Страна: Ирландия, Дания, Бельгия, Канада
Жанр: триллер, хоррор, фантастика, драма
Год производства: 2019
Режиссёр: Лоркан Финнеган
Актёры: Джесси Айзенберг, Имоджен Путс, Инна Хардвик и другие
Фильм «Вивариум» («Vivarium»), взявший в 2019 году награду на Каннском фестивале, оказался интересен не только кинокритикам, но и массовому зрителю (что не часто удаётся участникам этого престижного события). Хотя лёгким и развлекательным его назвать не получится. Смысл фильма «Вивариум» тоже может оказаться непонятным, а вот тяжёлое чувство после просмотра гарантировано.
О чём фильм
Прежде чем дать объяснение концовки фильма «Вивариум», напомним сюжет. Молодые люди Том и Джемма планируют съежатся и находятся в поисках подходящего жилья. Они приходят в агентство недвижимости, где их встречает странный агент по имени Мартин.
Пара выезжает вместе с ним в район под названием «Йондер», состоящий из одинаковых частных домов. Здесь безмолвно и пусто, нет людей и всё как будто искусственное. Мартин показывает клиентам дом номер девять и куда-то исчезает. Том и Джемма пытаются уехать из Йондера, но всё время дорога приводит их обратно. В итоге, топливо в автомобиле заканчивается и молодые люди решают остаться в доме на ночлег.

Утром Том забирается на крышу и видит, бесконечную цепочку домов. Пара пытается ориентироваться по солнцу и идти через дворы, но ничего не выходит — они снова возвращаются к злополучному зданию. Рядом оказывается посылка с едой и другими вещами первой необходимости. Том, пребывая в ярости, поджигает дом.
Наступает следующий день и оказывается, что дом цел и невредим. Приходит новая посылка, на этот раз с живым ребёнком. Послание на коробке гласит: «Вырастите дитя и будете освобождены».
Тому и Джемме не остаётся ничего иного, кроме как согласиться на это условие. Им приходится поселиться в доме номер девять. Жизнь молодых людей превращается в тяжёлую рутину, их физическое и психическое состояние ухудшается с каждым днём. Том в поисках выхода из положения начинает рыть искусственную землю рядом с домом. Это занятие затягивает его с головой, под землёй он слышит загадочные звуки.
Подкидыш растёт в буквальном смысле не по дням, а по часам и всего за несколько месяцев становится семилетним ребёнком, но со взрослым голосом. Он требует к себе внимания, добивается своего с помощью крика, неотрывно смотрит на узоры по телевизору, а затем начинает куда-то регулярно уходить.
Однажды Том решается заморить ребёнка голодом, но Джемма препятствует ему в этом. Молодые люди отдаляются друг от друга, при этом девушка пытается найти общий язык с подкидышем.
Однажды мальчик появляется с книгой на неизвестном языке. Джемма делает попытку выяснить, в чём смысл написанного и кто её подарил. В ответ на просьбу изобразить дарителя мальчик превращается в подобие монстра, что сильно пугает девушку.
Подкидыш быстро становится взрослым мужчиной. Том, продолжая копать яму, натыкается на мёртвое тело в мешке для трупов — очевидно такого же обитателя вивариума, которого настиг печальный конец.
Выбравшись наверх, он умирает на руках у Джеммы. Девушка просит выросшего подкидыша ей помочь, но тот лишь приносит ещё один мешок для трупов, куда помещает тело Тома. Джемма делает попытку убить приёмного сына, но безуспешно. В погоне за ним она попадает в некий коридор, где видит похожие дома с другими парами, у каждой из которых также растёт странный ребёнок-монстр. Джемма умирает, а подкидыш хоронит её в той же яме рядом с домом, после чего уезжает.
В финале картины подкидыш приезжает в агентство по недвижимости, где сменяет постаревшего Мартина, забирая даже бэйдж с его именем. Новый агент приветствует очередную пару, которая подыскивает дом.
Расшифровка сюжета
Прежде чем дать объяснение фильму «Вивариум» следует учесть, что он снят в популярном сейчас специфическом жанре (в духе картин: «Солнцестояние», «мама!», «Ад по соседству», «Комната желаний») — это хоррор-притча.
Иначе говоря, понимание того, на что происходящее в фильме похоже, имеет гораздо большее значение, чем то, что конкретно происходит по сюжету. В этой связи знаковой является фраза Мартина в завязке, суть которой в русском переводе потерялась. Буквально он сказал следующее: «Берегитесь, вы двое вот-вот войдёте в аллегорию».
С другой стороны. для каждого смысл фильма будет своим. Сам режиссёр Лоркан Финнеган в интервью подчёркивает, что нет неправильного объяснения фильма, хотя при этом и даёт прямые ответы на ряд интересующих зрителя вопросов.
Начнём с вещей, которые вряд ли получится оспорить, поскольку создатели картины делают на них очень яркий акцент. Так, само за себя говорит название фильма: «Вивариум» По-русски правильнее было бы сказать «виварий» – такой латинизм давно существует в нашем языке. Но отечественные локализаторы, видимо, решили в рекламных целях сохранить загадочность звучания, подходящее фильмам ужасов. Это слово означает помещение для содержания и разведения животных, которые используются в опытах. Главные герои и являются по сути лабораторными крысами для создателей этого искусственного мира.

В начале нам показывают птенца кукушки. Известно, что эти птицы подкидывают свои яйца представителям другим пернатых. То же самое произошло в фильме: некие существа подбросили молодой человеческой паре своего «кукушонка».
Но если птицы действуют инстинктивно, то главные герои поддались влиянию системы. Неспроста нам показывают разговор сомневающейся Джеммы и её знакомой, у которой уже есть ребёнок и которая подталкивает девушку «свить своё гнездо». Том тоже сомневается по поводу того, стоит ли торопиться с покупкой дома и дальнейшей семейной жизнью.
Это можно сказать по его поведению в агентстве недвижимости и по тому, с каким выражением лица он подпевает песне в автомобиле. Мартин, типичный винтик системы, напоминающий агента Смита из «Матрицы» (на него же будет похож и «кукушонок» со своим чёрно-белым деловым костюмом), манипулирует молодыми людьми, используя типичный для продавцов трюк: «Торопитесь — всё могут раскупить».
Герои поддались навязанной обществом идее о своём доме и счастливой семейной жизни.
Финнеган в интервью на вопрос о создателях «Йондера» (очевидно, искажение от «wonder» – прекрасный, замечательный) говорит: «Эти существа ориентируются на желания людей, но, поскольку сами людьми не являются, они не могут дать то, что вы хотите. Поэтому они дают то, что, как вам кажется, вы хотите».
И действительно, герои приобретают дом, у них появляется ребёнок — об этом мечтают многие. Но суть в том, что желания как у всех — ничто без индивидуального наполнения, без собственных чувств. Яркая идиллическая картинка на рекламном плакате — это лишь образ в коллективном бессознательном.
Но на него клюют те, кто одурманен системой и не прислушивается к своему внутреннему голосу. «Вкусное» предложение от ушлого продавца на деле оказывается безвкусицей, также как и подаренное «фирмой» шампанское с клубникой. Здесь, помимо прочего, можно увидеть сатиру на капитализм и общество потребления.

Герои не могут найти выход из вивариума — их разум слишком зашорен системой. Им остаётся только следовать указаниям создателей этого жуткого мирка и дальше: принять ребёнка и воспитывать его. Том делает попытку убить мальчика, а Джемма — наоборот, подружиться с ним. Но никто из них не доводит дело до конца — систему сломать не удаётся.
Джемма остаётся в гнетущем одиночестве наедине с ребёнком-монстром, а Том каждый день «ходит на работу», лишаясь сил и здоровья. Очень похоже на жизнь несчастных семей, погрязших в рутине.
Подкидыш, если не принимать во внимание его физические отличия, тоже похож на типичного ребёнка в глазах своих родителей. Он принимает от них ресурсы, требует внимания, капризничает.
Его личность больше формируется интернетом и другими людьми (в фильме их роль играют соответственно телевизор, книга и существо за кадром, с которым «кукушонок» встречается), чем воспитанием родителей. Да и у родителей нет никаких сил воспитывать чадо правильно. В итоге они теряют с ребёнком контакт — он становится совсем чужим.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма «Вивариум», опять же, стоит интерпретировать, исходя из того, что это по сути притча.
Финал картины трагичен: вырастив ребёнка, Том и Джемма погибают. Произошло то, что создатели вивариума и обещали – надпись на коробке «… will be released» об этом гласила. Ведь «освобождены» не значит «отпущены на волю», освобождение вполне возможно и с помощью смерти. Героев «затянуло в петлю». Здесь работает образ цифры девять (номер дома в Йондере, где происходит действие). Режиссёр говорил, что это не только отсылка к девяти месяцам беременности, но и образ круга-петли.
Перед смертью Джемма видит параллельные реальности, которые мало чем отличаются от той, в которой пребывала она с Томом. Оказывается, что примерно так, как они, жили и остальные подопытные.
Система переработала героев, получив новый винтик в лице повзрослевшего подкидыша, сменившего на посту другого агента. Вероятно, он подобно «предыдущему Мартину» точно также пусто и одновременно безукоризненно проживёт свою короткую жизнь.

Концовка не даёт подробного объяснения истинных целей «инопланетян» или описания устройства вивариума. В контексте мотивов хозяев Йондера разбор отдельных деталей сюжета тоже мало что принесёт. Важнее мысль, которую пытались донести режиссёр и сценарист. Точнее, мысли и чувства которые приходят в голову зрителям после просмотра.
Неканонический взгляд на семью и родительство
Многие критики в своих рецензиях на фильм обвиняют авторов в спорной морали, которую они якобы доносят до зрителя: «Семья и дети не приведут ни к чему хорошему». Но всё далеко не так просто и поверхностно.
Суть, или, скрытый смысл в другом: не стоит идти на поводу системы, слепо делать то, что делают другие, жить по заведённому. Заметим, что у героев, скорее всего, был реальный шанс вырваться из вивариума.
И нам это показали в эпизоде, когда Джемма начала находить общий язык с «кукушонком». Немного доброжелательного отношения — и тот начал раскрываться, даже был готов рассказать свою тайну. Но девушка испугалась и отвергла ребёнка.
Героям катастрофически не хватило любви — друг к другу, к подкидышу и к жизни. Если бы они осмелились её проявить, возможно, тем самым они бы сломали систему и конец был бы другим. Та же проблема во многих реальных семьях: люди просто живут как все, растят детей без любви, «как могут» и умирают в глубоком разочаровании.
Гнусная блевотина.
Зеркало убери от себя….
Смотри Терминатора и Рокки
Почти кажды разбор фильма мимо! фильм не начинается с того момента как они пришли к риэлтору. Фильм начинается с кукушенка. С того что Джемма педагог, которая работает с детками и любит чужих детей, по крайней мере в начале фильма это показано, а Том, который так хочет съехать, но у него ничего нет, ни машины ни дома, только работа садовником, но попав в дом где ему больше не нужно работать, казалось бы , обучи «ребенка» тому, что ты сам умеешь… Получается что они ничего не умели. Все что он может это копать, то есть стремиться к смерти. Это чем-то напоминает «мышиный рай»-эксперимент вселенная-25. И да автор кричит названием фильма, что весь мир вокруг наших героев это лаборатория, а они в ней подопытные.
Такой херни в жизни не видел, автор псих
Может быть фильм и несет в себе некий смысл, о котором написал автор этой статьи, но снят он очень скучно. По мнению создателей фильма, видимо, в семье люди только завтракают, ходят на работу/сидят с детьми и спят))). Соответственно, снимать особо нечего и они затягивали сцены. И фильм получился нудятиной. Стоило ли терпеть эту нудятину? Ради адекватной развязки может и стоило, но развязки по-сути нет. В итоге за что и ради чего ГГ отдали жизни непонятно. Кто владелец этой лаборатории и в чем смысл этого цикла смены риелтора. Ничего не объяснили.
А ты женат? Дети есть? У меня двое, и я сюжет фильма и возможную концовку раскусил с 20 минуты.
В реальной жизни рутина постоянно тебя затягивает, и от этого тебе не убежать.
Посмотри на жизнь своих соседей и друзей, она одинаковая и никто не может просто взять и выйти из этого круга.
херня какая та
Когда Лондон написал М.Идена, критики тоже сказали что это пособие по самоубийству, а в реальности он писал о крахе индивидуализма. Разумеется, фильм о современной финансово-экономической системе, стереотипах, и об их несостоятельности. Собственное жилье, как и секс ( о чем дважды намекатся в фильме) – природная необходимость, но людей не учат как становиться состоятельными и иметь свое жилье. Их учат как брать кредиты. Соответственно, чтобы круг заемщиков не прекращался, им нужны новые и новые заемщики. Если родитель сам воспитает своего ребенка, этот круг может оборваться. Для этого система моделируется так, чтобы оба родителя всегда были заняты, и в процессе – навязывала их детям особое влияние (телик, медиа и прочие создатели контента – фигура за кадром). В такой системе дети становятся чужимы. Д.Рокфеллер в свое время подробно описал этот механизм.
Замечательный фильм и понять его сможет только человек который родил ребенка и не очень этому рад. Я увидела смысл в воспитании ребенка. Что вложили- то и получили( он повторял слово в слово). Банальная ситуация семья делится на две части мать и ребенок которые постоянно вдвоем и муж который «работает» чтобы не быть с ними, а по сути делает херню и при том сам постоянно находится на «дне”. В конце так же он не пускает их в дом , вроде как ребенок закрыт от них, вечно уходит по делам, приносит только самое необходимое как и они поступали с ним в детстве. В старости при болезни они просят помощи а у него нет даже капли жалости. Закрытые двери дома так же символизируют прямо как есть, что под старость они к нему стучатся, а уже поздно. Когда идут нарезки, там женщина сидит за столом и одна воспитывала ребенка я думаю она увидела либо свою мать которая вырастила ее так же шаблонно без любви , либо любую другую семью. И в конце вырастает вот такой очередной бездушный клерк- офисный работник.
Ой как я с вами согласная! Просто слово в слово – мое восприятие. Так же обратила внимание, что ребёнок все повторял, даже жесты. А этот милейший крик как и у моей младшей😹
И возможно, дали бы они ему много любви, научили бы чему-то интересному, может все бы сдвинулось с мертвой точки… а может и нет.
Да! Все так. Бессмысленная жизнь, бег по кругу, все стремимся не отстать от другого такого же, т.е. все одинаковые, как дома в этом поселке. Без индивидуальности и без души…
я думаю вивариум это испытание посланное молодым. и они его не прошли. в жизни по-моему бывают испытания по сложнее нежели сюжет этого фильма. и порою люди выходять из них с достоинством.
Семья?
Дети?
Нет. Конечно..
Страшный фильм
Самый страшный..
В своей безисходности..
,,тошнотворные облачка”..
Стерильный, правильный мир..
Что может быть противнее?
я сильно удивлен просмотром этого фильма, если честно, то мне он понравился. понравилась его основная мысль, да и в принципе сама его постановка.
люди которые пишут что-то по типу : “фу блевотина” – идите убейтесь, или сами попробуйте написать углубленный и запутанный сценарий к какому-либо хоррор фильму, чтобы человек призадумался и понял, что в жизни он делает что-то не так.
наткнулась на ролик в тик токе. и прочла коменты про фильм что ужасный сравнивали с человекск многоножкой и Бивнем, я решила его посмотреть и готовилась реально к трешу, но нет фильм мне зашел он очень глубокий и смысл в нем понятен …фильм не для серой массы, не для всех
полная шляпа
Мне кажется фильм о том куда мы все идем, а комментарии и оценка, это просто реакция, реакция одноразовая и просто отвечает сегодняшнему дню;) но мы идем)
лучший разбор из всего, что прочла. фильм💯
Это 25 кадр нашей реальной жизни.
Чтобы идти против системы, нужно быть очень-очень сильным, быть просто добрыми хорошими людьми мало… Джемма хороший педагог, она видит в маленьком биороботе ребёнка, жертвует любимым мужчиной ради его спасения… А может быть, если они с Томом разработали план спокойно, не в состоянии аффекта и действовали слаженно, были заодно- может у них и появился бы шанс все изменить? Конечно, условия явно не способствовали тому, чтобы одушевить этого маленького непонятного клона… Но кто смотрел Финч- может вы поймёте о чем я…