Почему фильм «Весна на Заречной улице» посмотрели 30 миллионов человек

Весна на заречной Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма, мелодрама

Год производства: 1956

Режиссер: Марлен Хуциев, Феликс Миронер

Актеры: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев

Дебютная работа Марлена Хуциева, снятая им совместно с однокурсником Феликсом Миронером, по праву считается классикой советского кинематографа. Суть фильма «Весна на Заречной улице» заключается в том, что это кино для людей и про людей. Эта достаточно простая лента, не пропитанная рабоче-крестьянским духом стремления к идеалам коммунизма, рассказывает красивую историю любви и одновременно передает быт и социальную структуру тех лет.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Весна на Заречной улице”. Пятидесятые годы, небольшой рабочий поселок. Туда приезжает Татьяна Левченко, юная выпускница пединститута. Девушке предстоит преподавать в вечерней школе русский язык и литературу. Обустроиться на новом месте, а заодно и познакомиться с будущими учениками ей помогает старинный приятель Николай. Он работает на металлургическом комбинате инженером и многих ребят знает лично.

Нина Иванова
Нина Иванова в роли Татьяны Сергеевны Левченко, а Геннадий Юхтин в роли инженера Крушенкова. Кадр из фильма.

Татьяну назначают на должность классного руководителя восьмого класса, где учится Саша Савченко. Молодой, симпатичный и веселый, он передовик производства. Девушки от него без ума, но он обращает внимание на красивую учительницу. Однако, попытавшись пофлиртовать с Татьяной, молодой человек наталкивается на суровый отпор. Несколько сбитый с толку (он не привык получать отказ), Саша делает второй заход, но Татьяна четко выстраивает границы: между ними ничего не может быть: она учительница, а он ученик.  Несогласный с таким положением вещей, Саша решает тогда уж стать непутевым учеником – ну а как еще привлечь к себе внимание недоступной красавицы?..

Татьяна снова дает ему понять, что смысла в этом никакого нет: она никогда не снизойдет до отношений с человеком, который находится на совершенно другой волне – Саша плохо разбирается в литературе и не любит академическую музыку.

Вдруг осознав это, парень чувствует себя уязвленным и оскорбленным. Как-то раз, увидев, как Татьяна и Николай мило беседуют, он вдруг понимает, что смысл всех ее отказов заключается в том, что она его попросту не любит, предпочитая ему более “взрослого” и “образованного” товарища.  В конце концов Савченко решает бросить школу и забыть Татьяну. Однако вскоре он понимает, что по-настоящему любит ее…

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма. В финальном эпизоде вернувшийся в школу Саша отвечает на вопрос экзаменационного билета о том, что такое многоточие. Согласно его трактовке, этот знак препинания означает недосказанность. В самом последнем кадре после слова “Конец” также стоит многоточие – своеобразный намек на то, что история Саши и Татьяны еще не окончена.

Вероятно, смысл концовки фильма «Весна на Заречной улице» заключается в том, что парню еще нужно долго работать над собой – учиться, получить профессию, о которой он мечтал, одним словом, вырасти. И вполне возможно, что в таком случае они с Татьяной перестанут быть учителем и учеником и их отношения выйдут на новый уровень.

По мнению многих зрителей, разгадку финала этого фильма можно найти в другой ленте – в “Легкой жизни” Вениамина Дормана. В одном из эпизодов, показывающих встречу выпускников, преподаватель вызывает Татьяну Левченко. На это молодая женщина отвечает, что она – Савченко. Вероятно, все у них с Сашей закончилось хорошо.

Смысл фильма

В своих разборах картины многие зрители отмечают, что пресловутая “хрущевская оттепель” в кинематографе ассоциируется именно с фигурой Марлена Хуциева. Его можно назвать первопроходцем – ведь он был одним из немногих, кто в очень зыбкое для страны время средствами киноязыка отказался от индустриальной пропаганды пролетариата.

После выхода “Весны на Заречной улице” многие другие режиссеры уверенно взяли курс на новый принцип, который звучал так: “Фильмы ради искусства”.

Содержание картины достаточно простое, хотя в ней есть скрытый смысл. Молодая учительница Татьяна после университета приезжает в поселок и устраивается работать в вечернюю школу. Красивая, сдержанная, “не такая, как все”, она кажется бесконечно далеким от здешних реалий человеком. Самого поселка, его общества и порядка она побаивается и сторонится.

И вот в нее влюбляется ее ученик, сталевар Саша Савченко, красавец и передовик производства. Несмотря на небольшую разницу в возрасте, молодые люди не то, что находятся на разных волнах – они живут в разных вселенных. Саша – простой рабочий, Татьяна – интеллигентная девушка, воспитанная на идеалах поэзии и классической музыки.

Юноша изо всех сил пытается сблизиться с учительницей, однако та на контакт не идет и максимально закрывается от него. Обескураженный ее холодностью, вскоре Саша понимает, что осаждать эту крепость ему придется очень долго – и, вероятно, безуспешно. Эта ситуация сильно мучит его и он, забыв о том, что он прекрасный рабочий и душевный парень, за которого, не задумываясь, пошла бы замуж любая девушка поселка, начинает вести себя, словно мальчишка.

Николай Рыбников
Роль Саши Савченко исполнил Николай Рыбников. Кадр из фильма.

Постепенно он понимает, что испытывает к Татьяне гораздо более глубокие чувства, чем ему казалось, и начинает потихоньку меняться. Нет, он как был, так и остался простым парнем, равнодушным к серьезной музыке и поэзии, но одновременно он перерос затянувшийся пубертат и повзрослел. В любви к Татьяне раскрылись личностные черты молодого человека – он стал задумываться над тем, чего хочет и как может этого добиться.

Интересным здесь кажется то, что Татьяне тоже нужен Сашка, ведь его искренние чувства помогают ей раскрыться, сблизиться с жителями поселка и научиться видеть прекрасное в простых вещах. То есть они с ним меняют друг друга. Если Савченко начинает тянуться кверху, то Татьяна, наоборот, снижает планку, если он начинает смотреть вглубь себя, то она раскрывается, открывается окружающим. Становится понятно, что он не деревенский раздолбай, а она не холодная машина, а живая молодая женщина. И им обоим хочется не строить коммунизм, а просто быть и дышать.

Суть фильма четко выражена в названии картины. Вместе с весной приходит оттепель. С ее наступлением улица Заречная словно выходит из спячки – и герои, кстати, меняются именно с приходом теплых деньков. Именно в это время юношеская влюбленность Савченко перерастает в сильное, серьезное чувство…

Финал картины с символическим многоточием намекает на то, что рассказ не закончен. Одновременно нам дают понять, что окончание у этой истории все-таки светлое, а не печальное. Вообще, фильм “Весна на заречной улице” пропитан художественным символизмом и это делает его особенным кино. Благодаря этому именно с него началась новая эпоха советского кинематографа, который уже через несколько лет обратит на себя внимание европейских мэтров и начнет получать престижные премии на международных фестивалях.

вечернее мероприятие
Кадр из фильма.

Лента Марлена Хуциева неявно проносится сквозь историю Советского Союза, через кровавую революцию и страшную войну. Режиссер словно “вырисовывает” уход старых времен и приход чего-то нового. Разумеется, ничего принципиально нового не было. Кино в СССР до самой перестройки было рычагом пропаганды. Но именно Хуциев и Миронер позволили себе напомнить о том, что кино – это в первую очередь искусство.

Однако, главное, что отразилось в этой ленте, – это простая жизнь обычных людей. Они здесь не размахивают серпом и молотом и не восхваляют всем коллективом идеи Ленина, они просто живут и любят. Именно поэтому “Весна на Заречной улице” стала культовой классикой – в конечном итоге ее посмотрели более 30 млн человек, которым нужно было убедиться, что они живые люди, а не “проклятьем заклейменные” образы и символы.

“Весна на Заречной улице” – чистый, нежный и добрый фильм. После просмотра остается ощущение, что действительно пришла весна, что внутри что-то оттаяло…

А еще это в хорошем смысле поучительное кино, рассказывающее о том, что иногда бывает полезно выйти из своего мирка и познать что-то другое. И это будет не предательство принципов, а расширение горизонта – ведь иногда все далеко не такое, каким кажется на первый взгляд.

советская весна
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Для своего времени потрясающий.
29.37%
Наивный, добрый, теплый, вдохновляющий.
59.44%
В 21 веке смотрится странно. Безнадежно устарел.
4.2%
Полная чушь.
4.9%
Другое (напишу в комментариях).
2.1%
Проголосовало: 143

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Весна на Заречной улице”:

  • “Девчата” (СССР, 1962 год). В глухой сибирский поселок приезжает юная Тося, которой до всех есть дело. Илья, “первый парень на деревне”, решает на спор влюбить ее в себя.
  • “Высота” (СССР, 1957 год). На строительство комбината приезжают рабочие, чтобы осуществить монтаж домны по новому методу. Однако не все так просто…
  • “Дело было в Пенькове” (СССР, 1958 год). Красавец Матвей женат на нелюбимой Ларисе. Встретившись с симпатичной зоотехником Тоней, он влюбляется в нее. Постепенно классический любовный треугольник превращается в невероятную геометрическую фигуру – ведь в деревне всем до всех есть дело.
  • “Девушка без адреса” (СССР, 1958 год). Юный строитель Пашка влюбляется в свою попутчицу Катю. С момента их встречи его ждут удивительные приключения.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Михаил

    Абсолютно бестолковая антисоветская статья!

    Ответить