Адам, ты сам себе «Враг»: почему герою триллера мерещатся пауки 

фильм Враг 2013 Смысл фильма

Страна: Канада, Испания

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2013

Режиссёр: Дени Вильнёв

Актёры: Джейк Джилленхол, Сара Гадон, Мелани Лоран, Изабелла Росселини

Слоган: «Опасайся встречи с самим собой»

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Режиссёр Дени Вильнёв, ранее делавший крепкие драмы и переключившийся в последнее время на фантастические блокбастеры со своим уникальным авторским видением, в 2013 году снял необычное кино-головоломку. Это «Враг» с Джейком Джилленхолом в главной роли. Смысл фильма «Враг» («Enemy») не банален, не явен, но сам по себе довольно прост. Правда, чтобы до него докопаться, придётся проявить немало стараний.

Сюжет и его объяснение

Прежде всего, чтобы поиски скрытого смысла не пошли в неверном направлении, стоит процитировать слова самого режиссёра. Дени Вильнёв даёт такое объяснение: «Я думаю, это документальное кино о моём подсознании — ну или о подсознании персонажа Джейка Джилленхола. Это фильм о герое, который решает уйти от своей любовницы, чтобы вернуться к беременной жене. Мы наблюдаем за этой историей с точки зрения его подсознания».

Джейк Джилленхол
Главную роль Энтони (Адама) сыграл Джейк Джилленхол. Кадр из фильма.

«Документальное кино» — под этими словами, разумеется, не стоит понимать, что происходящее в фильме «Враг» — это фиксация реальности. Скорее, режиссёр хочет сказать, что это некое откровение, правдивый показ его чувств и чувств героя.

Итак, содержание картины имеет к реальности косвенное отношение. Изложенные в фильме события происходят даже не в голове героя. Это некое отражение его тревог по поводу отношений с женщинами — женой и любовницей. Поэтому ответ на вопрос, кто из персонажей настоящий, а кто нет, прост: никто. В контексте показанного на экране они все — проекции подсознания. Однако описание их взаимодействия даст многое для понимания того, что происходило в действительности.

«Враг» начинается со слов матери героя, записанных на автоответчик. Она волнуется за него, напоминая в каких ужасных, по её мнению, условиях сын живёт. Тут же мелькает кадр с беременной Хелен. Экран завешивает плашка со словами: «Хаос — это ещё не расшифрованный порядок». Актёр Энтони несёт ключ от тайного секс-клуба и заходит туда с другими мужчинами. Там они наблюдают за мастурбирующей женщиной. Другая девушка вносит поднос с пауком и заносит над ним каблук, готовясь раздавить.

Нам показывают учителя Адама, который ведёт лекцию по историю в институте. Его первые слова: «Контроль, всё дело в контроле». Он рассуждает о диктатуре, о том, как такая форма правления цензурирует и подавляет проявления индивидуальности. Далее он говорит: «Это нужно запомнить. Такая модель всегда повторяет себя в истории». В другой лекции Адам процитирует философов: «Гегель сказал, что все великие события повторяются. Карл Маркс добавил: «Первый раз это трагедия, а во второй — это фарс». Эта повторяющаяся модель будет отражена в фильме и после разбора станет ясна в конце.

преподавание Адама
Кадр из фильма.

Мы видим паутину проводов, опутавших Торонто. Адам после работы направляется домой и проходит мимо граффити, на котором изображены «штампованные» одинаковые люди, бросающие руки в фашистском приветствии — ещё одна отсылка к диктатуре, подавляющей индивидуальность.

Жизнь у Адама серая. Его работа монотонна, его лекции всегда об одном и том же. Его комната пуста — в ней только кровать и компьютер. Даже отношения и секс с девушкой по имени Мэри скучны и однообразны.

На работе коллега советует Адаму посмотреть фильм под странным названием «Если имеется желание, то найдётся и способ его удовлетворить». Герой ищет в прокате фильм, а на фоне играет песня «Bob Kuban & The In-Men» – «Cheater» («Изменник»). В ней поётся о человеке, который влюбляет в себя девушек, а затем бросает их, причиняя им боль.


Адам с трудом досматривает фильм, после чего начинает агрессивно приставать к Мэри. Та отталкивает его. Адам засыпает и ему снится сюжет просмотренной ленты, где эпизодическую роль портье гостиницы играет очень похожий на него на него человек. Герой просыпается и обнаруживает, что двойник действительно существует — это актёр Дэниел Сент-Клер (в жизни — Энтони Клер). Адам сравнивает его фотографию на сайте кинокомпании со своим изображением на разорванном снимке. На отсутствующей половине карточки, вероятно, девушка. Скорее всего, это она разорвала фотографию после расставания.

Адам приходит в видеопрокат за другими фильмами с этим актёром. На фоне ещё одна подсказка: постер с кадром из фильма «Атака 50-футовой женщины». И в этом кино также фигурирует измена. Изменник — муж героини.

Герой маскируется под своего двойника и приходит в офис кинокомпании, где его «узнаёт» охранник и передаёт предназначенный для актёра конверт с пометкой «Лично и конфиденциально». На конверте есть адрес и телефон Энтони.

Мелани Лоран
Мелани Лоран сыграла роль Мэри, любовницы главного героя. Кадр из фильма.

Учитель звонит домой актёру. Ответившая на звонок женщина (беременная Хелен) думает, что её разыгрывает Энтони, поскольку голоса мужчина идентичны. После неудачных попыток Адам дозванивается до актёра, чтобы договориться о встрече. Мы знакомимся с Энтони. Он обеспечен, носит стильную одежду, любит чернику. Жена не доверяет ему. Она расспрашивает мужа о странном звонке. Энтони говорит Хелен, что звонил его фанат, та смеётся — вероятно, актёр не настолько знаменит или же вовсе таковым не является. Чувствуя подвох, девушка обвиняет мужа во лжи со словами: «Ты снова встречаешься с ней?». Энтони раздражён. Таким образом, становится понятно, что он ранее изменял жене и после случившегося находится под её давлением.

Хелен наведывается на работу к учителю Адаму. Когда она смотрит на него во время перерыва между занятиями, её взгляд полон боли и огорчения. Адам спрашивает её, сколько месяцев беременности девушки. Та отвечает: «шесть». Как мы узнали ранее, столько же времени актёр Энтони не появлялся на работе. Хелен звонит мужу. Тот берёт трубку, но только когда Энтони уходит с поля зрения девушки.

Хелен признаётся мужу, что ходила посмотреть на Адама. Она глубоко расстроена и спрашивает Энтони: «Что происходит?». Энтони отвечает, что ничего не понимает. Но Хелен, плача, говорит: «Думаю, ты знаешь. Всё ты знаешь». Сразу после этого мы видим голую девушку с паучьей головой, идущую по коридору. Когда Адам подходит к номеру, где он договорился встретиться с Энтони, он видит девушку, которая точно так же идёт по коридору.

Двойники встречаются, убеждаются в своём сходстве, обнаруживая на своих телах даже один и тот же шрам. Адам в смятении покидает номер, перед этим вручив Энтони тот самый конверт. Актёр начинает слежку за учителем и за его девушкой. В трамвае он оценивает Мери с головы до ног, но отворачивается, пытаясь справиться с искушением.

жена Энтони
Роль Хелен, жены Энтони, сыграла Сара Гадон. Кадр из фильма.

Адам посещает свою мать, рассказывая о случае в отеле. Та говорит, что у сына не может быть никакого двойника и, вероятно, у мужчин есть существенные различия. Она говорит: «Меньше всего тебе нужны встречи со странными людьми в отелях. Хватит того, что ты не можешь ужиться с женщиной». Это перекликается с тем, что нам известно не об Адаме, а об Энтони — он не может хранить верность жене. Мать говорит, что сыну пора перестать строить иллюзии по поводу карьеры актёра, ведь у него уже есть хорошая работа и неплохая квартира (а мы помним, что фильм начинался с её слов о квартире, находящейся, наоборот, в плачевном состоянии).

Кроме того, на слова о том, что Адам не любит чернику, она отвечает: «Конечно, любишь». Всё это свидетельствует о том, что для неё двойники — это один человек. Очевидно, это преподаватель, мечтающий об актёрстве, и испытывающий проблемы с отношениями в браке. Сразу после этого разговора мы видим гигантского паука, который шагает по Торонто.

Энтони заявляется на квартиру к Адаму и спрашивает, спал ли тот с его женой Хелен. А Адам даже не может ничего ответить. Актёр настаивает на том, чтобы поменяться местами с учителем — он хочет переспать с его девушкой Мэри, после чего собирается исчезнуть из жизни Адама. «Тогда мы будем квиты» – говорит Энтони.

Пока актёр исполняет своё желание, учитель идёт на квартиру к Энтони, выдавая перед беременной Хелен себя за него. Кстати, туда Адам попадает с помощью швейцара, который является одним из посетителей секс-клуба, показанного в самом начале фильма. Швейцар говорит, что хотел бы снова попасть в это место, но организаторы сменили замок и прислали новые ключи участникам клуба, одним из которых, вероятно, является Энтони.

В доме актёра Адам видит ту самую фотографию, которая была у него в разорванном виде. Там Энтони изображён вместе со своей женой — Хелен. Другую логичную трактовку вряд ли можно придумать: смысл в том, что и актёр, и учитель — это один и тот же человек.

Адам и Энтони
Адам и Энтони в исполнении Джека Джилленхола. Кадр из фильма.

Адам и Хелен ложатся в постель. Хелен спрашивает у Адама: «Как прошли занятия?». Здесь должно стать окончательно ясно, что и для неё оба мужчины — это один человек.

Энтони занимается сексом с Мэри. Но та внезапно обнаруживает, что её любовник — не Адам. Ведь у того нет следа от кольца на пальце.

Адам плачет и просит у Хелен прощения, она просит его остаться.

Мы наблюдаем ссору Энтони с Мэри в движущемся автомобиле, в результате чего происходит авария. На разбитом стекле перевернувшейся машины мы видим узор паутины. Об этой или похожей аварии наутро сообщают по радио в квартире Энтони.

Наконец сцена в финале, повергнувшая многих в шок при первом просмотре. Адам-Энтони (грань между персонажами окончательно стирается) вскрывает конверт и находит там ключ от секс-клуба. На нём выгравировано слово «Unica» («Единственный» на латыни — снова намёк на единство двух ипостасей).

Хелен напоминает герою о звонке матери. Тот говорит, что вечером ему нужно будет уйти по делам — очевидно, на самом деле он собирается в секс-клуб. Ответа герой не получает. Он заходит в комнату и видит гигантского паука, который, будто спасаясь, сжимается перед ним. Адам-Энтони, глядя на это, вздыхает с печальным и смиренным видом.

Мама Энтони
Изабелла Росселлини в роли мамы главного героя. Кадр из фильма.

Адам и Энтони

Итак, никаких двойников нет. Есть две стороны одной личности — женатого преподавателя истории, мечтавшего о профессии актёра. Адам олицетворяет её подавленную сторону, Энтони — другую, наглую и разнузданную. Весь фильм мы наблюдаем их противоборство. Воссоединяются они только в концовке.

Из-за чего происходит эта борьба? Из-за проблемы героя — он патологический изменник. Его тянет к другим женщинам (посещает секс-клуб, заводит любовницу) и ничего не может с этим поделать.

Хелен

Хелен — беременная жена героя, которая с болью наблюдает за тем, как её муж борется и никак не может обуздать свою неверную натуру. Тот делает вид, что всё в порядке и не знает, чем девушка так расстроена. Она говорит: «Всё ты знаешь». Так и есть. Настоящий Адам-Энтони всё прекрасно понимает, но подавить свои желания не может. Хелен же не может на него повлиять — давление и призывы к совести не помогают. Остаётся лишь ощетиниться, словно паук, перед очередной изменой.

Мэри

Мэри — любовница героя. Адам-Энтони бросает её, чтобы вернуться к жене. Этот разрыв символизирует авария. Похоже, в действительности это происшествие имело место и в результате него жена героя узнала об измене. Ссора говорит о том, что и с этой девушкой герой не способен ужиться. Вероятно, его всё равно тянет к другим. Когда он пытается быть с одной женщиной, его отношения похожи на будничную рутину — как показанные отношения Адама и Мэри.

Объяснение концовки: что означает сцена с пауком

Смысл сцен с пауками в том, что эти существа в фильме олицетворяют женщин. Точнее, опасения героя, связанные с женщинами. Он боится потерять свободу, боится контроля, боится, что его затянут в паутину обязанностей. Всё это ему сулит беременность жены.

У героя контролирующая мать. Самого большого паука в фильме мы видим именно после единственной сцены с ней. Вероятно, корень проблем заложен ещё в детстве героя, когда его свобода жёстко подавлялась. Скорее всего, под давлением матери Адам-Энтони стал преподавателем, а не актёром — нашёл себе «нормальную работу». Она решала и продолжает решать всё за него. Даже на слова «Я не люблю чернику» мать твёрдо и настойчиво отвечает: «Конечно, любишь», не терпя никаких возражений.

Герой боится, что такой же «паучихой» станет его жена. Апогеем его страхов является финальная сцена с гигантским тарантулом. Но интересна реакция Адама-Энтони. Он вовсе не в панике. Он лишь печально вздыхает. Почему?

Потому что один цикл закончился и начался новый. Это то, о чём говорил герой на лекциях: первый раз — трагедия, второй и последующий — уже фарс. Мужчина бросил беременную жену, ушёл к любовнице, бросил и её, решил принять свои семейные обязанности (вспоминаем паутину на стекле разбившегося автомобиля сразу после этого решения).

Он воссоединил свою личность – «упорядочил хаос». Но похоть всё равно берёт вверх, как бы он ни старался. Герой всё равно идёт в злополучный секс-клуб и встречает сопротивление жены — ощетинившегося паука. Адам-Энтони понимает, что всё будет повторяться. Он будет бороться со своей похотью и страхами, но существенно ничего не изменится. Он также будет изменять, делая вид, что всё в порядке.

Энтони с беременной женой
Кадр из фильма.

Интересно, что такая разгадка и такое объяснение концовки достаточно сильно расходится с идеей романа «Двойник» Жозе Сарамаго, по мотивам которого снят фильм «Враг». События в произведениях перекликаются, но в книге вообще нет никаких пауков и ключей от секс-клуба. Акцент там сделан, скорее, на желании человека быть уникальным, неповторимым.

Смысл фильма

В чём же суть фильма «Враг»? И вообще: кто кому здесь враг? Вильнёв намеренно не стал делать название фильма идентичным названию романа Сарамаго. Именно потому, что заголовок картины подчёркивает проблематику, поднятую режиссёром, а не писателем. Адам-Энтони в фильме — враг самому себе. Его война происходила в его же подсознании. И она снова повторится. Герою остаётся лишь печально вздохнуть — мол, ничего не поделаешь. А каждый зритель уже для себя будет решать: действительно ли всё так безнадёжно?

Адам безнадежен?
Да. Горбатого (зачеркнуто) гулящего могила исправит.
55.87%
Конечно нет. Все в его руках.
35.2%
А что с ним не так?
8.38%
Другое (напишу в комментариях).
0.56%
Проголосовало: 179

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.