Смысл двух концовок фильма «Я легенда»  

я - легенда Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, триллер, фантастика, боевик

Год производства: 2007

Режиссёр: Френсис Лоуренс

Актёры: Уилл Смит, Алиси Брага, Салли Ричардсон-Уитфилд

Слоган: «Последний человек на Земле не одинок»

Награды: Премия канала «MTV» – 2008 и «Сатурн-2008» за лучшую мужскую роль, Премия канала «MTV Россия» – 2009 за лучший иностранный фильм

Смысл концовки фильма «Я легенда» («I am Legend») в её кинотеатральной версии (есть ещё одна – режиссёрская) даёт несколько другую трактовку по сравнению с романом, по мотивам которого снята картина. Это стало причиной недовольства поклонников первоисточника и вызвало вопросы у тех, кто книгу не читал. Попробуем дать объяснение обеим версиям концовки фильма, сделав разбор каждой.

Сюжет фильма и обеих концовок

Лекарство от рака стало причиной глобальной катастрофы, вызвав вирус, убивший девяносто процентов людей на Земле. Спустя три года после этого город Нью-Йорк полностью опустел. Здесь живёт только один человек. Его зовут Роберт Невилл. До эпидемии он был военным вирусологом. Сейчас же он бродит по улицам, охотится на оленей, в отсутствии людей, свободно пасущихся в городе, собирает оставшиеся в домах запасы еды и проводит опыты на животных, стремясь создать вакцину от вируса.

Уилл Смит
Уилл Смит исполнил роль Роберта Невилла. Кадр из фильма.

Роберт пытается связаться с другими людьми с помощью радиосвязи, но безуспешно. И всё же он не единственный выживший в городе – множество тех, кто раньше были людьми, превратились в кровожадных чудовищ. Они выходят на улицы только в тёмное время суток, поскольку излучение ультрафиолета для них смертельно.

Параллельно зрителям показывают серию флешбеков, рассказывающих о том, как происходила катастрофа и как герой потерял свою семью. Его жена и маленькая дочь погибли, пытаясь выбраться из Нью-Йорка на вертолёте.

Теперь единственным спутником Роберта является овчарка Сэм (уменьшительное от Саманта), которую ему передала дочь перед смертью. Для одинокого героя эта собака – самое близкое существо, но общения с ней не хватает, чтобы не чувствовать одиночества. Поэтому Роберт «дружит» с манекенами в магазине, пытается развлекаться, изображая обычную жизнь.

Однажды он обнаруживает логово чудовищ-вампиров и делает ловушку, чтобы поймать одного из них. Затея удаётся, и пойманная особь женского пола оказывается в лаборатории Роберта. Вирусолог испытывает опытный образец вакцины на ней, но добиться превращения чудовища обратно в человека не получается.

Алиси Брага
Роль Анны исполнила Алиси Брага. Кадр из фильма.

Вампиры, которых Роберт считал существами, не обременённых интеллектом, неожиданно устроили ему засаду, используя его же технологию. Человек оказался пойманным в силок и долго провисел в нём без сознания, очнувшись по заведённому на часах будильнику перед самым закатом. Роберт с трудом выпутался из ловушки и остался жив, но собаки-мутанты, направляемые коварным вампиром, ранили Сэм. Она заражается вирусом. Роберт пытается её спасти с помощью своей сыворотки, но безуспешно. Хозяину приходится убить питомца.

Это становится последней каплей для Роберта. В самоубийственном порыве он выезжает на своём автомобиле давить чудовищ и почти становится их жертвой. Но его с помощью с прожектора спасает и отвозит домой некая женщина. Оказывается, она слышала радиосообщение и пришла на набережную, которую Роберт указывал как место, где он каждый день в определённое время ждёт возможных выживших людей.

Женщину зовут Анна и она приехала вместе с сыном. Роберту требуется время, чтобы привыкнуть к людям – их появление оказывается для него шоком. Анна говорит, что она направляется в колонию выживших в Вермонте. Роберт же не верит в существование такого места. Немного адаптировавшись к общению, мужчина включает гостье альбом своего любимого музыканта Боба Марли под названием «Легенда». Роберт и Анна также спорят о боге. Женщина считает их встречу божественным провидением.

Когда наступает ночь, Роберт осознаёт, что Анна, спеша его спасти, невольно показала чудовищам дорогу к его дому. И теперь вампиры окружили их. Первую волну напавших мутантов героям удаётся отразить, но вторая вместе с их главарём врывается в дом. Люди запираются в лаборатории, где вдруг выясняется, что вакцина всё же подействовала и женщина-вампир постепенно превращается в человека.

опустошенный город
Кадр из фильма.

Финал кинотеатральной версии

В финале кинотеатральной версии фильма Роберт отдаёт Анне пробирку с вакциной и прячет её и ребёнка в тайнике за дверью, велев не выходить до рассвета. Сам же кидается навстречу пытающемуся прорваться в лабораторию вожаку и с помощи гранаты осуществляет взрыв, жертвуя таким образом собой. Анне с ребёнком после происшедшего удаётся добраться до колонии выживших в Вермонте. Она передаёт им вакцину. Её голос за кадром говорит, что для нового поколения людей история Роберта станет легендой.

Финал режиссерской версии

В конце же режиссёрской версии главный герой, также находясь в лаборатории, кричит нападающим чудовищам, что он нашёл лекарство и может их излечить. Роберт видит, что главарь вампиров рисует на стекле бабочку, которую он видел в виде татуировке на плече испытуемой женской особи.

Тогда мужчина открывает дверь и передаёт предводителю чудовищ пленницу. Оказывается, женская особь и главарь близки и испытывают друг к другу глубокие чувства. Предводитель рыком приказывает вампирам уйти. Люди остаются целы – втроём они покидают город.

По какой книге снят фильм

Фильм с Уиллом Смитом с трудом можно назвать экранизацией. Всё-таки его сценарий написан лишь по мотивам книги Ричарда Матесона «Я легенда». Есть ещё целых три фильма, каждый из которых по-своему обыгрывает события романа. Это «Последний человек на Земле» (1964 г.), «Человек Омега» (1971 г.) и «Я воин», вышедший также в 2007 – в один год с «Я легенда». Кстати, существует несколько короткометражных анимационных спин-оффов, отталкивающихся от событий фильма с Уиллом Смитом, и объединённых названием «Я легенда. Пробуждение».

Содержание книги имеет очень много отличий от фильма. В ней заражённые не были похожи на чудовищ. По описанию их образ ближе к классическим вампирам – внешне они не слишком сильно отличались от людей. Они даже общаются с Робертом, приходя к его дому. Собака в жизни героя появляется лишь на шесть дней, умирая в итоге от ран и истощения.

Роберт не является вирусологом, но погружается в исследование болезни с помощью книг и проведения опытов. Он целенаправленно сотнями и даже тысячами истребляет вампиров, совершая дневные набеги на дома. Часть заражённых объединились, сумели частично обуздать свою болезнь и построили новую цивилизацию. Они воевали с другим видом, ведомым лишь животными инстинктами. Роберт же убивал и тех, и других. Потому стал опасен для цивилизации и был обманом (с помощью женщины-вампира, претворившейся обычным человеком) пойман и приговорён к смерти.

лаборатория по поиску вакцины
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Создатели фильма «Я легенда» лишь отчасти ориентировались на первоисточник, рассказывая историю с совсем другим смыслом. Здесь отлично показано одиночество героя в обезлюдевшем мире. Опасность в виде вампиров и исследование их природы отведены, скорее, на второй план. Мы видим трагедию Роберта, его дружбу с собакой и сочувствуем ему, представляя себя в таком же положении. Но цивилизационный конфликт, которому в романе уделено большое место, увы, не отражён.

У названия «Я легенда» в книге был свой смысл. В произведении Ричарда Мэтисона такая идея: главный герой – последний представитель человеческого рода, который сменил род вампиров; это он для новой цивилизации является чудовищем. Его одолели, объединившись, кучка смельчаков. Теперь после смерти он станет для новой расы легендой, передаваемой из уст в уста.

В фильме же авторы пытаются по-своему оправдать название «Я легенда» и делают к нему отсылки. Например, Роберт там – поклонник Боба Марли (Роберта Неста Марли), всемирно известного исполнителя музыки регги. Герой ставит Анне сборник песен «Легенда», изданный через несколько лет после смерти музыканта. Роберту нравится вера Боба Марли в добро и его целеустремлённость, так что он пытается быть таким же. Хотя, например, вера в бога у него давно потеряна.

Объяснение концовок

Смысл концовки фильма «Я легенда» в режиссёрской версии представлен следующим образом: главный герой создал вакцину от вируса, превращающего людей в чудовищ, и пожертвовал собой, чтобы она в итоге оказалась в руках выживших. В заключительном монологе Анна резюмирует: история Роберта станет легендой.

Джоанна Нумата
Джоанна Нумата сыграла роль альфа-женщины. Кадр из фильма.

В этой версии в предфинальной сцене, которая происходит в лаборатории, герой видит, как предводитель вампиров в бешенстве бьёт стекло, создавая тем самым узор в виде бабочки. Роберт вспоминает слова дочери, которая пыталась привлечь внимание родителей, изображая бабочку. Именно в этот момент он решается на свой жертвенный выбор. Отвечая на вопрос, что он делает, Роберт отвечает: «Слушаю бога», тем самым давая понять, что теперь он, как и Анна, верит в божественное провидение.

В режиссёрской версии символ бабочки тоже присутствует. Но теперь это татуировка на плече женской особи. И её изображение вполне осознанно рисует предводитель вампиров, после чего следует трогательная сцена воссоединения пары. Роберт понимает, что чудовища за ним охотились, поскольку он похищал представителей их вида, что они (по крайней мере, их часть) вполне способны контролировать себя. Эта версия совсем не объясняет смысл названия, но зато отчасти использует сюжетный поворот первоисточника, где вампиры стали вполне разумными.

И в одной, и в другой подаче объяснения концовки есть существенные минусы. Кинотеатральная версия ввергает в недоумение по поводу того, почему главный герой не спрятался вместе с Анной и её сыном, предварительно кинув гранату в сторону предводителя. Ведь, судя по всему, место в тайнике имелось и не было необходимости жертвовать собой.

Режиссёрская же версия вызывает вопросы относительно разумности вампиров. Почему они вели себя так по-разному: то пользуясь недюжинным интеллектом, то руководствуясь чисто животными инстинктами? Почему только в конце выследили Роберта? И, к сожалению, ни та, ни другая концовка не раскрывает как-то по-новому суть фильма и не позволяет надеяться на нахождение скрытого смысла. Просто в одном случае была попытка оправдать название, во втором – использовать философию первоисточника.

защита от мутантов
Кадр из фильма.
Какая концовка правдивее и сильнее?
Роберт жертвует собой.
33.7%
Спасаются все трое.
52.33%
Неважно, какая концовка, весь фильм не впечатлил.
12.6%
Другое (напишу в комментариях).
1.37%
Проголосовало: 365

Похожие фильмы

  • «28 дней спустя» (Великобритания, 2002): история людей, спасающихся от заражённых безумцев в опустевшем Лондоне;
  • «Ходячие мертвецы» (США, 2010-2022): зомби-драма в формате сериала, ставшая культовой среди любителей жанра;
  • «Последний человек на Земле» (США, 2015-2018): обычный офисный работник становится последним выжившим на планете – постапокалипсис в формате комедийного сериала;
  • «После нашей эры» (США, 2013): отец с сыном оказываются на безлюдной планете – фантастика с Уиллом Смитом от М. Найта Шьямалана;
  • «Война миров Z» (2013): чиновник ООН в роли Брэда Питта спасает свою семью от нашествия зомби;
  • «Изгой» (США, 2000): герой, оказавшийся на необитаемом острове, борется за выживание – драма об одиночестве от Роберта Земекиса.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Роман

    Ну вообще то в фильме объясняется как мутанты отследили главных героев.

    А вот концовка альтернативная зацепила меня тем, что у мутантов есть социальная иерархия, как и у людей, в отличии от животных. Было несколько сцен, явно показывающий лидерские качества главного мутанта: указ идти первыми мутантов ниже по рангу главаря, сдерживание его “команды” от нападения на “Смита” и личное решение вопроса со “Смитом”

    Ответить