«Три тополя на Плющихе» – история любви, которой не было

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: мелодрама

Год производства: 1968

Режиссер: Татьяна Лиознова

Актеры: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич

В картине Татьяны Лиозновой рассказывается история женщины-девочки, которая переживает острую неудовлетворенность своей супружеской жизнью. Можно сказать, что это история любви, которой не было…

Однако смысл фильма “Три тополя на Плющихе” заключается не только в этом. Это трогательное и грустное кино – гимн любви к обычному, простому человеку.

Сюжет

Краткое описание содержания фильма “Три тополя на Плющихе”. Молодая женщина Анна (Нюра), живущая в деревне с мужем-егерем и воспитывающая вместе с ним двоих детей, однажды едет в Москву продавать домашнюю ветчину.

Взяв с собой чемодан мяса, она отправляется в столицу. На вокзале она пытается взять такси до Плющихи, но денег у нее немного, и столичные водители относятся к ней равнодушно. Наконец, один из таксистов обращает на Нюру внимание и соглашается довезти ее.

Татьяна доронина
Главную роль Нюры сыграла Татьяна Доронина. Кадр из фильма.

Наслышанная о корысти москвичей, Нюра поначалу относится к Саше настороженно, но он ведет себя с ней исключительно порядочно. Простая, искренняя деревенская женщина западает ему в душу, да и Нюра вдруг проникается к спокойному и доброму Саше симпатией.

Сидя в такси, глядя на непрекращающийся ливень, главная героиня вдруг понимает, что ее супруг, Гриша – совсем даже не “каменная стена”, а давно опостылевшая опора, что их с Гришей дети уже скоро вырастут и начнут строить свою жизнь, и что за  каждодневным ее деревенским бытом час за часом ускользает что-то действительно важное.

Внезапно Нюра понимает и то, что наступил тот миг, которого многие ждут всю жизнь. Это именно миг, это – приоткрывшаяся на несколько секунд дверь в новую жизнь. Нужно только шагнуть – протянуть руку и познать настоящее чувство, вверить свою чистую душу человеку со сложной судьбой, который, несмотря ни на что, все еще способен говорить добрые слова и дарить ласковые взгляды…

Объяснение концовки

Ближе к концу Саша приглашает Нюру на свидание и говорит ей, что будет ее ждать. Стыдливая Нюра долго не решается на это, но, увидев в окно, что он действительно ждет ее, начинает собираться.

Собравшись, она идет к двери… и обнаруживает, что дверь заперта, и ключа в замке нет. Нюра отчаянно пытается найти ключ, но это ей не удается. И она понимает, что, кажется, сама судьба не дает ей выйти к Саше…

Олег Ефремов
в роли таксиста Саши – Олег Ефремов. Кадр из фильма.

Прождав Нюру несколько часов, Саша уезжает, а главная героиня в финале возвращается к семье. Самое интересное заключается в том, что ключ все это время лежал на самом видном месте – на чемодане.

Смысл концовки фильма “Три тополя на Плющихе” двоякий. Финал фильма строится на трех символах: дверь (символ перехода из одного мира в другой), часы (в искусстве это символ аллегорического воздержания, сдержанности и спокойствия) и ключ (мощный символ власти, выбора и освобождения).

Смысл в том, что Нюра не смогла найти ключ – то есть она не смогла (или не захотела) освободиться от прошлой жизни и шагнуть в будущее – с другим человеком.

Нюра в хорошем смысле слова – архаическая женщина. Ее ценности, смыслы, нравственные ориентиры целиком зиждутся на деревенской жизни и ее горизонтах. Подсознательно она понимала, что замужней женщине не пристало идти на свидание – и с этой установкой ничего нельзя было поделать: Нюра “не нашла бы” ключ, даже если бы он лежал у нее в кармане.

Забытый на видном месте ключ – не прихоть сценариста, а яркий знак, символ оберегающей Нюру судьбы. Ей теперь будет о чем подумать, что вспомнить и заново пережить в своей душе. Она теперь видит себе со стороны и понимает, что она – не “баба”, а женщина. Она осознает, что достойна большего и имеет право на нежность.

С другой стороны, объяснение концовки может быть и таким: в финале фильма “Три тополя на Плющихе” показано начало духовного перерождения героини. У внимательного зрителя возникает ощущение, что он видит, как слабый нежный росток пускает семя после первого весеннего дождя. Чуткий зритель верит, что этот росток окрепнет, и у Нюры хватил сил и мужества потребовать от мужа другого отношения к себе. А если она не получит от Гриши то, что ей нужно, у нее хватит мужества от него уйти.

Смысл фильма

У фильма “Три тополя на Плющихе” парная рифмовка: где одна судьба, там с ней непременно сплетается и другая, ведь “негоже человеку быть одному” – ни в деревне, ни в городе.

В душе главной героини в течение многих лет зреет конфликт, который в конце концов падает на землю сладким райским яблоком – искусом.

В кои-то веки Нюра вырвалась в другой мир, оставив позади сурового мужа и бесконечные домашние хлопоты, и встретила человека, так похожего на нее – отзывчивого, ласкового, в сердце которого еще так много нерастраченной любви… Но счастье смыло теплым летним дождем, и на дне трепетного Нюриного сердца остался только ил.

В фильме “Три тополя на Плющихе” нет скрытого смысла, нет сложного сюжета, предполагающего несколько трактовок, и нет сложных загадок, требующих наличия разгадок. Но одновременно это кино наполнено тонкими деталями, делающими его нетипичным советским фильмом – не лубочным, а умным и глубоким.

Основными идеями картины можно назвать свободу выбора без права выбора как такового, вечные поиски “своего” счастья, и иллюзии, которые часто принимаются нами за чистую монету.

Нюра и Саша – образы собирательные. В Нюре воплотились и крестьянки Некрасова, и Ассоль Грина. Это женщина чистая, самоотверженная, любящая и вечно ждущая, это олицетворение своей эпохи.

Вячеслав Шалевич
Муж Нюры Григорий. Роль сыграл Вячеслав Шалевич.

Образ Саши – это народная память о пережитых трагедиях и страданиях. Оба они – тоскующие и грустящие, но сравнить их с рефлексирующими “интеллигентами-шестидесятниками” нельзя: те страдают пассивно и пусто, а живая, светлая человеческая тоска Нюры и Саши пахнет землей и кровью.

За метаниями героев фильма “Три тополя на Плющихе” наблюдает Москва – теплая, шумящая. Она встречает Нюру легко и как будто говорит ей: “вот она я, а ты здесь своя”.

В реалистичной ленте Лиозновой тонкими нитями вплетен Серебряный век: в виде часов, отсчитывающих равномерно-холодные удары, в канву повествования вплетен символизм. Это отсылка к будущей работы Лиозновой – к фильму “Семнадцать мгновений весны”.

Суть фильма “Три тополя на Плющихе” можно понять, если разложить его на несколько составляющих.

Первая составляющая – классическое противостояние города и деревни. Впрочем, оно очень условно: деревня в этой картине не выглядит по-простецки неуклюжей, а город не кажется манящим, но холодным и отчужденным. Смысл в подчеркивании разницы между этими двумя мирами – парадоксально маленьким, хоть и просторным, миром деревни и миром большой (высокой) Москвы.

встреча героев в Москве
Кадр из фильма.

Еще одна составляющая – эпоха. Тонко пересекаясь с урбанизмом, эпоха в большей степени проявляется в мелочах – в бытовых деталях, в блокадном прошлом, и в песне “Нежность”.

История Нюры пересекается с историей Пушкинской Татьяны – разумеется, в смысле выбора между любовью и долгом. При этом здесь присутствует не столько сознательный выбор, сколько глупый случай… Настолько глупый, что Татьяну Доронину за эту мизансцену долгие годы ругали все советские женщины. Доставалось и матери актрисы, которая увидела картину в деревенском клубе.

Некоторые зрители в своих рецензиях и разборах обращают внимание на то, что фильм “Три тополя на Плющихе” пропитан Гриновской романтикой, в которой особое место уделено культу несбывшегося… Хотя, с другой стороны, если Нюра – однозначно “замужняя Ассоль”, то точно ли Грей Саша? А может быть, у этих тоскующих по чему-то людей было бы только одно это невинное свидание, после чего Москва все равно взяла бы свое, и они разошлись бы навсегда?..

Наверное, фильм Лиозновой в большей степени все же больше о ней – о Москве – иллюзорной, манящей, обещающей. И о человеческой душе, на которой лежит, точно на крыльях бабочки, последняя пыльца, которой не может коснуться никто, кроме Бога.

Нюра поступила правильно?
Правильно. Этот роман был обречен на провал. Нюра могла бы разрушить всю свою налаженную жизнь, навредить детям.
20.16%
Да - по меркам того времени, по требованиям деревенской морали. Сейчас такое решение было бы странным.
19.52%
Нет. Экстремально жаль, что она не сумела, не нашла сил выбраться из опостылевшего брака, изменить свою жизнь к лучшему.
34.47%
Типичная история семейного абьюза. Муж-тиран и жена-зависимая жертва. Сейчас тоже много таких браков, и это ужасно.
22.08%
Другое (напишу в комментариях).
3.77%
Проголосовало: 1404

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Светлана

    Для меня остаётся очевидным что этот роман Нюры и Саши ничем бы не кончился. Ни постелью, ни разводом, ни кардинальными изменениями в социальной жизни героев. Страшно то что Нюра не позволила себе кусочек счастья! Это свидание ни что иное как то самое мимолётное женское счастье, которого ей не хватало от мужа и которое она могла найти и навсегда сохранить в памяти. Этот невинный поход в кино подарил бы героям крылья, понимание что они не одни и есть кто то, готовый вас радовать.
    От мужа она никогда не уйдёт и отношение его к себе поменять не сможет, к сожалению.

    Ответить
    1. Аноним

      Несмотря на то, что я абсолютно уверена, что нельзя было ей выходить к Саше, во время просмотра этой сцены мне очень хотелось, чтобы Нюра всё-таки вышла. Наверное, это телебонькают в моей повзрослевшей, помудревшей и утратившей веру в романтику душе нотки типичной женской наивности))) Пожалуй, только женщина могла написать такой сценарий – в котором обычный “стандартный” муж тонкими намеками (сновидения, в которых Нюра чувствует себя загнобленной им и его покойными родителями) выставляется как тиран. При этом образ Саши чересчур романтизируется – такого не бывает. Любви с первого взгляда не бывает (сексуальное желание не в счет, да и тут о нем нет речи – что опять подчеркивает “женскость” сценария).
      Но фильм очень добрый, смотрится на одном дыхании. Но молоденьким замужним женщинам я бы не рекомендовала его смотреть – может сбить с толку.

      Ответить
    2. Анастасия

      Нюра – эта женщина не из массы, судьбы которые похожи. Если бы она вышла к Саше, это было бы ожидаемо зрителями, потому что каждый хочет для себя счастья. Отсюда и масса разводов сегодня. Нюра же женщина одна из немногих, отражающая ту эпоху, где ценности семьи превыше всего. Да и мнение людей важно. Село, все друг друга знают, да и имя родительское позорить нельзя. Всё-таки скажу, что прошло то время, когда поломанное чинили, ремонтировали, сейчас же выкидывают и покупают новое. И я не только о материальном. Надо сказать, что Нюра почувствовала, что она женщина и что ей не хватает той самой нежности, поняла она это благодаря Саше.
      А вот благодаря скромности и простоты Нюры её муж и расслабился. Ведь она не капризна и послушна. Верю, что жизнь их наладилась, как и судьбы других настоящих людей, переживающие кризис в семейной жизни.

      Ответить
  2. Марина

    С чего взяли, что Саша-положительный герой? Может обычный горожанин, решивший соблазнить простушку? И вообще, Нюра сказала ему, что замужем, однако, его это не остановило, по советским временам, это аморально.

    Ответить
    1. Мария

      Точно? Сейчас “морально”?
      “Любовь и голуби”, “Суета сует”, “Москва слезам не верит” – страна, где остро не хватает мужчин, обречена на внебрачные связи

      Ответить
    2. Молли

      Так хорошо читать ваши мысли, я тоже люблю поразмышлять про фильмах. Про героя Сашю в психологии можно достаточно хорошо определяется характер человека и его намерения. Одинокий мужчина около 50 лет, трудолюбивый, трагически потерявший родителей еще ребенком и переживший войну. В душе искавший ту самую много лет вдруг встречает ее /нашу Нюру/ и начинает испытывать искренние чувства. Но не смотря на то что она замужняя, он просто как горожанин и таксист захотел показать ей город, не думая об использовании в гнустных целях плоти или об ограблении т д. Это самое искреннее чувство и нежность, которые может быть в душе уравновешенных и добрых людей с задумчивыми глубоко печальными глазами.

      Ответить
  3. Евгения

    Просто так не ждут по несколько часов у машины…Зря Нюра не вышла.Она это поняла,в самом конце фильма, ее глаза это сказали.

    Ответить
    1. Александр

      Несколько минут, а не часов. То что не вышла это да, зря. Хотя бы вышла б поблагодарила, что ли. Все таки человек ехал, готовился ко встрече. А так не красиво

      Ответить
      1. Константин

        Время можно отследить. Часы на стене весят.

        Ответить
  4. Александр

    Однозначного ответа нет, правильно или не правильно поступила. Она сама не знает правильно ли поступила, это видно в конце, когда играет песня, а она стоит в раздумьях и никого не видит вокруг. Сложно сказать. Все же, я считаю, если ты договорился о встрече с человеком, то надо идти. Хотя бы ради приличия. Пусть передумала, но надо было идти. От одного похода в кино ничего бы не случилось. А теперь она может всю жизнь себя винить за то, чего не сделала

    Ответить
  5. Алекс

    Лёгкая версия Анны Карениной . Только не такая глубокая и перенесённая на время 60-х. Здесь показано только начало отношений….самые тонкие ростки ….Герои в романтической дымке…Но суровая реальность и бытие не позволяют героине жить чувствами. Ибо она крестьянка и знает не по-наслышке ,что такое жизнь в деревне. А не Анна Каренина , которая от избытка праздности и множества прислуги и положения в обществе ищет смысл существования и Высшей любви… Всем знакомо чувство изменить свою судьбу и встретить единственную любовь… но это больше относится к Нюре. Таксист же , хоть и по впечатлению и приличный человек , но для не него это лишь небольшое приключение…
    А она крепко стоит на земле и ……
    Москва опьянила ее на время , но нужно возвращаться к корням, а не к слугам и городской жизни в Москве с ее соблазнами и привилегиями……
    Всё-таки они абсолютно чужие и близки лишь в своих романтических мечтах….

    Ответить
  6. Ингрида

    Нюра так решила, я думаю, потому что самое дорогое для нее дети
    Роман Нюры и Аоександра не был бы обречен, не такие они люди

    Но Нюра выбрала детей

    Ответить
  7. Людмила

    Никто не знает, как бы там случилось, нет уверенности что было бы лучше, исходя из практичной точке зрения

    Ответить
  8. Оксана

    А мне кажется, что в Нюре должно окрепнуть понимание новой себя, нового взгляда на мужа и привычную жизнь. Просто нужно время и плод созреет. Думаю, что с мужем в итоге она всё же рассталась, а возможно и попыталась снова найти таксиста Сашу. А даже если и не стала искать, то и с мужем, который уже не любим и авторитет которого сильно пошатнулся, она уже не осталась.

    Ответить
  9. Ксения

    Мне кажется, что просто Нюра не созрела для того, чтобы решиться изменить свою жизнь так кардинально. Но думаю, чуть позже новое понимание себя в ней окрепло и она рассталась с мужем, хотя бы потому что поняла, что не то счастье она имела, да может и не счастье это было, а привычка. Думаю, она всё же ушла от мужа. И самые последние кадры, когда она слушает песню, а мысли её уже не с семьёй, не с мужем. Она уже рассталась с мужем, только не физически, а духовно.

    Ответить
    1. Константин

      Похоже на это. Считающий выручку муж – одино измерение, а она с песней Анны Герман в другом.

      Ответить
  10. Гость.

    В конце фильма героиня поняла, что сделала глупость, что ей надо было продолжитб знакомство с Сашей. В её глазах
    прослеживается решительность. Эта уже другая Анна. В следующую поездку в Москву она найдёт Сашу. Фильм психологически очень не простой. Очень взрослый и философский.

    Ответить
  11. Дмитрий

    Другое

    Ответить
  12. Галина

    Дурочка она, эта Нюра! Обидно и больно за её жизнь без любви и радости! Очень жаль Сашу!

    Ответить
  13. Алевтина

    С одной стороны, очень жаль, что она не вышла к Саше. Но она не могла поступить иначе, т.к. “на ней дом”, она очень ответственный человек.
    С другой стороны, хочется верить, что поняв свое одиночество в семье, она, все- таки, найдёт силы, чтобы изменить своеГО мужа, повернуть его к себе.
    Тем не менее, последний кадр фильма, где взгляд героини уже не наивен, а осмыслен , говорит о том, что она сможет вырваться из жизненной рутины

    Ответить
  14. Евгения

    Героиня поступила верно, не пойдя на свидание. Нюра, как человек ответственный, не могла дать мимолетной слабости разрушить всю их семью, навредить детям, бросить дом, и, конечно, мужа, с которым у неё тоже когда-то была любовь и было это светлое чувство, потерянное в бытовухе и суровости деревенской жизни. Нюра также понимала, что проявив мимолетную слабость, не зная точно, получится ли из этого всего что-то на всю жизнь, навсегда бы отрезала путь домой в свою деревню и к своим родственникам (все помним отношение к сестре Григория, которая позволила себе быть счастливой). Для такого шага Нюра должна была быть эгоисткой, но весь фильм показывает её заботу о других, а, значит, Нюра не смогла бы просто себе позволить жить только для себя.

    Ответить
  15. Софья

    Какие сильные и красивые отношения возникли. Добрые, светлые, чистые отношения…
    Героиня замужем…
    Какой жестокий и чужой он, этот муж…
    Но….
    Даже при таких обстоятельствах предательство недопустимо.
    Нюра, открыв дверь, не просто вырвалась бы в счастливую жизнь, которую, несомненно, она заслужила.
    Она совершила бы подлость: свидание с другим, как предательство, за спиной человека, с которым она живёт.
    Совершенно верно, с чëрствым, меркантильным – чужим, недостойным её, глубоко несчастно живëт…

    А дети…?
    А те, кто ей верят, и за кого она отвечает…?

    Её жизнь – это не только её жизнь, это ещё и другие жизни, через которые она бы так же перешагнула, как через порог этой двери.
    Спасибо создателям фильма!
    Дверь не открылась без ключа, а ключ исчез, ровно на такое время, которое понадобилось, чтобы Нюра остановилась и “пришла в себя”.
    Невозможно было остановиться самой- это не по силам человеческим.
    Под влиянием высоких чувств, стихии, уничтожится ВСЁ на пути: муж-тиран, дети и близкие дорогие люди, страдания которых будут куда пострашнее страданий Нюры.
    Дверь – это совесть её, дети её, любовь тех, за кого она отвечает, её жизненные обязательства.
    Спасибо создателям фильма!
    Он достойно завершился.
    Так же, как и достойны были герои и их сложившиеся отношения.
    Правильный фильм!
    Потому он и бессмертен!

    Ответить