чигуру отводится роль настоящего. Он такой же безжалостный, как сегодняшний день. Он живёт по своим законам, которые непонятны прошлому и неподвластны будущему. При этом он выполняет функцию судьбы. На заправке он даёт старику право выбора. Мужчина угадывает, какой стороной упала монетка, и выигрывает жизнь. Подобный выбор встаёт перед нами практически каждый день, и от него зависит дальнейшая судьба человека.

Любопытный момент. На протяжении всего фильма, все три главных героя ни разу не оказываются лицом к лицу, несмотря на то, что постоянно находятся рядом. Они идут друг за другом, но не могут встретиться. Точно так же никогда не пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Возможно, в этом и есть главный смысл, который братья Коэн вкладывали в свою работу.

Как вам фильм?
Просто крутой вестерн с закрученным сюжетом.
30.3%
Шикарный фильм: щекочет нервы и заставляет задуматься.
50.49%
Зря потраченное время.
19.2%
Проголосовало: 3442
Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Михаил

    Плохо то, что столько потраченных сил ушло в пустую. По концовке фильм очень напоминает некоторые наши фильмы 90-х: – замах на “червонец”, а исполнение на “копейку”. Но тогда не хватало денег и творческие группы распадались. Что здесь произошло не понятно (может братья поругались), но есть жалкая, бездарная попытка финала на скорую руку. Причём видно, что он делался не профессионально, без режиссёров.

    2
    8
    Ответить
    1. Михаил

      Тёзка, ты серьёзно веришь, что братья Коен от балды написали финал?) В этом фильме, как и во всех работах братьев, есть куууууча деталей, связок и тд. Финал написан совсем не просто так. Интересно, что статья оооочень далека от реального посыла. Антон, скорее всего, является плодом воображения шерифа, который не верит, что Мосс может быть убийцей. Вспомни сцену с охотой. Антилопы – бандиты, подстреленная антилопа – мужик с деньгами. Мосс и Антон юзают оружие одного калибра, носят похожие сапоги, белые носки. Мосс – профессиональный сварщик. Как только Мосс покупает и обрезает дробовик, показывают Антона с таким же дробовиком, с самопальным глушителем, который нужно приварить. Как Антон узнал, в каком отеле находился второй наёмник? Об этом он сообщил только Моссу, навещая в больнице. Как второй наёмник вообще узнал о Моссе? Он искал Артура, не знал о причастности Мосса к делу, но говорит, что легко нашёл Мосса за 3 часа. Наёмник и Мосс воевали во Вьетнаме, возможно вместе, по этому он утверждает заказчику, что отлично знает Чигура. Мосс был нанят сорвать продажу порошка, забрать деньги, но сам украл и начал скрываться. На его устранение был нанят второй наёмник, по этому он находит Мосса, но не убивает его, ибо ему нужны деньги, которые Мосс скинул. Он сказал Моссу, где остановиться, а Мосс его там и вальнул. А Чигур – это догадки шерифа, который уже не вывозит груз современного криминала и ностальгирует по былым временам. Он стар и не справляется, по этому он вырисовывает себе Чигура. По истине “старикам тут не место”.
      Знаю, что моё описание далеко не полное и есть вопросы, можно найти дополнение этой теории в Сети

      13
      1
      Ответить
      1. уууу

        Спасибо, очень интересная интерпритация

        Ответить
      2. Яна

        Фильм не об этом. Вы оба не правы.

        1
        2
        Ответить
    2. Дархан

      Это экранизация книги Кормака Маккарти, а не оригинальный сценарий братьев Коэн

      Ответить
  2. Ксю

    Так грустно, что полтора часа переживаешь за главного героя, а потом его убивают, такие концовки не люблю!

    4
    1
    Ответить
  3. Иван

    Не люблю тупые фильмы. Но тут режиссёры сделали всё, чтобы этот фильм стал таковым. Весь фильм шериф причитает о том, что настали жуткие времена. Весь фильм убийца-наёмник ходит с самодовольной рожей и всех убивает..в штате, где у каждого десять винтовок только в бардачке, и при этом есть известные моменты в истории, когда были массовые перестрелки и убийства. По сути этого Антона Чигура завалил тот самый первый полицейский, которого тот в фильме типа задушил сзади наручникам, ибо дальше смотреть фильм нет смысла, ведь в реале никто бы не стал при такой истории штата оставлять руки спереди и уж тем более, не сажая в клетку, оставлять арестованного позади себя вне поля зрения. Очень неприятно смотреть, как этот тупой фильм пытаются осмыслить и превознести. Сняли чушь, плевав на зрителя. ОК, режиссёры – идиоты. На этом и расходимся.

    Ответить