Боль, зависимость, возмездие и другие смыслы нового триллера «Восставший из ада» 

Смысл фильма

Страна: США, Сербия

Жанр: ужасы

Год производства: 2022

Режиссёр: Дэвид Брукнер

Актёры: Одесса Эзайон, Адам Фэйзон, Дрю Старки, Горан Вишнич, Джеми Клейтон

Сюжет и смысл фильма «Восставший из ада» («Hellraiser»), вышедшего в 2022 году, продолжают развивать франшизу, начатую Клайвом Баркером в восьмидесятых. Однако на этот раз картина стала не продолжением предыдущих частей, а перезапуском. Разберёмся в её содержании и представим свою трактовку.

Список фильмов франшизы

Франшиза официально состоит из десяти фильмов (считая с фильмом 2022 года — из одиннадцати):

  • «Восставший из ада» (1987);
  • «Восставший из ада – 2» (1988);
  • «Восставший из ада – 3: Ад на земле» (1992);
  • «Восставший из ада – 4: Кровные узы» (1996);
  • «Восставший из ада – 5: Инферно» (2000);
  • «Восставший из ада – 6: Ищущий ада» (2002);
  • «Восставший из ада – 7: Мертвее мёртвого» (2003);
  • «Восставший из ада – 8: Мир ада» (2005);
  • «Восставший из ада: Откровения» (2011);
  • «Восставший из ада: Правосудие» (2018).

Однако существует ещё три короткометражных спин-оффа, объединённых общим заголовком «Хроники восставшего из ада»:

  • «Одержимый (1994)»;
  • «Вопрос веры (2005)»;
  • «Дарующий жизнь (2009)».

Кроме того, в рамках франшизы планируется запустить сериал-антологию. Также по «Восставшему из ада» есть целая серия комиксов и книг (среди них даже кроссовер со вселенной Артура Конан Дойля, где героем является Шерлок Холмс).

Джеми Клейтон
Джеми Клейтон в роли Пинхэд. Кадр из фильма.

Самый первый, и, по мнению многих, лучший фильм ужасов во всей франшизе, являлся экранизацией повести Клайва Баркера. Остальные картины были либо продолжением, либо спин-оффами первой части (иногда с элементами приквелов).

Так или иначе сюжет всех частей строится вокруг шкатулки, изобретённой мастером восемнадцатого века по имени Филипп Лемаршан. Она представляла собой головоломку, разгадав которую, её обладатель открывал дверь в ад – или скорее, в некое таинственное иное измерение, ассоциирующееся с адом. Через эту дверь в мир людей проникали сенобиты – страшные существа, бывшие люди. Один из них, получивший прозвище «Пинхед» («Иголкоголовый»), запомнился зрителям больше всего.

Сенобиты несли людям страдания, пытки. Однако сами они воспринимали их как высшую степень удовольствия – благодаря своему извращённому сознанию и влиянию их главного божества.

Концепция первых двух фильмов строилась, однако, не вокруг сенобитов, а вокруг людей, попавших в ад и стремящихся вернуться обратно в мир людей. Отсюда и название. Можно сказать, что сенобиты даже не были антагонистами, злодеями как таковыми. Они являлись некими жрецами, наказывающими (или, по их мнению, наоборот – вознаграждающими) людей за стремление к удовольствиям. Однако с выходом каждого нового фильма их мотивация претерпевала изменения. В конце концов они превратились в некое вселенское зло, желающее поработить мир. Да и в принципе качество серии ближе к финалу серьёзно упало.

Перезапуск «Восставшего из ада» в 2022 году был призван, с одной стороны, вернуть франшизу к её истокам, с другой – осовременить её.

Сюжет фильма

Новый «Восставший из ада» начинается с кадров Белграда (Сербия). Некая женщина меняет чемодан с деньгами на ящик, внутри которого находится та самая шкатулка Лемаршана, известная всем, кто смотрел оригинальную франшизу. Впрочем, нам неизвестно, какое объяснение происхождения этого предмета авторы могут предоставить в гипотетических следующих частях, поэтому можно называть её просто: головоломка.

Доставку таинственного артефакта заказал богач Роланд Войт. Мы переносимся в его особняк в штате Массачусетс (США), где происходит оргия, на которой оказался парень по имени Джоуи. Он встречается с женщиной, которая в предыдущем эпизоде покупала головоломку. Её зовут Сирена и она помощница Войта.

Женщина говорит, что богач непременно захочет познакомиться с парнем, так что тому следует прийти в назначенное время в комнату, находящуюся в конце коридора. Джоуи принимает приглашение. Зайдя в комнату, он видит в её центре головоломку. Теперь это не куб, как было изначально – похоже, предмет изменил свою конфигурацию.

Джоуи берёт его в руку. Появляется Войт, который настаивает на том, чтобы парень нашёл разгадку головоломки. В тот момент, когда Джоуи это делает, в его руку вонзается лезвие. Оказывается, это была ловушка. Парень пытается убежать из комнаты, но на его пути оказываются специальные металлические ворота.

Головоломка принимает конфигурацию Левиафана (такую же имеет одноимённое верховное божество сенобитов), известную зрителям по второй части. В Джоуи вонзаются крюки на цепях, и он подвергается страшным пыткам. Войт ставит артефакт перед собой и, смотря наверх в сгустившиеся тучи, просит аудиенцию у Левиафана.

Мы переносимся на шесть лет вперёд и знакомимся с главной героиней – девушкой по имени Райли, а также её парнем Тревором, соседкой Норой, братом Мэттом. С ним живёт его парень Колин. Райли пытается справиться с алкоголизмом и наркоманией и проходит программу реабилитации. Она тоже временно живёт с Мэттом. Последний проявляет заботу, но девушка воспринимает это как попытки её контролировать.

Уже в следующей сцене Райли и Тревор пьют алкоголь и рассуждают о том, какие есть лёгкие способы достать деньги. Парень говорит, что знает один склад, который не охраняется. Там находится сейф, но что в нем – неизвестно. Райли поддерживает идею совершить ограбление. Затея удаётся. А таинственным содержимым сейфа оказывается всё тот же ящик, замаранный внутри кровью, с головоломкой.

Райли забирает артефакт себе. Вернувшись домой, она ссорится с братом, которому надоел её образ жизни и постоянное нарушение обещаний завязать с алкоголем и наркотиками.  Мэтт выгоняет Райли из дома, и та тут же отправляется на улицу. Ночью на детской площадке девушка принимает наркотики и начинает разгадывать головоломку. Это ей удаётся, выскакивает клинок, но не ранит. Появляются сенобиты и говорят, что лезвие предназначалось Райли.

Один из них (на вид: женская версия иглоголового сенобита из предыдущих частей по прозвищу Священник) говорит, что теперь девушка должна найти другую жертву. Из грудной клетки Райли взметаются цепи с крюками, которые цепляют лежащего Мэтта. Последний резко просыпается от такого кошмара, отправляется искать сестру и находит её на детской площадке без сознания под воздействием наркотиков. Мэтт случайно хватает головоломку и режет руку о лезвие.

шкатулка Лемаршана
Кадр из фильма.

Артефакт впитывает его кровь и принимает другую конфигурацию. С парнем же разделываются сенобиты. В туалете, где он пытался вымыть руки, от него остаётся лишь кровавое пятно. Перед расправой и исчезновением Мэтт (вместе со зрителями) слышал звук, напоминающий колокольный звон.

Райли даёт показания полиции, рассказывает об исчезновении сожителя и отправляется к Тревору. Занимаясь с ним любовью, она видит одного из сенобитов. Шокированная, девушка излагает о произошедшем Тревору, предлагает проверить, как работает головоломка, но парень отказывается прикасаться к ней.

Пытаясь найти Мэтта, Райли и Тревор выясняют имя человека, указанного в договоре по аренде контейнера. Им оказывается Сирена – помощница Роланда Войта. Молодые люди навещают её в больнице – женщина страдает от смертельной болезни. Она говорит, что Райли наверняка видела сенобитов, которых Войт называл ангелами – впрочем, этот человек был садист, так что «дьявол не распознал дьявола».

По её словам, головоломку не хранили, а прятали в сейфе, и её нужно вернуть. Сирена хватает артефакт, Райли пытается его отнять. В ходе этой стычки лезвие вонзается в руку женщины. Как и в прошлый раз, артефакт после происшествия меняет конфигурацию, а к «помеченной» жертве приходят сенобиты, подвергая её изощрённым пыткам.

Райли с помощью интернета узнаёт, что Роланд Войт исчез шесть лет назад, а перед ним – несколько работников его особняка. Девушка отправляется в это место в надежде найти брата. Там она обнаруживает ту самую комнату жертвоприношений с подвижной металлической решёткой. В кабинете Войта Райли находит его дневник. Из записей в нём девушка узнаёт о сенобитах: «Каждый сенобит уникально разрезан и искалечен – более, чем может выдержать человеческое тело». Также из дневника следует, что головоломка имеет шесть конфигураций:

  • Lament (Ламент – Жизнь);
  • Lore (Лор – Знания);
  • Lauderant (Лаудерант – Любовь);
  • Liminal (Лиминал –Чувственность);
  • Lazarus (Лазарь – Воскрешение);
  • Leviathan (Левиафан – Власть).

В доме Войта Райли видит брата, но это оказывается иллюзией. В особняк, чтобы остановить девушку в её поисках, проникает вся компания: Тревор, Колин и Нора. Райли рассказывает о найденном дневнике, в котором также сказано, что, открыв последнюю комбинацию головоломки под названием Левиафан, можно получить аудиенцию с одноимённым «богом».

Эта сущность для каждого, кто дошёл до этой стадии, исполняет желание, соответствующее названию одной из шести конфигураций артефакта. Райли надеется с помощью желания «Лазарь» воскресить брата. Для этого нужно пройти три оставшиеся стадии, пометив лезвием головоломки жертв.

Одесса Эзайон
Одесса Эзайон исполнила роль Райли. Кадр из фильма.

Тем временем Нора, оставшись на время в одиночестве, находит тайную комнату. Она заходит туда и оказывается взаперти. Там её головоломкой с лезвием ранит в спину Роланд Войт. Девушка вырывается из ловушки, но поздно – она помечена как следующая жертва. Друзья пытаются увезти Нору в больницу. Та, садясь в машину, говорит, что слышит колокола. Опять открывается портал, через который приходят сенобиты, забирают Нору и подвергают пыткам.

Выжившие попадают в аварию и решают вернуться к особняку, где остался ещё один автомобиль. Райли пытается выкинуть головоломку. Её останавливает сенобит Священник, настаивая, что нужно принять вызванные страдания – впереди великое наслаждение. Жрецы боли хотят, чтобы жертвоприношение продолжалось. На вопрос «Что вы такое?» сенобит отвечает: «Мы исследователи новых границ опыта в области чувственности, наши дары беспредельны». Священник говорит, что Райли знает, что они могут предложить – воскрешение брата. Синобит помечает девушку с помощью лезвия, добавляя, что теперь она в их руках. Райли нужно пометить ещё двух людей или же она станет жертвой сама.

Чтобы спровоцировать героиню пометить клинком оставшихся друзей, Священник направляет в их сторону другого сенобита – Щелкуна. Тот проходит мимо Колина, но ранит Тревора. Райли вонзает лезвие в Щелкуна. Цепи с крюками впиваются в сенобита и его разрывает на части. Головоломка трансформируется – остаётся ещё одно жертвоприношение.

Друзья добираются до особняка и опускают железный каркас, чтобы сенобиты не могли туда проникнуть. К оставшемуся наедине Тревору подходит Роланд Войт (в его теле находится причиняющий боль механизм) и обвиняет парня в том, что тот отклонился от изначально намеченного плана. Ведь приспешник должен был сам открыть головоломку и совершать жертвоприношения, а не отдавать её Райли.

Девушка собирается заманить одного из сенобитов и ранить его. Друзья открывают проход в здание, Райли выходит наружу. Она просит сенобитов забрать её – также как забрали остальных. Те возражают: «Мы их не забрали, а освободили».

Затея не удаётся: один из сенобитов попадает в ловушку, но вмешивается Войт, который берёт головоломку и вонзает лезвие в Колина. Злодей также разоблачает Тревора перед остальными: парень работал на него и фактически помогал приносить друзей в жертву за деньги. Войт рассказывает, что он уже добирался до конфигурации Левиафан и загадал своё желание в соответствии с конфигурацией «Лиминал» – «Чувственность», поскольку испробовал все наслаждения на свете, но хотел ещё больше. Но синобиты сыграли с ним злую шутку: теперь он чувствуют всё гораздо острее благодаря встроенному в тело механизму, который буквально тянет его за нервы и причиняет жуткую боль. Снова дойдя до стадии аудиенции, Войт хочет избавиться от этой муки.

Горан Вишнич
Горан Вишнич сыграл роль Войта. Кадр из фильма.

Тревор открывает проход в здание для сенобитов, которые настигают Колина. Головоломка трансформируется в финальную конфигурацию. Войт просит аудиенцию перед Левиафаном. Последний в виде огромной геометрической фигуры повисает над зданием. В его направлении прямо из головоломки взмывает вверх кровь жертв. Войт с помощью той же железной решётки запирает сенобитов и требует, чтобы они избавили его от встроенного в его тело механизма.

Райли крадёт головоломку и снова открывает проход в центр зала для сенобитов. Она подбегает к Колину, для которого уже начинается пытка, и просит пощадить его. В ответ сенобит предлагает выбрать другую жертву. Тогда девушка вонзает головоломку в Тревора, с которым существа немедленно расправляются.

Войт встаёт на колени перед Священником – теперь он в положении проигравшего. Он умоляет избавить его от мук и дать ему умереть. Но сенобит говорит: «Хода назад нет. Как только ты пересёк порог, ты можешь лишь искать новые пороги – всё выше и выше. Дары нельзя отдарить – можно лишь произвести обмен».

Священник говорит, что на самом деле Войт никогда не искал чувственности – все его удовольствия и достижения были во власти. Поэтому сенобит предлагает ему конфигурацию Левиафан – то есть желание под названием «власть». Войт соглашается. Механизм исчезает из его тела, раны зарастают.  Однако далее в него вонзаются крюки на цепях и его тело уносится в сторону парящей геометрической фигуры – Левиафана. Ведь, по словам Священника, власть сенобитов лежит в доминации, в полноправии мучений.

Райли выходит в центр зала. Сенобиты спрашивают её, какое из желаний в соответствии с конфигурациями она хочет осуществить. Чтобы соблазнить девушку на выбор воскрешения, они снова показывают ей брата в его прижизненном обличии. Однако понимая, что эти существа исполняют желания всегда с подвохом, героиня отказывается от выбора. Это означает, что её удел Ламент – жизнь, полная сожалений. Теперь Райли будет жить, постоянно осознавая, что она стала причиной страданий для её друзей.

В концовке нам показывают Роланда Войта, который теперь находится в адском измерении на некоем распятии. Его плоть трансформируется – с помощью мучения он превращается в нового сенобита.

Брэндон Флинн
Роль Мэтта сыграл Брэндон Флинн. Кадр из фильма.

Персонажи

Ещё раз пробежимся по описанию основных персонажей фильма:

  • Райли – главная героиня, молодая девушка, ведущая разгульный образ жизни, страдающая от наркомании и алкоголизма.
  • Мэтт – её брат, искренне пытающийся заботиться о ней, но предстающий перед сестрой в роли надоедливого контролирующего опекуна.
  • Колин – добрый бойфренд Мэтта.
  • Нора – соседка героев по квартире.
  • Тревор – парень Райли, раскрывающийся в конце фильма с негативной стороны.
  • Роланд Войт – богач-миллиардер, садист, властолюбец, искатель удовольствий.
  • Сирена – его помощница.

Отдельно и чуть подробнее стоит перечислить сенобитов как персонажей, которые дополнят лор вселенной фильмов ужасов рассматриваемой серии. В «Восставшем из ада» версии 2022 года их всего семь:

  • Пинхед (Иголкоголовый) – вариация классического лидера группировок сенобитов, которого также называют Инженер или Священник (в титрах фильма 2022 года указано последнее прозвище – The Priest). Изначально иглы в его голове должны были намекать на предрасположенность человека, которым раньше было это существо, к употреблению наркотиков (в версии 1987 года это был английский солдат времён Первой мировой войны). Однако у нового Пинхеда, вероятно, другая предыстория, которую в новом фильме не раскрыли. Теперь он больше похож на оригинального персонажа из повести Клайва Баркера – там сенобит имел как женские, так и мужские черты. Не зря актёр, исполнивший роль Пинхеда в версии 2022, является женщиной-трансгендером.
  • Правая рука Пинхеда, чьё имя можно перевести как «Удушье» или «Вздох» (в титрах: «The Gasp») – переосмысление женщины-сенобита из первой части.
  • Асфикс (в титрах: «The Aspyx») – слепой сенобит с тяжёлым дыханием. Вероятно, его прозвище также отсылает к удушью – асфиксии.
  • Плакса (в титрах: «The Weeper») – тёмное существо с кровавыми следами под глазами. Также как во многих сенобитах, в его тело воткнуты иглы – длинные и короткие.
  • Щелкун, или Болтун (в титрах: «The Chatterer») – сенобит с постоянно щёлкающими челюстями. Ещё одно переосмысление существа из ранних фильмов.
  • Мать (в титрах: The Mother») – ещё один сенобит, отдалённо напоминающий женщину-монашку и мелькнувший в фильме лишь раз.
  • Маска (в титрах: «The Masque») – сенобит с лицом, напоминающим маску. Как и Мать, в качестве истязателя-палача в фильме не задействован и, вероятно, добавлен для количества и нужной атмосферы в эпизодах.
Тревор
Дрю Старки исполнил роль Тревора. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Восставший из ада» – в том, что каждый из основных действующих лиц получил по заслугам. Роланд Войт всю жизнь был садистом, желающим новых удовольствий и власти. И то, и другое он получил от сенобитов в извращённой форме. Удовольствие в их понимании – и есть боль. Ведь она раскрывает новые грани чувственности. А власть – это власть жрецов боли над теми, кто помечен в качестве их жертвы. Поэтому Войт вместо избавления от мук становится новым сенобитом.

Тревор прислуживал Войту и стал предателем – его настигает кара. Райли благодаря своему эгоизму подвергла друзей опасности и часть из них стали жертвами сенобитов. Теперь она обречена жить с гнетущим ощущением вины и сожалением о том, что никогда не сможет вернуть дорогих ей людей.

Такое объяснение концовки, с одной стороны, возвращает франшизу к оригинальной концепции, в рамках которой сенобиты не были банальным злом, а были, по сути, лишь инструментом для наказания грешников. Головоломка изначально попадала в руки тех, кто шёл по неправедному пути и заслуживал наказания. Положительные персонажи избегали кары. Но, с другой стороны, в новом «Восставшем из ада» есть персонажи-жертвы, являющиеся если не положительными, то по крайней мере нейтральными. И в этом прослеживается общность с менее проработанными поздними частями франшизы.

Недочёты

К сожалению, подобных вещей, разрушающих отличный концепт, в фильме достаточно много. Создатели новой картины с уважением отнеслись к оригиналу, но всё же добавили детали, напоминающие не слишком продуманные детали слэшеров нулевых. Фильм в принципе похож на них по строению: молодые люди, не вызывающие большой симпатии, по очереди становятся жертвами. Только вместо маньяков здесь сенобиты.

Даже детальный разбор фильма не даст ответ на вопрос, какой был смысл затевать авантюру с «кражей» головоломки. Почему Роланд Войт не мог, пользуясь своими деньгами и связями, продолжать приносить жертвы самостоятельно в своём поместье? Зачем ему понадобился Тревор? Зачем он ждал целых шесть лет? Почему Войт решил, что, если головоломку получит кто-то другой (Тревор или Райли), всё равно право загадывать желание принадлежит ему?

Почему богач не попробовал получить медицинскую помощь, чтобы вынуть механизм из своего тела, а вместо этого пытался самостоятельно снять устройство? Почему металлические решётки останавливают не только людей, но и сенобитов? Ведь нам показали, что эти существа могут проникать в любое место через порталы.

Увы, здесь нет скрытого смысла, дающего разумное объяснение – это всё лишь сюжетные дыры.

Одесса Эзайон
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Стоит отметить, что авторы всё же сумели внести в франшизу что-то свежее и оригинальное. Теперь головоломка «помечает» своих жертв и в итоге исполняет желание «охотника» в извращённой форме. Сами же жертвы, похоже, умирают. В то время как в предыдущих частях они становились узниками, служителями ада или сенобитами. Само это место показано как иное измерение (пусть лишь в самой концовке) без прямых намёков на ад христианский. Хотя библейские отсылки здесь есть. Например, названия конфигураций головоломки: Лазарь, Левиафан. Первый – персонаж Нового Завета, воскрешённый Христом после смерти. Второй – персонаж Старого Завета, представляющий собой морское чудовище.

Если искать смысл картины, то придётся признать, что авторы его немного «недокрутили». Всю историю можно воспринимать как избавление Райли от зависимости. Она хочет избавиться от наркомании, но не может. Она пытается вернуть брата, который погиб, и ей это также не удаётся. Как бы тяжело ни было, она принимает этот факт (а соблазн попросить у сенобитов воскрешения был велик). Кроме того, Райли избавляется от Тревора, который тянул её на дно.

Смысл «боль как иная форма удовольствия», которым наполнена вся франшиза и новая картина в том числе, скорее, ближе к концепции, чем к сути фильма.

Создатель оригинала Клайв Баркер использовал эту задумку, вдохновившись изучением мазохистов и целого пласта культуры, особенно изобразительного искусства, в котором акцент делается на физических страданиях. Но интересно, что в новом «Восставшем из ада» боль душевная поставлена в один ряд с истязаниями тела – ведь именно такое наказание-награду получила от сенобитов Райли.

Вместо глубины создатели дают зрителю аттракцион страха и мрачную атмосферу. В этом плане новый фильм франшизы мало чем отличается от большинства хорроров.

смысл головоломки
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Исполнитель желаний» (США, франшиза 1997-2001): серия хорроров, где главным антагонистом предстаёт джинн, исполняющий желания людей слишком буквально.
  • «Кошмар на улице Вязов» (США, франшиза 1984-1994): ещё одна знаменитая серия хорроров, посвящённая маньяку, приходящему во снах – Фредди Крюгеру.
  • «Байки из склепа» (США, сериал 1988 — 1996): антология поучительных ужастиков.
Как вам фильм?
Пожалуй, лучший из всей франшизы.
24.24%
Похоже, тема исчерпала себя, фильм вторичный и неинтересный.
15.15%
Стоило посмотреть, но в целом ничего особенного.
42.42%
Сплошное разочарование.
18.18%
Проголосовало: 33
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.