Альтруист или сумасшедший: кто такой главный герой фильма «Дурак»

Артём Быстров Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма

Год производства: 2014

Режиссер: Юрий Быков

Актеры: Артём Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров

Слоган: “Успеет ли он спасти всех”

Фильм Юрия Быкова “Дурак” – достаточно дерзкая и бескомпромиссная картина о коррупции и неблаговидных российских реалиях. Однако смысл фильма “Дурак” не только в очередной попытке обличения чиновничества. Это в первую очередь история о равнодушии и неравнодушии.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины “Дурак”.

Действие фильма Юрия Быкова происходит в глухой провинции. Дмитрий Никитин, слесарь-сантехник, который параллельно учится на инженера-строителя, приезжает на вызов в общежитие. Молодому человеку быстро становится ясно, что дом находится в аварийном состоянии и может упасть в любой момент. А живут там восемьсот душ, и они даже не подозревают о том, что могут погибнуть под завалами.

Артем Быстров
Артем Быстров в роли Дмитрия Никитина. Кадр из фильма.

Дмитрий решает действовать. Он находит способ сообщить о ситуации мэру. Та обещает помочь и собирает на экстренное совещание высокопоставленных чиновников. Ситуация сложная: падение здания грозит финансовой проверкой, да только рыльца практически у всех присутствующих сильно в пушку.

Дмитрий вскоре понимает, что от чиновников помощи не будет никакой, и решает действовать самостоятельно. Он прибегает в общежитие и, крича, что дом сейчас рухнет, практически силой выгоняет людей на улицу…

Объяснение концовки

В финале Дмитрия до смерти избивают жители того самого проблемного общежития. Объяснение концовки выглядит так: бесполезно помогать людям, которые об этом не просят. Как бы ты ни старался добиться справедливости, прав всегда тот, кто сильнее. Или, как говорил Ницше, “Чем шире твои объятия, тем легче тебя распять”.

Впрочем, у Быкова не все так просто. Ближе к концу фильма звучат следующие слова: “Люди вагонами воруют, по головам идут и живут, горя не знают”.

Не так важно, рухнул дом или нет, правильно ли поступил герой, или неправильно. Дмитрий – лишь катализатор всего, что происходит в драме. То есть смысл концовки фильма “Дурак” (и, вероятно, всей картины) заключается в том, что система ценностей уже давно сгнила, а наше общество неисцелимо больно. И это касается не только “верхов”, но и “низов”.

Смысл фильма

Фильм “Дурак” – это история Димы Никитина, простого сантехника, который одержим идеей спасти жителей общежития, находящегося в аварийном состоянии. В этом благородном деле Дима сталкивается с огромным количеством препятствий, начиная от коррумпированной власти города и заканчивая собственной семьей.

Дима – человек с обостренным чувством справедливости. Это правдолюбивый, смелый и совестливый парень. У него есть четкая мотивация спасения жителей общежития – он не хочет быть равнодушным ко всему, что происходит вокруг. Восстановление справедливости для него куда важнее, чем личная безопасность.

аварийное общежитие
Кадр из фильма.

Наиболее ярко все эти качества проявляются перед кульминацией – в момент кризиса, когда Дмитрий пытается решить, сбежать ли ему с семьей, или оставить ее и попытаться спасти несколько сотен жизней. Почти не колеблясь, он выбирает людей в общежитии.

Дима, безусловно, вызывает симпатию: в отличие от подавляющего большинства, он не только критикует власть, но и действует. Разве что кажется странным его беспричинный альтруизм – он защищает права тех, кто этого не хочет и не просит о помощи. Одновременно на свою семью ему как будто совершенно плевать. То есть он готов самоотверженно бороться с ветряными мельницами, но при этом забывает о своих близких – о тех, кому его помощь действительно нужна.

Для раскрытия сути фильма “Дурак” важен целый набор ярких персонажей. Мы видим равнодушных, зажравшихся чиновников, думающих только о себе и о том, где бы “хапнуть” еще, маму главного героя, рассуждающую исключительно обывательскими критериями, а также жену, которая является настоящим “гласом народа”, и мэра, которая вроде бы хочет поступить по совести, но прогибается под давлением и угрозами. Еще, конечно, мы видим жильцов падающего дома, которых не волнует возня вокруг них и которые не собираются ничего менять в своей жизни.

Если попытаться отыскать в картине Быкова скрытый смысл, то расклад будет такой. Рушащийся дом – это страна. С учетом того, что происходит в картине и как показаны главные действующие лица, можно сделать робкий вывод, что “Дурак” – это сатира. А значит, здесь возможна только такая трактовка: дом рухнет, катастрофа неизбежна. Население не спасти. Неравнодушные люди – бельмо в глазу как у чиновников, так и у обывателей, которым, как всегда, ничего не надо – даже если речь идет о них самих.

Разгадка поведения Дмитрия кроется в воспитании: точно такой же позиции (позиции не-равнодушного) всегда придерживался его отец.

собрание жителей
Кадр из фильма.

Главная мысль фильма, собственно, озвучена героем: “Нам плевать друг на друга, потому и беда”. Всем все равно на всех: чиновникам – на “чернь”, тем – на самих себя и друг на друга. Жертвами в таких ситуациях становятся неравнодушные.

Нормальному человеку, помимо реализации базовых потребностей по Маслоу, требуется еще и ощущение защищенности. А это возможно только в том случае, если справедливость для всех и каждого – не пустое слово. То есть к действиям людей часто побуждает вопиющая несправедливость.

Само название фильма намекает на отношение к герою абсолютно всех: “Ты что, дурак? Тебе больше всех надо?”. Создатели фильма как бы напоминают всем: Данко, выведя народ из леса, делает это ценой своей жизни. Но спасибо ему не сказал никто… Каждый сам волен решать, что лучше: вывести из леса того, кто в этом нуждается, или все-таки “не метать бисер перед свиньями”…

Смысл картины Быкова и в том, что дом, готовый рухнуть, – не дом, а наша среда обитания в целом. Виноваты в ее крушении не чиновники, а жильцы. Те самые жильцы, которые ничего не сделали, чтобы что-то улучшить. И это абсолют зла в фильме: жильцы дома не хотят ничего.

Их дом рухнет, но не потому, что злые чиновники не захотели помочь, а потому что они не хотят восстанавливать его, потому что не хотят бороться за человеческие условия жизни и собственные права. А почему? По Быкову, смысл того, что они не хотят, чтобы их спасали в том, что они сами не считают себя достойными спасения.

В своих разборах зрители отмечают, что главная тема “Дурака” исключительно пессимистична. В принципе, картина Юрия Быкова снята в лучших традициях российского социального кино.

Почему-то многие воспринимают этот фильм, как очередную критику в сторону государства и чиновников, а Диму Никитина возводят на пьедестал за его неравнодушие к утопающим.

Но если говорить не о драматургии, а о жизни, то, к сожалению, некоторым людям такие фильмы, как “Дурак”, дают повод в очередной раз обвинить в своих неудачах не самого себя, а государство. Разумеется, мы живем в тех самых реалиях, которые были без прикрас показаны Быковым. Без сомнения, люди равнодушны, а власть коррумпирована. Но у этой проблемы есть обратная сторона.

семья сантехника
Дарья Мороз исполнила роль Маши. Кадр из фильма.

Почему “Дурак”?

Человек хочет добиться справедливости и спасти жителей общежития. Для этого он совершает понятные действия: идет к чиновникам, обрисовывает ситуацию, пытается уговорить их что-нибудь сделать – и желательно побыстрее.

Когда его план не срабатывает, и он понимает, что чиновники решили замять дело, он бежит и сам выгоняет жителей дома на улицу, чтобы они не погибли.

На первый взгляд, все кажется логичным и благородным. Но на самом деле, в действиях Дмитрия есть как минимум две несостыковки. Во-первых, у него начисто отсутствует инстинкт самосохранения. Его ведь много раз предупреждали о том, что с ним может случиться, однако он все равно лез на рожон, прибегал к примитивным и не очень действенным способам.

А ведь можно было запечатлеть на видео аварийность дома и выложить в интернет. Как показывает практика, огласка – то, что заставляет многих чиновников сильно поднапрячься. Также можно было рассказать жителям о проблеме – то есть не выволакивать их из дома в последнюю минуту, а просто поговорить с ними, донести до них опасность ситуации.

Цурило Суркова
Юри й Цурило в роли Богачева, Наталья Суркова исполнила роль Галагановой. Кадр из фильма.

Все речи Дмитрия в фильме направлены на то, чтобы доказать, что равнодушие делает из людей свиней. Однако его философия разбивается о гранит событий, которые с ним происходят.  Мало того, что он глупо погиб, так еще и никого не спас: люди так и остались жить в падающем доме.

Так кто же такой Дима Никитин? Современный Дон Кихот? Или человек с синдромом Бога, склонный лезть в чужую жизнь, когда его об этом не просят?..

Альтруизм – не самая плохая черта характера. Однако прежде чем бросаться кого-нибудь спасать, необходимо разъяснить для себя две вещи: насколько это важно и какая цена будет заплачена за спасение. То есть не стоит забывать о том, куда бывает вымощена благими намерениями дорога.

Другой взгляд

Фильм “Дурак” кажется очень интересным с точки зрения отношения персонажей ко всему. На одной стороне – люди, которым плевать на свою жизнь: в их мировоззрении отсутствуют такие образы, как “счастье”, “безопасность”, “комфорт”.

По другую сторону баррикад показаны чиновники: мэр переживает, но не столько о людях, сколько о себе: если дом рухнет, спросят с нее. Примерно так же рассуждают и другие чиновники. В итоге круг замыкается и все остается на своих местах.

Дмитрий – единственный, кого действительно волнуют люди и их гипотетическая гибель. И именно поэтому он, с точки зрения всех остальных, – дурак.

Главный герой – ...
Герой.
11.76%
Дурак.
5.88%
И то, и другое одновременно.
41.18%
Сильный, неравнодушный персонаж, заслуживающий уважения. Жаль, что таких мало.
29.41%
Какой-то он бестолковый, нерациональный, сплошные эмоции. Не понимаю таких людей
11.76%
Проголосовало: 17

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на картину Юрия Быкова “Дурак”:

  • “Левиафан” (Россия, 2014 год). Простой слесарь, пытающийся спасти от сноса собственный дом, сталкивается с Системой и пытается дать ей отпор;
  • “Майор” (Россия, 2013 год). Главный герой насмерть сбивает ребенка. Он майор полиции, и, используя свое положение, может избежать наказания. Но в диалог с ним вступает разбуженная совесть.
  • “Жить” (Россия, 2010 год). Двое – пожилой охотник-проводник и молодой человек – пытаются скрыться от преследования.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Нюра

    Фильм зацепил.
    Но я не люблю открытых концовок, чувство остаётся, что зря смотрел. Додумать можно, но, лучше в мелодрамах, а не в социальных фильмах. Если есть факт, должен быть и финал.
    Ну это мое личное мнение.
    Герой фильма- неравнодушный человек и это уже заслуживает уважения.
    Вопрос стоило ли ему спасать людей, которые его потом и убили? Ответ- да. Это люди. Не важно нравятся они вам или нет, но это- люди и не нам судить, кто достоин жить, а кто нет.
    Я ждала, что все выйдут, дом рухнет и герой фильма останется под обломками, а чиновников посадят. А потом построят новый дом и улицу назовут в память о погибшем сантехнике.
    Конечно, банально, но зато была бы Надежда, что есть справедливость в этом мире.

    Ответить
Adblock
detector