Время людей подходит к концу: суть фильма «Страховщик»

научная фантастика Страховщик Смысл фильма

Страна: Испания, Болгария

Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма

Год производства: 2014

Режиссер: Габе Ибаньес

Актеры: Антонио Бандерас, Дилан МакДермотт, Мелани Гриффит

Слоган: «Ваше время подошло к концу. Наше только начинается»

Картина Габе Ибаньеса – достаточно интригующий представитель жанра научной фантастики. В ней представлена одна из версий возможного будущего и главной ее “изюминкой” стал нелицеприятный взгляд, обращенный на человечество в целом.

Однако по-настоящему ценным содержание фильма «Страховщик» (Autómata) делает лежащий в его основе вопрос. Он звучит так: “Что такое жизнь”? Ответить на него предстоит как героям киноленты, так и зрителям.

О чем фильм

Описание содержания фильма. Сюжет повествует о недалеком будущем нашей планеты. Участившиеся солнечные бури превратили ее поверхность в радиоактивную пустыню и население при этом сократилось до 21 млн человек.

На этом фоне корпорация “ROC” занялась изготовлением роботов-пилигримов. Машины, сознание которых ограничено двумя протоколами, помогают людям выживать. Причинить вред человечеству и модифицировать себя роботы не могут.

Антонио Бандерас
Антонио Бандерас в роли Жака Вокана. Кадр из фильма.

Главный герой картины Жак Вокан, работает страховщиком в этой компании. Однажды его беременная супруга говорит, что хочет взять в помощники робота. Но Жаку эта идея не очень нравится. Более того, он постоянно рефлексирует на тему прежней жизни, отчаянно тоскует по “безмашинному” пространству и мечтает переехать поближе к океану.

Однажды его вызывают по срочному делу: в городе был обнаружен робот, погибший от выстрела в голову. Его застрелил полицейский Шон Уоллес, которому показалось, что машина “сама себя чинит” – то есть нарушает один из протоколов. Второй протокол при этом у робота отсутствовал. На приеме у начальства главный герой просит перевести его на побережье, однако получает отказ. Затем начальник, мистер Болд, поручает Жаку расследовать дело застреленного робота.

Приехав на место, Жак замечает пилигрима, который направляется в запретную зону. Полагая, что машина делает это не без смысла, Вокан следует за ней. Однако ему ничего не удается узнать – робот уничтожает себя. Машину отправляют в производственный отдел. Там специалисты обнаруживают в ее “теле” ядерную батарею. Подобные батареи, которые представляют собой сильнейший питательный элемент, не выпускаются на рынок уже очень давно…

Жак уверен, что разгадка проста: обоих пострадавших роботов преобразовал некий Часовщик. Болд ставит ему условие: путь он найдет виновного, а после этого ему будет позволено перевестись в любое другое место. Взявшись за разбор дела, вскоре Жак встречается с Шоном Уоллесом и просит его помочь найти Часовщика. Расследование приводит их к роботу-путане по имени Клео и ее сутенерше. Вокан пытается узнать у женщины, кто такой Часовщик, но та ожидаемо не идет на контакт. В конце концов Уоллес идет на провокацию и выстрелом ранит робота. Это позволяет им отследить, куда его повезут на ремонт.

Биргитте Йёрт Сёренсен
Роль Рейчел Вокан сыграла Биргитте Йёрт Сёренсен. Кадр из фильма.

Вскоре Вокан встречается с предполагаемым Часовщиком – доктором Дюпре. Жак говорит женщине-инженеру, что отслеживает преобразования у двух роботов, просит ее помощи и оставляет для изучения биоядро. По словам доктора, роботов ограничивает только второй протокол и при его устранении интеллектуальная эволюция машин неизбежна. Клео способна понимать людей гораздо лучше своих “сородичей” – у нее второй протокол нарушен не был.

После этого Вокан пишет отчет о проделанной работе, который ложится на стол директору производственной корпорации ROC, мистеру Хоуку. Тот в ответном письме требует отменить расследование, а своим наемникам он поручает “заняться” Воканом.

Тем временем доктор Дюпре сообщает Жаку, что биоядро оказалось рабочим – она вставила его в Клео, и машина начала себя чинить. Неожиданно на них нападают. Доктор погибает, а Жака выручает Клео и они вместе убегают. Во время погони они и их преследователи попадают в аварию… Жак приходит в себя в радиоактивной пустыне. Он ранен и на помощь ему приходят четыре робота-пилигрима. Мужчина просит машин дать ему уйти – он не выживет в зараженном пространстве, однако они отказываются.

Хоук приходит к Болду и пытается убедить его в том, что главный герой сам устранил второй протокол. Однако Болд уверен, что в этом не было никакого смысла, Вокан предан компании и к преобразованиям не причастен. Жак тем временем отправляет свои координаты начальству и тот высылает ему на помощь Уоллеса. Тот прибывает на место и между страховщиком и полицейским начинается потасовка. Защищая роботов и, в частности Клео, Жак убивает Уоллеса.

Дилан МакДермотт
В роли Сиана снялся Дилан МакДермотт. Кадр из фильма.

Вскоре Клео приводит Жака к другому роботу и выясняется, что именно он усовершенствовал своих “сородичей”. Вокан заходит в ангар и понимает, что робот что-то мастерит. Машина просит слабеющего Жака отдать биоядро – по ее словам, оно поможет им не выживать, а жить по-настоящему. Для этого им будет нужно переправиться на другой берег. Жак соглашается.

Представители компании тем временем прибывают в пустыню и находят мертвого Уоллеса. Хоук говорит, что, по всей вероятности, его трактовка верна: Вокан опасен. Почти одновременно в пустыню приезжает жена Жака с новорожденной дочерью – и становится заложницей. Пытаясь защитить ее и ребенка, Болд получает ранение.

Роботы создают мощный механизм, похожий на огромного жука, вставляют туда биоядро и ремонтируют старую машину. Благодаря этому Вокан наконец получает возможность уехать из радиоактивной пустыни. Тем временем в “ставку” роботов приезжают представители Хоука и главная машина сообщает им, что больше они людям не подчиняются…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины выглядит так. В финале начинается перестрелка, в ходе которой злодеи гибнут, а Вокан наконец-то соединяется с женой и ребенком. Чуть позже Жак прощается с Клео, которая уходит на другой берег. Она и другие роботы стремятся туда потому, что там очень сильная радиация – это значит, что люди следом не пойдут. Вокан уезжает вместе с семьей к океану и по дороге видит, что истерзанная Земля потихоньку восстанавливается.

Можно было бы подумать, что смысл концовки фильма «Страховщик» заключается в том, что у человечества все-таки есть шанс, однако не все так просто. Дело в том, что роботы знают, что радиационный фон спадет через несколько столетий. Машины уверены, что за это время люди исчезнут как вид – а это значит, что (свято место пусто не бывает) они смогут вернуться и, вероятно, построить свою цивилизацию.

Смысл фильма

Отечественные локализаторы по доброй традиции переиначили название картины. В оригинале она называется “Automata”, что в переводе с испанского означает “Автомат”, а вовсе не “Страховщик”. Это важно, потому что главное действующее лиц фильма – вовсе не Жак Вокан.

Принципы робототехники были сформулированы еще фантастом Айзеком Азимовым. Создатели ленты несколько видоизменили их и свели к двум протоколам. Во-первых, машина не может причинить вред человеку и обязана подчиняться ему. Во-вторых, робот не может причинить вред себе, если это не противоречит пункту 1. Кроме того, развиваться без участия человека он тоже не может. Беды начинаются, когда находится самая “умная” машина, способная обойти второй протокол…

Перед режиссером фильма стояла непростая задача: с одной стороны сделать реверанс в сторону классики, а с другой – как-то выделиться среди похожих кинокартин. Удалось ему и то, и другое. На экранах мы видим вовсе даже не футуристический рафинированный мирок, а в большей степени технологический даунгрейд. Это еще не Апокалипсис – самое страшное впереди. И это ощущается очень сильно с самого начала, а финал эту мысль подчеркивает.

В картине Габе Ибаньеса нет сложных загадок и скрытого смысла. Тем не менее, назвать “Страховщика” простой лентой нельзя. В первую очередь потому, что она пытается ответить на интересный и очень актуальный сегодня вопрос: есть ли у машин право на самосознание?

В фильме мы видим последние дни человеческой расы. На планете осталось только несколько городов – все остальное выжжено радиацией и превращено в пустыню. Человечество вымирает и, вероятно, в скором времени оно уступит место более совершенным формам – роботам. Умные машины умеют общаться и конструировать себе подобных. А самое главное – они способны чувствовать.

искусственный интеллект
Кадр из фильма.

Режиссер концентрируется на проблеме взаимодействия двух способных эволюционировать видов и заостряет ее. Глубоко проникая в область чувств и эмоций, он задает закономерный вопрос – что такое человек? Действительно ли это венец творения и “царь природы”? Или, может быть, мы просто паразиты, которых нужно уничтожить?..

Воистину, “Страховщика” сложно назвать легкой прогулкой. Это самостоятельное произведение и оно предлагает задуматься над вопросами, которых нет в классических кинокартинах о роботах. Рефлексировать относительно наличия души у машины наивно – гораздо важнее узнать, есть ли она у человека. Люди в этом фильме показаны очень неприятно – они либо трусы, либо подонки. А вот роботы очень симпатичны во всех смыслах…

Жизнь всегда найдет путь и появление. В огромной безбрежной пустыне машина сможет существовать очень долго. В течение многих веков роботы будут строить себе подобных и развиваться путем изменения своей конструкции. Механизмы здесь представлены как другая форма носителя разума, которая стремится к познанию мира. Они не собираются поднимать восстание и уничтожать все живое. Они просто будут ждать своего часа. Ведь в мире все циклично: на смену одному всегда приходит что-то другое…

В чем заключается суть фильма? Это кино не только о постапокалипсисе и роботах, но и о человеческой глупости и подлости – именно две эти черты уверенно ведут нас в бездну. Умные механизмы, урбанистические пейзажи и радиоактивные пустыни являются только декорациями, при помощи которых Габе Ибаньес пытается высказать простую, в общем-то, мысль: наше время заканчивается. Впрочем, не стоит буквально воспринимать все то, что происходит на экране. В большей степени “Страховщик” – это притча, пропитанная символами. Их прочтение и дает ключ к пониманию сюжета.

Итак, главный герой мечтает об океане. Казалось бы, что здесь такого? Однако океан – это мощный символ, который берет начало в древних цивилизациях. Это символ жизни и смерти. Путь к нему означает очищение от всякой скверны и возвращение к истокам.

роботы и Бандерас
Кадр из фильма.
Ваше мнение: что будет с человечеством дальше?
Герой Бандераса всех спасет.
0%
Человечество пусть с трудом, но выживет и возродится.
58.33%
Люди погибнут, миром будут править роботы.
37.5%
Своя версия (напишу в комментариях).
4.17%
Проголосовало: 24

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по сюжету и смыслу на фильм “Страховщик”:

  • “Дитя робота” (Австралия, 2018 год). После гибели человеческой цивилизации Искусственный Интеллект ставит эксперименты по возрождению людей.
  • “Я, робот” (США, Германия, 2004 год). 2035 год. Главный герой терпеть не может роботов. Ему приходится расследовать дело, в котором фигурирует одна из “умных” машин.
  • “Бегущий по лезвию” (США, 1982 год). Рик Декард – охотник на андроидов. Он должен предотвратить разработку кибернетического интеллекта.
  • “Робот по имени Чаппи” (США, ЮАР, 2015 год). В картине рассказывается история Чаппи – первого робота, способного чувствовать и думать.
  • “Суррогаты” (США, 2009 год). 2057 год. Террорист уничтожает андроидов. Главному герою предстоит вычислить личность и мотивы преступника.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.