Власть, унижение, протест: о чем говорит Звягинцев в фильме «Левиафан»

Левиафан Звягинцева Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма

Год производства: 2014

Режиссер: Андрей Звягинцев

Актеры: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов

Награды и номинации: В 2015 году картина получила “Золотой глобус” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.

Содержание и смысл фильма «Левиафан» стали предметом бурных споров в год выхода картины и особенно после получения ею премии «Золотой глобус». А все потому, что, по мнению некоторых, эта социальная драма, киноинтерпретация истории библейского Иова показывает жизнь в России уж слишком нелицеприятной.

Но дело в том, что фильм не стоит рассматривать только с этой стороны. Основанный на событиях, произошедших в США, он очень метафоричен и пропитан скрытым смыслом.

О чем фильм

Краткое содержание фильма “Левиафан”. Россия, маленький городок где-то на севере. Наши дни. Николай Сергеев, скромный автослесарь, вместе с женой Лилией и сыном от первой жены живет на берегу небольшой бухты, куда иногда заплывают киты. Семья мирно живет в большом старом доме, который Николай получил по наследству.

Алексей Серебряков
Алексей Серебряков сыграл роль Николая, Елена Лядова в роли Лили. Кадр из фильма.

Мэр города, Вадим Шелевят, хочет выкупить у Николая его дом, автомастерскую и землю. Но суммы, которую назначил мэр, по мнению Николая, явно недостаточно, чтобы купить в городе подходящее жилье. Мэр не отступает и предлагает подумать, тонко намекнув, что Николаю стоило бы согласиться на столь щедрое предложение. Сергеев решает обратиться за помощью к старому армейскому другу Дмитрию, московскому адвокату. Проиграв дело, адвокат предлагает Николаю пойти на рискованный шаг – найти на Шелевята компромат.

С этого момента содержание фильма “Левиафан” становится более динамичным и жестким: в сюжете появляется мэр собственной персоной. Вечером он, обозленный упрямством Николая и издержками суда, приезжает в дом к Сергееву и, оскорбив его в пьяном угаре, говорит, что нет у него никаких прав – нет, не было и не будет.

Друзья воспринимают этот демарш как прямую угрозу. Николай по наивности еще думает, что на мэра можно найти законную управу и пишет заявление в полицию. Однако его у Сергеева даже не принимают.

Тем временем Дмитрий отправляется на прием к мэру и намекает ему, что у него есть компромат на него. Намекая на свое личное знакомство с неким влиятельным московским чиновником, адвокат требует, чтобы мэр выплатил Николаю справедливую компенсацию – 3,5 миллиона рублей. После этого сюжет картины получает новый поворот: Дмитрий, уверенный в успехе, встречается с Лилией в кафе. Женщина, увлеченная красивым адвокатом, решается на измену.

Через несколько дней Николай узнает об измене и ссорится с Дмитрием. Еще чуть позже мэр, всерьез напуганный компроматом, заручившись поддержкой приятелей, в круг которых входит и местный архиерей, вызывает адвоката на разговор в безлюдном месте. Там, при помощи дюжих охранников, он популярно объясняет ему, что ни на какую честную сделку с Николаем не пойдет.

Роман Мадянов
Роман Мадянов исполнил роль мера. Кадр из фильма.

После этого испуганный Дмитрий уезжает в Москву, а Николай прощает жену. Но тут на сцену выходит сын Сергеева Роман. Подросток винит мачеху в том, что она своей изменой нарушила семейный уклад и требует, чтобы она ушла. Женщина, прекрасно понимая свою вину, безропотно соглашается покинуть дом. Утром она уходит и идет к морю. Вскоре ее тело находят в скалах.

Убитый горем, придавленный валящимися на него со всех сторон бедами, не зная, что делать, Николай уходит в запой. Однажды, отправившись в магазин, он встречает скромного местного батюшку, отца Василия. Священник, являющийся триггером для главного героя, становится основной мишенью. Точно библейский Иов, Николай, возмущенный несправедливостью, спрашивает у иерея, за что ему все это и как на происходящие с ним несчастья смотрит милосердный Бог.

Отец Василий, искренне сочувствуя Сергееву, но не зная, как его утешить, излагает отрывок из Книги Иова, попутно сравнив Николая с библейским праведником.

Николай, знакомый с историей Иова, понимает, что чаша горестей им еще не выпита до дна. Он оказывается прав: вскоре его обвиняют в убийстве Лилии. Суд признает его виновным и приговаривает к 15 годам лишения свободы. Николай смиряется со своей судьбой, а Рому берут под опеку друзья семьи.

Объяснение концовки

В конце фильма мэр добивается своего – получает дом Николая и его землю. Старый дом сносит бульдозер и на его месте возводят храм. Архиерей, друг мэра, назначенный в этот храм, обращается к пастве с проповедью о правде и истине. Мэр, находящийся среди прихожан, умильно смотрит на своего сына, указывает ему на икону Христа и набожно крестится. Фильм закрывают слова Шелевята: “Это наш Бог, он все видит”.

Смысл концовки фильма «Левиафан» можно уместить в одной короткой фразе – “Нет правды на земле”. Здесь Звягинцев отходит от истории Иова и заканчивает фильм в соответствии с суровой правдой жизни.

Смысл фильма

“Левиафан” Звягинцева по ходу сюжета оставляет много недосказанностей, а зрители самостоятельно додумывают смыслы картины. Такая формула хорошо объясняет ее фестивальный успех. Однако с тем, что это действительно хорошее российское кино, согласны далеко не все.

Звягинцева любят обвинять в том, что главный герой фильма “Левиафан” Николай постоянно находится в стагнации. Но это и есть его основная позиция. Николай – типичный “маленький человек”, у которого просто нет сил на борьбу. Поэтому основные события картины никак особенно на нем не отражаются.

Сергеев как будто не понимает, что происходит вокруг и находится в состоянии шока. Это происходит потому, что уклад его жизни, разрушившись, обнажил страшную пустоту. Возможно, он осознает собственную слабость, поэтому и прощает изменившую ему Лилию.

Интересным кажется образ Дмитрия: он выведен здесь, как типичный “отражающий персонаж”. Внешность, манеры и кажущаяся уверенность в себе столичного адвоката резко контрастируют с пассивным безволием глубоко провинциального Николая.

Однако его уверенность в себе именно что кажущаяся: Дмитрий быстро понимает, что “цивилизованные” законы в маленьком северном городке, в котором как будто до сих пор действует крепостное право, не имеют никакой силы. А в разговоре “по понятиям” он откровенно слаб: это стихия мэра, который, ко всему прочему, находится на “своей” территории. Испуг и быстрый отъезд Дмитрия условно символизирует то, что столице как будто все равно на то, что происходит в провинции. Более того: столица боится ее.

Владимир Вдовиченков
Владимир Вдовиченков в образе Дмитрия. Кадр из фильма.

Борьбу в “Левиафане” Звягинцева символизирует сын Николая, подросток Ромка. Он единственный персонаж картины, которого существующая реальность не устраивает и который хочет не только менять, но и меняться. Возможно, разумеется, что в нем просто говорит юношеский максимализм. Но существует и другое предположение: в своих разборах ленты некоторые зрители предполагают, что образ Ромки – это некий намек на то, что в будущем все может измениться: парнишка – единственный, кто не боится Левиафана.

Олицетворением власти (то есть, Левиафана), которая не дает спокойно жить Николаю, становится мэр Шелевят. Как ни странно, он тоже “маленький человек”, только облеченный властью. Именно поэтому он так упивается ею – как и чувством полной безнаказанности. Власть олицетворяет и местный архиерей, построивший храм на руинах человеческой жизни.

Однако было бы глупо упрекать Звягинцева в радикальном антиклерикализме. Потому что в его картине есть отец Василий – типичный “человек веры”, который как раз-таки служит Богу (а не маммоне) как может и находит в себе силы поддержать убитого морально, растоптанного и униженного Николая…

Многих интересует, в чем смысл названия картины. Левиафан – это метафора. В Ветхом завете это морское чудовище, а в картине Звягинцева он символизирует собой государственную власть.

Здесь стоит обратиться к словам апостола Павла, который сказал: “нет власти не от Бога” (Послание к Римлянам 13 стих). В “Левиафане” на первый взгляд отождествляется власть государственная и божественная. Однако слова апостола не стоит понимать буквально: они означают, что Бог может просто терпеть (до поры до времени) того или иного правителя. Церковь, слившаяся в страстном объятии с государством, перестала быть невестой Христа, а значит, не может вещать от имени Бога. То есть она вещает от имени себя.

По фильму создается впечатление, что все всё понимают.  Три иконы в машине мэра соседствуют с изображением трех обнаженных девиц. Скелет выбросившегося на берег некогда кита создает интересный ансамбль с обломками старой церкви: поневоле возникает мысль о “мерзости запустения” из книги пророка Даниила. На великой северной земле представители земной и небесной власти вполне осознанно воздвигли жертвенник, на алтарь которого постоянно приносятся человеческие души. Левиафан, это порождение хаоса, мог явить себя только здесь.

Анна Уколова
Роль Анджелы сыграла Анна Уколова. Кадр из фильма.

Режиссер переосмысляет историю об Иове, человеке, чья вера подверглась испытанию. За свои страдания праведник был стократно вознагражден Богом. Николай же продолжает страдать – маяк надежды для него погас, а в конце тоннеля он видит только мрак безысходности. “…Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там.”

Городок, в котором живет Николай Сергеев, напоминает филиал ада на земле. Здесь Бога нет почти нигде. Пока Левиафан разрушает жизнь главного героя, он сам глушит душевную боль водкой и растворяется в бытийном хаосе.

Традиция сравнения Левиафана, который является олицетворением дьявола, и могущественного государства, уходит корнями к Томасу Гоббсу. Труд философа подвергался гонениями и на родине, в Англии, и в Российской Империи. Вероятно, он в своем сравнении подобрался слишком близко, что показалось власть имущим чересчур опасным.

Однако Звягинцев, осознанно заострив внимание на том, что лежит на поверхности, постепенно уходит вглубь. Суть фильма заключается вовсе не в критике системы: она одна во всем мире и ничего с этим сделать нельзя. В его картине первостепенна борьба Бога и дьявола за человеческую душу. Режиссер высказывает идею о том, что вера и религия – далеко не всегда одно и то же. Символ этой идеи – отец Василий: он строит настоящую церковь в своей душе, и она не имеет ничего общего с церковью, в которой произносит свои пафосные проповеди архиерей.

В картине есть интересная, совершенно непримечательная на первый взгляд сцена. В ней одна женщина отдает соседке хлеб, хваля Бога за неслыханную щедрость. В следующей мизансцене показаны свиньи, увлеченные своей трапезой. Можно сделать робкий вывод, что это аллюзия на людей. Довольствующиеся крохами, которые достаются им сверху, не замечающие, что они живут в грязи, они сами подпитывают Левиафана и служат ему своим пассивным безразличием.

Николай – это не просто человек. Это усредненное “мы”. В его образе есть что-то от героев Достоевского. Униженный и оскорбленный, он оказался на самом дне. Однако Звягинцев уверен, что он, как и пророк Иона, еще способен завопить из чрева кита. А это значит, что главную битву – битву за собственную душу, он еще может выиграть.

Сергей Походаев
Сергей Походаев в роли Ромки. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих на “Левиафан” по смыслу и описанию:

  • “Дурак” (Россия, 2014 год). Сантехник, пришедший на вызов, вдруг обнаруживает, что дом, в котором проживает 800 человек, может рухнуть в любой момент. Он решает спасти людей.
  • “Географ глобус пропил” (Россия, 2013 год). Виктор Служкин пытается завоевать уважение и доверие школьников. Для этого он предлагает им отправиться в увлекательный поход.
  • “Про уродов и людей” (Россия, 1998 год). Фильм Алексея Балабанова о развращенном и жестоком обществе.
  • “Бубен барабан” (Россия, 2009). Женщина среднего возраста встречает свою любовь и нанимает киллера, чтобы он убил соперницу.
  • “Майор” (Россия, 2013 год). Ранним утром полицейский Сергей Соболев случайно сбивает насмерть ребенка. Имеющий возможность выйти сухим из воды, он вступает в неравный бой со своей совестью.
Как вам фильм?
Очень сильное кино.
43.13%
Тяжелый, грустно смотреть.
45.53%
Как это развидеть?
8.47%
Другое (напишу в комментариях).
2.88%
Проголосовало: 626
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ася

    Сюжет печальный, а фильм красивый и есть в нем что-то незыблемое и вечное..воздух, вода, земля…огонь! Сочетание красок синего, белого и серого…вот и все, вот и все!

    1
    2
    Ответить
  2. Tec

    Три иконы и три голые девицы на наклейках не в машине мэра. А в старенькой белой “Ниве” ГИБДДешника.

    Ответить
  3. Алла

    Какая мерзость… игра актеров прекрасна. Сюжет не поддается никакому здравому смыслу.

    Ответить