Трагическая история страны в фильме Балабанова «Про уродов и людей»

люди и уроды Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, комедия, история

Год производства: 1998

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова

Награды и номинации: в 1999 году фильм получил две премии “Ника”

Фильмы Алексея Балабанова можно назвать отдельным видом кинематографического искусства. Они достаточно простые, однако, если “зарыться” в них поглубже, можно найти и скрытый смысл, и гениальные в своей простоте ответы на сложные, тяжелые вопросы.

Это можно сказать об одной из самых скандальных и неприятных картин именитого режиссера. Многие зрители, пытаясь постичь смысл фильма «Про уродов и людей», задаются вопросом: что это вообще было? Мысли, которые закладывал Балабанов в это сложное архетипное кино, которое, по сути, представляет собой постмодернистский роман, далеко не очевидны…

О чем фильм

На первый взгляд, “Про уродов и людей” кажется альманахом. Однако все линии фильма увязаны в единый сюжет.

Краткое описание содержания картины. В конце 19 столетия в Петербург приезжает иностранец – немец Иоганн. Он содержит фотоателье, в котором создает снимки садомазохистской направленности. Один из его помощников, Виктор Иванович, распространяет фотоснимки, а второй, Путилов, фотографирует.

Сергей Маковецкий
Сергей Маковецкий сыграл роль немца Иоганна. Кадр из фильма.

Иоганн вскоре знакомится с семьей инженера Радлова и обращает внимание на его дочь Лизу. Но девушка отдает робкое предпочтение Путилову.

Второй помощник Иоганна Виктор Иванович знакомится с семьей доктора Стасова, который переживает кризис отторжения со своей супругой. Добродушный доктор целиком концентрируется на воспитании усыновленных им сиамских близнецов Коли и Толи. Виктор Иванович становится одержим идеей съемки “уродов”.

Иоганн пытается посвататься к Лизе, но получает от Радлова, знающего, чем он занимается, жесткий отпор. Вскоре Радлов умирает. Иоганн, путем ухищрений и интриг заняв его квартиру, развращает Лизу. Влюбленный в нее Путилов, снимая девушку в откровенных сценах, неожиданно начинает бунтовать против Иоганна и сообщает Лизе, что спасет ее. Та отвечает, что уже слишком поздно.

Виктор Иванович, получив возможность снимать сиамских близнецов, забирает их в квартиру Радловых. Туда в поисках детей приходит разъяренный доктор Стасов, и погибает от руки Иоганна.

Немец, желая “приручить” сиамских близнецов, предлагает им водку. О смерти доктора они не знают, а Иоганн усердно внушает им мысль, что приемный отец бросил их. Один из ребят желает отправиться на восток, на поиски Стасова, однако под влиянием Иоганна постепенно спивается.

Потихоньку Иоганн и его демонический помощник развращают всех, с кем хоть как-то соприкасались. Порок ползет по Петербургу, заманивая в свои сети все большее количество людей. Постепенно один из близнецов, Коля, искренне влюбленный в Лизу, склоняет ее к близости. Создается ощущение, что девушка, давно уже потерявшая себя, согласилась на интим просто так.

Динара Друкарова
Роль Лизы сыграла Динара Друкарова. Кадр из фильма.

Дальше сюжет фильма становится более динамичным и мрачным. Путилов покидает Иоганна вместе с отснятым материалом. С немцем случается апоплексический удар, а Коля убивает окончательно потерявшего человеческий облик Виктора Ивановича. Близнецы отправляются на восток искать отца, а Лиза, оставшись одна, пытается хоть как-то устроить свою жизнь. Однако другой жизни у нее быть не может и, как становится понятно ближе к финалу, смысл своего существования она видит только в садо-мазо удовольствиях.

Объяснение концовки

В конце фильма мы видим Иоганна, который перестал быть синематографистом и превратился в зрителя, который пришел в кинотеатр посмотреть порнографический фильм, снятый его бывшим помощником Путиловым. Картина называется “Наказание за преступления” и главную роль в ней исполняет Лиза.

Иоганн (как и остальные зрители) с большим удовольствием смотрит фильм до конца, а затем восходит на отколовшуюся льдину и уплывает на ней в никуда.

Смысл концовки фильма «Про уродов и людей» можно понять, если уяснить, что картина Балабанова представляет собой декларативную низменность, приправленную присущей режиссеру безжалостностью. Порок, являющийся главным героем фильма, присутствует здесь на каждом шагу, в каждом кадре.

В своих разборах зрители предлагают следующее объяснение концовки: Иоганн, уплывая по Неве, словно пересекает некое пограничное пространство с тем, чтобы принести смерть и страдание другим людям. Впрочем, его едва ли можно назвать катализатором событий – ведь общество уже было развращено: каждый из них, за редким исключением, занимался духовным блудом. Как бы то ни было, метастазы порока распространились по Петербургу с молниеносной быстротой.

Балабанов намекает, что людям нравится то, что они, морщась, называют “мерзостью”. А это значит, что порок, духовный и физический, сожрав Петербург, распространится по России и дальше.

Смысл фильма

В своем фильме “Про уродов и людей” Балабанов показывает мрачно-депрессивный мир, показывающий изнанку существования. Одновременно в этой картине, исследующей темные и опасные уголки человеческого сознания, имеется большая доля абсурда и сюрреализма.

По мнению критиков, главной идеей режиссера было показать, как зарождается революция. Фильм, изящно стилизованный под старину, сделан в оттенках сепии. Местами он похож на немое кино. Создается интересная аллюзия на фильм братьев Люмьер: между кадрами, точно исчадие ада, появляется поезд. Все эти детали способствуют созданию тревожной атмосферы того непростого времени.

Здесь нет взрывов и разговоров о политике. Трагическая история страны здесь передается только через отношения между героями.

Иоганн является олицетворением мрачной мощи “низов”. Каждое его действие символизирует развитие и обострение ситуации, которая вскоре вылилась в кровопролитную гражданскую войну. Являясь владельцем небольшой компании, делающей порноснимки, он демонстрирует, во имя чего человечество использует достижения мысли и прогресс.

Интересно то, что Иоганн – немец. Это не только отсылка к известному и банальному “все зло идет с запада”, но и к фольклору: он чужак, пришлец, не свой. В фольклоре такие персонажи якшаются с нечистой силой. Иоганн, показанный нарочито демонично, является этаким гибридом Мефистофеля и сологубовского мелкого беса. Некоторые усматривают в нем аллюзию на Ленина: как и Вождь, Иоганн умело манипулирует людьми и использует их в своих целях.

Виктор Сухоруков
Виктор Сухоруков исполнил роль Виктора Ивановича. Кадр из фильма.

Россия здесь представлена в образе Лизы: чем развращенная Иоганном девушка не поруганная большевиками страна?.. Однако Россию (точнее, ее противоречивую двойственность) символизируют и сиамские близнецы, которые волей судьбы оказываются связаны с Иоганном. Один из них видит смысл в том, чтобы уехать на запад, а второй, пристрастившись к водке, грезит востоком. В этом трагедия России: одна ее часть стремится к западным ценностям, а другая смотрит в сторону Азии. Сосуществовать в гармонии эти части, к сожалению, не могут. По этой причине, в частности, страна стоит на месте и не развивается.

Балабанов – не мечтатель, не романтик, но и не моралист. Его фильмы нарочито гротескны, несколько безумны и провокационны. Суть фильма (пятого по счету у режиссера) заключена в названии: “Про уродов и людей”.

“Уроды” здесь стоят впереди “Людей”. Режиссер недвусмысленно дает понять, что Человеку стать Уродом (моральным) – раз плюнуть, а вот обратная трансформация затруднительна, если вообще возможна.

Одна из главных тем фильма “Про уродов и людей” – дуализм человеческой природы и сущности, разнородных потребностей души. Речь идет о трагическом разрыве между величественными идеями и животными желаниями. Они могли бы гармонично сочетаться, создавая некий симбиоз, но только не в сознании Иоганна. Этот якобы перфекционист, стремящийся к мнимому совершенству, утопает в горечи порока. Его сознание беспомощно барахтается в пороке, и от этого страдает не только он сам, но и люди, с которыми он соприкасается. На них Иоганн смотрит и как творец, и как одержимый животными слабостями человек…

В фильме Балабанова речь идет и о метафизических поисках той самой грани вседозволенности, которая так интересовала маркиза де Сада. Человек, не перешагнувший ее, сохранит непорочность своего сознания и восприятия мира. Но стоит ему выйти за рамки, он тут же станет Уродом. Исцелиться он, увы, не сможет.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на фильм “Про уродов и людей”:

  • “Человек-слон” (США, Великобритания, 1980 год). Меррик, выступающий в фрик-шоу, – светлый и добрый человек. Однажды он знакомится с доктором Тривзом, который предлагает ему помощь.
  • “Счастливые дни” (СССР, 1991 год). Главный герой пытается найти свое место в жизни, но окружение ему мешает.
  • “Груз 200” (Россия, 2007 год). 1984 год. Милиционер расследует дело о похищении дочери секретаря райкома партии.
Как вам фильм?
Глубокий, есть о чем задуматься.
46.9%
Стоит посмотреть.
19.57%
Треш ради треша.
15.7%
Кошмар, как это развидеть?
16.09%
Напишу в комментариях.
1.74%
Проголосовало: 516
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Андрей

    А почему у них чемоданы клетчатые ?

    Ответить
  2. Аноним

    Зачем это снимать

    Ответить
    1. Аноним

      Это не для вас снято

      Ответить