Что случилось с девочкой в финале фильма «Убежище»: разбор триллера

фильм Убежище Смысл фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, триллер

Год производства: 2010

Режиссер: Монс Морлинд, Бьёрн Стейн

Актеры: Джулианна Мур, Джонатан Риз Майерс, Джеффри ДеМанн

Слоган: «Прятки начинаются. Он уже ищет тебя»

Картина Монса Морлинда и Бьерна Стейна, умело вальсируя между детективом и триллером, постепенно окунает зрителя в страшную историю с мистическим налетом. Сюжет и концовка фильма «Убежище» (6 Souls) достаточно неоднозначны и даже спорны. Тем не менее, это интересная кинолента, оставляющая странное, тягучее послевкусие.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма “Убежище” находится Кара Хардинг, судебный психиатр. Женщина воспитывает дочь-подростка, но тяжелая работа и привычка выпивать по вечерам мешают ей быть по-настоящему хорошей матерью.

Джулианна Мур
Джулианна Мур сыграла роль Кары Хардинг. Кадр из фильма.

Однажды отец Кары и по совместительству коллега просит ее помочь ему с одним из своих пациентов, случай которого он позиционирует как “совершенно необычный”. В этот же день Кара знакомится с Дэвидом. Симпатичный молодой человек передвигается в инвалидном кресле, в которое попал несколько лет назад, после несчастного случая.

Протестировав парня, психиатр не замечает в его поведении никаких странностей и сообщает об этом отцу. Загадочно усмехнувшись, тот на ее глазах звонит Дэвиду и просит позвать к телефону какого-то Адама. Через несколько секунд мужчина, за которым Кара наблюдает со стороны, меняется настолько стремительно, что она всерьез пугается – и понимает, что смысл работать с Дэвидом дальше все-таки есть.

Она вновь идет к пациенту и действительно видит, что перед ней находится совершенно другой человек – дерзкий, импульсивный и наглый. Результаты его тестирования сильно отличаются от результатов Дэвида. Но больше всего женщину пугает то, что слабосильный парень с инвалидностью, с которым она разговаривала до появления “Адама”, вдруг встает с кресла…

Заинтересовавшись странным пациентом, Кара просматривает его досье. И чем дальше она изучает его дело, тем больше убеждается в том, что столкнулась с чем-то необъяснимым. Но сдаваться сразу рациональный доктор не собирается и в поисках разгадки начинает расследование.

Пытаясь выяснить, кто такой Дэвид, Кара в итоге понимает, что это не ее пациент, потому что тот погиб много лет назад. Окончательно запутавшись, она в конце концов приезжает к матери настоящего Дэвида. Глубоко религиозная женщина рассказывает доктору совершенно фантастическую историю о том, что ее сына много лет назад в соседнем лесу принесли в жертву сектанты. А все потому, что он из доброго католика стал адептом науки и медицины.

Джонатан Риз Майерс
Джонатан Риз Майерс в роли Адамаю Кадр из фильма.

Вновь встретившись с отцом, она высказывает предположение, что настоящая личность парня – именно Адам, и выражает уверенность в том, что сможет ему помочь. На одну из встреч с пациентом она приглашает мать Дэвида. И снова на ее глазах происходит пугающая трансформация. Проявившийся Дэвид радостно общается с мамой, и пожилая женщина подтверждает: это действительно ее сын.

Чуть позже в голову Каре приходит идея отвезти “Дэвида” к месту его гибели. Тот почти сразу начинает паниковать и сообщает озадаченной Кире о том, что чувствует приближение дьявола, и просит увезти его. Обессиленный, он тем не менее еле слышно напевает песенку с незатейливым смыслом. Запомнив мелодию, доктор чуть позже наигрывает ее матери Дэвида, и женщина говорит о том, что ее сын сам написал ее и пел каждый раз, когда ему было страшно. Это было для него чем-то вроде убежища.

Каре вновь начинает казаться, что она имеет дело с чем-то необъяснимым, но такая трактовка ее не устраивает и она, продолжая копать дальше, приезжает в дом Адама. Там она обнаруживает разложившийся труп неизвестного и сообщает об этом полиции.

Чуть позже она едет в школу за дочерью, и к собственному ужасу видит рядом с девочкой Адама, который мило беседует с ней. Спросив, что он тут делает, она получает удивительный ответ: она сама его пригласила. На сей раз перед ней не Адам, а Чарльз, коллега отца и друг семьи – она действительно приглашала его несколько дней назад. Прийти он не успел, потому что умер при странных обстоятельствах в собственном доме.

Бруклин Прул
Роль Сэмми сыграла Бруклин Прул. Кадр из фильма.

Продолжая разбор дела своего пациента, она анализирует полученную информацию и понимает, что все его личности в разговоре с ней спрашивают ее о вере в Бога.

Тем временем на допросе полицейский спрашивает Адама о трупе, но тот ничего о нем не знает. На спине у покойника был вырезан крест, и офицер высказывает уверенность в том, что в этом есть какой-то смысл. В поисках ответа Кара вновь едет к матери Дэвида, и та говорит, что помочь ей, вероятно, может только живущая в горах повитуха. Кара встречается с ней и на вопрос о кресте старуха говорит, что это не христианский символ, а специальный знак, означающий убежище.

Приехав домой, Кара узнает, что Адама выпустили из-за отсутствия улик и сейчас он находится под опекой ее отца. Еще чуть позже доктор находит информацию о некоем преподобном Муре – священнике, отрекшемся от Бога в пользу науки. Он был проклят повитухой, исповедовавшей некую “древнюю веру” и, после того как она запечатала его душу, стал “убежищем для неверующих”. Вскоре ей удается найти архивную видеозапись с преподобным отцом, в котором она, к собственному ужасу, узнает Дэвида-Адама. Чуть позже позвонивший доктору детектив сообщает, что разложившийся труп с крестом на спине – и есть Адам.

Ближе к финалу доктор обнаруживает на спине у дочери такой же крест, как у трупа Адама. Отбросив все сомнения, Кара понимает, что девочка находится в опасности, ведь она контактировала с проклятым священником, и теперь он ищет ее…

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма “Убежище”. Пытаясь спасти дочь, Кара бежит с ней к повитухе, но та утверждает, что девочку не спасти, потому что она не верит в Бога. Кара берет дочь и бежит с ней в горы. Чудовище настигает их и проводит над девочкой дьявольский ритуал. Разъяренная мать после недолгой борьбы одолевает его, и девочка приходит в себя. Радостная Кара обнимает дочку, но та начинает напевать мелодию Дэвида…

Смысл концовки фильма «Убежище» однозначен: все души, которые жили в теле преподобного Мура, после его смерти достались дочери Кары. Теперь она стала убежищем для неверующих.

Смысл фильма

“Убежище” – достаточно простая история и скрытого смысла в ней нет. Когда лента Монса Морлинда и Бьерна Стейна вышла в прокат, критики принялись ее нещадно громить. И неудивительно, ведь вроде как суть фильма заключается в том, что все неверующие обречены. И только самые внимательные и знакомые (хотя бы поверхностно) с историей религий заметили, что в центре “Убежища” лежат эзотерические вопросы, основанные на кельтском фольклорном мировоззрении.

О верованиях кельтов мы узнали благодаря “Запискам о галльской войне” Юлия Цезаря. Там он пишет, что душа, согласно их воззрениям, после физической смерти одного человека переходит в другое тело. Именно вера в своего рода реинкарнацию (по мнению Цезаря) и делала кельтов такими смелыми и отчаянными воинами.-

расследование преступления
Кадр из фильма.

В картине фигурирует крест. Однако он не всегда является символом страданий Христа и нашего спасения – у кельтов был свой крест, олицетворяющий четыре времени года или цикличность всего, что происходит в природе. Впрочем, в контексте фильма он, скорее всего, рассматривается как своего рода защитный талисман.

Впрочем, “Убежище” – это мистический триллер с элементами хоррора. Поэтому, взяв за основу кельтские религиозные воззрения, создатели картины сочетали их с христианскими мотивами. В результате получилась провокация, вызвавшая ожесточенные споры. Может быть, именно на это и был расчет?

Однако, вопрос веры тут действительно поднимается. Более того, он возводится в императив – приговор, свою подпись под которым, особо не задумываясь, ставит каждый из героев. И это действительно страшно.

Это на первый взгляд картина пропагандирует христианство – на самом деле здесь все гораздо сложнее. Вот, например, главная героиня Кара. Она ученый-скептик, ядреный атеист, которая всецело полагается на науку. Даже видя то, чего, согласно ее мировоззрению, не может быть, она до последнего отрицает мистическое происхождение проблемы своего клиента. Служители древнего языческого культа показаны здесь с положительной стороны, а церковь… а ее просто нет. Есть повитуха, противостояние которой с преподобным Муром осталось за кадром. Она слепа не просто от старости – ее особенность символизирует “слепую” веру, не предполагающую сомнений.

Так вот, все ее действия (типично языческие, практически шаманские) никак и никем не осуждаются – в том числе религиозной матерью Дэвида, хотя такой подход в корне противоречит даже весьма лояльным протестантским догмам.

В конце концов, почему за неверие наказана маленькая девочка? К вере (как и к ее отрицанию) люди приходят в сознательном возрасте, а дети, находящиеся в возрасте дочери Кары, “не ведают, что творят”. И, тем не менее, она обречена. То есть, с одной стороны нам говорят, что от сил тьмы огражден только тот, кто верит, с другой – демонстрируют полную безнаказанность зла…

Смешивая правильное и неправильное, эта кинолента приводит в смятение. Сложно относиться к “Убежищу” однозначно. Вероятно, этот фильм не из тех, которые отвечают на заданные вопросы. Скорее всего, его можно отнести к побуждающим картинам, которые оставляют отпечаток и заставляют искать ответы самостоятельно.

спасти дочь
Кадр из фильма.
Вашее мнение: что будет дальше?
Девочка стала носителем зла и будет нести смерть.
64.83%
Такая мама обязательно что-нибудь придумает и спасет ребенка.
27.66%
Мне все равно - фильм не зацепил.
6.13%
Свой вариант (напишу в комментариях).
1.38%

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих на “Убежище” по смыслу и сюжету:

  • “Ключ от всех дверей” (США, Германия, 2005 год). Кэролайн Эллис устраивается работать сиделкой к пожилому мужчине. Жена старика дает ей ключ, который открывает все двери в старинном доме.
  • “Идентификация” (США, 2003 год). Во время сильного дождя несколько человек находят убежище в старой гостинице. Скоро они убеждаются в том, что это место очень опасно.
  • “Астрал” (США, 2010 год). Юный Далтон находится в странной связи с потусторонним миром. Это сильно пугает его родителей.
  • “Семь” (США, 1995 год). Страшный маньяк наказывает свои жертвы за совершенные ими смертные грехи. Ему противостоит опытный детектив.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Олеся

    мне кажется, что именно та бабка, которая создала убежище должна его уничтожить, чтобы это не зацикливалось. из-за одного неверующего грешника лишать жизни невинных неверующих (как эта девочка) – это неправильно. не особо приятный фильм, особенно из-за того, что идет разделение верующий – хороший, неверующий – плохой. возможно я еще просто не доросла, но моя мама всегда мне говорила, что я сама в праве выбирать: верить или не верить, и если я не верю – это не значит, что я плохая и делаю что-то не так.

    Ответить
  2. Ольга

    Я решила, что в неё вселилась только душа Дэвида, первая успевшая из освобождённых из первого убежища.

    Ответить