Сверхлюди из сумасшедшего дома: разбор фильма «Стекло» 

триллер Стекло Смысл фильма

Жанр: фантастика, триллер, драма

Год производства: 2019

Режиссер: М. Найт Шьямалан

Актеры: Джеймс МакЭвой, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Аня Тейлор-Джой

Слоган: “Дай волю своим демонам”

История, начавшаяся около 20 лет назад, получила неожиданное продолжение. И оказалась непонятой. Зритель ждал классическую супергероику, а получил философскую мрачноватую сказку. Суть фильма “Стекло” (Glass) – в скрытых возможностях, спрятанных глубоко внутри каждого человека. А еще это кино о вере в себя.

Содержание фильма “Стекло”

Чтобы понять суть фильма “Стекло”, необходимо обратиться к истории творчества режиссера.

М. Найт Шьямалан славится любовью к внезапным сюжетным поворотам и специфическим режиссерским стилям. В 2000 году, еще до появления фильмов по комиксам, он снял кино о реалистичном появлении супергероев. В картине “Неуязвимый” главный герой был не только невероятно сильным человеком – он знал все о слабостях и грехах окружающих его людей.

Джеймс МакЭвой
Исполнитель главной роли Джеймс МакЭвой. Кадр из фильма.

В 2016 году вышел фильм под названием “Сплит” (читайте о нем по ссылке) – хоррор про маньяка с 24 личностями: это была лента о “рождении” суперзлодея. Связь с “Неуязвимым”, которая проявляется в самом конце фильма, при внимательном наблюдении сквозит и в течение всего фильма.

Где вторая часть, там и третья. Все персонажи предыдущих фильмов франшизы сходятся в одной точке, чтобы довести свою историю до логического финала. К сожалению, в переводе пропала игра слов в названиях всех фильмов. В оригинале картины называются так: “Неуязвимый”, “Расщепленный” и “Стеклянный”, что звучит гораздо более цельно.

Описание содержания фильма “Стекло”. Постаревший Дэвид Данн вместе с помощником-сыном ищет маньяка по прозвищу “Орда”.

Настоящее имя “Орды” – Кевин Крамб. Он похитил группу молодых девушек и удерживает их на заброшенном складе. Дэвид отправляется туда и вступает в схватку с преступником, после чего обоих хватает полиция.

Затем оба оказываются в сумасшедшем доме, где их уже дожидается “Мистер Стекло” Элайджа Прайс.

По мнению рационального доктора, Элли Стейпл, супергерои – это люди с манией величия, вызванной повреждением лобной доли. Все трое искренне верят в реальность своих сверхъестественных возможностей, а доктор пытается убедить каждого из них в том, что они всего лишь нездоровы.

Прайс, уже давно планировавший побег, убеждает Кевина действовать заодно. Выбравшийся из своей камеры Данн пытается остановить их.

главные герои
Сэмюэл Л. Джексон в роли Элайджи Прайс, Джеймс МакЭвой в роли Кевина, Брюс Уиллис в роли Дэвида Дана. Кадр из фильма.

По мере развития событий выясняется, что в пробуждении страшных способностей Кевина был виновен Элайджа: именно он много лет назад устроил катастрофу, унесшую жизнь отца мальчика. Расстройство личности было спровоцировано не только трагедией, но и сложными отношениями с матерью, из-за дурного обращения которой “родилась” самая страшная личность Крамба – Зверь. Так мальчик Кевин стал “Ордой”.

Объяснение концовки

Ближе к концу картины разбуженный Зверь смертельно ранит Элайджу и Дэвида. В этот момент доктор Стейпл приводит отряд вооруженных солдат, которые убивают Крамба, а заодно и Дэвида.

Выясняется, что доктор Стейпл – сотрудник тайной организации, которая борется со сверхлюдьми.

Перед смертью Элайджа взламывает камеры слежения и запись боя двух антагонистов попадает в руки сына Данна, Джозефа. Тот выкладывает видео в открытый доступ, что позволяет миру узнать о том, что существуют особенные люди…

Аня Тейлор-Джой
Аня Тейлор-Джой сыграла роль Кейси Кук. Кадр из фильма.

Объяснение концовки выглядит так: мир узнает о существовании сверхлюдей, а это значит, что усилия тайной организации доктора Стейпл пошли прахом.

Фильм Шьямалана предлагает задуматься о значении комиксов для медиасферы и общества в целом. Зрителю предлагается самостоятельно ответить на вопрос о том, что есть супергероика.

Таким образом, смысл концовки фильма “Стекло” практически философский: кем является, скажем, человек, который тратит свободное время на то, чтобы бегать по городу в дождевике и избивать преступников? Может быть, он тяжело болен и представляет собой опасность?

Или это все-таки представитель того самого “островка эскапизма”, который иногда так нужен нам? Ведь верить в добро с кулаками, в неуязвимого бойца, способного щедро отвесить люлей опасному маньяку, которого не может найти полиция, так приятно.

Смысл фильма

Картин типа “Стекло” немного. Режиссер делает достаточно хитрый ход: в качестве драматических флэшбеков он использует не вставки из первой картины, а вырезанные оттуда сцены. Эмоциональные связи, долго лежавшие на полке, добавляют фильму жизненности.

“Стекло” удивительно требовательно к зрителям в плане знания предыдущих фильмов франшизы. До просмотра следует знать, что “Орда” – это злая группировка внутри Кевина, слабое место Дэвида – это вода, а режиссер Шьямалан – разрушитель одних историй и творец других.

Внутри Кевина сидит 24 личности, но правят балом “старички”, которых желательно различать: злюка Деннис, Патрисия, мальчик Хедвиг и Зверь. Внутри (где-то очень глубоко) сидит оригинал – несчастный трусишка Кевин. Когда с ними происходят драматические события, это не одна трагедия на всех, а своя для каждого.

В картине “Стекло” очень слабенький экшен и одновременно – камерное повествование. Весь фильм сопровождают цвета, имеющие особый смысл. У каждого героя свой цвет: зеленый (символ возрождения), желтый (позитив) и фиолетовый (единство противоположностей). Те же цвета сопровождают и связанных с ними людей, пусть и в меньшей степени. В кабинете доктора и коридорах лечебницы герои находятся в окружении голубого цвета. Это цвет доктора Элли Стейпл: все они находятся в ее власти.

Мистер Стекло и Шьямалан – бунтари. Взяв шаблоны из комиксов, автор в лице Элайджи прямо указывает на них внутри картины. Получается, что супергерои в фильме “Стекло” ориентируются на супергероев из комиксов из этой же картины. Речь идет о постразвитии –для героев. Для зрителей это добавляет следующий уровень глубины. То есть получается уже пост-пост-история.

“Стекло” гораздо сложнее и многограннее предшественников. В своих разборах зрители указывают на то, что в картине, обруганной критиками, есть скрытый смысл.

Сэмюэл Л. Джексон
Кадр из фильма.

Режиссеру удалось сделать пост-мета-деконструкцию жанра.  История, рассказанная в “Стекле”, прекрасно воспринимается как взгляд изнутри на мир снаружи.

Постирония Шьямалана проявляется постепенно. Структурно финальная картина словно бы дублирует всю трилогию. В первой части франшизы геройствует Дэвид Данн. Во второй – мечется в сомнениях Кевин. В третьей правит бал Элайджа. Это забавно похоже на карьеру самого Шьямалана, у которого был очень удачный старт, за которым последовали провалы, а потом – новый взлет.

В ленте прошлое соединяется с настоящим, словно так и было задумано всегда. Финальное сражение происходит вдали от масс людей, а видят его лишь пациенты лечебницы.

Концовка является противоположностью всех устоявшихся шаблонов супергеройского кино. И продолжения не будет – вопреки законам Голливуда.

Сюжет картины работает на уровне метафоры. Вероятно, одной из идей картины было рассказать об отношении масс к чему-то сильно отличающемуся от привычного. Большинство представлено доктором, а необычное – сверхлюдьми. Сюда же можно отнести критиков и саму картину: смысл заключается в антагонизме критики и восприятия самого себя в рамках своей же истории. То есть, “Стекло” – это еще и сатира.

Но в принципе можно посмотреть на картину и как на фильм о вере. В первой картине Дэвид приходит к вере в себя, в противовес себе. Во второй части франшизы Кевин приходит к вере в себя в противовес всему, что его окружало. В третьем фильме в нечто необычно должен поверить весь мир, желающий стабильности, не любящий и не понимающий тех, кто хоть как-то выделяется.

Лейтмотив трилогии: нужно доверять себе, как бы окружение ни стремилось погасить уникальность, насколько бы фантастичной она ни была.

Доктор Стейпл пытается упростить троицу героев до примитивизма – а критики картины желают, чтобы они начали летать и устроили финальное побоище в лучших традициях жанра. Речь здесь идет о метавысказывании против вездесущих шаблонов, которые годятся для зрителей любого уровня, возраста и подготовки. Пока одна сторона пытается все контролировать, другая в лице Мистера Стекло бунтует в одиночку – как и режиссер М. Найт Шьямалан в мире медиа, захваченном крупными игроками.

Сара Полсон
Сара Полсон сыграла роль доктора Стейпл. Кадр из фильма.

Героям картины “Стекло” остается только высказаться и ждать. Если в реальности история утопично предсказуема, то в картине нас ждет вопрос с ответом Шрёдингера.

В финальном кадре запускается свой супергеройский волчок: он так и будет вертеться, или взлетит вверх? Герои смотрят, зритель смотрит, а вместо ответа – финальные титры. А кто сказал, что будет легко?..

Как вам фильм?
Взрыв мозга! Сильный фильм.
15.38%
Странный, необычный. Стоило посмотреть.
61.54%
Так ничего и не понял.
0%
Как это развидеть?
23.08%
Проголосовало: 13

Похожие фильмы

Вот еще несколько фильмов, похожих по смыслу на “Стекло”:

  • «Пипец» (Великобритания, США, 2010 год). Дэйв Лизевски – обычный школьник. Однажды, начитавшись комиксов, он решил объявить войну преступности города;
  • «Останься» (США, 2005 год). Студент Генри Летэм однажды сообщает своему психотерапевту шокирующую правду;
  • «Обитель проклятых» (США, 2014 год). Молодой врач устраивается работать в психиатрическую лечебницу. Вскоре ему предстоит столкнуться с настоящим кошмаром.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.