Зона, комната желаний и другие важные образы фильма Тарковского «Сталкер» 

Сталкер Кайдановский Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: фантастика, драма, приключения

Год производства: 1979

Режиссёр: Андрей Тарковский

Актёры: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько

Награды и номинации: специальная премия экуменического жюри в Каннах (1980 год)

«Сталкер» – последний фильм Тарковского, снятый в СССР. После этого режиссёр работал за границей. По оценкам критиков, эта картина воплотила всё накопленное режиссёром мастерство. Удивительно, но фильм практически не резался цензурой, что удивительно для того времени. При этом смысл фильма «Сталкер» невозможно трактовать однозначно. В этом и заключается гениальность идей Тарковского. Каждый из зрителей видит в это картине свой скрытый смысл, понятный только ему. Сделаем подробный разбор картины, чтобы правильно расставить акценты.

История создания

Идея снять этот фильм появилась у Тарковского ещё в 1973 году. Тогда режиссёр работал над «Зеркалом», но его заинтересовала повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине». Тарковский связался с авторами и предложил экранизировать книгу. От первоисточника в картине остались только Зона и Сталкер, хотя над сценарием режиссёр работал вместе с авторами.

Актёрский состав был подобран только в 1976 году, при этом костяк съёмочной группы составили люди, которые ранее уже работали с Тарковским. Изначально планировалось проводить съёмки в Таджикистане, но помешало землетрясение. Новая натура была найдена в Эстонии.

атмосфера Эстонии
Кадр из фильма.

Сценарий картины неоднократно переделывался, в результате бюджет был сильно превышен. Появились предположения, что «Сталкера» могут закрыть вообще, но Тарковскому удалось получить одобрение от Госкино на увеличение бюджета.

Премьерный закрытый показ «Сталкера» состоялся в мае 1979 года. Ещё через два месяца картина была выпущена в прокат. Первые отзывы и рецензии критиков появились только спустя два года, после участия работы в Каннском фестивале.

Содержание фильма «Сталкер»

Начнём наш разбор с краткого описания сюжетной линии. Действие картины происходит неизвестно где и непонятно когда. Это вымышленная вселенная, где внезапно появилась Зона. Власти не смогли понять причину этого аномального явления, но когда здесь стали пропадать люди, огородили территорию, окружив её полицейскими кордонами.

Однако Зона продолжила привлекать авантюристов всех мастей. Чтобы пробраться в сердце этой аномалии, необходимо было пользоваться услугами проводников – сталкеров. Это искатели приключений, которые живут Зоной, понимают и уважают эту территорию.

зона и сталкеры
Кадр из фильма.

События начинаются с того, что Сталкер, живущий с женой и больным ребёнком, соглашается провести в Зону двух человек. Это Писатель, ищущий вдохновение и Профессор, который рассчитывает изучить Зону. Обоих туристов привлекает некая комната, которая способна исполнить любое желание. Это и есть конечная цель путешествия.

В пути герои постоянно вступают в философские диспуты. Сталкер ведёт их окольными путями, утверждая, что прямая дорога здесь не самая безопасная. Писателю и Профессору удаётся избежать всех ловушек Зоны, и в итоге наша компания добирается до конечной цели путешествия.

Примечательно, но пережив немало опасных приключений и рискуя жизнью, герои теряют интерес к комнате. Более того, выясняются истинные цели Профессора. Когда Зона только появилась, группа учёных хотела взорвать эту комнату, но потом посчитали, что не стоит уничтожать то, в чём они не разобрались. Теперь Профессор решил воплотить эту задумку в реальность. Он мотивирует это тем, что хочет избавить всех людей от искушения, ведь желания у всех разные. Однако в реальности движут Профессором личные мотивы и тщеславие. Сталкер пытается этому помешать, но Писатель встаёт на сторону Профессора. Однако учёный так и не решается подорвать бомбу.

В финале Сталкер возвращается домой, говорит жене, что люди утратили веру, и их всё сложнее водить в Зону. Когда мужчина засыпает, его супруга рассказывает историю их знакомства, говоря, что в семейной жизни было много страшного и опасного, но она ни о чём не жалеет. В конце фильма «Сталкер» режиссёр показывает дочь. Как и у остальных героев, у девочки нет имени, отец и мать называют её просто Мартышкой. Она не может ходить, зато обладает паранормальными способностями. В частности, в концовке фильма девочка поочерёдно перемещает взглядом три стакана, стоящие на столе.

Объяснение концовки

Как упоминалось в самом начале, исходя из общего смысла фильма «Сталкер», однозначной трактовки здесь быть просто не может. Однако по некоторым оброненным фразам понять смысл концовки фильма «Сталкер» всё-таки можно.

Отметим несколько реперных точек истории. Сталкеры не могут входить в Зону с корыстными целями. В качестве примера приводится история некоего Дикобраза – учителя нашего проводника. Однажды Дикобраз после ходки в Зону сказочно разбогател, но после чего внезапно повесился. По смыслу картины получается, что он воспользовался комнатой желаний, но аномалия не вернула ему брата, которым Дикобраз пожертвовал за проход по «мясорубке». Комната выполнила действительно самое заветное желание – разбогатеть.

В финале, когда Сталкер жалуется на изменившийся мир и неверие людей, супруга предлагает ему в следующий раз отправиться вместе с ним. Она говорит:

— Ты думаешь, мне не о чем попросить?

На что главный герой отвечает

— Я боюсь, что у тебя тоже не получится.

Почему звучит «тоже»? Здесь можно сделать вывод, что Сталкер уже что-то просил у комнаты, но его желание тоже исполнилось не так, как ему хотелось. Возможно, он хотел, чтобы его дочь была особенной. В результате, девочка получила сверхспособности, но утратила возможность двигаться. Теперь он боится что-то просить, чтобы не сделать ещё хуже

.

Возможно, это не правильное объяснение концовки, но пока выглядит такой вариант довольно логично. Своё виденье финала «Сталкера», можете написать в комментариях, обсудим.

Александр Кайдановский
Александр Кайдановский исполнил роль Сталкера. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Суть фильма Сталкер заключается в трёх взглядах на происходящие в Зоне вещи. Сами герои здесь второстепенны, возможно, именно поэтому режиссёр избавил их от имён, фактически, обезличив.

Итак, нам предлагается три взгляда:

  1. Сталкер. Это Любовь и Вера. Он действительно любит это место, которое позволяет ему вырваться из пелены серых будней. Сталкер уверен, что в Зона напичкана смертельными ловушками, но за время путешествия, герои не столкнулись ни с какой опасностью. Более того, по словам Сталкера, здесь всё меняется каждую минуту. Если это так, то его знания проводника – бесполезны, ведь Зона каждый раз разная. Это слепая вера в собственную значимость. Возможно, слухи о ловушках и опасностях этого места сильно преувеличены, а охрана по периметру лишь защищает комнату исполнения желаний.
  2. Профессор. Это ненависть. Человеком движет лишь желание отомстить одному из своих коллег, который 20 лет назад переспал с его женой. Теперь Профессор собирается взорвать комнату, просто чтобы испортить жизнь этому человеку. Непонятно, что его удерживает от этого шага. Возможно, он думал, что переспать с его женщиной было желанием того неведомого коллеги, а на пороге комнаты он понял, что желания здесь исполняются совсем не так.
  3. Писатель. Это цинизм. Этот человек во всём сомневается, и неоднократно нарушает прямые распоряжения Сталкера. Однако бродя совсем не так, как нужно, он не попадает ни в одну из ловушек, что косвенно подтверждает преувеличение слухов об опасности Зоны. Помимо этого. Смотря на всё сквозь призму цинизма, именно Писателю удаётся разобраться в принципах работы комнаты желаний. Здесь исполняются те мечты, в которых человек зачастую боится признаться даже самому себе. В этом и заключается суть Зоны – она видит настоящую сущность людей.

Возможно и другое объяснение. Зона – это некая отдушина для сталкеров и несчастных людей. Здесь можно обратить внимание на контраст. В Зоне всё цветное, потому что здесь не действуют «свинцовые законы» окружающего мира. Своеобразная территория релакса, позволяющая побыть наедине с природой. Да, это аномальная зона, возможно, пресекающая любые попытки своего уничтожения, что подтверждают ржавые танки и артиллерийские орудия.

Однако это место любит людей, пытается помочь им обрести счастье. В этом случае, несоответствие исполнения желаний можно объяснить тем, что Зона действительно даёт человеку то, что он хочет. Проблема заключается в том, что люди сами не знают, чего именно хотят: просят одного, а мечтают о другом.

Сталкер Кайдановский
Кадр из фильма.

Фильмы, похожие на «Сталкер»

  • Комната желаний (Франция, 2018). Парочка молодожёнов находит в особняке странную комнату, которая может выполнить любое желание. Девушка просит себе ребёнка, не зная, что у сбывшихся желаний есть определённые условия.
  • Пикник на обочине (США, 2019). Пришельцы оставили на Земле 6 аномальных зон с различными артефактами. Рэдрик Шухарт – сталкер, зарабатывающий на жизнь продажей этих редкостей.
  • Отель «У погибшего альпиниста» (СССР, 1979). Экранизация одноимённого романа братьев Стругацких. Одному из постояльцев отрезанного от мира отеля предстоит найти убийцу.
  • Хроники мутантов (США, 2008). Загадочная машина обладает способностью превращать людей в жутких чудовищ. В далёком будущем печати с машины сорваны, и чтобы предотвратить уничтожение цивилизации, майору Хантеру с отрядом предстоит опасное путешествие, чтобы отключить древний механизм.
  • Корабль Тесея (Индия, 2012). Трое людей оказываются в непростой жизненной ситуации. Для решения проблемы каждый из героев выбирает свой путь, но судьбе угодно свести их вместе.

Для вас "Сталкер" - культовое кино?
Да, абсолютно.
50.34%
Одолел с трудом. Сильно, но второй раз смотреть не хочется.
21.09%
Не понимаю, в чем он культовый.
15.65%
Так ничего и не понял.
10.88%
Другое (напишу в комментариях).
2.04%
Проголосовало: 294

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Наталия

    Посмотрела, потому, что культовый. С трудом досмотрела, нудно. Вобще не люблю фантастику.

    Ответить
  2. Наталья

    Если бы не прочла “смысл фильма” ,так бы ничего не поняла, философии больше чем фантастики. Тарковский и Кайдановский это единое целое.

    Ответить
  3. Аноним

    И сталкер, и его жена в конце фильма появляются в фильме как две спящие уже вечным сном фигуры в зоне. Около них собака. Это фильм и о любви, сильной, преодолевающей всё: жена лишена всех житейских удобств, впадает в тяжелейшие отчаяния временами, но никогда не уйдёт от мужа. Когда эта семья в финале, расставшись с попутчиками выходит из кафе, в глазах попутчиков сталкера чистая зависть: у них нет и не было такой любви. Это, ещё одно открытие, они делают после зоны, благодаря семье “жалкого” с их точки зрения, сталкера – любовь это чувство “вопреки”.
    Фильм сильнейший, безусловно, шедевр.

    Ответить