«Внутри» золотой клетки: разбор фильма и концовки

Внутри (Inside Enfermé) Смысл фильма

Страна: Греция, Германия, Бельгия

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2022

Режиссер: Василис Кацупис

Актеры: Уиллем Дефо, Жене Бервутс, Элиза Стёйк

Слоган: «This is not Willem Dafoe» (Это не Уиллем Дефо)

Сюжет фильма «Внутри» (Inside) повествует о воре-домушнике Немо. Волей судьбы он оказывается в буквальном смысле в золотой клетке, из которой невозможно выбраться.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Вор-домушник по имени Немо забирается в роскошный пентхаус, чтобы вынести несколько предметов искусства и роскоши. Периодически переговариваясь по рации с подельником, он ищет портрет Эгона Шиле, известного художника-импрессиониста. Картину он не находит и решает уходить. Но это не так-то просто: в системе возникает сбой, и включившаяся сигнализация отрезает вору все пути к отступлению. Подельник бросает его в беде и Немо остается один на один с “умным” домом.

Уиллем Дефо
В роли Немо снялся Уиллем Дефо. Кадр из фильма.

Чуть позже ему удается выключить сигнализацию, но выбраться наружу никак не получается. Владелец квартиры на месяц уехал в командировку в Казахстан, поэтому каких-либо признаков жизни в доме почти нет. Продуктов в холодильнике очень мало, краны с пресной водой перекрыты.

Вскоре на потолке домушник замечает световое окно, которое по идее можно открыть или разбить. Из подручных предметов мебели он делает что-то вроде миниатюрной Вавилонской башни. Однако, забравшись на самый верх, Немо понимает, что дотянуться до окна не может.

Продумывая новый план, он развлекает себя рисованием в скетчбуке и наблюдением через скрытую камеру за горничной по имени Жасмин. Он в буквальном смысле пытается достучаться до нее, чтобы она выпустила его, но она убирает в наушниках и не слышит стуков и криков.

Так проходит день за днем. Изнывая от скуки и одиночества, домушник однажды обнаруживает голубя, попавшего в ловушку на крыше. Видя в птице родственную душу, мужчина разговаривает с ней – это как-то спасает его от накатывающего душевного опустошения.

Веселья ради он “исправляет” найденные картины, превращая их из шедевров в карикатуры. Чуть позже ему удается взломать гардероб с одеждой. За стеной он обнаруживает тайный простенок, освещенный зеленым светом – там находится спрятанный хозяином автопортрет Шиле. Но и это еще не все – самой жуткой находкой домушника становится резиновая кукла, имитирующая мертвое тело хозяина дома. На груди у куклы лежит книга с религиозным содержанием – в ней говорится о бракосочетании рая и ада. Автором произведения – английский поэт Уильям Блейк.

роскошный особняк
Кадр из фильма.

Забрав оба раритета, Немо возвращается в квартиру и видит в окно, что несчастный голубь умер. Смерть пернатого товарища по несчастью производит на мужчину удручающее впечатление. Увидев в камере наблюдения Жасмин, он вновь остервенело пытается привлечь к себе ее внимание, но входная дверь настолько толстая, что девушка его не слышит.

Немо ложится спать и во сне видит хозяина пентхауса. Старик встречает его как хорошего знакомого. Они беседуют о рисунке Шиле, но вскоре Немо отвлекается, увидев среди гостей давно приглянувшуюся ему Жасмин. А потом его внимание привлекает лестница, он начинает подниматься и в конце концов просыпается.

Запасов пищи в холодильнике больше нет, и оголодавший Немо вылавливает в аквариуме одну из рыбок. Он вновь пытается выбраться из пентхауса через окно, но ему это не удается. Чувствуя, как сходит с ума от одиночества и безысходности, он рисует на стенах углем и сам себе рассказывает анекдоты.

Его организм слабеет вслед за психикой: в очередной раз поднявшись по импровизированной “вавилонской башне” к окну, Немо внезапно теряет равновесие и падает. Очнувшись, он обнаруживает, что сломал ногу. У него начинаются галлюцинации: сначала он видит рядом с собой Жасмин, а потом – хозяина квартиры, который бьет его головой о раковину.

Желание выжить и выбраться из пентхауса не оставляет его. Он делает шину, которая позволяет ему худо-бедно передвигаться, а затем пытается спровоцировать возгорание и затопление, чтобы привлечь внимание спасателей. Обе попытки оказываются провальными – дом, как ни крути, “умный” и безопасность здесь превыше всего.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Все больше и больше теряя связь с реальностью, Немо все-таки пишет на стене послание для хозяина квартиры. Он извиняется за то, что забрался к нему и за то, что тут наделал. Затем он из последних сил поднимается к спасительному окну, из которого льется мягкий и какой-то совершенно неземной свет… Концовка картины открытая: режиссер предлагает зрителю самостоятельно найти ответ на вопрос, выбрался ли Немо из квартиры, или все-таки нет.

Чтобы понять смысл концовки фильма «Внутри», нужно учесть, что он полностью пропитан религиозной символикой. Лестница, которую герой видит во сне, – это аллюзия на созданную им “башню”. Поднимаясь наверх (во сне и в реальности), он как будто очищается – мысли об обогащении оставляют его, он внимательнее вглядывается в окружающую действительность и читает книгу, найденную в “зеленой комнате”. Вероятно, его безумию отчасти способствовало именно произведение Блейка. Немо слишком глубоко заглянул в себя, а вернуться уже не смог.

Разумеется, он освободился – символически, конечно. Вероятнее всего, он умер, как и голубь по ту сторону окна. В последние мгновения перед смертью ему показалось, что он вырвался из своей клетки. И, возможно, он почувствовал себя свободным и потому счастливым: он освободился от “тюрьмы” на физическом и духовном уровне и узрел свой “рай на склоне холма”.

домушник у окна
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Фильм “Внутри” заявлен как психологический триллер, хотя на самом деле это типичный артхаус из категории “не для всех”. Благодаря присутствующим в картине идеям, она воспринимается как психофизический пейзаж 21 века – эры размытых границ между искусством и насилием, созиданием и разрушением.

Это очень медитативное, камерное, тесное и медленное кино со скрытым смыслом, история не столько о попытках сбежать из “клетки”, сколько об одиночестве.

Главный герой находится в наглухо запечатанном пентхаусе. Время, проведенное здесь, помогает Немо переосмыслить истинную ценность искусства. Нуждается ли умирающий в дорогих картинах? Способно ли произведение искусства поддержать духовно голодающего? Разгадку этих и многих других философских вопросов пытается найти Немо, которому приходится бороться с подкрадывающимся экзистенциальным страхом, который влечет за собой крушение его психики и всего того, чем он дорожит.

Он ведет настоящую войну на истощение с изысканно оформленной квартирой, которая удерживает его в плену. Квартира побеждает, и постепенно его охватывает безумие. Он уничтожает шедевры, которые когда-то очень нравились ему и создает свою собственную смешанную инсталляцию, которая рассказывает историю его отчаянных попыток побега.

В центре сюжета – застрявший в “умной” квартире домушник. Однако не все с ним так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые зрители, сделавшие разбор картины, считают, что Немо является аллюзией на “антипророка” Иону, застрявшего в чреве кита. Впрочем, библейские “уши” торчат тут повсюду и копать в этом направлении можно очень долго – взять хоть ту же “вавилонскую башню”, которую герой построил из подручных материалов.

искусство в особняке
Кадр из фильма.

Не менее важен и образ хозяина квартиры. Он то смотрит на Немо со стены, то внезапно предстает жуткой куклой. Здесь сложно не увидеть отсылку к тому, кто стоит за всеми нашими проблемами – то, как мы его называем, зависит уже от нас самих…

Интересен и сам пентхаус. Согласно одной из трактовок, это – персональное чистилище для Немо. Персональное потому, что чистилище в католицизме – особое измерение, расположенное между адом и раем и каждому человеку оно представляется по-разному (кстати, на это же намекает найденная Немо в “зеленой комнате” книга). Герой любит работы со смыслом и искусство в принципе. Поэтому его чистилище представляет собой элитную квартиру, полностью наполненную меланхоличными и смысловыми работами. В конце концов, именно картины послужили финальным катализатором погружения Немо в пучину безумия.

“Внутри” – концептуальная картина с открытым финалом. Ее действительно стоит посмотреть. В чем суть фильма? Вероятно, это аллегория. С учетом того, что происходило с героем весь фильм, можно предположить, что он олицетворяет собой искусство, а его жизнь (как и жизнь любого человека в принципе) – это самое ценное произведение.

импровизированная башня
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, отчасти похожих по смыслу на фильм “Внутри”:

  • “Питомец” (Испания, США, 2016 год). Сэт работает в приюте для животных. Однажды он встречает свою школьную любовь и начинает сталкерить ее, а потом похищает.
  • “Бесконечность” (Австралия, 2015 год). В картине рассказывается история Уита Кармайкла, единственного выжившего после биологической катастрофы.
  • “13 камер” (США, 2015 год). Молодожены Клэр и Райан переезжают в новый дом. За ними начинает следить домовладелец.
  • “Ускорение” (ЮАР, США, 2015 год). Алекс – опытная воровка. Однажды ее уговаривают на последнее ограбление и… что-то идет не так.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.