Шахматы, абрикосы, Джокер-Скоморох и другие символы фильма «Замысел»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Донецкая Народная Республика

Жанр: фэнтези, артхаус, приключения, драма

Год производства: 2019

Режиссёр: Дмитрий Зодчий

Слоган: «В действительности всё не так, как на самом деле»

Награды и премии: Лауреат международного Русского Кинофестиваля 2019 года.

Смысл фильма «Замысел», снятого независимой киностудией «Донфильм» в окрестностях города Шахтёрска в 2019 году и позиционируемый как первый художественный фильм Донбасса, получился не просто многогранным, а буквально доверху переполненным различными идеями и отсылками. Да так, что можно даже не пытаться разгадать их все. Тем не менее, попробуем сделать подробный разбор, дать свою трактовку сюжета и сути фильма.

О чём фильм

Мальчик, не ладящий со сверстниками и, похоже, намного превосходящий их по уровню развития, попадает в место, которое называется Вышний Ярус. Это территория смыслов. Отсюда происходит управление миром людей – точнее, их мыслями, чувствами, действиями. Героя ведёт наставник, направляющийся к некому Источнику. Он собирается немного «подкрутить» устройство мира, чтобы люди зажили более осознанной, правильной и счастливой жизнью.

На пути мальчик узнаёт детали, о том, как всё «на самом деле», его пытаются перехватить представители враждебных сил, желающих, как прежде, играть судьбами людей. В финале оба добираются до пункта назначения. Однако проход дальше открывается только мальчику.

Таково содержание фильма вкратце. Но для объяснения всего происходящего в картине поверхностного описания недостаточно. Здесь почти каждый кадр и каждая произнесённая фраза может нести свой скрытый смысл. Так что попробуем последовательно излагать детали сюжета и сразу их расшифровывать.

Разбор сюжета

Фильм «Замысел» начинается с заставки – логотипа студии «Донфильм». Он представляет собой изображение известного донецкого памятника «Слава шахтёрскому труду». Только на ладони у шахтёра вместо угля – источник света. Это уже говорит о том, с кем себя ассоциируют создатели фильма.

Далее мы видим замочную скважину, за которой – небеса. Слышится звон ключей. С той стороны на нас смотрит глаз режиссёра (Дмитрий Зодчий в интервью говорил, что это его небольшая роль в собственном творении). Это намёк: фильм – ключ к переходу на другой уровень. Мелькает слово «trikster» – это искажённое «trickster» (с английского: фокусник, ловкач, хитрец, обманщик). Таким образом охарактеризовал режиссёр жанр фильма «Замысел»: фильм-трикстер.

Вероятно, это следует понимать так: в картине будет множество ловушек для ума, на которые не стоит вестись, но которые стоит понимать. Воспринимать же творение следует прежде всего не умом, а сердцем. Хотя, также по словам режиссёра, «шестерёнки в мозгу» должны шевелиться.

Следующая надпись гласит, что фильм снят без поддержки министерств и ведомств – об отношении автора к различным властным структурам мы подробнее узнаем позже. Возрастной рейтинг картины «6-» – можно смотреть за шесть лет до рождения, что говорит о явном эзотерическом содержании картины.

Главный герой – мальчик, которого на протяжении фильма будут называть Зга, играет в шахматы с невидимым противником. Последний, похоже, силён: его фигуры движутся будто бы сами по себе. Да и фигуры эти прозрачные – из стекла, что может говорить о хитрости противника. Интересно, что мальчик играет всего одной пешкой. В конце она перескакивает через всё поле к королю противника, что, вероятно, говорит о победе Зги. Собственно, это то, что в итоге произойдёт в дальнейшем: мальчик пройдёт через препятствия, расставленные врагом, к намеченной цели. В этой партии даже отражён один из следующих эпизодов: стеклянный слон стоит рядом с чёрной пешкой Зги, между ними – голова Моны Лизы. Именно так противник обманет мальчика, чтобы его похитить: его «офицер» использует образ женщины – матери главного героя.

постер к фильму Замысел
Постер к фильму “Замысел”. Фото с сайта irecommend.ru

Из разговора Зги с мамой мы узнаём, что он во многом умнее своей учительницы в школе и своих одноклассников. Мальчик не понимает, зачем ему нужно учиться в школе, ведь он обретает знания самостоятельно. Мама в ответ озвучивает стандартную схему: «хорошо учишься в школе – поступаешь в институт – получаешь престижную работу – становишься достойным человеком» (в это время противник передвигает стеклянные фигуры на доске – налаженная система работает).

Зга возражает: «Дядя Гена окончил два института, у него престижная работа и большая зарплата, но он не достойный и не человек» (в этот момент мелькает изображение человеческого черепа с долларом в глазнице и с сигарой). Возможно, это отсылка к одной из конспирологических теорий (подобных на протяжении «Замысла» будет множество). Почему дядя Гена не достойный и не человек? Так зовут персонажа мультфильма про Чебурашку – крокодила. Крокодил – это рептилия. Вероятно, речь идёт о том, что некоторые люди — на самом деле не люди, а рептилоиды, принимающие человеческий облик и стремящихся к всеобъемлющей власти.

Разговор завершается словами мальчика о том, что, думая о всяких зарплатах, он не успеет сделать что-то своё – важное. Мама отвлекается, а Зга начинает заниматься музыкой, электроникой, спортом, рисованием, лепкой и другими творческими делами. В заключении он достаёт маленький кортик – символ борьбы.

Надпись на чёрном фоне гласит: «Вышний ярус. Часть первая». Дело в том, что «Замысел», вышедший в 2019 году, это именно первая часть эпопеи, которую режиссёр планировал растянуть изначально на три, а затем на семь эпизодов. Однако, по его заверению, у остальных глав будет другой сюжет. История Зги завершается в первом фильме.

Мальчик смотрит диафильм «Лебедь, щука и рак» по басне Крылова. В это время в соседней комнате работает телевизор. Мы слышим обрывки фраз из развлекательных и политических программ. Это намёк на то, что мир разрывают противоречия, выраженные в конкретных силах – в дальнейшем данная мысль получит развитие.

Зга читает книгу Хорхе Луиса Борхеса задом наперёд, переворачивая страницу с заголовком рассказа «Бессмертный» справа налево. Это произведение повествует о персонаже, который случайно достигает бессмертия, а затем стремится потерять его. Явно режиссёр хочет сказать о нас всех, обладающих безграничными возможностями, но не желающих правильно использовать их. Дмитрий Зодчий в интервью о самом методе чтения от конца к началу говорил, что отсылка к его личному опыту: в детстве он делал также, стремясь узнать сперва разгадку, а затем пути, которые к ней ведут.

Мальчик засыпает. Мелькают кадры его сна. Сначала мы видим Джокера – персонажа в карточной игре, который может, «прикидываясь» другим, бить любую масть. Это тоже обманщик, трикстер – очередное предупреждение, что дальнейшие символы могут быть поняты неправильно. Однако Джокер пытается прорваться – как будто кто-то заслонил его покрывалом. Значит мальчик идёт в мир, где его власть не так сильна, где можно увидеть истину. Рушится здание – герой уходит от материального.

Три игральных кости, составляющих число «666». Согласно Библии, это число зверя Апокалипсиса – ставленника Сатаны.

дьявольское сияние
Кадр из фильма.

Вверх прыгают дети – по сути тоже самое делает главный герой, тоже являющийся ребёнком: стремится вверх, пытаясь постичь замысел. Крутится прялка – символ плетения нитей судьбы. Зга взбирается по лестнице. Фоном мелькает витраж круглой формы (символ гармонии), превращающийся в знак «Великого делания». Последним в алхимии называли процесс получения философского камня, что равноценно обретению просветлённого сознания. Так один из оккультистов Элифас Леви в великое делание включал «создание человеком самого себя.., раскрытие его способностей, власть над своей судьбой,.. освобождение его воли».

Далее мы видим глаз за пылающими горами – кто-то наблюдает за крушением мира? Крутится волчок – эзотерики считают его символом, воплощающим усилия человека, который способен буквально заставить крутиться вселенную. Этот предмет разделяет надвое качающуюся на качелях девочку, которую в свою очередь можно считать символом беззаботного детства. Получается, необходимость действовать инициирует ребёнка – делает его взрослее. По бокам от девочки появляются крестоносец и ордынец (член войска татаро-монголов) – и тот, и другой являлись воинами огромных армий, захвативших большие пространства, убивших и поработивших тысячи людей.

Эмбрионы в пузырях – каждый человек с рождения находится в своём пузыре восприятия. Джокер показывает пальцами два раза число «три» – здесь может быть множество отсылок. Ведь 33 – это и температура кипения воды по шкале Ньютона, и второй уровень небес в буддизме, и возраст Христа, когда он был распят и воскрес, и число букв современного русского алфавита. Отзеркаленная надпись шрифтом Брайля (предназначенного для слепых) гласит: «Свержение лжи и торжество правды».

Перед Джокером загорается знак «Знамя мира», популяризированного художником и эзотериком Николаем Рерихом. Режиссёр в одном из ответов на вопрос зрителея характеризует его таким образом: «… круг – это всегда трансцендентное. Треугольник – это гармоничное устройство… Как знак мировоззрения пути, показанного в фильме, как путь через камень вверх». Об этом пути ближе к концовке ещё расскажет один из персонажей – Заключённый.

Говорит Дмитрий Зодчий и о противоположном символе, который тоже мелькает в фильме: «Знак противостоящего мировоззрения (путь вниз) – это круг внутри треугольника. Или [его] образная вариация: глаз в треугольнике». Заметим, что этот знак «носит с собой» Зга на протяжение всего фильма: его правая бровь аккуратно выбрита. Режиссёр резюмирует: «То есть треугольник в круге и круг в треугольнике – вроде бы мелочь… Но разница глобальная. А насчёт Рериха … ни знаки, ни символы не принадлежат никому. Рерих сделал знак известным – не более».

Следующее изображение, которые мы видим, – некое чёрное солнце. Известно, что есть одноимённый знак, который использовали нацисты. Справедливости ради стоит сказать, что в фильме он выглядит по-другому. К тому же, повторяя слова режиссёра, «знаки … не принадлежат никому». Считается, что понятие «чёрное солнце» ввела в оборот эзотерик Елена Блаватская. Хотя конкретно этого термина в её работах не встречается. Есть там, правда, некое Центральное духовное Солнце как источник Света, рассеивающий Тьму. Бьётся человеческое сердце. Персонаж Соглядатай,,с которым мы познакомимся чуть позже и который выступит как один из антагонистов, приставляет палец к губам, как бы приказывая молчать.

солнце сквозь тучи
Кадр из фильма.

Некто рвёт на себе рубаху – стереотипный жест, обозначающий широту души русского человека). На тёмном фоне, где видны развалины церквей, башен, высоток, бьёт огромный колокол – явно тревожный знак. Зга продолжает путь наверх.

Мальчик оказывается в старом заброшенном здании и спрашивает: «Есть кто живой?» Не услышав ответа, Зга уходит. В темноте неизвестный закуривает трубку. Лежащий где-то в облаках Скоморох (ещё одна интерпретация образа Джокера, трикстера), говорит: «Всяких полно, живых мало!».

Звучит громкоговоритель: «Внимание! Будьте бдительны! Произошло что-то непонятное! Оглядывайтесь вверх и по сторонам» – мем с таким интригующим текстом давно гуляет по интернету. В фильме это, вероятно, посыл главному герою быть осторожнее и внимательнее, а также просьба помнить про путь наверх, о котором, как мы узнаем из слов Заключённого, многие забывают. На здании с часами, откуда раздаётся голос, написано: «Переходъ». Очевидно, речь идёт о переходе в некий иной мир. Вслед за Згой кто-то входит в калитку – похоже, за мальчиком ведётся слежка.

Зга подходит к озеру и бросает в него камень. Появляется персонаж, названный в сценарии Вещателем. Он призывает думать, прежде чем бросать камень, ведь «пришла пора собирать камни, а не разбрасывать». Это отсылка к библейской фразе, приписываемой царю Соломону. Она имеет множество толкований, но общая суть – в ответе за предшествующие действия. Вероятно, речь о том, что человечество пересекло точку невозврата – впереди предстоит нечто важное. На вопрос, что это за место, Вещатель отвечает: оно называется Вышним Ярусом, это надстройка над миром, где обитают смыслы.

На вопрос, почему здесь два солнца, сущность говорит, что солнца здесь нет, зато есть два искусственных светильника. Вероятнее всего, светильники находятся на столбах, называющихся Боаз и Яхин, о которых мы узнаем позже. Дальнейший диалог: «Я правильно иду?..» – «Если идёшь — уже правильно». На последний вопрос мальчика «Когда погибнет мир?» Вещатель не отвечает. Скорее всего, потому, что ответ неизвестен даже этому всезнающему персонажу.

Персонаж, называемый в сценарии Дозорный (ещё один мальчик — постарше) и находящийся где-то в другом пространстве-времени, раскапывает из-подо льда чётки, сделанные из абрикосовых косточек.

Зга встречает на пути Богиню – женщину, которую можно описать как статую свободы в хиджабе. Она мнит себя великой, ожидает всеобщего восхищения. И это ожидание, вероятно, оправдывается – Богиня даже не принимает комплименты «от кого попало»: «много вас … а я одна». Это, конечно, намёк на страну, представители которой считают себя самыми главными и единственными, кто может диктовать волю всем остальным – США. Хиджаб здесь – отсылка на спонсирование этим государством экстремистских организаций в мусульманском мире. То есть за одеждой правоверной в данном случае скрывается коварная и тщеславная сущность.

Анатолий Глазунов
Анатолий Глазунов. Кадр из фильма.

Однако стоит иметь ввиду, что страны – это просто организации людей. Управляют же всем, согласно фильму, смыслы, идеологии. Так что перед нами существо другого порядка – не воплощение какого-либо государства, а образ богини. На официальной странице «Донфильма» на платформе «Дзен» даётся пояснение: это повелительница ада, символ смерти и разрушений; у неё много имён (Геката, Кали, Исида, Иштар); её культ требует постоянных жертвоприношений; в современном мире она известна под именем Демократия. Письмена в руках этого персонажа в плохом состоянии – значит, её сила уже не так велика.

Спутник Богини – Сын Завета. В своём монологе он упоминает ноябрит. Это искажённое «Бней Брит» – старейшая еврейская организация, штаб-квартира которой находится в США. Название переводится как «Богоизбранный народ» или «Дети Завета». На той же странице «Донфильма» пояснение»: этому персонажу (говоря эзотерическим языком – эгрегору) принадлежит почти весь материальный мир; он искусно владеет ловушками – культом накопления, потребительством, стяжательством; многие имеющие власть в мире людей у него на крючке, так что истинная власть как раз у него. Сын Завета и Богиня явно давно находятся в близких отношениях и напоминают персонажей сказки про Буратино (отсылки к ней ещё будут) – лису Алису и кота Базилио.

Сын Завета говорит: «Надеетесь на жёлтый камень?». Это отсылка к популярному предсказанию астрологов, экстрасенсов и многих других эзотериков, которые видят в США корень всех зол, о том, что этой стране принесёт гибель вулкан, находящийся в парке Йеллоустоун (Yellowstone – с английского: Жёлтый камень). Далее персонаж произносит: «Мы переберёмся жить к вам – готовьте хлеб-соль!». После этих слов украинцы танцуют гопак под знаменитую мелодию еврейской песни «Хава нагила» за разбитым стеклом.

Далее Сын Завета рассказывает об истинном Заговоре, который остаётся в тени. Происходит это благодаря отвлечению внимания людей на одну из двух сторон. Первая – тысячи коспирологов, эзотериков, магов, целителей, политологов, аналитиков, убеждённых в той или иной теории заговора и придумывающие свою правду. Вторая – их противники, наоборот, убеждённые, что никакого заговора нет.

Одни верят рассказам о жадных банкирах, которые хотят поработить народ, отобрать деньги и ресурсы, хотя они давно отданы добровольно. Другие – пытаются доказать обратное и спорят с первыми с пеной у рта. В итоге получается, что люди вместо осознанности, творчества и созидательного труда полностью поглощены переработкой противоречивой информации, рефлексией и спорами.

Сын Завета и Богиня цитируют советский мультфильм режиссёра Роберта Саакянца: «Оставайся мальчик с нами – будешь нашим королём!». Там эту фразу пропевает дочь морского царя, которая в обмен на богатство предлагает герою всю оставшуюся жизнь топить корабли с людьми. Зга убегает. Сын Завета вслед ему произносит: «Бежать-то некуда – все дороги ведут в Рим». Иными словами: что ни делай – результат будет один и тот же. В этом убеждён персонаж.

Зга прибегает к указателю «Все. Тудой». Следовать ему героя отговаривает персонаж по имени Свой, говоря, что стоит задумываться, кто и для чего ставит такие знаки. Мужчина сетует на людей, позволяющих себе иметь мнение по различным вопросам, спорящих, доказывающих, а на самом деле – ходящих по кругу. Свой поясняет, что Зга вместе с ним находится где-то «на другой частоте», откуда видна любая ложь и ничего нельзя скрыть.

Мужчина предлагает подкрепиться и достаёт две сушёные рыбы – знак зодиака «Рыбы». Это символ одноимённой уходящей эпохи. Согласно известной астрологической концепции, эпоха Рыб должна смениться эпохой Водолея. Когда именно это произойдёт или уже произошло – единого мнения нет. Большинство эзотериков постоянно отодвигают эту, связанную с великими переменами, дату и «назначают» её на ближайшее будущее. Они считают, что смена эпох сулит повышение уровня осознанности людей, падение старых ограничений. Кто-то даже говорит о всеобщем переходе с материального на духовный уровень.

морозный вечер
Кадр из фильма.

Мужчина достаёт из запасов консерву, надпись на которой гласит: «Употребить до начала Битвы Конца». «Просрочено» – вздыхает Свой. Значит, Битва Конца (библейский Армагеддон – последнее сражение сил Добра и Зла) уже началась.

Появляется новый персонаж – Возница (то есть – управляющий). Он отчитывает своего подчинённого Соглядатая, которого мы уже видели и который и был тем самым следящим за Згой. Нерадивый «сотрудник» предлагает ликвидировать мальчика, но Возница возражает: если всех ликвидировать, то как тогда осуществлять План. Очевидно, речь идёт о правилах, по которым идёт игра в мире людей. Возница добавляет: «Ты столько лет под Одеялом …» – речь, вероятно, идёт об облаках, где и находится Вышний Ярус.

Обратим внимание за стену за спиной Возницы. В центре буква «В». Некоторые увидели здесь символ криптовалюты – биткоина. Но нет: режиссёр пояснил, что это просто первая буква имени персонажа. На стене изображено ветвистое дерево – скорее всего, это мировое древо или древо жизни. Согласно мифологии, оно объединяет в себе сферы мироздания, является его центром. Наверху – знак бесконечности. Заметим, что древо заслонено сухими ветками хмеля – намёк на опьянение, которое мешает увидеть истину.

Из слов Своя и наглядной демонстрации «волшебства» (после неё мужчина закуривает трубку – получается, это тот самый курильщик в начале пути Зги) становится понятно, что он как представитель высшей формы носителей ценных знаний будет наставником мальчика — наставляющим на преодоление беды. Но тот должен сам пройти путь – получить опыт.

Свой заметил слежку. Для него это хороший знак: мальчик точно «подходит», и они на верном пути.

Скоморох в пещере (место, символизирующее ограниченность знаний; в ней мы видим первый из астрологических знаков зодиака – овен, который мы можем интерпретировать как начало новой жизни) произносит фразу, которая стала слоганом фильма: «В действительности всё не так как на самом деле». То есть воспринимаемая человеком реальность не даёт познать истину в полной мере.

Дозорный, находящийся где-то в другом пространстве-времени, сидя с абрикосовыми чётками в руках, слушает Звезду, которая призывает не грустить, ведь зима не вечна. Парень, судя по её словам, один из «самых сильных … кто способен вынести всё, что задумано».

Свой оставляет Згу возле муравейника, который, очевидно, символизирует человечество. Подошедший персонаж, называемый Поэтом, подтверждает эту версию, нелестно отзываясь о людях, погрязших в «системе ловушек»: подлости, жадности, противоречиях, погоне за призрачными целями, эгоизме. Одна из его фраз о грандиозном оркестре, бесконечно настраивающем свои инструменты, но так и не начинающем играть ничего внятного, отсылает к басне «Лебедь, рак и щука», которая уже фигурировала в картине в начале – в виде диафильма.

Два новых персонажа: Посыльный и Архал. Второй далее будет играть важную роль, так что остановимся на его имени. Оно будто бы является сокращением от слова «архангел» (верховный ангел) – и в этом образе мы его ещё увидим. Также это имя созвучно слову «архат». В буддизме так называют того, кто постиг истину и достиг полного прекращения страданий – нирваны. Над дверью Архала висит подкова – возможно, отсылка к тому, что каждый кузнец своего счастья. Рожками она указывает вниз – на людей?

колдовство на шаре
Кадр из фильма.

Посыльный уплетает абрикосы. В фильме это образ тайных, запрещённых знаний. Почему именно абрикосы? Вероятно, авторы не хотели использовать библейский образ яблок. К тому же абрикосы на Донбассе – одни из самых распространённых и доступных плодов. Так что, этот образ основан на неком парадоксе: запрещено то, что буквально висит всюду на деревьях. Посыльный чуть ли не давится этими плодами – он представитель тех, кто обладает тайными знаниями, но совсем их не ценит и не уважает.

Посыльный кидает Архалу палочку в форме руны «альгиз». Неоязычники и другие эзотерики дают следующее толкование этому знаку: в обычном положении это символ жизни или мира, в перевёрнутом — смерти или вражды. Поэтому Архал и спрашивает Посыльного об изначальном положении палочки. Последний говорит о цветах – к толкованию этих его слов мы вернёмся позже.

Архал передаёт просьбу не отнимать воду – это уже вторая отсылка к конфликту на Украине: после вхождения Крыма в состав России этот регион долгое время был ограничен в поставках пресной воды, Донбасс также испытывал и продолжает испытывать трудности с водой. Следующая фраза Посыльного, вероятно, о самой России: земли полно (самая большая страна в мире), воздух почти весь у вас (по уровню загрязнения воздуха занимает одно из последних мест в мире), огонь сами тушите (горят леса, но пока не в катастрофическом масштабе). «Чихали на ваши Парижики» – возможно, отсылка к пандемии коронавируса. Архал велит отправляться пулей в канцелярию – имеется ввиду Небесная Канцелярия.

Свой и Зга подходят к воротам с надписью «Южный входъ» и местным знаком, символизирующим стабильность – так обозначают двуханодный стабилитрон (диод) в электрических схемах.

Путников встречает Привратник. Идёт разговор о том, является ли Зга «последним». Привратник не согласен, ведь София потеряла всех дочерей. Но Свой уверен – они живы. О чём речь? София и её дочери Вера, Надежда и Любовь – христианские святые. Пока одноимённые чувства живы в людях, не всё ещё потеряно. Дальше мы узнаем, что Свой собирается что-то «подкрутить», чтобы Вера, Надежда и Любовь восторжествовали. А значит новые мессии, спасители будут не нужны. А значит Зга – последний. Свой называет его живым. Привратник сетует: «Я тоже когда-то живым был, а теперь вот – кроссворды решаю». То есть когда-то он жил, слушая своё сердце, а сейчас загнан в ловушку разума, который занимается решением стандартных, повседневных для него задач.

Загадка про правителя, проигравшего свою страну – это отсылка к истории, произошедшей с крымским ханом Мехмед-Гиреем (имя из пяти букв – вероятно, «Гирей»). Он был приглашён Мамаем на игру в шахматы и был убит вместе со своими приближёнными. Благодаря этому ногайцы дочиста разграбили Крым. Смысл этой отсылки будет озвучен в одном из следующих посланий Звезды Дозорному: «Всё, что на выбор из двух – западня». Шахматы заставляют сделать выбор между чёрными и белыми и мыслить стратегически, но только в рамках этого выбора. В это время манипулятор за спиной игрока делает всё, что захочет. Именно поэтому, как мы позже узнаем, Свой и Архал не признают шахматы.

И проигравший правитель – конечно, не Ленин. Он, скорее, возродил страну. Ленин относится к «нашим» – так в фильме называют советских людей, коммунистов, к которым Свой, как и режиссёр фильма, испытывает уважение (хотя последний, судя по интервью, и против идеи возрождения СССР). В доме Привратника сплошь плакаты советского времени. Сам же он рассказывает «новости»: имена и отчества превращаются в номера, День Победы – в День Примирения, результаты войны отменяются, больницы закрываются – всё это утрированное описание изменений, происходяших в России при капитализме: простые люди становятся не важны, делаются уступки бывшим врагам. И всё это именуется здесь стабильностью. Руководит всем правитель, которого называют Светлейший.

зайчики в костюмах
Кадр из фильма.

Звуки войны на западном входе, где воюют те, кто «раньше лежали – вставать не хотели» – возможно, отсылка к трудностям, которые начала испытывать благополучная Европа и которые всё больше усугубляются. Впрочем, такую характеристику (терпение до последнего) чаще применяют к русским людям.

Квадраты 3/8 и 1/6 – это, вероятно, числовые значения букв, которые в свою очередь тоже представляют собой шифр. Возможно, режиссёр отсылает к русскому алфавиту, который постоянно переосмысливается неоязычниками. Тогда герои вместо «Веди Зело» (поиска истины) идут к «Аз Есть» (осознанию себя).

Далее впервые звучит имя главного героя — Зга и тут же даётся расшифровка: «Божья искра». Кстати, на Дону искру называли згрой.

Говоря о своих отношениях с Привратником, Свой упоминает госпожу Жадность, товарища Обмана и женщину по имени Месть. Ясно, что в этом мире чувства – одухотворённые существа.

Дозорный спрашивает у Звезды о том, почему не получается рассказать людям правду. Та говорит, что никто просто не поверит – нужно продолжать стяжать Смыслы и держаться, пока не подойдут «основные силы». Осознавшие истину сравниваются со светлячками, которые стараются и светят несмотря ни на что.

Скоморох на фоне горящего Кремля вещает: «Отойдём да поглядим – хорошо ли мы сидим» – очередное указание на то, что вместо сидения сложа руки необходимо действовать.

Свой кормит Згу луковицей – отсылка к «Буратино». Ей папа Карло кормил главного героя. Оказывается, за всё проведённое в Вышнем Ярусе время внизу, на Земле прошло всего полсекунды. Зга беспокоится за здоровье, но Свой говорит, что в случае чего ему выдадут новые почки – здесь не действуют законы физического мира, материальное не так важно.

Снова разговор Соглядатая и Возницы. Последний рассматривает денежные купюры. Одна из них – 10 крузейро, бывшая официальной валютой Бразилии с 1942 по 1967 годы.  На её лицевой стороне (зрителям видна только оборотная с символическим изображением промышленности) – диктатор Гетулио Варгас. На время его правления пришёлся политический кризис, инициированный США, о чём сказано в его предсмертной записке. Вторая купюра – 500 франков Руанды – африканской страны, печально известной благодаря геноциду против народа тутси в девяностых, во многом являвшимся следствием колониального вмешательства. Вероятно, по фильму, ко всем этим потрясениям Возница имел отношения, и теперь смотрит на купюру со своеобразной ностальгией.

Соглядатаю предлагается «преобразиться» в кого-нибудь, что он и сделает в дальнейшем. Ещё один эпизод, показанный неслучайно: Возница раздражается от звука тибетской чаши – как говорят эзотерики, от высоких вибраций. Он комфортнее чувствует себя на «низких частотах».

Своя и Згу ловят патрульные. Они безлики, на груди – порядковые номера, а рядом с ними пакет с гуманитарной помощью и надписью «Помогём. Колониальный штаб. Кто не с нами – тот не ест». Последняя фраза означает подмену ценности труда («кто не работает – тот не ест») на лояльность власти. Начальство по рации велит доставить путников в штаб, поскольку у них нет паспортов. За происшествием в «хрустальный шар» наблюдали Нечет (который появится чуть позже) и Архал, убеждённый, что всё идёт как надо.

Далее следует монолог Звезды о той самой ловушке выбора из двух, от которой следует уклоняться. Например, между Добром и Злом выбирать третье – Любовь.

развалины старого производства
Кадр из фильма.

Свой предпринимает попытку к бегству, но появляется Завхоз, изображая гостеприимство. В Колонии всюду руины, однако, похоже, руководство, это полностью устраивает – попытки что-то починить или восстановить пресекаются.

Свой и Зга выражают желание посетить Конференцию, где, по словам Завхоза, лучшие  умы разрабатывают идеологию. Однако мероприятие больше походит на застолье алкоголиков. Сидящий слева – носитель левой (социалистической или коммунистической) идеологии, где в приоритете – «наше», сидящий справа – правой (либеральной), где больше ценятся права и свободы отдельной личности. Посередине находится патриот (центрист или охранитель), не желающих никаких перемен и в ответ на любые призывы отвечающий: «Доиграетесь!». Девушка-официантка, молча протягивающая руку и получающая вместо денег солёный огурец, вероятно, символизирует народ, который всё время чего-то ждёт от «великих умов» во власти. Алкоголики пьют за здравый смысл, не чокаясь, – значит, его давно уже здесь нет.

Вошедший Свой говорит о другой, новой «своей» идеологии, напоминающей усовершенствованную «нашу», где есть место общинному устройству, артельному принципу производства, круговой поруки. Однако «мудрецы» не желают слушать, ведь у него нет никаких регалий – всё так, как ранее говорила Звезда. Прогоняя гостей, идеологи становятся в позу, образуя вместе с окружающим интерьером слово «жопа». Уходя, Свой говорит Зге: «Теперь понятно, кто поставил тот указатель», имея ввиду табличку «Тудой» в начале пути. Скоморох заключает: если палец указывает в небо, зачем смотреть на палец? Иными словами, нужно рассматривать прежде всего саму идею, а не того, кто её излагает, иначе есть риск упустить что-то важное.

Смотрящий (на воровском жаргоне это авторитет, который решает вопросы в лагерях и тюрьмах) поедает абрикосовое варенье, предназначенное, как гласит надпись, только для высшего командного состава (только власть имущим позволено знать правду). Он принимает решение отправить Своя в заточение, поскольку тот не принимает систему и называет «сидящих наверху» кретинами и подонками. Зга по своей воле отправляется туда же. Смотрящий пропевает: «Что наша жизнь? Игра!». О том, какая именно игра, мы узнаем позже от Архала.

В подвале герои встречают Заключённого, который, узнав об отсутствии у них паспортов, заключает: «Харагму не хотим принимать … – печать зверя». Согласно библии так называется отметка в виде числа 666, которая символизирует принятие власти антихриста. Без этой отметки её носителя нельзя купить или продать. В фильме, как и во многих конспирологических теориях, к ней приравнивается различные документы и попытки идентифицировать личность (например, QR-коды).

Заключённый просит не произносить запрещённое слово – «абрикосы». Как мы узнаем позже, его поймали за абрикосовую косточку в кармане. На стене изображение рака – в данном случае этот астрологический знак символизирует отрешённость от мира. Заключённый ассоциирует героев с партизанами (режиссёр в интервью говорил, что также он идентифицирует и себя), которые вполне могут «пропетлять» – обойти все препятствия. Однако он добавляет, что, пропетляв, лучшего места, чем эта темница, не найти. Стало быть, это человек, познавший все горести и радости, всю суету этого мира. Теперь он готов, чтобы его «забрали домой» – как мы увидим, так и будет.

Оказывается, благодаря разрухе-«стабильности», никаких замков на дверях давно уже нет, и герои благополучно сбегают из темницы мимо стражников. В это время они у костра хвастались тем, что во время драки всегда убегали подальше – снова намёк на народ, который предпочитает отсидеться и переждать.

Вкушая виноград (символ изобилия, виноградная лоза представляет израильтян в библии как избранный Богом народ), Возница общается с Архалом. Последний – не в обычном образе простого человека, а в образе высшего существа вне Добра и Зла. Его изображение появляется между двух высоких подсвечников — оно очень похоже на карту Таро (второй аркан), которая называется «Верховная жрица». Жрица находится между двух столбов — колонн Храма Соломона (еврейский храм в Иерусалиме) Боаза (с иврита: «В нём присутствует сила») и Яхина («Он утвердит»). В масонстве последние представляют  собой Врата для посвящённого или выход для того, кто идёт к свету – в этой ипостаси они и предстанут перед Згой в самом конце фильма.

человек перед аркой
Кадр из фильма.

Сама жрица двулика – она может быть как на тёмной стороне, так и на светлой, не принимая до конца ни ту, ни другую сторону. Эта карта — карта тайны, которая откроется со временем и повлияет на ситуацию. Таким здесь является и Архал. Он обсуждает с Возницей их игру. По его словам, Медведь почти при смерти – речь о Фиолетовом Медведе, о котором мы узнаем чуть позже. Архал предлагает вернуть этому игроку часть силы и играть по-настоящему — значит сейчас игра с нарушениями, с обманом. В обмен на выполнение просьбы Архала Возница просит отдать ему мальчика. Собеседник возмущён: может, ещё и Назначение отдать?

Что значит это Назначение? Вспоминаем числовой код – квадат «1/6» – «Аз есмь» – осознание себя. В отличие от Своя, который хочет что-то «подкрутить», Зга идёт не к какой-то цели, а к осознанию себя во вселенском масштабе. То есть к Назначению (тогда как Предназначение – осознание себя на земном уровне).

По телевизору передают обращение Светлейшего, который рассказывает о врагах, «раскачивающих лодку», о старательных эффективных менеджерах, работающих во благо стабильности, о том, что нужно в очередной раз «затянуть пояса» и «просто немного потерпеть».

Нам показывают помощника Смотрящего, который мечтает о любви. Изображение его возлюбленной становится тёмно-красным – возможно, намёк, что Любовь, являющаяся альтернативой Добру и Злу, тоже может быть ловушкой. Смотрящий велит объявить Своя и Згу в розыск. Он в ярости кричит: «У нас Жэ Пэ!», отсылая нас к сцене с «мудрецами». По приказу Смотрящего надзиратели убивают Заключённого, ничего не рассказавшего о беглецах и тот, как и хотел, отправляется «домой».

Появляется новый персонаж Елеазар (тоже библейское имя, которое можно перевести как «тот, которому помогает Бог»). Он смотрит телевизор – в очередной программе псевдоэксперт сыплет непонятными простому зрителями терминами. Он служит Светлейшему и преследует ту же цель – призвать народ консолидироваться с властью. Правда, завершает он свою речь вопросом: «Наступит ли новый год?». Может, речь идёт о продолжении существования человечества, а может – просто о празднике, которого все заждались и при этом не желают думать ни о чём серьёзном.

Свой рассуждает об эпохе вырождения, девиз которой «Как бы чего не вышло» и о Колонии как её оплоте. Преследователи настигают беглецов и стреляют в Згу. Он ранен. Вмешивается Архал и разгоняет адептов стабильности. Зга видит во сне девочку-ангела, которая призывает четырёх всадников Апокалипсиса – очередной намёк на то, что, руководствуясь, казалось бы, добрыми намерениями народ сам становится причиной болезней, войны, голода и смерти (имена всадников). Но фоне цифрового кода появляется Коронованный (вероятно, Антихрист). Летят вертолёты – наяву это один вертолёт, от преследования которого герои успешно убегают.

Архал лечит Згу с помощью хирургической операции, совмещённой с неким шаманским ритуалом, что говорит о единстве в нём материального и духовного. Рядом стоит снятая пряжка в виде двойного знака «Альфа и Омега», означающего начало и конец всего сущего. В библии Бог говорит: «Я есмь Альфа и Омега …» – опять вспоминаем «1/6» – «Аз есмь».
Елеазар слышит детский голос, рассказывающий стихотворение Валентина Берестова «Воробушки» – знак, что Зга в порядке и для человечества не всё потеряно.

Свой собирается отлучиться – сделать что-то, что поможет осуществлению его цели. Архал пытается убедить его в том, что мир устроен правильно и ничего «подкрутить» в нём не получится – каждая деталь работает на исполнение Замысла. Но Свой не может смотреть, как мучаются люди, он считает, что нужно попытаться. В ответ Архал говорит, что попытаться должны как раз сами люди – без их осознанности и стараний не будет никакого преображения.

сон в левитации
Кадр из фильма.

Свой просит отучить Згу от шахмат (мы уже знаем почему) и научить его играть в Силы. На прощание Архал даёт напутствие: увидишь «своих» – кланяйся «нашим». Это значит: проявляй уважение к своим предкам, которые тоже стремились построить лучший мир.

Когда Свой отлучается, он надевает серую кепку. Заметим, что до этого (кроме Архала в мантии) в головных уборах появлялись ещё двое: Сын Завета в чёрной шляпе и Посыльный в белой. Это отсылка к градации хакеров – взломщиков систем. Чёрные шляпы – это преступники, нарушающие закон. Белые шляпы проверяют системы безопасности на уязвимость. Серые шляпы сочетают в своей деятельности методы чёрных и белых.

Дозорный, смотрящий бинокль, и Елеазар у окна слышат голос, говорящий «Когда зацветёт сирень …». Сирень — символ весны и радости, используемый во многих стихотворениях и песнях. Однако голос мрачный, что заставляет думать: а придут ли снова весна и радость?

Архал беседует со Згой, собираясь «лепить из него человека разумного» и называя его сердечным и любознательным ребёнком, которого ввели в заблуждение сложностью мира. Похоже, также можно охарактеризовать и зрителей, запутавшихся в океане отсылок фильма, и людей в целом. Архал напоминает о духовной сути этого мира: кошка видима, но её нет, смыслы – не видимы, но они есть.

Водолей (из дальнейших действий станет ясно, что мужчина является именно им) достаёт часы со знаками зодиака. На них: без пяти «минут» как раз эра водолея – про смену эпох мы уже знаем.

Свой проходит мимо памятника Ленину – мимо «нашего».

Архал и Зга рассуждает о войне. Мальчик боится её наступления, но наставник, что это нормальное состояние для мира. В мирное время люди больше подвержены эгоизму и другим соблазнам — превращаются в свиней. Война даёт понять, «кто мы и зачем» и лечит от «освинения». Архал говорит, что вместо неё грядёт борьба за мир, по масштабу и серьёзности её превосходящая. После этих слов картина Маковского «Дети, бегущие от грозы» оживает. Снова отсылка: мы и есть – эти дети.

Соглядатай бежит от незримого преследователя – им окажется Свой.

Архал говорит об очередной ловушке для ума и сердца – о геополитике (древнегреческое направление в политической мысли, которое было популяризировано во многих государствах – в том числе в нацистской Германии). При этом он кладёт монетку в глаз — символ того, что многие видят и ставят в качестве своей цели только деньги. По словам Архала, управляющие миром заставляют поверить в миф о геополитике, применимый к плоскому, двухмерному пространству, тогда как наш мир – трёхмерный. Это отсылка к будущему разговору с Заключённым, который расскажет о пути вниз и наверх.

Архал показывает Зге игру Силы, которая показывает, что происходит в мире на самом деле. Всего игроков (сил) шесть: Красный Лев, Жёлтый Дракон, Зелёный Конь, Голубая Волчица, Синий Орёл и Фиолетовый Медведь. В фильме расшифровки нет, но эзотерики (и не только они) давно уже всё поняли: речь идёт о соответственно Великобритании, Китае, адептах Ислама, Ватикане, США и России. Однако, опять же, имеются ввиду не страны, а, скорее, незримые эгрегоры, архетипы. Проще говоря: силы. Их цвета – это также цвета энергетических чакр (ещё одна чакра – оранжевая, связанная с желаниями: в оранжевый окрашены все пешки, главный дирижёр-манипулятор и свинья – подверженный манипуляциям народ). Медведь имеет цвет самой верхней чакры – сахасрары, в которой сосредоточен весь духовный потенциал. Однако этот персонаж «растерял всё, что можно – … кругом … менеджеры да аналитики». Последние – адепты той самой стабильности-разрухи, происходящей благодаря сосредоточенности на материальном и подверженности соблазнам.

заточка ножа
Кадр из фильма.

Теперь вспомним, о чём говорил Посыльный: Голубой и Красный (Ватикан и Великобритания) объединяются, Жёлтый и Синий (Китай и США) претворяются врагами, но тоже пойдут вместе, а Фиолетового (Россию) ждёт гибель из-за Зелёного (Ближнего Востока – мусульманского мира).

Ещё одна деталь – игра имеет форму шестиконечной звезды, то есть Звезды Давида, считающейся еврейским символом. Встречался он и в древних арабских странах. В Индии он появился раньше, чем на Ближнем Востоке. В разных культурах этот знак имел разное значение, но почти всегда имел отношение к мистическому или божественному.

Зга начинает понимать суть, он спрашивает: игра – это информационная война? Архал отвечает: любая война – исключительно информационная, ведь сражаются смыслы.  А пушки и пули нужны, чтобы люди ощущали, что происходит. Зга (как, вероятно, и все мы) должен научиться видеть, что происходит на самом деле, предугадывая ходы противника.

Свой наконец настигает Соглядатая и получает от него код доступа к Вратам, в которые он намеревается войти со Згой, чтобы всё «подкрутить».

Архал чистит грецкие орехи (символ очищения мозга от «шелухи») и продолжает наставлять Згу: необходимо постоянно задавать вопросы, начинающиеся со слова «Зачем». Только так можно прийти к самой сути, минуя расставленные ловушки. Архал объясняет: смыслы находятся за пределами человеческого бытия, но на них всё держится; зримо они проявляются с помощью символов, которые в свою очередь производят знаки (вместе с героями мы их видим в это время на экране); знаки проникают в людские сердца и рождают образы; с помощью образов появляются мысли, а из них – уже слова, собирающиеся в информационные поля. Обслуживается вся эта система людьми (это уже вещает звездочёт по имени Нечет): надзирателями (правителями, чиновниками, полицейскими), технологами (направляющими толпы с помощью образов), адептами ордена (управляющие сознанием) и наконец стоящими на высшем уровне, исполняющими Замысел.

Музыкант, с которым встречается Свой, будто повторяет неоднократно сказанное ранее: большенство живёт «умом и животом», а не сердцем. Он солидарен с другом: мироустройство можно «подкрутить» – ведь врагу для его целей ничто не мешает делать также. Свой показывает код доступа к Вратам – оказывается, это ноты. Музыкант достаёт инструмент, на котором можно будет сыграть мелодию.

Архал угощает гостей пирогом с сушёными абрикосами, то есть не просто тайными, но и древними знаниями. Зга говорит, что этих фруктов у него дома летом полно – то есть люди обладают всеми необходимыми знаниями, но не могут или не хотят ими воспользоваться. Архал называет мальчика будущим смыслоносцем.

Воспользовавшись отсутствием Архала и Нечета, ушедшими на рыбалку, Згу похищает Соглядатай. Он, как и советовал Возница, «преображается» в мать мальчика и таким образом обманывает его. Ещё одно подтверждение того, что и Любовь может стать ловушкой.

Скоморох читает стихотворение о мудрецах, которые ловят рыбу вместо того чтобы бросать в неё камни, как это делают дураки – опять намёк, что вместо споров следует заниматься созидательным трудом. Нечет сокрушается, что «их» (вероятно, представителей Фиолетового Медведя) обыграли. Архал говорит, что всё дело в кастах (по описанию очень похожих на индийские: духовенство – жрецы, торговцы — дельцы и воины; четвёртая каста «слуги» не упоминается – возможно, по мнению режиссёра её не существует), которых зря заменили на классы (буржуи и пролетариат). В результате всё перемешалось: воины превратились в хитрых дельцов, дельцы стали всем управлять, жрецов убили и подкупили противники. На вопрос «Что делать?» Архал отвечает: понять Замысел, расставить правильно символы, навести в кастах порядок. Однако вместо этого все ждут царя, который сделал бы всё, что нужно, за них, а люди бы продолжили наслаждаться радостями материального мира.

общение на природе
Кадр из фильма.

Скоморох опять в шутливой форме поясняет, что каждый найдёт в фильме свои подсказки для понимания истины.

Возница, в плену у которого находится Зга, по сути подтверждает слова  Нечета о четырёх уровнях управления, относя себя к одному из них, то есть к третьему снизу – к Князьям Солнца. Упоминает он и о представителе высшего уровня: о Деннице (Люцифере – низвергнутом с небес ангеле). Также Возница рассказывает подробнее о главной ловушке для людей – ловушке выбора между Добром и Злом. Люди думают, что Бог есть первое, а Сатана – второе. Хотя Бог есть Любовь. Возница предлагает Зге участие в управлении этой ловушкой, но тот отказывается – он на стороне слабых, которые способны победить сильных.

Из беседы Нечета и Архала мы узнаём, что последний предвидел похищение Зги и не препятствовал, поскольку это поможет мальчику набраться опыта. Осторожничать некогда: сейчас время Последнего Наступления (часть Битвы Конца), Жатва (время «собирать камни», о котором говорил Вещатель).

Боаз и Яхин беседуют с Елеазаром. Они говорят, что этому миру приходит конец, но затем снова будет новый мир. И так было всегда. Эту сцену видит Зга в пылесосе. Елеазар – образ узника, который знает как всё устроено. Во многом он похож на Заключённого, который находился в такой же ситуации.

Звенит будильник – наступила эра Водолея. Сам Водолей берёт бедон и тащит его куда-то.

Архал помогает Зге выбраться из плена. Заодно он наглядно показывает, как управляют людьми с помощью мечты. Если она близка (реалистична), то человек будет к ней смело идти; если не очень (труднодостижима), то соберёт всю волю и силы и всё равно будет двигаться; если же цель совсем далеко (невыполнима), то надежда пропадает– человек никуда не пойдёт. Суть управления с помощью идеологии состоит в том, чтобы держать мечту на среднем расстоянии – так, чтобы   надежда была, но достичь её не удавалось. Все идеологии имеют искусственную природу и созданы для отвлечения от истинного пути.

Зга ступает на Аллею Идеологов. Они мертвы, но продолжают вещать, выгружая, по словам Архала, на людей тонны умного мусора и кормя их полуправдой. Скоморох иронизирует над людьми: помогли вам умники? За его спиной очередной астрологический знак – стрелец, символизирующий здесь стремление к цели, но без духовной основы.

Зга встречает Заключённого, в руках у которого абрикосовые чётки. Теперь он – жрец. То, что с ним произошло после смерти и настоящим моментом, показано в следующем фильме Дмитрия Зодчего – короткометражке под названием «Ave». Эта картина, также как и «Замысел», представляет собой головоломку с целой горой символов. Если вкратце: Заключённый смог преодолеть все искушения, которые представляют собой путь вниз и пошёл наверх. Об этой линии Мировоззрений, отличной от линии Идеологий, где находится левая (коммунистическая, «наша»), правая (либеральная, превратившаяся в фашистскую – «их») и средняя (изначально центристская, ставшая в итоге подобием либеральной – «моё»), он и рассказывает. Витязь, олицетворяющий Россию (опять же не страну, а наряду с Фиолетовым Медведем ещё один её архетип – её смысл) смотрит на всё это и никуда не идёт, хотя это верная гибель. На путь наверх, находящийся на оси Мировоззрений, он не глядит – а ведь именно в нём его спасение. Что это за путь? Это осознанность, стремление к саморазвитию, способность противостоять искушениям в виде жадности, тщеславия, чревоугодия, похоти (подробнее – в том же «Ave»).

Елеазар беседует со Своем. Он не сторонник кого-то убеждать и уговаривать — всё устроит сама небесная канцелярия, если показать образец, как всё может работать, если «подкрутить». В отличие от Архала Елеазар не отговаривает Своя – почему? Судя по разговору с Боазом и Яхином, он понимает, что это бесполезно. Хотя надежда остаётся и у него. Так или иначе, даже если мир погибнет (к чему всё и движется), будет новый мир. Елеазар, вероятно, олицетворяет некую силу духа, волю русского народа. Если люди осознают себя, начнут действовать, то пригодится и он. Пока же ему остаётся просто ждать.

Водолей продолжает тащить бидон.

Дозорный выкладывает уже известный нам знак «Знамя мира», символизирующий тот самый путь через камень наверх. Это последний эпизод С Дозорным – так кто же он? Вероятно, он новый жрец – последователь Заключённого. Возможно, он существует в другом времени – может быть, в том, где мир уже погиб и «перезагрузился снова». Но он также ждёт «основных сил» – осознавших себя людей.

мужчины на утесе
Кадр из фильма.

Зга возвращается к Архалу. Тот в последний раз предпринимает попытку отговорить Своя от того, чтобы «подкрутить» мироустройства для всеобщего торжества творчества, созидания и взаимопомощи, но бесполезно.

Водолей набирает в бидон воду.

Свой объясняет Зге назначение Архала. Он олицетворяет ту силу, которая каждый раз помогает Фиолетовому Медведю спастись от неминуемой гибели. Также Свой рассказывает, зачем ему нужен Зга: с получением больших знаний божья искра в сердце постепенно гаснет, а у Зги она имеется. Здесь, на уровне смыслов мальчик – и есть эта искра. Завершая разговор, Свой призывает Згу смотреть на всё без подробностей – пятнами. К этому же призывает режиссёр при просмотре фильма: отсылки и разгадки заставляют мозг работать, но воспринимать всё нужно прежде всего сердцем.

Зга иронично бросает фразу, которую говорил Свой в начале пути – тем самым нам дают понять, что мальчик получил необходимые знания и теперь они с наставником поменялись местами. Отряд Соглядатая стреляет в путников, но мимо. Впрочем, преследователь спокоен – похоже, он о чём-то догадывается. Не зря он несколько раз намекал, что умнее Возницы.

Архал, снова в образе высшего существа, беседует с Боазом и Яхином. И судя по всему, он имеет над ними власть. Архал приказывает пропустить Згу и не трогать Своя.

Путники доходят до пункта назначения. Свой играет кодовую мелодию, но ничего не происходит. Он говорит, что здесь должен быть Источник, без которого всё внизу бы расссыпалось. Но Зга понимает: они просто вернулись на то же место, где и встретились вначале. Свой вначале сетовал на тех, кто в поиске истины ходит по кругу, но в итоге сам оказался таковым. Мальчик играет мелодию и проход открывается: появляются Боаз и Яхин. Свой ослеплённый падает на колени, а Зга идёт к Вратам и исчезает в них.

Яхин и Боаз насмехаются над Своем: этот смертный собрался «подкрутить» совершенную систему, в которой нет никаких случайностей и дефектов – людям и так никто не мешает понять грандиозный Замысел и стать настоящими Творцами.  Высшие сущности работают с тем, что есть, возвращая присланное им обратно. Если же убрать пороки и ловушки, люди расчеловечатся и примутся пожирать друг друга, ведь им всегда мало. Боаз и Яхин говорят Свою, что в этом случае его и ему подобных первыми же пришьют к крестам гвоздями – отсылка к казни Иисуса Христа. Потом, конечно, одумаются и назовут в их честь «бульвары и проспекты», но прежде обязательно распнут. Боаз и Яхин заключают: Зга увидит всё, Свой же ничего не понял – для него проход закрыт. Зга уходит вдаль вместе с Архалом. Вдали сияет Звезда.

Свой подымает голову – перед ним стоит Водолей, который говорит: «Ещё не поздно. Поздно будет, когда солнце на западе взойдёт» – это время символизирует приближение Судного дня согласно исламским пророчествам. Водолей выливает воду и уходит.

Объяснение концовки

Итак, смысл концовки фильма «Замысел», по сути, раскрыт почти в самом финале картины от лица Боаза и Яхина под сопровождение титров и кривляние Скомороха: всё устроено так, как и должно быть, ничего в мироустройстве «подкручивать» не надо. Суть в том, чтобы осознать себя («Аз есмь») творцами и начать действовать в соответствии с этим осознанием, минуя пороки и расставленные всюду ловушки. Тогда можно будет «пройти наверх через камень».

В глубине души мы это понимаем – внутренняя божья искра в каждом из нас (которую олицетворяет в фильме мальчик Зга) уже знает путь и видит проход дальше.  Но пока что мы, цепляясь за знания и полуправду, ходим, подобно Свою, по кругу. К такому объяснению концовки режиссёр подталкивал нас с самого начала с помощью всевозможных отсылок и намёков.

человек перед аркой
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Итак, скрытых смыслов в фильме «Замысел» полно. Можно сказать, что он сплошь из них и состоит.  Хотя режиссёр в интервью говорит, что отсылок и намёков в картине ровно столько, сколько нужно. Всё, что получилось, мы разобрали выше: здесь каждый найдёт что-то своё. «Замысел» можно смотреть и как притчу, не вникая в подробности, и как сложную головоломку, разбираясь и вникая в каждую деталь. Особенное удовольствие получат, конечно, эзотерики и любители конспирологических теорий.

Сам же Замысел расшифровать умом, разложить по полочкам не получится. Это нечто невыразимое, что можно почувствовать только сердцем и к чему можно прийти только с помощью осознанности по оси Мировоззрений наверх.

Похожие фильмы

  • «Я остаюсь» (Россия, 2006): врач оказывается в коме – между этим и тем светом – трагикомедия о переосмыслении жизни;
  • «Живой» (Россия, 2006): солдат, вернувшийся с войны, начинает видеть своих мёртвых сослуживцев;
  • «Сталкер» (СССР, 1979): мистическое путешествие в размышлениях о человечестве от Андрея Тарковского;
  • «Письма мёртвого человека» (СССР, 1986): после ядерной катастрофы люди пытаются жить и найти духовную точку опоры.
Как вам фильм?
Новое слово в кинематографе, крутое кино.
43.48%
В нем определенно что-то есть, фильм талантливый, заставляет задуматься.
41.3%
Заумный, странный. Ощущение противоречивое.
5.43%
Что это было? Так ничего и не понял.
2.17%
Как это развидеть?
3.26%
Тоска, так и не досмотрел.
2.17%
Другое (напишу в комментариях).
2.17%
Проголосовало: 184
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Александр

    Главное нам успеть .Страшно подумать,что России, – не исполнившей своего предназначения и тем самым потерявшей причину своего бытия, свою жизненную сущность, свою идею, – ничего не останется, как бесславно доживать свой жалкий век, перегнивать как исторический хлам, лишенный смысла и значения, или образовать безжизненную массу, так сказать, неодухотворенное тело, и в лучшем случае также распуститься в этнографический материал для новых неведомых исторических комбинаций, даже не оставив после себя живого следа!

    Ответить
  2. Аноним

    А ведь многие пришли и уйдут так и не выполнив своё предназначение., прожив не свою жизнь и это ощутив…..

    Ответить
  3. Аноним

    Автор статьи в описании гордо добавил что он скептик и реалист имея в виду свой материалистический настрой, поэтому фильма как видится из обзора он не понял, и в его сознании этот фильм просто каша из микросмыслов а весь замысел для материалиста (который думает что он реалист а на деле он одноглазый отсекший себе духовное зрение) остался загадкой

    Ответить