Триллер «Виновный»: эволюция героя

Джилленхол Виновный Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, криминал

Год производства: 2021

Режиссер: Антуан Фукуа

Актеры: Джейк Джилленхол, Райли Кио, Питер Сарсгаард

Слоган: «Listen. Carefully». (Слушать. Внимательно.)

Фильм Антуана Фукуа – ремейк одноименной датской киноленты 2017 года и практически полностью повторяет ее. Он совмещает в себе две вещи, интересные узкому кругу зрителей: жанр “одной локации” и своеобразный сеттинг.

Сюжет и смысл фильма «Виновный» (2021) (The Guilty) нельзя назвать оригинальными: ответы на заданные вопросы даются сразу же, а имеющиеся метафоры довольно поверхностны. Скрытого смысла в ленте тоже нет, однако назвать ее обычным триллером все равно не получается.

Сюжет фильма

Описание содержания фильма “Виновный”. В центре сюжета картины – офицер Джо Бэйлор. Восемь месяцев назад, находясь при исполнении, он застрелил человека. В ожидании слушания своего дела, он работает в ночную смену в колл-центре службы “911”.

Джейк Джилленхол
Джейк Джилленхол исполнил роль офицера Джо Бэйлора. Кадр из фильма.

Ночь выдалась напряженной. Из-за мощных лесных пожаров на Голливудских холмах колл-центр разрывается от звонков. В голове Джо также полыхает пламя, он встревожен неопределенностью своего положения и личной семейной драмой (жена не позволяет ему видеться с дочерью). Это сказывается и на его работе: он отвечает людям, едва скрывая раздражение.

Вновь раздается звонок и мужчина, подняв трубку, слышит встревоженный женский голос. Эмили Лайтон сообщает угрюмому офицеру, что ее похитили и сейчас она находится в белом фургоне. Женщина не успевает сообщить Бэйлору более подробную информацию, поскольку боится, что похититель ее услышит.

Она бросает трубку, а Джо передает информацию в Калифорнийский дорожный патруль. Однако, полиция бессильна: найти тот самый фургон без номерного знака на калифорнийских трассах невозможно.

Джо решает позвонить на домашний телефон похищенной женщины. Трубку снимает дочь Эмили, маленькая Эбби. Девочка сообщает полицейскому, что ее мама покинула дом вместе с ее отцом, Генри Фишером, а сама она осталась ждать ее вместе с братишкой. Джо просит ее дать номер мобильного телефона Генри и, получив номерной знак фургона, передает информацию коллегам. Также он отправляет патруль к дому детей и звонит Генри. Тот отказывается сообщить, куда он везет похищенную женщину.

Джо обращается за помощью к бывшему напарнику Рику, с которым ранее имел договоренность выступить в его защиту на суде, и просит его проверить Генри. После этого ему поступает новый звонок: звонит Эбби, испуганная появлением полицейских. Бэйлор успокаивает ее и просит впустить офицеров.

помощь похищенной
Кадр из фильма.

С этого момента сюжет фильма становится более динамичным и мрачным. Вошедшие полицейские замечают на одежде Эбби кровь. Встревожившись, они начинают обыск и вскоре обнаруживают тяжело раненого брата девочки Оливера.

Джо тем временем вновь связывается с Эмили и с ужасом узнает от нее, что она сама вспорола малышу живот: по ее словам, там были змеи, которых нужно было вытащить. Между ней и Генри завязывается схватка, в ходе которой она бьет его по голове кирпичом и убегает.

Рик, ворвавшись в квартиру Генри, обнаруживает документы, свидетельствующие о том, что Эмили душевнобольная. Бывший муж не похищал ее, а просто отвозил обратно в психиатрическую клинику, где она ранее проходила лечение. Несчастная причинила сыну непреднамеренный вред во время острого психотического приступа. На вопрос Джо, почему он не сообщил в полицию, Генри, в прошлом судимый, ответил, что не верит системе правосудия: если бы он это сделал, Эмили привлекли бы к ответственности за предумышленное нападение на ребенка.

Объяснение концовки

Ближе к финалу Эмили вновь звонит Джо и дает ему понять, что сейчас сведет счеты с жизнью. Полицейский направляет за ней сотрудников, а сам, пытаясь отвлечь ее от мысли о самоубийстве, рассказывает ей об инциденте восьмимесячной давности. Он сообщает женщине, что, находясь при исполнении, совершил убийство: он застрелил 19-летнего юношу только потому, что мог это сделать.

Это признание шокирует Эмили и она слушает его более внимательно. Поняв это, полицейский говорит ей о том, что обещал Эбби, что вернет ее маму домой. Наступает тяжелая пауза, после чего Эмили сообщает, что должна отправиться вслед за Оливером и прерывает разговор. Чуть позже офицер узнает, что женщина жива: помощь прибыла вовремя. Также ему сообщают, что Оливер тоже жив, хотя и находится в тяжелом состоянии.

В конце фильма потрясенный инцидентом Джо вновь связывается с Риком и просит его не выступать в его защиту на суде. Он готов понести ответственность за то, что лишил человека жизни. Поговорив с напарником, полицейский звонит в “Los Angeles Times” и признает себя виновным в непредумышленном убийстве.

Объяснение концовки выглядит так: Джо, которого все произошедшее ввело в настоящий катарсис, внезапно прозрел и понял, что действительно был виновен. Впрочем, по мнению многих зрителей, смысл концовки фильма «Виновный» более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Чтобы понять это, нужно разобрать картину “по полочкам”.

Смысл фильма

В отличие от датского “Виновного”, который является медиативной и лихо закрученной лентой, ремейк получился чересчур голливудским. Он достаточно громкий и основные события подаются слишком “в лоб”. Джо Бэйл, в отличие от датского “коллеги”, получился персонажем скорее неприятным. Он изменился только к финалу, пройдя свою сюжетную арку.

Чтобы объяснить трансформации, которые претерпели убеждения Джо (именно в них заключается суть фильма), необходимо обратиться к тому, каким его мировоззрение было изначально.

Исходя из того, как полицейский отвечал на звонки, можно было понять, что он цинично осуждает большинство людей, обратившихся к нему за помощью. У офицера имеется своя жесткая нравственная установка, через призму которой он оценивает людей.

Смысл в том, что Джо, руководствуясь стереотипами, делит мир на черное и белое. Более того: он убежден в том, что всегда поступает правильно. Он противопоставляет себя как большинству коллег, так и многим пострадавшим, которые обращаются за помощью в службу “911”. Это четко видно по его насмешливому или негодующему тону. Коллеги, впрочем, в долгу не остаются и отзываются о нем нелестно.

Убежденный в правоте своих идей, полицейский застрелил юношу просто потому, что ему показалось, что тот совершил нечто плохое. Однако, что именно сделал парень, неизвестно. Кстати, смысл жестокого поступка героя из датского оригинала заключался в том, что у него закончилось терпение и он мог (а самое главное – хотел) убрать из этого мира нечто плохое.

В своих разборах ленты “Виновный” зрители отмечают крайнюю неуравновешенность главного героя. Он неспособен сдержать гнев: кричит на коллег, крушит рабочее место. Это говорит о глубоком внутреннем дисбалансе, который мучает героя.

Джо – полицейский. А значит представитель власти. Ему кажется, что уж он-то точно знает, как отличить добро от зла, кого следует наказать, а кого спасти. Из-за косной и абсолютно непоколебимой уверенности в своей правоте Джо считает, что полицейский, собирательный образ которого ассоциируется у него со справедливостью, априори не должен быть судим. Если он выстрелил в подозрительного человека, значит, так было нужно. Именно поэтому он ранее просит Рика поддержать его в суде.

поддержка службы спасения
Кадр из фильма.

До звонка Эмили офицер непоколебимо отстаивает свою правоту и проецирует свои негативные качества на окружающих. Однако он скучает по дочке, что свидетельствует о том, что он точно не бессердечный. Сепарируясь от большинства, герой фильма “Виновный” находит родственную душу в потерпевшей. Эмили кажется ему такой же заложницей обстоятельств, как и он сам. Только Джо предстоит ответить перед реальным судом, а над женщиной устраивает самосуд бывший муж. Как и Эмили, Бэйлор оказывается разлучен с маленькой дочерью. Обещая Эбби вернуть ее маму домой, Джо бессознательно обещает себе спасти собственную душу.

Сначала он полностью доверяет Эмили, которая, по его мнению, однозначная жертва, а Генри – ее похититель и мучитель. Узнав, что некогда Генри был судим, он убеждается в своей правоте. Однако он ошибается.

Гнев и психологическая ригидность мешают ему увидеть истинное положение вещей. Когда Эмили сама говорит о том, что это именно она подвергла опасности жизнь Оливера, все когнитивные конструкты, которые ранее выстраивал и ревностно оберегал Джо, стремительно рушатся. Эмили продолжает оставаться для него родственной душой: ее змеи ассоциируются у него с собственными негативными установками. Он, как и она, в сущности, неплохие люди, однако оба находятся в плену собственных убеждений. Она из-за психического заболевания, а он – в силу своего ригидного мышления.

Когда Эмили заявляет о том, что собирается покончить собой, Джо наконец-то принимает ответственность за ее действия на себя и больше не отрицает правду. Убийство – следствие истинной вины Бэйлора. Она заключается в том, что полицейский живет в плену собственных предубеждений, мешающих ему увидеть истинное положение дел. Из-за этого он самоуверен, несдержан и склонен скорее к осуждению, нежели к эмпатии.

Когда он принимает и полностью осознает свою вину и за инцидент с Эмили, и за гибель юноши, ему сообщают, что женщина спасена и даже ее крохотный сынишка выжил. Видимо, Джо расценивает это как знак свыше: ведь когда он жил, исходя из своих прошлых установок, его действия не приводили ни к чему хорошему. Он не мог спасти даже свой брак. Однако теперь, сумев принять правду, он осознает свое истинное предназначение и как человека, и как полицейского.

Он понимает, что нужно быть честным с другими и с самим собой. Только тогда ты сможешь совершать достойные и справедливые поступки. После этого он решает признать вину в суде и сознаться во всем журналистам. Он это делает потому, что ему открылась правда о себе самом.

Фильм “Виновный” начинается эпиграфом, который звучит так: “И истина освободит вас”. Это строки из Евангелия от Иоанна. Слова принадлежат Христу. Нравственные искания Джо легко вписываются в религиозный контекст. Осознав правду о себе самом, он смог приблизиться к Богу, которого (скорее неосознанно) все это время искал.

Джек осознал вину
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Виновный”:

  • “Виновный” (Дания, 2017 год). Полицейский, временно отстраненный от своих обязанностей, работает в службе спасения. Однажды он принимает странный звонок.
  • “Тревожный вызов” (США, 2013 год). Главная героиня работает оператором в “911”. Однажды ей звонит подросток, которого похитил маньяк.
  • “Лок” (Великобритания, США, 2013 год). Главный герой наслаждается жизнью. Один странный звонок полностью меняет его мировоззрение.
Как вам фильм?
Сильный, глубокий.
50%
Просто голливудский экшн.
50%
Стоило посмотреть.
0%
Зря потраченное время.
0%
Другое (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 2
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.