Страна: Россия
Жанр: драма
Год производства: 2008
Режиссер: Валерия Гай Германика
Актеры: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова
Слоган: “Недетская игра”
Награды и номинации: В 2008 г фильм стал победителем на Каннском кинофестивале.
Дебютный художественный фильм Валерии Гай Германики “Все умрут, а я останусь” не претендует на гениальность. Эта картина цепляет не глубокой философичностью и скрытым смыслом, а простотой, искренностью и стремлением показать жизнь такой, какая она есть. Смысл фильма “Все умрут, а я останусь” лежит на поверхности. Режиссер здесь затрагивает такие важные темы, как становление подростка как личности и отношения “отцов и детей”.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Все умрут, а я останусь”. Жанна, Вика и Катя – три закадычные подруги. Они учатся в одном классе и имеют общие интересы: мальчики и тусовки. На носу первая в их жизни дискотека, которая занимает все их мысли. Учиться им, конечно же, некогда.

Однажды девчонки принимают безбашенное решение – уйти с урока геометрии. Это становится своеобразной точкой невозврата: узнав об этом от учительницы, родители наказывают Катю, из-за чего она решает убежать из дома. В ответ на это директор школы заявляет, что такое поведение неприемлемо и она, вероятно, отменит дискотеку.
На разборки к подругам приходит старшая девочка Настя. Она безапелляционно заявляет, что если Катя не вернется домой, у девчонок будут серьезные проблемы. Испугавшись угроз, Вика и Жанна уговаривают Катю вернуться домой. Понимая, что Катя теперь для всех является триггером, ее подруги договариваются пойти на дискотеку вдвоем. Оскорбленная Катя разрывает с ними отношения и тесно сходится с другой девочкой, Лялей.
В день дискотеки Жанна оказывается в компании распивающих в туалете вино старшеклассниц, а Вика отправляется на поиски нравящегося ей мальчика Алекса.
Вскоре на дискотеку приходит и вновь сбежавшая из дома Катя. Приметивший симпатичную девушку Алекс флиртует с ней на глазах у Вики и своей девушки Насти, а затем предлагает уединиться. Молодые люди отправляются в подвал, где происходит Катин “первый раз”. Вернувшись в школу, девушка встречает разъяренную мать, которая при всех дает ей звонкую пощечину. Катя пытается найти защиту у Алекса, но тот делает вид, что не знает ее, и уходит.

Вика потихоньку следует за ним, но вскоре ее подзывают к себе ребята из более старших классов. Один из них предлагает ей покурить марихуану, и Вика соглашается. Катя, в очередной раз убежав из-под навязчивой опеки, возвращается в школу. Там ее встречает Настя и из ревности избивает ее.
В конце фильма Катя возвращается домой. Родители, организовавшие поминки по бабушке девушки, пытаются вести себя с ней как ни в чем не бывало и даже делают шаг к примирению. Однако Катя мириться не готова.
Объяснение концовки
В финале девочка грубит родителям и произносит: “Все умрут, а я останусь”. После этого она закрывается в своей комнате и начинает рыдать.
Смысл концовки фильма “Все умрут, а я останусь” ясен: Катя, подверженная подростковому максимализму, полагает, что весь мир против нее. По ее мнению, друзья – предатели, родители – типичные повернутые на контроле “совки”, а небольшой эпизод на школьной дискотеке – крах всей ее жизни. Однако, будучи человеком крайне упертым, она уверена, что сама прекрасно справится со всеми – с текущими и с будущими проблемами.
Впрочем, зрители в своих разборах предлагают другое объяснение концовки. По их мнению, эта фраза характеризует не одну только Катю, но и всех ее подруг. Даже больше – целое поколение. С учетом того, что с ними произошло, смысл финальной фразы заключается в том, что им все нипочем. Даже если настанет конец света, они какими были, такими и останутся.
Смысл фильма
У фильма Гай Германики сразу после выхода появились как поклонники, так и хейтеры. Одни обвиняют “Все умрут, а я останусь” в излишней чернушности и в отсутствии смысла, другие хвалят режиссера за смелость и правдоподобное отражение на экране внутреннего мира типичного подростка нулевых.
Гай Германика, до этого известная созданием документальных картин, дебютировала с этим фильмом как режиссер художественного кино. Вероятно, именно по причине “документального прошлого” режиссера эта лента смотрится как сплошная сырая съемка чьей-то личной жизни.
Благодаря операторской работе (минимальное музыкальное сопровождение, камера, находящаяся в близком контакте с героинями) создается эффект присутствия. Зрителю достаточно доверяют, чтобы впустить его на свою личную территорию и позволить ему увидеть себя в наиболее уязвимые моменты. То есть зритель и сам словно бы становится персонажем этой тревожной, мрачной ленты.
Незаметно присутствуя в жизни трех главных героинь фильма “Все умрут, а я останусь”, зритель на их примере наблюдает, как утрачивается доверие подростков, как рушатся их жизни.
Вероятно, главная идея создания эффекта присутствия заключалась в том, чтобы указать зрителю на наличие острой социальной проблемы.
Да, Гай Германика рассуждает об “отцах и детях” – ее личной болью, отраженной чуть позже еще и в сериале “Школа”, является конфликт поколений. В ее картине никто никого не слышит: между взрослыми и подростками идет необъявленная война. Но если вторым махать шашками простительно в силу возраста, то понять поведение первых очень сложно.
Суть фильма заключается в раскрытии такого понятия, как “отрицательная идентичность”. При такой форме взаимодействия с окружающими любой человек извне становится врагом. Индивид в каждом видит потенциального обидчика, врага, и поэтому выстраивает агрессивную защиту. В фильме “Все умрут, а я останусь” такими врагами являются все взрослые – от родителей до руководства школы.
К примеру, родителей героини картины воспринимают только как людей, от которых можно что-то получить – либо наказание, либо награду. Катины родители воспитывают ее излишне строго: за любой проступок ей грозит физическое наказание. Девочка, естественно, протестует.

Когда ситуация доходит до точки кипения, родители наконец понимают, что проблема заключается в них, но, похоже, слишком поздно. Между ними возможен не мир, а временное перемирие. Дом для Кати перестал быть местом, в котором можно чувствовать себя в безопасности. Ясно, что она, даже остепенившись и повзрослев, сбежит от родителей снова – вероятнее всего, замуж.
Учителя – тоже враги. Школа, в которой всюду имеются решетки, больше напоминает исправительное заведение и даже тюрьму. Учителя, загнанные системой, относятся к ученикам, как к животным в зверинце. Они не учат их, а дрессируют. Именно поэтому буллинг среди учеников в этой школе – норма. Именно поэтому кровавая драка кажется естественным способом закончить конфликт. Руководство школы, кстати, тоже является врагом. Директора больше волнует престиж заведения, а сами ученики и их проблемы остаются ею непонятыми.
Впрочем, Гай Германика исследует не только тему конфликта поколений. Ей также интересна тема становления женщины в патриархальном обществе. Катя, Вика и Жанна проходят своеобразную инициацию. Проходят так, как считают нужным. Присутствующие в картине алкоголь, наркотические вещества, нецензурная лексика, половая распущенность – не нечто из ряда вон выходящее, а “новая нормальность” постсоветского общества.
Если смотреть образно, то Катя, Вика и Жанна могут быть дочерьми повзрослевших школьников из жуткой картины “Дорогая Елена Сергеевна”, современников “мальчика Бананана” из “Ассы” – с учетом этого их поведение уже не кажется странным…

Как и их родители, девочки тоже делят общество на “нас” и “их”. И точно так же будут делать их дети. Это порочный круг, из которого нет выхода…
Фильм Гай Германики не должен нравиться. Картину нельзя назвать красивой и даже поучительной: тех, кто это пережил, уже учить нечему, а для тех, кто только входит в этот период жизни, вряд ли этот фильм сможет от чего-то предостеречь. Однако, вероятно, эта лента поможет тем, кто хорошо помнит себя в свои 14-15 лет. В первую очередь, поможет лучше понять своих тинейджеров. Впрочем, избежать ошибок и жуткой “инициации” в этом возрасте все равно практически невозможно.
Похожие фильмы
Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Все умрут, а я останусь”:
- “Тринадцать” (США, Великобритания, 2003 год). Отличница Трейси знакомится с безбашенной Иви и, к ужасу матери, пытается во всем походить на новую подругу.
- “Детки” (США, 1995 год). На задворках Манхэттена живут обычные ребята, смысл жизни которых заключается в сексе, наркотиках и безбашенных поступках.
- “Слон” (США, 2003 год). Несколько подростков начинают свой обычный день. Для каждого из них он закончится трагически.