Смерть, проклятие, месть: смысл триллера «Звонок»

Звонок 2002 Смысл фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, триллер, детектив

Год производства: 2002

Режиссер: Гор Вербински

Актеры: Наоми Уоттс, Мартин Хендерсон, Дэвид Дорфман

Слоган: “Перед смертью ты услышишь звонок”

Награды и номинации: В 2003 г картина получила премию “Сатурн” в категории “Лучший фильм ужасов”

“Звонок” – культовый фильм с необычной концепцией. В свое время он напугал огромное количество людей и был назван самым страшным фильмом за всю историю кино.

Cмысл фильма “Звонок” (“The Ring”) заключается в том, что некоторые запреты нельзя нарушать – это приводит к непоправимым последствиям. Но страшной картина является далеко не поэтому.

Сюжет фильма

Описание содержания картины следует начать с того, что частично она основывается на романе Судзуки Кодзи, “Звонок”, а частично – на ее японской экранизации. То есть это ремейк.

Кстати, оригинальное название книги – “Ring”, что можно перевести как “звонить” или “звонок”, но все-таки правильный перевод – “Кольцо”. Особенно это заметно, если посмотреть на названия продолжений – “Спираль” и “Петля”.

Наоми Уоттс
Наоми Уоттс исполнила главную роль Рэйчел. Кадр из фильма.

В девяностые годы роман, затронувший тематику, хорошо известную каждому, кто пользовался видеомагнитофоном, вызвал резонанс. Смысл книги Судзуки Кодзи заключался в неотвратимости смерти: после просмотра проклятой кассеты спастись от нее было невозможно никому.

В 1998 г Хидео Наката сделал экранизацию (весьма условную и очень артхаусную), из которого выросла целая франшиза. А в начале нулевых культовая картина докатилась до США.

Оба фильма, и американский, и японский, начинаются с беседы двух школьниц, обсуждающих городскую легенду о проклятой видеокассете: если ее посмотреть, тут же зазвонит телефон, а в трубке зазвучит страшный голос – он скажет, что жить тому, кто снял трубку, осталось только семь дней.

Выясняется, что одна из девушек смотрела проклятую кассету – причем ровно неделю назад. Это значит, что жить школьнице осталось недолго. Этим же вечером девушка умерла при загадочных обстоятельствах.

На ее похороны приехала ее тетя, журналист Рейчел Келлер (в японской версии Рейко Асакава). У Рейчел есть сын Эйдан, обладающий экстрасенсорными способностями (в японской версии этими способностями обладает экс-супруг Рейко).

Дэвид Дорфман, Наоми Уоттс
Дэвид Дорфман в роли Эйдана, и Наоми Уоттс. Кадр из фильма.

На похоронах главная героиня узнала о том, что в тот же день вместе с племянницей умерли еще несколько подростков…

В японской версии по своей инициативе, а в американском “Звонке” по просьбе сестры, героиня начинает расследование. В ходе поиска улик и зацепок девушка нашла несколько странных фотографий, а также гостиницу, в которой проводили время все умершие подростки – ровно за неделю до своей смерти. Там героиня обнаружила странную кассету с не менее странным и жутким содержимым. После этого в комнате раздался звонок – этого было достаточно, чтобы Рейчел (как и Рейко) поверила в легенду о кассете.

Понимая, что не справится самостоятельно, девушка попросила о помощи своего экс-бойфренда – отца Эйдана, Ноа (Рейко просит о помощи бывшего мужа).

Молодой человек, скептически отнесшийся к словам экс-подруги, тоже решил посмотреть кассету. Раздался звонок, но трубку герои решили не снимать.

Вскоре скепсис Ноа исчез – как-то в супермаркете он увидел, как исказилось его лицо в камере наблюдения (муж Рейко встретил призрачную девочку). Поняв, что его жизнь в опасности, он согласился помочь Рейчел. Спустя еще какое-то время проклятую кассету посмотрел еще и Эйдан, то есть и его таймер был запущен…

Еще раз пересмотрев кассету, Рейчел увидела на пленке женщину. После обстоятельного расследования она нашла и ее родной остров. Там девушка узнала трагическую и страшную историю таинственной женщины с кассеты. В японской версии она была сильным экстрасенсом, но поразительные – и даже мистические – способности достались ее дочери Садако, которая могла легко убить человека силой мысли.

Мартин Хендерсон
Мартин Хендерсон в роли Ноа, Наоми Уоттс в роли Рэйчел. Кадр из фильма.

В американском “Звонке” женщину на кассете звали Анна Морган, у которой была приемная дочь Самара, обладающая сильными экстрасенсорными способностями – она могла убивать лошадей и насылать кошмары на окружающих.

Самара (как и Садако) умерла при странных обстоятельствах. Но перед смертью она смогла каким-то образом переместить весь свой гнев на ту самую проклятую кассету.

Рейчел удалось выяснить обстоятельства смерти девочки – ее убила приемная мать. Анна Морган столкнула ее в колодец и представила все как несчастный случай. Но Самара не погибла сразу – она боролась за жизнь на протяжение семи дней.

Решив, что упокоение тела девочки приведет к снятию проклятия, Рейчел решила похоронить ее. Это произошло в конце отведенной ей недели. Уверенная в том, что проклятия больше не существует, Рейчел вернулась домой. Но дух Самары не успокоился…

Объяснение концовки

Ближе к финалу страшный призрак пришел к Ноа и убил его. Рейчел вновь вернулась к расследованию, и выяснила, что проклятие Самары имеет свойство вируса. То есть смысл всех действий Самары – распространение записи. Героиня освободилась только потому, что в ходе расследования сделала копию проклятой кассеты.

В конце фильма Рейчел помогла Эйдану сделать копию. То же самое сделала и Рейко в японской версии. Мальчик спросил маму, что будет с человеком, который посмотрит кассету. Рейчел ничего ему не ответила…

Объяснение концовки такое: Самара хотела не упокоения, а мести. Причем мстила она не только погубившим ее из страха перед ее способностями родителям, но и вообще всем – ведь при жизни она не была никому нужна.

Смысл концовки фильма “Звонок” заключается в том, что проклятие не уничтожено – в безопасности остались только Рейчел и Эйдан.

Брайан Кокс
Брайан Кокс в роли Ричарда Моргана. Кадр из фильма.

Смысл фильма

Правильное название картины – не “Звонок”, а все-таки “Кольцо”. Смысл заключается в светящемся кольце, образованном лучами солнца – именно его увидела несчастная Самара прежде, чем ее глаза закрылись навсегда.

На первый взгляд, суть фильма “Звонок” лежит на поверхности. По сюжету страшное проклятие передавалось через просмотр кассеты. Люди не верили в него, думая, что это просто городская легенда. Однако не все истории, кажущиеся вымыслом, оказываются таковыми на самом деле. Иногда нужно внимать предостережениям и не совершать опрометчивых поступков.

Но у фильма есть и скрытый смысл. Чтобы понять его идею, нужно знать о том, как относятся к смерти в западном и восточном мире.

В странах Азии к ней относятся абсолютно спокойно, с душевной ясностью. Она обусловлена учением о том, что бытие иллюзорно. Согласно трактовке дзэнского учения, смерть – это источник силы, а вкупе с добродетелями – и сверхъестественного могущества.

По этой причине в японской экранизации романа практически полностью отсутствовала линия борьбы – смысл заключался лишь в том, чтобы рассказать историю. То есть герои оригинального “Звонка” пытались не обыграть смерть, а найти ответ. Они хотели остановить зло и принимали смерть, как неизбежность – в этом, согласно японской философии и культуре, есть и определенная “избранность”, и даже героизм.

В западной же культуре смерть долгое время была табуирована. Вероятно, истоком такого отношения к ней были многочисленные эпидемии, мучившие Европу в 14-19 веках. Укоренилась традиция – отрицать смерть и игнорировать ее приближение. Но некоторые шли на риск, и вся их оставшаяся жизнь превращалась в макабр. Или, хуже того, в попытку обыграть смерть.

Именно это хотела сделать Рейчел – не понять первопричину, как источник зла, а просто найти “выключатель”. Удалось ли ей это? Разгадка отсутствует, потому что конец у фильма открытый.

Дэйви Чейз
Дэйви Чейз исполнила роль Самары. Кадр из фильма.

Звонок 2

Вторая часть франшизы – «Звонок 2» – была выпущена в 2005 году.

Краткое содержание. Рейчел и Эйдан, решив забыть о перенесенном ужасе, переезжают в другой город. Но и туда попала злосчастная кассета – словно рок, она преследует мать с сыном. Пытаясь спасти себя и Эйдана, Рейчел решила дать Самаре отпор.

Но, по сути, Самара Морган – это не просто мстительный призрак, а бесконечное зло (суть ее характера и природы – еще одно доказательство того, что название франшизы “Кольцо” более правильное), и противостоять ей невозможно…

По мнению зрителей, это продолжение было совершенно не нужно: первый “Звонок”, в своей очаровательной незавершенности, был полностью законченным фильмом. Главная претензия зрителей – разрушение концепции первой части.

Согласно ей, Самара – никакое не вселенское зло, а несчастный ребенок, никогда не знавший любви – родная мать от него отреклась, а приемная – убила. Она и мстила-то по-детски… А во второй части этот страшный и трагический образ разрушается, превратившись в типичного Бугимена.

Звонки

Еще один сиквел – «Звонки» (2017).

После столкновения Рейчел и Эйдана с Самарой прошло семь лет. Некий профессор, заинтересовавшийся кассетой, решил расследовать страшную городскую легенду. Дух Самары вернулся, и сам профессор, как и люди, столкнувшиеся с мстительным призраком, поняли, что их жизни в серьезной опасности.

Этот фильм был еще меньше нужен, чем первый сиквел “Звонка”: в нем нет ни одного упоминания о расследовании Рейчел, зато здесь рассказывается о Самаре. Результат один – чудесный, уникальный образ разрушился. То же самое произошло и с концепцией истории Самары Морган – ее история была рассказана в первом фильме. И в разжевывании того, что оставалось недосказанным осознанно, не было никакого смысла.

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих на “Звонок” Вербински:

  • “Проклятие” (2004, США). Основанный на японском фольклоре, фильм рассказывает историю мстительного призрака – и его проклятия, от которого нет спасения;
  • “Дело №39” (2007, США). Эмили удочеряет девочку по имени Лилит. Странное поведение не по годам развитой девочки со временем становится все более и более зловещим;
  • “Один пропущенный звонок” (Япония, 2003). Несколько человек погибли примерно в одно и то же время. Все они перед смертью получили странное сообщение;
  • “Темная вода” (США, 2005). Пытаясь спасти дочь, главная героиня картины идет на сделку с призраком;
  • “Незваные” (США, Канада, Германия, 2008). Расследуя обстоятельства смерти матери, героиня сталкивается с воплотившимся ужасом;
  • “Темные воды” (Япония, 2001). Героиня и ее маленькая дочь живут в мрачном доме, в котором много лет назад пропал ребенок;
  • “История двух сестер” (Южная Корея, 2003). Две сестры, ранее лечившиеся в психиатрической больнице, возвращаются домой, и вскоре понимают, что там происходит что-то очень странное.
Согласны, что "Звонок" - самый страшный фильм за всю историю кино?
Да, абсолютно.
19.02%
Вряд ли самый страшный в истории, но это сильный фильм ужасов.
63.59%
Рядовой триллер.
7.07%
Вообще не страшно.
10.33%
Проголосовало: 184

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.