Конфликт поколений в фильме Гай Германики «Все умрут, а я останусь»

все умрут, а я останусь Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма

Год производства: 2008

Режиссер: Валерия Гай Германика

Актеры: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова

Слоган: “Недетская игра”

Награды и номинации: В 2008 г фильм стал победителем на Каннском кинофестивале.

Дебютный художественный фильм Валерии Гай Германики “Все умрут, а я останусь” не претендует на гениальность. Эта картина цепляет не глубокой философичностью и скрытым смыслом, а простотой, искренностью и стремлением показать жизнь такой, какая она есть. Смысл фильма “Все умрут, а я останусь” лежит на поверхности. Режиссер здесь затрагивает такие важные темы, как становление подростка как личности и отношения “отцов и детей”.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Все умрут, а я останусь”. Жанна, Вика и Катя – три закадычные подруги. Они учатся в одном классе и имеют общие интересы: мальчики и тусовки. На носу первая в их жизни дискотека, которая занимает все их мысли. Учиться им, конечно же, некогда.

три закадычные подруги
Полина Филоненко в роли Кати, Агния Кузнецова в роли Жанны, Ольга Шувалова в роли Вики. Кадр из фильма.

Однажды девчонки принимают безбашенное решение – уйти с урока геометрии. Это становится своеобразной точкой невозврата: узнав об этом от учительницы, родители наказывают Катю, из-за чего она решает убежать из дома. В ответ на это директор школы заявляет, что такое поведение неприемлемо и она, вероятно, отменит дискотеку.

На разборки к подругам приходит старшая девочка Настя. Она безапелляционно заявляет, что если Катя не вернется домой, у девчонок будут серьезные проблемы. Испугавшись угроз, Вика и Жанна уговаривают Катю вернуться домой. Понимая, что Катя теперь для всех является триггером, ее подруги договариваются пойти на дискотеку вдвоем. Оскорбленная Катя разрывает с ними отношения и тесно сходится с другой девочкой, Лялей.

В день дискотеки Жанна оказывается в компании распивающих в туалете вино старшеклассниц, а Вика отправляется на поиски нравящегося ей мальчика Алекса.

Вскоре на дискотеку приходит и вновь сбежавшая из дома Катя. Приметивший симпатичную девушку Алекс флиртует с ней на глазах у Вики и своей девушки Насти, а затем предлагает уединиться. Молодые люди отправляются в подвал, где происходит Катин “первый раз”. Вернувшись в школу, девушка встречает разъяренную мать, которая при всех дает ей звонкую пощечину. Катя пытается найти защиту у Алекса, но тот делает вид, что не знает ее, и уходит.

потерянные подростки
Кадр из фильма.

Вика потихоньку следует за ним, но вскоре ее подзывают к себе ребята из более старших классов. Один из них предлагает ей покурить марихуану, и Вика соглашается. Катя, в очередной раз убежав из-под навязчивой опеки, возвращается в школу. Там ее встречает Настя и из ревности избивает ее.

В конце фильма Катя возвращается домой. Родители, организовавшие поминки по бабушке девушки, пытаются вести себя с ней как ни в чем не бывало и даже делают шаг к примирению. Однако Катя мириться не готова.

Объяснение концовки

В финале девочка грубит родителям и произносит: “Все умрут, а я останусь”. После этого она закрывается в своей комнате и начинает рыдать.

Смысл концовки фильма “Все умрут, а я останусь” ясен: Катя, подверженная подростковому максимализму, полагает, что весь мир против нее. По ее мнению, друзья – предатели, родители – типичные повернутые на контроле “совки”, а небольшой эпизод на школьной дискотеке – крах всей ее жизни. Однако, будучи человеком крайне упертым, она уверена, что сама прекрасно справится со всеми – с текущими и с будущими проблемами.

Впрочем, зрители в своих разборах предлагают другое объяснение концовки. По их мнению, эта фраза характеризует не одну только Катю, но и всех ее подруг. Даже больше – целое поколение. С учетом того, что с ними произошло, смысл финальной фразы заключается в том, что им все нипочем. Даже если настанет конец света, они какими были, такими и останутся.

Смысл фильма

У фильма Гай Германики сразу после выхода появились как поклонники, так и хейтеры. Одни обвиняют “Все умрут, а я останусь” в излишней чернушности и в отсутствии смысла, другие хвалят режиссера за смелость и правдоподобное отражение на экране внутреннего мира типичного подростка нулевых.

Гай Германика, до этого известная созданием документальных картин, дебютировала с этим фильмом как режиссер художественного кино. Вероятно, именно по причине “документального прошлого” режиссера эта лента смотрится как сплошная сырая съемка чьей-то личной жизни.

Благодаря операторской работе (минимальное музыкальное сопровождение, камера, находящаяся в близком контакте с героинями) создается эффект присутствия. Зрителю достаточно доверяют, чтобы впустить его на свою личную территорию и позволить ему увидеть себя в наиболее уязвимые моменты. То есть зритель и сам словно бы становится персонажем этой тревожной, мрачной ленты.

Незаметно присутствуя в жизни трех главных героинь фильма “Все умрут, а я останусь”, зритель на их примере наблюдает, как утрачивается доверие подростков, как рушатся их жизни.

Вероятно, главная идея создания эффекта присутствия заключалась в том, чтобы указать зрителю на наличие острой социальной проблемы.

Да, Гай Германика рассуждает об “отцах и детях” – ее личной болью, отраженной чуть позже еще и в сериале “Школа”, является конфликт поколений.  В ее картине никто никого не слышит: между взрослыми и подростками идет необъявленная война. Но если вторым махать шашками простительно в силу возраста, то понять поведение первых очень сложно.

Суть фильма заключается в раскрытии такого понятия, как “отрицательная идентичность”. При такой форме взаимодействия с окружающими любой человек извне становится врагом. Индивид в каждом видит потенциального обидчика, врага, и поэтому выстраивает агрессивную защиту. В фильме “Все умрут, а я останусь” такими врагами являются все взрослые – от родителей до руководства школы.

К примеру, родителей героини картины воспринимают только как людей, от которых можно что-то получить – либо наказание, либо награду. Катины родители воспитывают ее излишне строго: за любой проступок ей грозит физическое наказание. Девочка, естественно, протестует.

Катя с мамой
Ольга Лапшина исполнила роль Катиной мамы. Кадр из фильма.

Когда ситуация доходит до точки кипения, родители наконец понимают, что проблема заключается в них, но, похоже, слишком поздно. Между ними возможен не мир, а временное перемирие. Дом для Кати перестал быть местом, в котором можно чувствовать себя в безопасности. Ясно, что она, даже остепенившись и повзрослев, сбежит от родителей снова – вероятнее всего, замуж.

Учителя – тоже враги. Школа, в которой всюду имеются решетки, больше напоминает исправительное заведение и даже тюрьму. Учителя, загнанные системой, относятся к ученикам, как к животным в зверинце. Они не учат их, а дрессируют. Именно поэтому буллинг среди учеников в этой школе – норма. Именно поэтому кровавая драка кажется естественным способом закончить конфликт. Руководство школы, кстати, тоже является врагом. Директора больше волнует престиж заведения, а сами ученики и их проблемы остаются ею непонятыми.

Впрочем, Гай Германика исследует не только тему конфликта поколений. Ей также интересна тема становления женщины в патриархальном обществе. Катя, Вика и Жанна проходят своеобразную инициацию. Проходят так, как считают нужным. Присутствующие в картине алкоголь, наркотические вещества, нецензурная лексика, половая распущенность – не нечто из ряда вон выходящее, а “новая нормальность” постсоветского общества.

Если смотреть образно, то Катя, Вика и Жанна могут быть дочерьми повзрослевших школьников из жуткой картины “Дорогая Елена Сергеевна”, современников “мальчика Бананана” из “Ассы” – с учетом этого их поведение уже не кажется странным…

школьницы-максималистки
Кадр из фильма.

Как и их родители, девочки тоже делят общество на “нас” и “их”. И точно так же будут делать их дети. Это порочный круг, из которого нет выхода…

Фильм Гай Германики не должен нравиться. Картину нельзя назвать красивой и даже поучительной: тех, кто это пережил, уже учить нечему, а для тех, кто только входит в этот период жизни, вряд ли этот фильм сможет от чего-то предостеречь. Однако, вероятно, эта лента поможет тем, кто хорошо помнит себя в свои 14-15 лет. В первую очередь, поможет лучше понять своих тинейджеров. Впрочем, избежать ошибок и жуткой “инициации” в этом возрасте все равно практически невозможно.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Все умрут, а я останусь”:

  • “Тринадцать” (США, Великобритания, 2003 год). Отличница Трейси знакомится с безбашенной Иви и, к ужасу матери, пытается во всем походить на новую подругу.
  • “Дорогая Елена Сергеевна” (СССР, 1988 год). К учительнице математики Елене Сергеевне пришли старшеклассники якобы поздравить ее с Днем рождения. На самом деле им ключ от сейфа, в котором хранятся их экзаменационные работы по математике.
  • “Детки” (США, 1995 год). На задворках Манхэттена живут обычные ребята, смысл жизни которых заключается в сексе, наркотиках и безбашенных поступках.
  • “Слон” (США, 2003 год). Несколько подростков начинают свой обычный день. Для каждого из них он закончится трагически.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Узнаете в этом фильме реальных подростков?
Да, типичные неблагополучные российские подростки.
56.13%
Больше того: узнаю себя в подростковом возрасте.
25.16%
Нет. Это скорее дикое исключение, чем правило.
14.19%
Ничего общего с реальностью.
1.29%
Другое (напишу в комментариях).
3.23%
Проголосовало: 155

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Денис

    Отличное КИНО, все в точку…

    Ответить
  2. Инесс

    Девчонки изначально больны – ни смерть бабушки их не колышет, ни живые закопанные рыбки, ни отношения с классом, учителями, родителями. Другие ученики класса выглядят нормальными людьми, а героини – мочалки и их совсем не жаль, если предел их мечтаний – секс в подвале с чужим парнем среди окурков и плевков…

    Ответить