Страна: США, Великобритания
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Год производства: 2013
Режиссёр: Джеймс Уорд Биркит
Актёры: Эмили Бальдони, Мори Стерлинг, Николас Брендон, Лорин Скафария, Элизабет Грэйсен
Слоган: «Перестроить свой мозг»
Награды и номинации: приз за лучший киносценарий, Премия за лучший режиссёрский дебют «Чёрный тюльпан»
Содержание и смысл фильма «Связь» (оригинальное название Coherence) способны реально взорвать мозг даже поклонникам жанра. В основу сюжета легла теория австрийского физика Эрвина Шредингера.
Примечательно, что фильм был снят всего за пять вечеров, и в нём не используются спецэффекты, что вообще любопытно для жанра фантастики. Изначально содержание кажется скучным, но потом «Связь» просто затягивает и не даёт оторваться от экрана даже на секунду. Однако повествование довольно запутанное, поэтому чтобы разобраться в сюжете, имеет смысл подробно разобрать суть фильма, чтобы понять идею режиссёра. Начнём с краткого описания.
Краткое содержание
Фильм «Связь» начинается с того, что в доме собирается компания старых приятелей для дружеского ужина. Их восемь человек, они давно знакомы друг с другом, и у каждого имеются секреты. Над Землёй пролетает комета Миллера, которая максимально приблизилась к нашей планете. Это становится темой для обсуждения, но неожиданно в доме пропадает свет и отключается мобильная связь. Хью и Амир замечают неподалёку дом, в котором горит свет. Они решают сходить туда, чтобы воспользоваться телефоном. Брат Хью – физик, и мужчина обещал связаться с родственником, если заметит нечто странное, связанное с кометой.
Вскоре после ухода мужчин, кто-то с улицы мощно ударяет в дверь дома, вызывая панику среди оставшихся. Когда Хью и Амир возвращаются, они путаются в воспоминаниях и приносят с собой чемоданчик, внутри которого лежит ракетка для настольного тенниса, а также фотографии всех присутствующих. При этом на оборотной стороне снимков проставлены цифры. Самое странное, что на одном фото есть Амир, в свитере, купленном только сегодня, при этом мужчина не фотографировался, хотя снимок явно сделан в этом доме. Эмили узнаёт, что цифры написаны её рукой.
Хью решает вновь вернуться к странному дому, и пишет записку. Внезапно кто-то из присутствующих замечает на улице силуэт, приближающийся к дому, а затем наши герои обнаруживают на двери точно такую же записку, которую только что написал Хью.
Компания решает разобраться в ситуации, и сходить всем вместе к странному дому. Они берут светящиеся палочки синего цвета и уходят. В доме остаются только Бет и Ли. Возле дома-двойника, ушедшие видят группу людей, которые похожи на них как две капли воды, но на груди у них висят светящиеся палочки красного цвета.
Наши герои в панике возвращаются обратно и делятся увиденным с оставшимися. Они вспоминают о книге, которую Хью передал его брат. Компания надеется найти там ответы на интересующие вопросы, и при прочтении вспоминают о небезызвестном «коте Шредингера». Суть теории заключается в том, что находящийся в закрытом помещении рядом с колбой, наполненной синильной кислотой, кот одновременно жив и мёртв. Пока не открыть помещение, обе реальности существуют с вероятностью 50%. Когда помещение откроется, реальность останется только одна. Ребята приходят к выводу, что пролетающая комета спровоцировала разделение реальности по теории Шредингера. Второй дом и люди с красными светящимися палочками – их двойники.

Чтобы не запутаться, они решают отметить свой дом уникальным знаком, который невозможно воспроизвести. Для этого берутся фотографии и игральные кости. Таким образом, каждый и компании получает случайное цифровое обозначение. Также в ящик помещается случайный предмет.
Просчитав вероятности случайного выпадения чисел, наши герои насчитывают несколько миллионов вариантов. Эмили находит блокнот с написанными цифрами, после этого спрашивает у каждого его уникальное число. Так выясняется, что только Бет и Ли находились в этом доме изначально, ведь они никуда не выходили.
Остальные не из этих домов, и попали сюда из иных ответвлений реальности. Эмили предположила, что, убегая от дома-двойника, они оказались в квантовой рулетке, которая разбросала их в разные реальности. Чтобы вернуться обратно, нужно успеть найти свой дом до того момента, пока не исчезла комета.
Эмили выходит на улицу и заглядывает в окна домов. Она видит себя и друзей, но в разные временные отрезки того злополучного вечера. В большинстве случаев, все ругаются и не доверяют друг другу. Внезапно девушка находит дом, где царит тишь и благодать. Его обитатели полностью счастливы, и даже не подозревают, что реальность размножилась.
Она разбивает стекло автомобиля, чтобы выманить всех на улицу. Когда ребята проверяют другие машины, Эмили придушивает своего двойника, и прячет тело в багажнике. В дом она возвращается уже вместе со всеми, но вдруг замечает, что её копия умудрилась выбраться из багажника. Эмили настигает её в ванной и сильно бьёт по голове фаянсовой крышкой от унитазного бачка. Тело она прячет в ванной, но выйдя к друзьям, теряет сознание. В себя Эмили приходит только утром. В ванной никого нет, все довольны и счастливы. Эмили выходит на улицу, где её бойфренд Кевин передаёт ей потерянное кольцо. Внезапно парень с удивлением говорит: «Ты мне звонишь?», снимает трубку, слушает и вопросительно смотрит на Эмили.
Титры, финал.

Объяснение концовки
Смысл концовки фильма «Связь» сводится к тому, что Эмили оказалась не в своей реальности. Согласно концепции сюжета, после пролёта кометы, все параллельные ответвления должны схлопнуться в одно. Когда комета разрушается в небе, Эмили теряет сознание. Однако она допустила ошибку, оставив в живых своего двойника. Теперь в этом мире существует сразу две Эмили. Как героиня будет выпутываться из ситуации, непонятно. Здесь можно только предположить, что счастливой с Кевином она точно не будет.
Двойник расскажет парню о том, что случилось, поэтому Эмили наверняка окажется в полиции или психиатрической лечебнице. Однако это вольная трактовка.
Фактически, объяснение концовки фильма «Связь» может быть следующим. Эмили хотела изменить свою жизнь, и, воспользовавшись моментом, нашла реальность, где её копия была счастлива. Однако план провалился. Она не смогла занять чужое место, и по сути осталась чужаком в этом мире. При этом вернуться обратно у неё нет ни одного шанса. Вообще, конец фильма очень хорошо объясняется пословицей «Имея, не ценим, а потерявши, плачем».
Смысл фильма
Изначально «Связь» кажется просто нагромождением кадров. В этом хаосе можно ориентироваться лишь по различным светящимся палочкам. У главных героев они синие, у их двойников красные. Потом появляются другие цвета, обозначающие визитёров из других ответвление реальности. Однако даже эта цветовая индикация вскоре перестаёт работать, ведь двойники проникают в чужие дома, пытаются маскироваться под их обитателей, чтобы разобраться в ситуации.
Однако если не зацикливаться на классификации и попытках разобраться, кто есть кто, скрытый смысл фильма «Связь» становится очевидным. Мы имеем несколько реальностей, которые похожи только внешне. Они имеют общее начало – определённый исходный код, к которому относится дом и восемь участников событий. Однако на этом общность заканчивается. У каждой из историй будет своя концовка, потому что события развиваются по индивидуальному сценарию. В целом, герои приходят к одинаковым решениям: делают ящик, чтобы идентифицировать свой дом, закладывают внутрь рандомный предмет, пишут записки. Однако они всё равно разные. Отличается даже поведение.

Более того, ближе к концу фильма «Связь» все персонажи перемешиваются, поэтому сложно определить, кто находился в «нулевом доме». Каждый из них считает себя единственным, а остальных двойниками из параллельных реальностей.
Отсюда возникает вопрос, а зачем собственно всем героям перемещаться между домами клонами? Эта мотивация очень хорошо прослеживается на примере Эмили. Она уверена, что является оригиналом, и хочет поменять жизнь, выбрав благополучную для себя ветку реальности. Так почему это не могли сделать другие?
Парадокс ситуации заключается в том, что ни для кого из участников мир уже не будет прежним, ведь после сгорания кометы непонятно, кто и в какой реальности оказался. Также не стоит забывать о том, что этот «ящик Шредингера» так и остался неоткрытым. Ведь в одной реальности не может существовать два одинаковых человека. Значит, история с двойниками продолжается…
