27 хороших российских фильмов для тех, кто любит умное кино    

Яды, или всемирная история отравлений Обзоры
Автор статьи
Серафима Вишняк
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Люблю искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишу странные сказки, обожаю сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Русский кинематограф принято ругать – и часто вполне заслуженно: слишком мало фильмов на русском языке способны составить конкуренцию картинам Феллини, Бергмана и даже фон Триера. Но есть и действительно хорошие российские фильмы со смыслом. Многие из них не только полюбились отечественному зрителю, но и были благосклонно встречены западными кинокритиками.

Вот список глубоких и прекрасно снятых кинокартин отечественного производства.

Предсказание

Жанр: драма, фантасмагория

Год: 1993

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Олег Басилашвили, Ирен Жакоб, Андрей Соколов

Предсказание фильм 1993
Кадр из фильма «Предсказание»

Начало девяностых. Привокзальная цыганка сообщает известному московскому писателю Олегу Горюнову, что жить ему остается не более суток. Он не принимает предсказание всерьез.

Вернувшись домой, он встречает странного молодого человека, который удивительно похож на него. Юноша сообщает изрядно удивленному Горюнову, что он – это сам Горюнов, только моложе на 25 лет. Фильм поставлен по одноименной повести Эльдара Рязанова.

“Предсказание” можно назвать реквиемом по стране: режим гибнет, Россия агонизирует и находится на распутье.

В каждом кадре этого кино сквозят экономический коллапс и тревога людей за свое будущее, за жизнь своих детей. Неслучайно действие фильм происходит поздней осенью: мрачная погода символизирует гибель прежнего мира.

“Старый” Олег Горюнов и “молодой” Олег Горюнов символизируют разные эпохи и времена. Герой Басилашвили является консерватором (он один из тех, кого в будущем представители молодого поколения будут презрительно называть “совками”), но в то же время он мудр, честен и смел.

По странному стечению обстоятельств он встречается и знакомится с молодой женщиной. Между ними вспыхивает любовь. Согласно концепции фильма, именно любовь дает героям надежду на спасение. Именно она может спасти и рушащийся мир.

Современность стонет, и убедительно пытается заставить нас бросить все и бежать – все равно, куда, лишь бы подальше. “Это не бегство, это эвакуация” – говорит герой Андрея Соколова. Но, согласно Рязанову, это именно бегство.

Герой Басилашвили понимает это, и остается там, где ему грозит неминуемая смерть – потому что здесь он родился и вырос, здесь у него родное кладбище, и здесь живет та, кого он полюбил.

Рязанову удалось создать на экране потрясающую атмосферу хаоса, тревоги и безысходности: вандалы на кладбище, танкисты, которые подрабатывают частным извозом, улицы, укрытые густым туманом… Все это создает ощущение нестабильности, смуты.

И тревожно от самого названия фильма: кажется, что в предсказании речь идет не только о конкретном человеке, но и о всей стране.

Есть в фильме и сатира. В одной из мизансцен домой к Горюнову приходит странный человек (Роман Карцев), и пытается уговорить его совершить самосожжение на площади в знак протеста против чего-то. Этот, чисто “рязановский” фрагмент, кажется удивительно современным и сегодня.

Дурак

Жанр: драма, сатира

Год: 2014

Режиссер: Юрий Быков

Актеры: Артем Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило

Дурак 2004 Быкова
Кадр из фильма «Дурак»

Сантехник Никитин (Артем Быстров) приезжает на вызов в ветхое общежитие, в котором живет около 800 человек. Герой осматривает здание, и выясняет, что оно находится в аварийном состоянии.

Никитин решает помочь жильцам. Так начинается его схождение в бюрократический ад.

“Дурак” – хороший русский фильм о жизни. В сердце сюжета находится любимая Юрием Быковым тема современного мещанства, некомпетентности властей и попытки борьбы с Системой. Но это только верхний пласт кинокартины: ведущим лейтмотивом этой работы режиссера является выживание.

Все хотят жить. И чиновники, показанные в фильме практически карикатурно, тоже. Все их действия (точнее, в этом случае – преступное бездействие) оправдываются желанием “жить по-человечески”.

Быков акцентирует внимание зрителя на противопоставлении диаметрально противоположных миров. В одной вселенной живут люди, ворующие вагонами, в другой обитают те, кто не может украсть даже спичечный коробок.

Но условного деления на черное и белое здесь нет. Режиссер объясняет, что в обоих вселенных есть полутона: даже среди чиновников есть совестливые люди, как есть трусы и лицемеры среди тех, кто называет себя честными тружениками.

Мир, показанный в фильме, реально напоминает один из кругов ада, описанного у Данте. И бороться со всем этим, кажется, бессмысленно.

Но, как считает главный герой, попытаться все-же стоит.

Облепиховое лето

Жанр: драма, биография, арт-хаус

Год: 2018

Режиссер: Виктор Алферов

Актеры: Андрей Мерзликин, Сергей Агафонов, Сергей Каплунов

Облепиховое лето 2018 Алферова
Кадр из фильма «Облепиховое лето»

Советский драматург Александр Вампилов (“Утиная охота”, “Старший сын”) сражается с чиновниками за право свободно публиковаться. Он хочет, чтобы его пьесы ставили в театре, но их сила пугает очень многих.

Сложная ситуация сказывается на семейных отношениях, но супруга писателя старается помочь ему, поддержать его. К тому же, у Вампилова есть хорошие друзья, которым он очень дорог.

Измотанный борьбой, писатель стремится на Байкал, чтобы там поработать в тишине и покое. Страшная трагедия перечеркивает все его мечты и ожидания.

“Облепиховое лето” – один из самых интересных и серьезных российских фильмов. Это по-настоящему добрый фильм со смыслом.

Сюжет кинокартины построен на метаниях известного писателя, который страдает от одиночества и невостребованности. Сам фильм очень метафоричен, и больше напоминает спектакль, чем полнометражное художественное кино.

Виктор Алферов рассуждает об истории СССР, о мечтах, о поиске вдохновения, а также – о смысле жизни и о вечности.

Философские рассуждения удивительно тонко гармонируют с синевой Байкала, с солнечными бликами и с густой зеленью лесов. Вампилов принимает результат своих размышлений с тихой грустью, но и с готовностью тоже.

Отторжение

Жанр: драма, фантастика, триллер

Год: 2009

Режиссер: Владимир Лерт

Актеры: Сергей Бабкин, Богдан Ступка, Агния Дитковските

Отторжение 2009 Лерта
Кадр из фильма «Отторжение»

Фильм снят по повести А. Саломатова. Это полнометражный дебют режиссера, представленный на киевском кинофестивале “Молодость 2009”.

“Отторжение” можно назвать одним из самых неоднозначных фильмов: он очень метафоричен, и его смысл понятен далеко не всем. Часть зрителей, ждавших простую историю, а получивших арт-хаус, освистала картину. Впрочем, режиссера это не расстроило: он не раз признавался, что его может опечалить только равнодушие к своему творчеству.

Картина разделена на 3 части. Каждая из них является стилизацией под определенный жанр.

Первая часть снята в стиле постапокалиптики, и ее сюжет частично перекликается с фильмами про зомби-апокалипсис. Во второй части Лерт рассказывает достаточно сентиментальную историю, стилизованную под американские мелодрамы 50-60 гг. А вот третья часть – это чистый сюр: ее можно назвать шизофреническим бредом, или даже бредом угасающего сознания.

Общей идеей всех трех частей является рассказ о муках творчества, о необходимости быть честным с самим собой, об умении любить и быть по-настоящему счастливым.

“Отторжение” – это драма, но в отдельных случаях это трагедия людей, выбравших из всех возможных дорог не ту. Именно таким человеком является Андрей Лупцов, прекрасно сыгранный Сергеем Бабкиным: он отторгает нынешнего себя, отторгает выбранный путь, и робко мечтает снова найти ту тропинку, которая должна помочь ему обрести гармонию с самим собой.

Про уродов и людей

Жанр: драма

Год: 1998

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова

Про уродов и людей 1998 года драма
Кадр из фильма «Про уродов и людей»

На рубеже 19 и 20 века в Петербург приезжает иностранец. В руках у него клетчатый чемоданчик, в котором он прячет то, что с течением времени изменить жизнь сначала нескольких семей, а потом – и всей России.

Можно сказать, что в этом фильме Балабанов продолжает тему, заданную в короткометражной ленте “Трофим”. В предыдущем фильме режиссер показывал пресловутую “народную душу”, а здесь он уделяет внимание искусству, которое несет не прекрасное и доброе, а пошлое, и не учит, а является инструментом морального разложения общества.

Возможно, впрочем, речь идет только об отражении. Случайный немец только подтолкнул российское общество: занесенная им “зараза” попала на благодатную почву и дала пышные ростки.

В какой-то степени, Балабанов вторит Достоевскому, и его герои (особенно персонажи Сухорукова и Маковецкого, прекрасно ими сыгранные) – это чистой воды свидригайловы. И Петербург Балабанова уж слишком подозрительно похож на Петербург Федора Михайловича…

Немец, точно дьявол из средневековых легенд, подталкивает петербуржцев к тому, чтобы те посрывали с себя маски добропорядочности. Точно гамельнский крысолов, он уводит их в неизвестность.

“Почтенная публика” становится падкой на всевозможные уродства и извращения. Приличные барышни прячут пошлые картинки в нижнем белье, а грязные помыслы – в светлых головках. Отцы семейств желают лицезреть уродов, не подозревая о том, что им предоставляют изображения их самих – настоящих, но глубоко прячущихся.

Петербургская интеллигенция духовно мельчает. И вот уже слуги нагибают господ, и с упоением хлещут их по белым телесам. Раскачивается колыбель революции…

Яды, или всемирная история отравлений

Жанр: фантасмагория, комедия

Год: 2001

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Олег Басилашвили, Игнат Акрачков, Александр Баширов

Яды, или всемирная история отравлений
Кадр из фильма «Яды, или всемирная история отравлений»

Олег Волков, молодой столичный актер, был доволен жизнью: у него была большая квартира и любимая работа. И жена у него тоже была, да только не ценила она своего счастья…

“Яды” – легкая абсурдистская и местами гротескная комедия. По мере развития сюжета любовный треугольник превращается в квадрат, а потом – и в пятиугольник.

Украшением фильма является Олег Басилашвили, создавший прообраз Воланда (каждому, кто посмотрит этот фильм, станет понятно, почему на роль мессира в мини-сериале Бортко в итоге взяли именно его, а не кого-нибудь другого, помоложе и покрасивее).

Его герой на первый взгляд кажется интеллигентным пенсионером, но на самом деле он – искуситель, знаток ядов и мировой истории отравлений. Именно он подталкивает героя к мысли отравить всех участников любовной драмы.

Кульминацией фильма является гротескно-абсурдная сцена торжественного приема по случаю дня рождения Папы Римского. На празднике присутствуют все сильные мира сего: как отравители, так и отравленные. И все чествуют Олега, который решил отравить тех, кто мешал ему жить.

Главную мысль кинокартины озвучивает Чезаре Борджиа – человек с искалеченной душой, негодяй и циник. Он говорит о Долине, которую увидел, когда ехал в Рим.

В фильме Долина символизирует мечту, все самое светлое и доброе в человеке. Чезаре предал мечту, свернув на неверный путь, и пожалел об этом.

Только на пиру Волков понимает, что, по сути, стоит на краю страшной пропасти – и в любой момент может упасть в нее. И еще он понимает, что у него есть возможность и силы отойти назад.

Монах и бес

Жанр: философская притча, трагикомедия

Год: 2016

Режиссер: Николай Досталь

Актеры: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин

Монах и бес 2019 трагикомедия
Кадр из фильма «Монах и бес»

В мужском монастыре появляется новый монах, Иван. Вместе с ним в святое место проникает и служитель дьявола, бес по имени Легион.

В основе фильма находятся апокрифические предания о святых, которых искушал враг рода человеческого.

Монах Иван пришел в монастырь, чтобы обрести душевный покой. Но именно здесь его начинает мучить совесть и терзать страсти.

Фильм напоминает произведения Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Речь в нем идет и о “дураках и дорогах”, и о других русских бедах, и о чиновничьем произволе, и о “загадочной русской душе”.

Фильм очень добрый, пропитанный юмором и глубоким смыслом. Главная мысль кинокартины звучит так: достоин ли человек чуда? Может ли вера помочь ему искоренить страсти?

Фильм был принят очень неоднозначно. Консервативные ортодоксы были искренне возмущены тем, что бес в итоге покаялся – с их точки зрения, это недопустимо, потому что кощунственно.

Но ничего кощунственного в этом нет, ведь, в конце концов, страсти и искушения родятся в глубине человеческого сердца, а не внушаются извне: покаявшийся бес символизирует абсолютное покаяние, и изменение собственной жизни.

“Монах и бес”, как ни странно, не артхаус. Это просто хороший русский психологический фильм со смыслом.

Ворошиловский стрелок

Жанр: драма

Год: 1999

Режиссер: Станислав Говорухин

Актеры: Михаил Ульянов, Анна Синякина, Алексей Макаров, Марат Башаров

Ворошиловский стрелок Говорухина
Кадр из фильма «Ворошиловский стрелок»

Иван Федорович – бывший фронтовик, железнодорожник на пенсии. Из родственников у него осталась только внучка.

Однажды симпатичная девочка попалась на глаза местным мажорам. Это привело к трагедии. Отчаявшись отстоять честь внучки законным способом, Иван Федорович решился на месть.

Как и “Брат”, “Ворошиловский стрелок” относится к тем кинокартинам, в которых люди, пережившие 90-е, сильно нуждались. В этом фильме остро поднимается тема несправедливости, молчания закона и борьбы с беззаконием.

Также здесь речь идет о социальном расслоении (вплоть до сословности), о наглости власть имущих. И о мести.

Тематика очень широка, но самое главное здесь понимается далеко не сразу. Трагедия, произошедшая с девушкой, не является верхушкой айсберга. Это только следствие моральной разложенности общества, безнаказанности и вседозволенности тех, кто хорошо устроился на этом празднике жизни.

Смысл фильма не только в том, что такие проблемы были и есть – во все времена и во всех странах, но и в том, как неправильно построена сама система правосудия. В том, что порой, к сожалению, самым надежным способом добиться справедливости является только самосуд.

Все понятно – так делать нельзя: человек, вершащий собственный суд, не только сам нарушает закон – ему предстоит жить с чудовищным грузом на совести. Но как быть, когда о несправедливости вопят камни, а Фемида только стыдливо отворачивается?

Ивана Федоровича (изумительная, удивительно пронзительная игра гениального Михаила Ульянова) нельзя ни осудить, ни оправдать. Понять – можно…

Жаль только, что он не смог вовремя объяснить внучке, в которой души не чаял, самые простые вещи. Сделай он это – и трагедии бы не было.

“Ворошиловский стрелок” по праву попадает в список лучших жизненных фильмов. Пересматривать его не хочется, но посмотреть хотя бы раз в жизни нужно.

Белый праздник

Жанр: фантасмагория, драма

Год: 1994

Режиссер: Владимир Наумов

Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян

Белый праздник Наумова
Кадр из фильма «Белый праздник»

Фильм снят по повести Тонино Гуэрры, “Сто птиц”. Главный герой картины, профессор Грэг, нанимает сыщика, чтобы тот следил за ним самим, и фиксировал все его слова и действия.

В этом фильме Иннокентий Смоктуновский сыграл свою последнюю роль.

Это фильм-путешествие. На протяжении всего действа зритель следует за главным героем по Москве 1994 года в сопровождении циничного сыщика.

Картина, представленная рядом сложных ассоциативных образов, трудно интерпретируется. Профессор (в фильме он кажется последним представителем навсегда погибшей настоящей интеллигенции) отправляется в свою последнюю одиссею.

На пути он часто встречает картины Брейгеля и Босха, а иногда ему встречаются люди, которые точно сошли с этих полотен. Реальность и воображаемое переплетаются в нечто сюрреалистическое. И единственно настоящими кажутся белый снег, похожий на саван, апокалиптические здания, и обрывающаяся веревка с висящими на ней фотографиями. Вместе с веревкой обрывается и жизнь героя.

Белый праздник – это смерть.

Водитель для Веры

Жанр: драма

Год: 2004

Режиссер: Павел Чухрай

Актеры: Игорь Петренко, Алена Бабенко, Богдан Ступка, Андрей Панин

Водитель для Веры Чухрая
Кадр из фильма «Водитель для Веры»

Виктор – воспитанник детского дома. Благосклонная судьба дает парню шанс стать военным и выбиться в люди. Однажды Виктор устраивается работать водителем у дочери генерала. И его жизнь меняется кардинальным образом.

“Водитель для Веры” относится к лучшим российским фильмам. На первый взгляд, это мелодрама с оттенками ретро-преамбулы, но на самом деле картина куда глубже и мрачнее.

Это фильм о страстях и пороках, о том, как важно сделать правильный выбор и остаться честным по отношению к самому себе. Образы главных героев объединяет музыка, которая не только отражает текущее состояние персонажей, но и готовит зрителя к тому, как они будут раскрываться в дальнейшем.

По мнению критиков, Богдан Ступка и Алена Бабенко сыграли здесь свои лучшие роли. А у Игоря Петренко это был дебют – и очень даже удачный.

Мусульманин

Жанр: драма

Год: 1995

Режиссер: Владимир Хотиненко

Актеры: Евгений Миронов, Александр Балуев, Нина Усатова

Мусульманин 1995 года
Кадр из фильма «Мусульманин»

Николай Иванов после многолетнего афганского плена возвращается в родную деревню. Он уже не тот, что прежде: афганский крестьянин, спасший ему жизнь и считавший его сыном, научил его исламу.

Николай однажды принял законы этой религии ради спасения своей жизни. Но с течением времени он стал настоящим мусульманином. Столкнувшись с непониманием односельчан и домашних, Николай понял, что является “чужим среди своих”.

Эта сильная психологическая картина местами смотрится как комедия-пародия. Кажется, Владимир Хотиненко высмеивает все пороки русской деревни и грехи общества начала 90-х. Но режиссер не смеется, а тяжело вздыхает.

Центральное положение в фильме занимает вера. С одной стороны эта тема кажется всеобъемлющей, а с другой – узконаправленной. Столкновение двух вероисповеданий, которое даже в 21 веке и даже в крупном городе выглядит достаточно драматично, в контексте фильма кажется очень трагическим.

Режиссер ставит много вопросов: как жить, во что верить, что делать и чего не делать. Проходится он и по людям, которые считают, что вера – это только дань многовековым традициям, и которые уходят от Христа к неистовому обрядоверию.

В картине собран прекрасный актерский ансамбль. Роль Николая – лучшая роль в карьере Миронова. Но самым сильным и трагическим образом фильма является, как ни странно, не Николай, а его брат Федька, сыгранный Александром Балуевым. Он – современный Митя Карамазов, человек крайностей, человек-противоречие. Он страшен в своей искренности: он искренне идет на брата, и искренне кается.

Интересен и образ матери, которая пытается понять Николая, не может его понять, и чувствует приближение трагедии. А остановить ее не в силах никто – ни участники этой драмы, ни православный священник, чьи слова остались просто словами, ни сам Бог.

Все умрут, а я останусь

Жанр: драма

Год: 2008

Режиссер: Валерия Гай Германика

Актеры: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова

Все умрут, а я останусь 2008 года драма
Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»

Три лучшие подруги, девятиклассницы Катя Вика и Жанна, с большим нетерпением ждут школьную дискотеку. У каждой из них примитивные, но обычные и понятные для подростков из глубинки желания: найти любовь, хорошо потусить и оторваться. Однажды Вика нахамила учителю математики, и подруги с ужасом поняли, что дискотеку теперь могут отменить.

Это фильм о взрослении в непростое время. Героями картины являются девочки-подростки из неблагополучных семей.

Алкоголь, мат, секс и драки представлены не как нечто из ряда вон выходящее, а как вещи вполне естественные.

Девчонки проходят “обряд посвящения” во взрослые, и пускаются во все тяжкие. Как ни странно, все их сумбурные и страшные действия – это крик о помощи.

Они не знают, что это такое – быть взрослым, а подсказать им некому. В итоге Катя отстаивает свои принципы кулаками, Вика пытается найти любовь, познакомившись с дегенератами, а Жанна старается завоевать уважение новых друзей через курение и алкоголь.

Сюжет нельзя назвать динамичным, а историю – захватывающей. Но все равно фильм смотрится с интересом. Потому что вопрос становления женщины в патриархальном обществе, как и вопросы взросления и конфликта поколений будут актуальны всегда.

Царь

Жанр: драма, история

Год: 2009

Режиссер: Павел Лунгин

Актеры: Петр Мамонов, Олег Янковский

Царь 2009 года Лунгина
Кадр из фильма «Царь»

Время правления Иоанна IV. В Москву прибывает давний друг царя, игумен Соловецкого монастыря Филипп. Державный друг просит его стать митрополитом, и тот нехотя соглашается. А чуть позже понимает, что обязан занять эту должность: в своей наивности он уверен, что сможет удержать Ивана Грозного от кровопролития.

Фильм не является стопроцентно исторической картиной. Исторические события – только декорации: Лунгин продолжает исследовать тему, поднятую им в “Острове”. Речь идет о свободе и несвободе, и о силе покаяния.

С одной стороны, смысл картины заключается в схватке двух мировоззрений. Царь, темный, кровожадный невротик, противопоставлен мудрому, доброму митрополиту Филиппу. С другой стороны, речь идет о вере. Оба героя представлены, как православные христиане. Но знание законов православной веры не мешает царю издеваться над собственным народом…Митрополит же слишком слаб, чтобы дать самодуру достойный отпор.

Народ в фильме представлен безликой серой массой. Они боятся грозного царя, но одновременно он является для них культовой фигурой, ведь он – помазанник Божий…

Очень интересен здесь Петр Мамонов: его Иван Грозный словно зеркалит старца Анатолия, символизирующего в современном кинематографе глубину покаяния и искупления. Иван же не то, что не собирается каяться – он просто не может этого сделать. И в этом его трагедия.

Олег Янковский просто не умел играть плохо. Его митрополит Филипп сыгран скупо, сухо и мощно, что сильно контрастирует с эмоциональной (иногда – излишне) игрой Мамонова. Трагедия Филиппа в другом – он просто родился не в то время.

А трагедия фильма в безысходности. Покаяния не было, прощения и искупления тоже не было. В конце зло торжествует, наступает мрак и безнадега. Именно поэтому эта картина была так прохладно встречена и критиками, и зрителями. Но все-таки этот фильм заставляет о многом задуматься, и это хорошо.

Свои

Жанр: драма

Год: 2004

Режиссер: Дмитрий Месхиев

Актеры: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский

Свои драма Месхиева
Кадр из фильма «Свои»

Времена ВОВ. Территории псковской области оккупированы немцами, которые уже установили свои порядки и правила. Поселения управляются вчерашними крестьянами, которые сегодня (вынужденно или нет) являются старостами и полицаями.

Убегая из плена, в такую вот деревню приходят рядовой красноармеец, комиссар НКВД и политрук.

“Свои” не военная драма. Здесь нет ура-патриотизма и восхваления подвига народа и солдат, защищавших родину. Это просто фильм о душе человека во время войны.

Здесь нет и четкой грани между добром и злом. Режиссер не дает и ответа на вопрос относительно правильности выбора. И именно поэтому этот фильм смотрится с большим интересом.

Актерский ансамбль великолепен: Богдан Ступка в очередной раз создал сложный и противоречивый образ. Ему подыгрывают харизматичный Сергей Гармаш и Константин Хабенский, в карьере которого, к сожалению, больше не было таких сильных и искренних ролей.

Волчок

Жанр: драма

Год: 2009

Режиссер: Валерий Сигарев

Актеры: Полина Плучек, Яна Троянова, Вероника Лысакова

Волчок драма 2009 года
Кадр из фильма «Волчок»

Жили-были мама и шестилетняя дочка. Жили плохо, жили бедно, и на девочку матери было, в общем, все равно. Но девочка все равно любила маму, и наивно верила, что и та ее тоже любит.

На первый взгляд, фильм кажется откровенной чернухой. На самом деле, эта, достаточно спорная с художественной точки зрения картина рассказывает о любви, способной простить все на свете.

А еще это кино о вопиющей безответственности и о преступной халатности, что обычно приводит к трагедии.

Режиссер не заигрывает со зрителем: “Волчок” – несколько прямолинейное, но хлесткое повествование. Главные преимущества фильма – легкий сценарий и минималистические диалоги. Картина взросления в глухой глубинке кажется очень емкой и страшной.

Примечательно, что у героев нет имен. Это не делает их безликими, скорее наоборот – дает возможность некоторым узнать себя. В той или иной степени.

Остров

Жанр: драма

Год: 2006

Режиссер: Павел Лунгин

Актеры: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев

Остров драма 2006 года
Кадр из фильма «Остров»

На маленьком острове, среди суровой природы, стоит мужской монастырь. Здесь живет горстка монахов и истопник. Старец Анатолий умеет исцелять и даже изгонять бесов, и именно к нему, а не к другим монахам обращаются за помощью отчаявшиеся, обезумевшие от горя люди.

Отец Анатолий не отказывает никому. И кажется, что, несмотря на тяжелую работу, живет он легко. Но это не так. Его душа неспокойна, его тяготят воспоминания о прошлом: в годы войны он смалодушничал, и по его вине погиб человек.

“Остров” по праву считается одним из лучших психологических фильмов. Лунгин (на тот момент – атеист) удивляет своим богоискательством, но кино это не только о вере.

В фильме поднимаются вопросы совести, греха, покаяния и искупления. Здесь нет пропаганды и морализаторства. Здесь есть только Остров и бездонные глаза главного героя, который смог выплыть из глубин ада, и уйти в иное измерение с улыбкой на устах.

Левиафан

Жанр: драма

Год: 2014

Режиссер: Андрей Звягинцев

Актеры: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов

Левиафан драма 2014 года
Кадр из фильма «Левиафан»

Николай Сергеев, скромный слесарь, живет с семьей где-то на русском севере. У них большой дом, в котором выросло уже несколько поколений Сергеевых. Этот дом не дает покоя местному мэру.

Один из самых сложных и завораживающих психологических фильмов. “Левиафан” получил несколько престижных наград и много отзывов – разгромных, хвалебных, яростных и восхищенных.

На первый взгляд, в фильме показана типичная жизнь типичного русского мужика в типичной российской глубинке. Но в том-то и дело, что Звягинцев основывался на истории, произошедшей в США!

А еще кажется, что режиссер только и делает, что критикует: власть, церковь и сам простой русский мужик показаны в фильме уж больно карикатурно: мэр (прекрасная роль шикарного в любом образе Романа Мадянова) – пошлый и наглый толстяк, главный герой, честный рабочий человек – слабак и алкоголик, его жена – гулящая дама, изнывающая от скуки, и ищущая приключений.

Левиафан – апокалиптический персонаж. Он выходит из моря и сеет ужас и хаос. Принято считать, что левиафаном здесь является насквозь коррумпированная власть (в любой стране). Но, глядя за метаниями героя, понимаешь, что левиафаном в той или иной степени являемся все мы.

Фильм ругают за излишнюю мрачность. Но Звягинцев не мизантроп: он дает надежду как своему герою, так и зрителю. Самое главное – суметь увидеть и победить левиафана в самом себе.

…и другие умные российские фильмы

Вот еще список хороших фильмов со смыслом:

  • Жить (2012);
  • Пусть будет Лиза;
  • Куда течет море;
  • Завод;
  • Слоны могут играть в футбол;
  • На районе;
  • Непрощенный;
  • Мотылек (2016);
  • Временные трудности;
  • История одного назначения;
  • Сердце мира;
  • Кислота;
  • Я худею;
  • Глубокие реки;
  • Анатомия измены;
  • Гупешка;
  • Я тебя не люблю;
  • Кроткая;
  • Мишень;
  • Вдвоем на льдине.
Российское кино...
самое лучше в мире - было и остается.
36%
мельчает. Советские фильмы были настоящими. Современные - поделка.
24%
становится лучше с каждым годом. Много хороших современных фильмов появилось.
24%
до западного ему, как до неба.
12%
Напишу в комментарии.
4%
Проголосовало: 25

Добавить комментарий

Adblock
detector