Миссия – выбраться из «Страны призраков»: разгадка популярного триллера  

Страна призраков Смысл фильма

Страна: Канада, Франция

Жанр: ужасы, триллер, драма

Год производства: 2018

Режиссёр: Паскаль Ложье

Актёры: Кристал Рид, Милен Фармер, Анастасия Филлипс, Эмилия Джонс, Тэйлор Хиксон

Слоган: «Ты действительно думал, что тебе было страшно?»

Награды и номинации: «Гран-при 2018», приз зрительских симпатий, 25 место на международном фестивале фантастических фильмов.

«Страна призраков» (оригинальное название Ghostland) – зрелищный ужастик, в котором есть немало моментов, заставляющих вздрагивать даже поклонников хорроров. Премьера прошла на ура, но при этом у многих зрителей осталось чувство недосказанности после просмотра. Попробуем разобраться, в чём заключается смысл фильма «Страна призраков».

Сюжет

Начнём описание с первых кадров. Начинается «Страна призраков» с того, что Полин Келлер вместе с дочерями Бет и Верой едет в дом, доставшийся им после смерти их тёти Кларисс. Это старинный особняк, расположенный в малолюдной местности. По дороге семейство догоняет белый фургон, и распалённая после перепалки с сестрой Вера демонстрирует водителю средний палец.

Кристал Рид
Кристал Рид сыграла роль Бет. Кадр из фильма.

На заправке, где остановилась семья, Бет читает газету, где сообщается о неизвестных, которые убивают родителей, и проводят ночь с их детьми.

В новом доме очень много кукол, которых коллекционировала Кларисс. Семья только раскладывает вещи, как вдруг в их доме появляется парочка маньяков: сумасшедший толстяк и не менее безумная женщина (или переодетый дамой мужчина). Толстяк затаскивает девочек в подвал, но Полин, защищая детей, убивает обоих маньяков.

Затем содержание фильма переносит зрителя на несколько лет вперёд. Бет, которая с детства писала рассказы в жанре хоррор, стала известной писательницей. Она успешная и богатая, у неё есть любящий муж и сын. Однажды мирок Бет рушится. Ей звонит сестра Вера, которая вместе с матерью продолжает жить в старом доме, но не смогла оправиться после встречи с преступниками. Бет едет домой, где наблюдает ужасающую картину. Полин занимается домом и частенько прикладывается к дешёвому пиву. Вера живёт в подвале и причиняет себе увечья, уверенная в том, что её наказывают призраки маньяков.

Вскоре Бет замечает странные вещи. Это непонятные звуки и надпись на зеркале «Помоги мне!». Она слышит голоса, и однажды видит в доме толстяка. Затем её хватает второй маньяк, который сообщает, что они уже сломали сестру и теперь пришла очередь Бет.

надпись на зеркале
Кадр из фильма.

От удара девушка теряет сознание и приходит в себя уже сильно избитой. Она не может отыскать мать и не верит сестре, которая пытается объяснить ей реальное положение дел. Выясняется, что взрослая жизнь – это лишь плод её воображения. В реальности она продолжает живет в доме. Мать девочек, пытавшаяся дать отпор маньякам, погибла. Сёстры прячутся в подвале старого особняка, и преступники наведываются к ним, подвергая различным издевательствам.

Бет уготована участь быть куклой для толстяка. Он абсолютно ненормален, но при этом обожает играть в куклы. Мужчина не видит разницы между игрушкой и живым человеком, обожает выкручивать пальцы своим жертвам и припаливать кожу зажигалкой. При этом он впадает в ярость, если кукла пытается с ним заговорить или плачет. Пользуясь умственной отсталостью безумца, ей удаётся сбежать и даже спасти сестру. Девочки бредут по полю и выходят к шоссе. Здесь им пытаются помочь полицейские, но маньяк в образе женщины убивает патрульных, вновь заталкивает девочек в фургон и привозит обратно к дому.

Сознание Веры вновь переносит её в воображаемый мир, где она взрослая и успешная. Однако она видит сестру и решает вернуться, чтобы ей помочь. В конце фильма «Страна призраков» появляется полицейский, который спасает девочек. Когда пострадавших грузят в скорую помощь, Бет видит призрак матери в окне второго этажа. Финал, титры.

Объяснение концовки

Объяснение концовки достаточно простое. Решив вернуться в реальный мир и дать мучителям отпор, Бет вступает в схватку с “Мамашей”. В этот момент к дому приезжает полиция и уничтожает обоих маньяков.

Смысл концовки фильма «Страна призраков» заключается в том, что Бет взяла себя в руки, преодолела страхи, смогла обуздать мир фантазий, повзрослела и окончательно уверовала в свое призвание. В конце фильма Бет – уже не та странноватая девочка, пишущая страшные рассказы в стол, а уверенная в себе девушка, у которой, несмотря на пережитый ужас, все будет хорошо.

«Страна призраков» заканчивается хеппи-эндом, поэтому в целом, дополнительные объяснения здесь излишни. Однако есть один момент, заслуживающий внимания. Это сцена, когда Бет беседует с врачом скорой помощи. Парень спрашивает, чем девушка занимается. Она отвечает, что пишет рассказы.

Это ключевая идея всей истории. Благодаря этой сцене, смысл концовки фильма «Страна призраков» несколько меняется. Девочка – писатель с хорошо развитым воображением. Более того, в своём вымышленном мире, самой успешной её книгой была «Страна призраков». В этой трактовке, объяснение концовки может быть следующим. Бет напишет свою книгу по мотивам событий, которые реально произошли в её жизни, станет той самой успешной леди, которую зрители видели в фильме.

девочки - сестры
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Суть фильма такая же понятная, как концовка. Бет мнит себя писателем, и даже даёт сама себе интервью. Эту запись в её дневнике нашла сестра. При этом психика девочки неспособна справиться со стрессом, который она пережила в результате нападения маньяков.

Её сознание отключилось, и воображение создало уютный мирок, куда Бет спряталась от страшной действительности. В середине фильма «Страна призраков» Бет нормальна, а Вера безумна. В реальности, всё наоборот. Бет абстрагировалась от реальности, и события начинаются с попыток Веры её вернуть. Это касается телефонного звонка, который вернул девушку домой, надписей на зеркале.

Когда Бет проваливается в воображаемый мир повторно, она вполне осмысленно возвращается назад. Девочка делает выбор в пользу сестры. Она понимает, что той страшно и одиноко, поэтому бросает свой уютный мирок, где ей комфортно и безопасно, возвращается в реальность, наполненную болью и страхом.

Однако в фильме «Страна призраков» есть и скрытый смысл. Заключается он в том, что не стоит совершать бездумных поступков. Возможно, всей истории бы не случилось, если бы Вера не показала водителю фургона средний палец. Это точно зацепило маньяка, который привёл толстяка именно в этот дом. При этом по смыслу фильма, за свою опрометчивость Вера заплатила сполна.

Она осталась наедине со своими страхами, вытерпела немало издевательств и унижений, прежде чем ей удалось вернуть сестру в реальность. Именно в этом опрометчивом жесте Веры кроется главная разгадка фильма. Мы всегда отвечаем за свои поступки, но иногда платим за них очень высокую цену.

Психологический смысл фильма

Паскаля Ложье не зря называют представителем нового “ужасного” европейского кинематографа. Его “Страна призраков” начинается как банальный ужастик, но уже после нескольких мизансцен становится ясно, что с этим фильмом все не так уж и просто. Его нельзя назвать артхаусом со скрытым смыслом, однако он все-таки является одним из лучших психологических триллеров с элементами хоррора последних лет.

Переплетение пугающей действительности с грезами о счастливом будущем – давно не диковинка. Надругательство как конечная остановка на пути к полнейшей деградации также не является чем-то новым и откровенным. Однако специфический, очень самобытный стиль режиссера превращает избитые сюжетные линии в неожиданные и очень страшные. Особенно если смотреть на фильм, как он преподнесен: история девочек, которых истязают маньяки, может напугать кого угодно. Но не все здесь так просто.

Парадокс Ложье заключается в том, что в его “Стране призраков” нет никаких призраков. И одновременно название объясняет суть фильма: речь идет о призраках прошлого, которые преследуют героиню (как и многих из нас) и не дают спокойно жить.

В своих разборах картины некоторые зрители отмечают, что больше всего этот фильм похож не на экранизацию страшных событий, произошедших в реальности, а на метафору. Смысл всех мизансцен заключается в том, что Бет таким образом работает над своими детскими страхами. Каждая из них представляет ее выбор: жить обычной жизнью, снова и снова возвращаясь мысленно к психотравмирующим событиям из прошлого, или пройти все круги ада до конца, навсегда покончив с этим кошмаром. Финалу “Страны призраков”, вероятно, можно дать только одну трактовку – вымышленное завершение истории. Именно так психологи работают с детскими травмами и страхами: процесс следует закончить.

То есть события фильма не стоит воспринимать буквально: при всей их условной реальности (психопатов с извращенными наклонностями и “богатым внутренним миром”, увы, хватает) они выглядят несколько гротескно. Но если воспринимать картину Ложье именно как метафору, то все становится на свои места. Разгадка заключается в том, что девочки, находясь на пороге взросления, очень этого боятся. Этот страх принял форму Толстяка и “Мамаши”, которые очень похожи на сказочных Великана и Ведьму. Гибель матери символизирует сепарацию, которая у многих проходит очень болезненно.

А кошмарные приключения Веры и Бет в иносказательном смысле могут значить благополучное переживание страха взросления и обретение своего “Я”.

В принципе, фильмы Ложье не нуждаются в тщательном препарировании. “Страна призраков” цепляет именно своей недосказанностью. Режиссера очень занимает возможность проделать трюк с восприятием и возбудить в зрителе эмпатию. Обоих монстров зритель видит и воспринимает точно также, как и девочки. Одна из них обеими ногами стоит на земле, вторая – фантазерка и мечтательница. Толстяк и “Мамаша” по сути являются отражением неврозов обеих сестер,  а также их отношений друг с другом, с матерью и с окружающим миром. А еще оба они, вероятно, отражают их неоднозначное восприятие реальности и чисто женские страхи (жутковатые куклы в этой картине существуют не просто так). Речь идет и о разном отношении к травме: у Веры это непосредственное сознательное переживание, а у Бет – несознательный побег от нее.  Все эти составляющие конфликтуют и мирятся посредством переживаний обеих девочек.

“Страна призраков” – умное кино о взрослении. Как ни воспринимай эту картину – как брутальный слэшер о чудовищных маньяках-психопатах, или как романтическую лавкрафтовскую мистику, она в любом случае рассказывает о переживании прошлых страхов и вины – и о сублимации всего этого в творчество.

Похожие фильмы

  • «Сплит» (США, 2016 год). В голове Кевина уживается 23 личности, которые пришли к единому соглашению и соблюдают очерёдность управления телом. Однако все они боятся главной доминаты – чудовища.
  • «Дитя тьмы» (Канада, 2017 год). Взяв маленькую Саманту из детского дома, родители не подозревали, что в образе хрупкой девочки живёт настоящее чудовище.
  • «Синистер» (США, Великобритания 2012 год). Элиссон Освальт – писатель, который пытается найти вдохновение в доме, где произошло убийство. Вскоре мужчину начинает преследовать странная фигура.
  • «Визит» (США, 2015 год). Бекка с Тайлером приезжают погостить к своим дедушке с бабушкой, которых прежде никогда не видели. Ребята не догадываются, что старики не те, за кого себя выдают.
  • «В тихом омуте» (США, 2019 год). В городе исчезает 10-летний мальчик, и это уже не первое преступление. Тем временем в доме детектива Грега Харпера происходит нечто необъяснимое, указывающее на присутствие потусторонних сил.
  • “Мученицы” (Франция, Канада, 2008 год). Две подруги вламываются в дом, в котором живет семья. У девушек к этим людям есть свои – давние – счеты;
  • “Кровавая жатва” (Франция, Италия, Румыния, 2004 год). Две подруги сталкиваются с ожившим кошмаром – с преследующим их маньяком;
  • “Верзила” (Канада, Франция, 2012 год). Медсестра Джулия не верит в городскую легенду о таинственном Верзиле, который похищает детей. Но однажды ее сын пропадает.
Что дальше будет с Бет?
Окончательно сойдет с ума: психика не может выдержать такое, даже если случился хэппи-энд.
26.83%
Станет великой писательницей.
48.85%
Постепенно придет в себя и будет жить обычной жизнью.
23.48%
Другое (напишу в комментариях).
0.84%
Проголосовало: 477

 

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.