Страна: СССР
Жанр: драма, мелодрама, экранизация
Год производства: 1984
Режиссер: Эльдар Рязанов
Актеры: Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков
Эльдар Рязанов всегда снимал острые фильмы о современности. Однако в середине 80-х годов он неожиданно обратился к школьной классике. Содержание фильма «Жестокий романс» не полностью соответствует пьесе Островского “Бесприданница”, однако на смысл произведения это не повлияло.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Россия, маленький провинциальный городок, вторая половина 19 века. Обедневшая дворянка Харита Игнатьевна Огудалова живет вместе с тремя взрослыми дочерьми и пытается как-нибудь их “пристроить”.
У одной из них, красавицы Ларисы, много воздыхателей – к ней неравнодушен и богатый купец Мокий Парменович Кнуров, и коммерсант Василий Вожеватов. Впрочем, первый женат, а второй влюблен в бесприданницу не настолько сильно, чтобы жениться на ней. Искренне любит девушку только мелкий чиновник Юлий Капитонович Карандышев. Но он беден, глуп, некрасив и чересчур навязчив. Самой Ларисе он не нравится.
Вскоре главная героиня знакомится с импозантным судовладельцем Сергеем Сергеевичем Паратовым и практически с первого взгляда влюбляется в него. Он вроде бы отвечает на ее чувство и красиво ухаживает за ней. Однако предложение делать не спешит, а чуть позже и вовсе уезжает из города. Разгадка его отъезда проста: он получил сообщение о том, что управляющий почти полностью растранжирил его имущество. То есть Сергей Сергеевич спешно отправился спасать свое имение.
Проходит год, от Паратова нет никаких известий. Лариса скучает по возлюбленному и ждет его, однако мать, все еще одержимая идеей поскорее выдать дочь замуж, намекает, что “часики тикают”, да и выбор невелик. Харита Игнатьевна в буквальном смысле слова осаждает дочь просьбами выбрать уже хоть кого-нибудь. Та в конце концов соглашается и решает, что выйдет замуж за первого посватавшегося. Получилось так, что первым к Ларисе сватается Карандышев… Начинается подготовка к свадьбе и Харита Игнатьевна, прекрасно зная, что Лариса не любит жениха, просит ее хорошо подумать. Но девушка остается верна своему слову: как она сказала, так и будет.
В это время в город возвращается Паратов. Дела его идут неважно и поправить их может только женитьба на богатой невесте. Он уже нашел такую, хотя говорить об этом никому не хочет. Новость о скором замужестве Ларисы бьет по его самолюбию, однако он просит Кнурова и Вожеватова передать ей его поздравления.
Вскоре он сам встречается с Ларисой и та признается, что по-прежнему любит его. На сцене появляется Карандышев, гордый тем, что Лариса выходит замуж за него. Увидев бывшего соперника, он начинает ревновать и оскорбляет Паратова. Дело почти доходит до дуэли, но Харита Игнатьевна делает все, чтобы они помирились. В конце концов Паратов получает приглашение на званый обед, посвященный помолвке.
Увы, торжество скатывается в фарс: Карандышев быстро напивается и ведет себя настолько глупо и мерзко, что присутствующие искренне жалеют Ларису. Стыдясь всего происходящего, девушка выходит из-за стола и ее нагоняет Паратов. Твердя ей о своей любви, он приглашает ее на пароход “Ласточка”, купленный у него Вожеватовым. Лариса слишком влюблена в него, чтобы отказать… Воспользовавшись временным отсутствием жениха, она позволяет возлюбленному романтично “украсть” ее при содействии Кнурова и Вожеватова.
Вернувшийся Карандышев узнает о бегстве Ларисы и впадает в ярость. Прихватив с собой заряженный пистолет, он садится в лодку и отправляется догонять “Ласточку”. А там после веселого банкета Лариса и Паратов уединяются в каюте, где и проводят ночь.
Утром она задает Паратову вполне естественный в такой ситуации вопрос: “Я жена тебе?”, на что тот едва ли не холодно отвечает, что ей стоит вернуться домой. Жениться на ней он не может, потому что обручен с другой. У его поступка, по его словам, только одна трактовка: его охватила безумная страсть, но сейчас она прошла. Оскорбленная Лариса наконец понимает, что не нужна ему. Однако, что ей делать дальше, девушка не знает – возвращаться к омерзительному жениху ей не хочется.
Тем временем Кнуров и Вожеватов понимают, что могут воспользоваться ситуацией. Оба хотят пригласить Ларису в Париж и, чтобы избежать конфликта, решают сыграть в орлянку. Выигрывает Кнуров, и Вожеватов не собирается это оспаривать…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Девушка в отчаянии обращается к Вожеватову за поддержкой и защитой, но тот отказывается помочь ей. Кнуров же мягко предлагает ей стать его содержанкой.
Шокированная Лариса молчит и в этот момент на сцене вновь появляется запыхавшийся, вспотевший Карандышев. Он устраивает невесте “разбор полетов”, но Лариса отказывается уходить с ним. Она приняла решение ехать с Кнуровым (“Если уж быть вещью, то дорогой вещью” – заявляет девушка). Карандышев пытается увести ее силой, но Лариса вырывается и уходит. Совершенно потеряв рассудок, он стреляет ей вслед и смертельно ранит ее. Девушка слабо благодарит его, после чего умирает.
Смысл концовки фильма «Жестокий романс» достаточно прост. Истосковавшаяся по любви Лариса потеряла голову и предала себя. И не стоит думать, что, не будь она бесприданницей, все было бы как-то иначе. Если бы она была богата, Паратов, скорее всего, женился бы на ней. Однако верен ей он не был бы, да и состояние ее он бы точно вскоре промотал. Финал картины (да и сама суть фильма) жесток: если женщина позиционируется в обществе только как вещь (неважно, дорогая или дешевая), то участь ее в любом случае незавидна.
Смысл фильма
Первая “серьезная” картина Эльдара Рязанова, в которой он пытается отойти от комедийного жанра, не так популярна у зрителей. Тем не менее, сюжет фильма, цитаты оттуда и, разумеется, песни (чего только стоит пронзительный романс “А напоследок я скажу”) многие знают гораздо лучше пьесы Островского.
Картина Рязанова отличается неторопливым темпом и даже некоторой велеречивостью. Есть в ней и что-то наиграно-театральное и этот эффект, честно говоря, портит удовольствие от просмотра. Трагическая история юной Ларисы Огудаловой поделена на 2 часовых отрезка с разной насыщенностью событий и одновременно с одинаковой важностью. Каких-либо актуальных мыслей и, тем более, скрытого смысла в фильме нет, однако он не лишен своеобразного очарования.
Безусловным его плюсом является атмосфера. Она получилась благодаря натуральным съемкам, и остается только удивляться, как авторам ленты удалось достоверно воссоздать совершенно иную историческую эпоху. Получившаяся “картинка” затягивает и позволяет окунуться в происходящее с головой.
Но о чем это кино? В принципе, о его сути подсказывает само название – “Жестокий романс”. Стоит только раз увидеть Ларису и заглянуть в ее тоскующие глаза, чтобы понять, что ничего хорошего здесь не будет. Она – удивительная (одни называют ее чистой, другие – наивной и чересчур сентиментальной). Она не может без любви, она ищет ее… но не находит.
“Я вещь” – говорит она с грустной улыбкой. Увы, в те времена женщины действительно были, по словам одного философа, “не совсем людьми”. Да, им посвящали стихи, из-за них дрались на дуэлях, но одновременно их проигрывали в карты, “уступали” и “передавали” друг другу… Островский был одним из первых писателей-драматургов, который поднял эту тему. Впрочем, доставалось от него не только изуродованному обществу, но и самим женщинам.
Что представляет собой Лариса? Это очень наивная, воспитанная в домашних условиях молодая девушка. В течение всего фильма она только и делает, что поет и вздыхает. Да и каждый из своих выборов (пойти за нелюбимого, уехать на “Ласточку”, решиться стать содержанкой) она совершает сама. Да, под давлением обстоятельств. Но, на минуточку, мать, помнящая о своем происхождении, хотя и кокетливо заискивающая перед новыми хозяевами жизни, не заставляет ее выбрать Карандышева. Паратов, этакий молодящийся франт с томным взглядом состарившегося Роберта Лавлейса, берет ее не силой. У Ларисы были еще варианты – в конце концов, она могла пойти работать или уйти в монастырь, но она предпочла выбрать жизнь куклы…
По мнению некоторых рецензентов, картина Рязанова – это фильм о жестокой любви. Однако, любви, в подлинном значении этого слова, в этом фильме нет и близко – она сводится здесь только к страсти и томлению. Другие зрители считают, что, наоборот, “Жестокий романс” – кино о нелюбви и о том, что надо закрывать уши, когда туда льют мед.
Возможно, правы все. Но все-таки, при всех своих безусловных достоинствах, фильм лишен одного – необходимого катарсиса. Лариса не возвышается над миром и нет в ее судьбе торжествующего покоя. Финал фильма трагичен и одновременно сентиментален – и это снижает намеченную сложность внутренней драмы. Для обычного “мыла” это не страшно, но для драматического произведения, которым пытается быть “Жестокий романс”, все-таки, не очень хорошо.
Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, отчасти похожих по смыслу на фильм “Жестокий романс”:
- “Мой ласковый и нежный зверь” (СССР, ФРГ, 1978 год). Юная Оля, любящая одного, но сосватанная за другого, не знает, чего хочет. Это приводит к трагедии.
- “Неоконченная пьеса для механического пианино” (СССР, 1976 год). В юности Мишель Платонов и Софья были влюблены друг в друга. Жизнь разлучила их, но спустя несколько лет они встречаются снова.
- “Бесприданница” (СССР, 1974 год). Юная Лариса отдает свое сердце помещику Паратову. Увы, она для него только игрушка.
- “Табор уходит в небо” (СССР, 1976 год). В центре сюжета – история страстной, но трагической любви цыганки-вещуньи Рады и конокрада Лойко Зобара.
Как раз Паратов любил её и сам был “жертвой обстоятельств”. Просто деньги в те времена для аристократии значили всё.