«Самый омерзительный фильм в истории российского кино»: почему «Зелёный слоник» разобрали на мемы

Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: ужасы, триллер

Год производства: 1999

Режиссёр: Светлана Баскова

Актёры: Владимир Епифанцев, Сергей Пахомов, Александр Маслаев, Анатолий Осмоловский

Смысл фильма «Зелёный слоник» ускользает от зрителя во время просмотра. Складывается полное впечатление, что на экране происходит малопонятный треш, щедро сдобренный русским матом, фекальными сценами и гомосек*уальным подтекстом. Однако полностью бессмысленного кино не бывает. За каждой работой скрывается определённая идея режиссёра. Попробуем разобраться, есть ли скрытый смысл в фильме «Зелёный слоник», сделав подробный разбор сюжета.

В мае 2022 года этот фильм запретили в России. Решение принял Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга. Причина, озвученная судом: “Фильм причиняет вред психическому здоровью несовершеннолетних”.

О чём фильм

Содержание «Зелёного слоника» не блещет глубоко проработанной сюжетной линией, хотя в харизматичности главным героям точно не откажешь. Каждый образ здесь довольно яркий, но сразу следует уточнить, что смотреть это кино впечатлительным и брезгливым людям точно не стоит.

По словам Владимира Епифанцева, который исполнил здесь одну из главных ролей, фильм вызывает острое чувство стыда. Картина действительно получилась очень жёсткой, хотя Светлана Баскова выставляла её на нескольких кинофестивалях. В начале нулевых фильм буквально разлетелся на мемы, при этом большинство зрителей даже не смогли досмотреть этот сюр до конца. Примечательно, но по мнению кинокритиков, «Зелёный слоник» однозначно можно назвать самым омерзительным фильмом в истории российского кино.

Зеленый слоник
Постер фильма Зеленый слоник.

Однако перейдём к описанию. Суть фильма «Зелёный слоник» заключается в следующем. На гауптвахте оказываются два офицера: Поехавший и Братишка. Имён героев не называют. Поехавший – выходец из деревни, который без умолку болтает о своих приключениях. Рассказывает о том, как получил первый сексуальный опыт, отжимался по 20 раз, гадил в море.

Братишку эта болтовня раздражает, и он просит своего сокамерника заткнуться. Однако тот не унимается. Это заканчивается тем, что Братишка срывает со своего сокамерника погоны. Тот говорит, что хочет получить их обратно, и ради этого готов постоять на одной ноге, как цапля. Однако за это Братишка его избивает. В наказание его отправляют чистить вилкой грязный унитаз. Когда Братишка возвращается в камеру, Поехавший пытается его развеселить, и поёт песенку про зелёного слоника. Под этот мотив оба засыпают.

Утром Поехавший просыпается раньше, испражняется в единственную тарелку, размазывает по себе часть фекалий, и радостно будит Братишку, предлагая ему угоститься. Тот кричит от отвращения, заставляет поехавшего вымыться. В результате Братишку уводит охранник, а с Поехавшим проводит беседу начальник гауптвахты.

Следующая сцена происходит в «яме». Здесь начальник заставляет охранника танцевать, а заключённых петь «Яблочко». Заканчивается это тем, что капитан предлагает Братишке заняться оральным сек*ом. Тот отказывается, «переведя стрелки» на Поехавшего. Тот начинает ублажать начальника гауптвахты. Это выводит Братишку из душевного равновесия. Он избивает капитана арматурой, раздевает его и насилует. После этого распарывает живот, вырезает трахею. Затем Братишка обмазывает Поехавшего кровью, вставляет трахею ему в рот.

Не сумев принять убийство человека, Братишка вскрывает вены. Поехавший рыдает у него в ногах. В яму возвращается надзиратель, который утверждает, что он полковник, говорит, что они вместе с Поехавшим будут участвовать в параде, потом их ждёт Дом офицеров и салют. Надзиратель хвастается свое парадной формой, залезает на стул, и накидывает на шею петлю. Поехавший выбивает табуретку, затем мурлыкает мелодию, глумясь над мёртвым телом. В концовке Поехавший просто укладывается спать. Есть ли во всём этом смысл и хоть какое-нибудь объяснение? Попробуем разобраться.

Мем из фильма
Мем из фильма Зеленый слоник.

Объяснение концовки

Трактовка финала здесь более-менее прозрачная, хотя и выглядит сумбурно и малопривлекательно. Самый логичный смысл концовки фильма «Зелёный слоник» заключается в том, что у каждого есть точка кипения. Непонятно, по какой причине наши герои оказались на гауптвахте, но Поехавшему точно место не там, а в психиатрической лечебнице.

Самый адекватный из всех персонажей – это Братишка. Он просто хочет отсидеть положенный срок. Однако постоянно сталкивается с провоцирующими факторами. Братишка оказывается в одной камере с явным психом, за которого дважды подвергается наказанию. В яме он выполняет распоряжение капитана, и громко поёт песню.

Он заключённый и подчиняется прямому приказу вышестоящего офицера. Его безумие начинается после орального сношения капитана с Поехавшим. Это выходит за рамки понимания Братишки, кажется абсурдным и противоестественным. В результате его захлёстывает волна ярости, поднимающая на поверхность самые низменные инстинкты. Считается, что маньяк живёт в каждом человеке. В случае с Братишкой этот внутренний монстр вырывается наружу.

Однако после всего совершённого, он не может принять эту реальность, поэтому кончает жизнь самоубийством. Поведение остальных героев можно не анализировать: они безумны все, но каждый по-своему. Поэтому простое объяснение концовки – душевный надлом человека, оказавшегося в чуждой для себя реальности.

Смысл фильма

Смысл фильма «Зелёный слоник» может иметь две трактовки. Первая – это общая концепция, которую хотела донести до зрителя сама Светлана Баскова. По её задумке, это был фильм об офицерской чести и достоинстве, раскрывающий проблемы армии. Действие фильма происходит в 1986 году, когда вооружённые силы РФ находились не в лучшем состоянии. Фактически – это социальная критика и метафора. Однако никому из зрителей и критиков разглядеть эту «изюминку» не удалось.

Поэтому разгадка может заключаться во второй трактовке. Чтобы её понять, достаточно соотнести главных героев с определёнными слоями общества. Выглядит это следующим образом:

  • Поехавший – народ;
  • Братишка – радикально настроенная оппозиция;
  • Надзиратель – силовые структуры;
  • Капитан – власть.

В таком разрезе фильм «Зелёный слоник» сразу начинает играть другими красками и обретает некий смысл. Народ прогибается под сложившуюся систему. Для него главное – питаться «сладким хлебушком», и чтобы его не трогали. Фактически, он согласен на всё, чтобы обеспечить для себя более-менее комфортное существование. Сюда гармонично вписывается поедание фекалий, сек*уальный подтекст в разговорах. Для Поехавшего предел мечтаний – еда, портвейн и с**с. Это его главные принципы, к которым можно стремиться.

Оппозиция является его полной противоположностью. Он также подчиняется власти, но вынужденно. Братишка не готов выполнять безумные приказы, и видя происходящее вокруг, понимает, что жить при такой власти невозможно. Это выливается в бунт и свержение действующего «правительства». При этом, как и любой человек, внезапно дорвавшийся до власти, он стремится всячески унизить своего уже бывшего правителя. Однако сам занять его место не может и не готов.

Надзиратель очень тонко отыгрывает роль силовых структур. Во-первых, он к ним и относится по сюжету фильма. Во-вторых, главной его целью в жизни являются погоны – продвижение по службе. Он завидует старшим офицерам, но не их положению, а власти, которая сосредоточена в этих руках.

Второй Мем из фильма
Мем из фильма Зеленый слоник.

В его простецком воображение, что чем выше звание, тем больше бесчинств он может себе позволить. При этом границы его чаяния не поднимаются выше полковника. Возможно, какой-то личный фетиш или простецкое воображение низшего звена просто не может нафантазировать себе генеральских звёзд.

Капитан, как власть неограничен ничем. На своей гауптвахте он царь и Бог, чем и пользуется, руководствуясь исключительно своим больным воображением. Он образован, начитан, но испорчен в самом сердце. В итоге попытавшись надругаться над «народом», он нарывается на бунт «оппозиции», теряет своё положение и жизнь.

Похожие фильмы

  • “Сербский фильм” (Сербия, 2010). Вышедший в тираж порноактёр получает предложение сняться в уникальном фильме, не представляя, что погружается в мир жестокости и извращений.
  • “Человеческая многоножка” (Нидерланды, 2009). Безумный доктор Хейтер пытается создать многоножку, сшивая людей между собой.
  • “5 бутылок водки” (Россия, 2002). Мрачная история одного бара, где кража спиртного приводит к неожиданным последствиям.
  • “Людоед” (США, Чехия, 1999). Во время американо-мексиканской войны, в форт приходит человек, выжил в пещере с людоедами. В эту пещеру отправляется военная экспедиция.
  • “Сало, или 120 дней Содома” (Италия, Франция, 1975). В годы Второй Мировой войны, несколько юношей и девушек живут на вилле, выполняя извращённые прихоти элиты общества.
Как вам фильм?
Сильный, смелый, стебный.
23.97%
Давно так не смеялся.
13.01%
Ффу, как это развидеть?
26.71%
Для дебилов.
33.56%
Другое (напишу в комментариях)
2.74%
Проголосовало: 146
Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. вася

    наши только и могут что херню снимать

    Ответить
  2. Аноним

    У режиссера семья и дети есть? Знакомы ли ей такие чувства, как нежность, любовь к детям, доброта. Что у нее творится в голове и душе? Да и женщина ли это сняла. Смысл фильма очень понятен. Но все время возникала мысль, не побывала ли режиссер в такой же ситуации, иначе как это можно было придумать и снять.

    Ответить