«Выживший» – реальная история о преодолении, бескорыстии и мести 

Леонардо ДиКаприо Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, триллер, исторический, остросюжетный вестерн

Год производства: 2015

Режиссер: Алехандро Г. Иньярриту

Актеры: Леонардо Ди Каприо, Том Харди, Уилл Поултер, Донал Глисон, Форрест Гудлак

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

В фильме «Выживший» герой Ди Каприо показал невероятную схватку человека с природой, из которой он выходит победителем. Суть фильма «Выживший» (The Revenant) – в том, что нужно бороться за жизнь до последнего вздоха. А также в ценности таких человеческих качеств, как честь и достоинство, любовь и вера в справедливость.

История создания

Фильм основан на реальной истории охотника и следопыта Хью Гласса, который после схватки с медведем-гризли не только выжил, но и преодолел ползком более 300 км до спасительного охотничьего лагеря.

Хью Гласс
Леонардо ДиКаприо в главной роли Хью Гласса. Кадр из фильма.

Сценарий картины был готов еще в 2001 году, его написал Акива Голдсман (сценарист фильмов «Хэнкок» и «Я — легенда»). Но съемки по разным причинам были отложены на 10 лет. Сценарий несколько раз переписывали с нуля, менялись продюссеры и режиссеры.

Лишь в 2011 году к работе над фильмом приступил Алехандро Гонсалес Иньярриту. Он сразу пригласил на главные роли Леонардо Ди Каприо и Шона Пенна. Но начало съемок снова отложили, в итоге Пенна заменил Том Харди.

Режиссер изначально сделал ставку на реалистичность, масштабность, в итоге съемки проходили в трех странах на двух континентах. Бюджет картины по окончании работы превысил запланированную сумму в три раза, но результат того определенно стоил.

Специально для фильма декораторы возвели несколько деревень индейцев, форт, лагерь охотников, настоящие руины церкви. Художник-постановщик Джек Фиск работал по рисункам и чертежам начала XIX века. Декорации даже специально состаривали, что занимало больше времени, чем само строительство. Декорация разрушенной церкви была сделана в том же стиле, что и в фильме «Андрей Рублев» Тарковского.

Изначально Алехандро Гонсалес Иньярриту хотел обойтись только натуральными съемками, но отдельные сцены были невозможны без компьютерной графики. Главная из них — нападение медведицы на героя. Авторы отсмотрели десятки видео сражений медведей, консультировались с зоологами. В итоге было решено снимать сцену единым кадром для большей реалистичности.

Несколько месяцев каскадеры и сам Ди Каприо изучали и отрабатывали движения. На площадке были натянуты тросы, на которых перемещались актер и каскадеры.

Они хватали Ди Каприо так, как это делала бы реальная медведица. После специалисты студии ILM заменили каскадеров анимированным зверем и подчистили тросы. Также на компьютере было создано стадо несущихся бизонов, пролетающая комета и сцена падения с обрыва героя и лошади.

Самой трудной режиссер назвал сцену схода лавины за спиной Ди Каприо. Она была полностью реальной и создавалась с применением взрывчатки, сброшенной с вертолета на гору. Проделать все это можно было только однажды, все понимали, что в их распоряжении один дубль. Режиссеру, между тем, удалось добиться синхронности действий группы людей, находившихся друг от друга на большом расстоянии.

сцена в горах
Кадр из фильма.

Сюжет

Реальный прототип героя Ди Каприо — охотник по имени Хью Гласс в 1823 году стал членом экспедиции в Северную Дакоту за ценным мехом. Там на берегу Миссури его атаковала и сильно ранила медведица. Оставленный своей командой в лесу, охотник шесть недель добирался до лагеря. Именно эта история легла в основу сюжета фильма «Выживший», но была дополнена и «усилена» сценаристом и режиссером картины.

Фильм показывает описание событий в Америке первой трети XIX века. Группа военных-охотников развернула рейд на пушнину в 1823 году под командованием Эндрю Генри (Донал Глисон). Индейцы из племени Ариакар в попытке защитить свои земли устроили на них засаду.

Вырваться удалось лишь четверти из охотников, погрузивших остатки добытого меха на плоты и спустившихся вниз по течению Миссури. Там на одного из членов группы Хью Гласса (Леонардо Ди Каприо) и нападала медведица. Мужчина выжил, но получил много серьезных ран.

Группа разделилась. Часть людей двинулась дальше, а часть осталась с умирающим Глассом. Это были два охотника — Джон Фицджеральд (Том Харди) и Джим Бриджер (Уилл Поултер), а также сын Хью по имени Хоук (Форрест Гудлак).

Уилл Поултер
Уилл Поултер в роли Джима Бриджера. Кадр из фильма.

Они должны были дождаться смерти Гласса и похоронить его, но Фицджеральд убивает Хоука на глазах раненого Хью и вынуждает Бриджера идти дальше. Они кладут охотника в вырытую могилу и присыпают землей.

Хью Гласс, вопреки всему, выживает. Так начинается его долгое путешествие наедине с первобытной природой и множеством опасностей. По пути он много раз избегает смерти, спасаясь от враждебного индейского племени.

Индейцы ищут дочь вождя, украденную «бледнолицыми» и считают, что это дело рук группы охотников и самого Гласса. Только позже выяснилось, что девушка оказалась плененной французами. Хью случайно нашел ее и спас. За это в финале фильма вождь индейцев даровал ему жизнь.

Чтобы выжить в суровом климате, Хью Гласс идет на жертвы, забыв о боли, брезгливости, страхе. В итоге он добирается до лагеря, где были Фицджеральд и Бриджер.

Узнав о том, что охотник выжил, Фицджеральд ворует нажитое группой добро и бежит из лагеря. На берегу реки Хью настигает его. В порыве ярости он почти убивает бандита, но потом решает поступить с ним иначе. Он толкает его с обрыва в реку, где его уже поджидают индейцы из племени Ариакар.

Вождь вершит справедливость, скальпируя и убивая Фицджеральда. Самого Хью он оставляет в живых в благодарность за спасение своей дочери. Гласс, видя, что его миссия выполнена, отходит от реки. В конце он видит свою погибшую жену, которая улыбается ему и исчезает в чаще.

дочь вождя
Леонардо ДиКаприо, Грэйс Дав. Кадр из фильма.

Смысл концовки

Главная идея картины – стойкое стремление человека к цели. Их у Гласса было две — остаться в живых и отомстить за смерть сына. И в финале, когда наступает его решающий бой, он выпускает Фицджеральда из рук, не добив его. Объяснение концовки будет понятно тем, кто внимательно смотрел фильм до самой решающей сцены.

В этот момент Хью Гласс вспомнил слова встреченного на пути индейца о том, что справедливость должен вершить только Создатель.

Смысл концовки фильма «Выживший» в том, что даже в самых сложных, несовместимых с жизнью обстоятельствах нужно уметь остаться человеком, отбросив ненужное ради главного.

Идеи фильма

Фильм «Выживший» пронизан символизмом. В сцене убийства Хоука резко меняется погода, сгущаются тучи, начинается сильный ветер. Перед смертью индейца, с которым подружился Хью, разражается настоящая буря. Снежная лавина сопровождает смерть капитана. Скрытый смысл есть и в сцене, когда Гласс вылезает из туши лошади — так он метафорически перерождается.

Вот какие глобальные идеи затронули создатели фильма.

Геноцид коренных племен

Действия фильма происходят в период экспансии запада «британскими» американцами. Это время, когда на территории США государства не было, существовали лишь английские и французские колонии.

В погоне за ресурсами они вытесняли коренных индейцев с их территории, вступая с ними в постоянные стычки. В итоге племена исчезали десятками, оставшиеся в живых разбредались по лесам и мстили «бледнолицым» из укрытий.

Это было суровое время, когда «белые» люди убивали друг друга из-за контроля над ресурсами, ради обогащения, отбирая у коренных народов земли и превращая их в своих рабов.

И все это ради иллюзии власти. Режиссеру удалось показать коренных американцев не стереотипными безжалостными дикарями, убивающими «белых». Он дал четкое объяснение их действиям, передал их особое мироощущение, силу духа, с которой они сражались за право жить свободно на своей земле.

главный герой и вождь индейцев.
Кадр из фильма.

Отношение к природе

Взаимоотношения человека и природы — главная идея в «Выжившем». Коренные индейцы оказываются к ней ближе всех. Они живут в гармонии со своей землей веками, разумно используя богатства природы, с мудростью подходя к искусству охоты, рыбалки, к разведению лошадей. Пришлые «бледнолицые» внесли хаос в эту размеренную жизнь. Под угрозой уничтожения они вступают в борьбу с ними.

Огромная гора из бизоньих черепов имеет особую трактовку. Это символ не только искоренения древних культур Америки, но и уничтожения самой природы человеком. Авторы картины хотели показать, насколько важно ценить все живое, а не только получать ресурсы.

Несмотря на обилие жестоких кадров с животными, ни одно из них во время съемок не пострадало. Все мертвые звери были искусственными — и съеденный бизон, и погибшая лошадь, в которой укрывался от мороза главный герой.

Фильм «Выживший» можно назвать «визуальным шедевром». Невероятно красивые пейзажи дополняют сюжет, восхищают и заставляют признать всю мощь окружающей нас природы. Животный мир показан скрупулезно и документально.

Отдельное «браво» режиссеру за кадр, снятый глазами лошади и сцену борьбы буйвола со стаей волков. Единение человека с природой в фильме абсолютно, Хью Гласс остается один на один с ней, выживая по ее правилам.

природа в фильме
Кадр из фильма.

Род и семья

Гласс был счастлив, живя в племени коренных индейцев. Его жена и сын были единственными дорогими ему людьми. Охотник выучил их язык, впитал мудрость их притч, научился жить в гармонии с природой и с собой.

Его сын Хок стал его главной ценностью, стимулом жить. Гласс всегда понимал, что ему ближе по духу индейцы, чем американцы — жесткие, жадные до наживы, такие как Джон Фицджеральд или француз Туссен.

Потеряв любимую, Гласс тут же застрелил ее убийцу, хотя тот был офицером. Но со смертью сына его накрыло настоящее отчаяние и боль. Он понял, что не сможет покинуть мир, не отомстив Фицджеральду. Это стало его главной целью выжить. На стене пещеры Хью Гласс нацарапал то главное, что болело у него внутри: «Фицджеральд убил моего сына». Семья была его единственной ценностью, и с ее уходом он потерял все.

семейные ценности
Кадр из фильма.

Параллельно был показан и второй персонаж, для которого важнее всего на свете была судьба его семьи и рода.

Вождь индейского племени, потерявший дочь и ищущий ее повсюду, без устали скитается по лесам. Он видит врага в любом европейце, и его боль утраты дочери полностью оправдывает жестокость. Месть не является его смыслом жизни. Он просто хочет найти дочку живой и невредимой, сохранить свой род, получить шанс на его продолжение.

Деньги

Во все времена люди сражались за природные ресурсы и власть. В фильме «Выживший» идея денег и обогащения прослеживается особенно ярко.

Американцы ради ресурсов идут на разбои и грабежи, индейцам приходится иной раз уподобляться им. Например, представители племени эрикари воруют мясо и пушнину у отряда капитана Генри, чтобы потом обменять у французов на лошадей.

Есть в фильме также герои, показывающие пример бескорыстия. Капитан Генри обещает 100 долларов тому, кто побудет с умирающим Глассом и потом достойно похоронит его.

Тогда Хок и Джим Бриджер отказываются от вознаграждения, говоря, что для них дело чести быть с Глассом до конца. Но Джон Фицджеральд ведет себя совсем иначе. Он сначала забирает тройную награду, а в концовке фильма разоряет сейф команды.

гора из черепов
Кадр из фильма.

Французы тоже мелочны и алчны. Они постоянно вступают в сделки с индейцами, не боясь даже угроз вождя. Для них главное — обогатиться и набить карманы. У капитана Генри, напротив, совсем другие ценности. Он, не раздумывая, оставляет пушнину в лесу, чтобы спасти жизни членов экспедиции.

И в этом еще один смысл фильма — оставаться достойным человеком даже перед лицом опасности. Не забывать, что мы все в этом мире ненадолго и должны заботиться о том, что останется после нас потомкам.

Как вам фильм?
Великолепный фильм. Потряс до глубины души.
73.68%
Слишком пафосно и надуманно. Разве что Ди Каприо спас фильм.
21.05%
Тяжелый, грустный, лучше бы не смотрел.
5.26%
Проголосовало: 19

Добавить комментарий

Adblock
detector