Страна: США
Жанр: психоделический триллер, ужасы, мистика
Год производства: 2007
Режиссер: Микаэль Хофстрем
Актеры: Джон Кьюсак, Сэмюэл Л. Джексон, Мэри Маккормак, Жасмин Джессика Энтони
Слоган: «Отель «Дельфин» приглашает вас остановиться в любом из наших роскошных номеров. Кроме одного…»
Фильм «1408», снятый по роману Стивена Кинга, рассказывает историю циничного и самоуверенного собирателя городских «страшилок» Майка Энслина. Он считает себя бесстрашным и крутым, но, оказавшись в номере 1408 старинного нью-йоркского отеля, писатель вдруг понимает, что попал в ад на земле. Концовка фильма «1408» настолько неожиданна, что не сразу удается понять ее истинный смысл.
Сюжет
Писатель Майк Энслин ищет сюжеты для своих книг в самых необычных местах. Он создатель «путеводителей ужасов», который путешествует и останавливается там, где, по заверениям хозяев, творится всякая чертовщина. Майк скептик и циник, он не верит в привидения, вампиров и во все, что связано с мистикой.
Фильм начинается с его заселения в очередной домашний отель с призраками, которых он там, как всегда, не находит. На следующий день писатель направляется на автограф-сессию в книжный магазин. Но там нет никого, кто бы выстроился в очередь за его изданиями. Похоже, истории Майка не слишком популярны у читателя. На встречу собралось всего 5-6 человек.

Единственная книга, которая вызывает у них интерес — «Долгая дорога домой». Это был его первый рассказ, честная и искренняя история о себе, своих непростых отношениях с отцом. Но писатель намеренно не хочет вспоминать прошлое, а о книге всем говорит, что это просто выдумка и он не собирается больше возвращаться к этой теме.
Майк идет на почту и забирает из ящика письма. Среди них оказывается открытка из отеля «Дельфин» в Нью-Йорке. На обратной стороне единственное предупреждающее сообщение: «Не заселяйтесь в номер 1408!». Писатель заинтригован, он тут же звонит своему издателю Сэму Фарреллу и говорит, что планирует снять номер 1408 в «Дельфине».
Майк приступает к изучению вырезок из газет об инцидентах, произошедших с бывшими обитателями печально известной комнаты. Затем он звонит в отель и говорит, что хотел бы забронировать номер 1408. Ему отвечают, что это невозможно. Майк принимает вызов. Теперь ему во что бы то не стало нужно попасть в этот номер.
Прибыв в отель «Дельфин», Майк встречается с менеджером Джеральдом Олином. Тот пытается отговорить безумца от заселения в злосчастный номер 1408, но Майк настаивает. Тогда менеджер признается, что на самом деле жертв, погибших в этой комнате, гораздо больше, чем известно прессе. Он рассказывает Майку несколько жутких историй, но тот, хотя и впечатлен их содержанием, все равно не отступает. В конце концов, Джеральд сдается. Он отдает писателю ключ, но предупреждает, что сам близко к номеру не подойдет.
Войдя внутрь комнаты, Майк видит, что она совершенно обычная. Герой ложится на кровать, включает диктофон и начинает описывать все, что видит вокруг. Он говорит с насмешкой о тех, кто так боится этого номера, ведь никаких страхов здесь нет и в помине. Внезапно мужчина слышит какой-то странный шум позади себя. Обернувшись, он видит, что на его подушке оказались две шоколадные конфеты.

Тут писатель замечает, что электронные часы на тумбочке начали обратный отсчет с 60 минут. Поначалу это не сильно беспокоит Майка, но по мере того, как события продолжаются, он становится все более и более напуганным. Подойдя к окну, он опирается на раму, и вдруг створка сама падает ему на пальцы. Майк в ужасе кричит, начинает паниковать, звонит на стойку регистрации, но там словно не слышат его.
Майк вешает трубку, хватает свои вещи и бежит к двери. Однако сколько бы он ни дергал и не стучал по ней, она не открывается. Мужчина возвращается к кровати и видит, как призрак старика (первая жертва комнаты) появляется из стены, подходит к окну и выпрыгивает. Затем еще один призрак женского пола выпрыгивает из другого окна. Майк видит фигуру с ножом, она нападает на него, но вдруг исчезает.
Теперь Майк убежден, что у него галлюцинации. Он смотрит на бутылку бурбона, которую дал ему Джеральд, и на бумажку от конфеты, которую он съел. Ему приходит идея, что с их помощью его накачали каким-то наркотическим веществом. Внезапно в его комнате включается телевизор и на экране возникают сцены из его прошлого.
Он видит себя со своей женой Лили и их дочерью Кэти. Эти воспоминания сводят его с ума, причиняют боль. Майк вылезает из окна и забирается на уступ, чтобы добраться до соседней комнаты. Но все другие окна исчезли, писателю приходится вернуться. Часть комнаты рядом с ним превращается в больничную палату, Майк утешает свою жену Лили. Их дочь серьезно больна. Далее стены начинают кровоточить.
Майк видит старика, сидящего в кресле в больничном коридоре. Это его отец. Он улыбается и говорит Майку, что скоро тот сойдет с ума, как и он. Мужчина берет свой ноутбук и подключает беспроводное соединение. Каким-то чудом ему удается передать видеосигнал своей жене Лили. Женщина поражена, увидев Майка, и хочет знать, почему спустя столько времени он наконец связался с ней. Он просит помочь ему, обещая дать объяснение позже, и называет свой адрес.

Майк пробует выбраться из комнаты по вентиляционным каналам. Он долго ползет по ним, но вновь оказывается в номере 1408, который теперь весь завален снегом. Майк видит очередные сцены из своего прошлого. Они вместе с женой говорят своей дочке, что все будет хорошо. Но девочка умирает. Майк злится на свою жену за то, что та лишь успокаивала дочку рассказами о Рае, а не учила ее бороться за жизнь. Он явно потерял смысл своего существования и поглощен отчаянием.
В стене появляется Джеральд Олин. Он говорит Майку, что ему не следовало так скептически относиться к паранормальной активности и призраках в своих книгах и выступлениях все эти годы. Всегда есть причина, по которой люди верят в подобные вещи. Майк пытается дотянуться до Джеральда, чтобы ударить его, но обнаруживает, что бьет кулаком в стену. И вдруг с ним связывается жена по ноутбуку. Она говорит, что полиция вошла в номер 1408, и он пуст.
Майк внезапно приходит в себя в больнице в Лос-Анджелесе. Он видит свою жену Лили и говорит ей, что видел удивительный сон, как он поехал в Нью-Йорк и остановился в необычном номере отеля «Дельфин».

Жена предлагает ему написать об этом книгу. Мужчина так и делает — готовит рукопись с описанием произошедших событий и приносит ее на почту, чтобы отправить в издательство. Внезапно рабочие начинают разбор стены здания, они крушат ее, а за ней снова возникает интерьер комнаты 1408.
Мужчина опять в западне. Перед ним появляется очередное видение — его дочь. Она спрашивает его: «Ты меня больше не любишь?» Майк падает на колени и хватает Кэти на руки. Он говорит, что любит ее, но она умирает у него на руках. Майк начинает безудержно плакать и падает на пол. Звонит телефон. Приятный голос в трубке предлагает Майклу «повторять этот час снова и снова, либо воспользоваться быстрым способом освободиться».
Майк оглядывается, видит петлю, свисающую над кроватью и тут же понимает скрытый смысл этой фразы «быстро освободиться». Но герой не собирается сдаваться. Он берет бутылку «бурбона», которая теперь снова полна, и втыкает в нее веревку. Затем он поджигает нить, превращая ее в коктейль Молотова, и бросает в стену. Комната охвачена пламенем, но Майк ликует. Он считает, что победил всех, даже если это означает его собственную смерть.
Почему в фильме разные концовки
Фильм интересен тем, что в нем есть альтернативные концовки. Их всего четыре.
Прокатная концовка
Первая концовка — прокатная версия. В ней после начавшегося пожара Майк заползает под стол. Он думает, что это конец, но тут пожарный забегает в номер и вытаскивает его. Майк кричит не заходить внутрь, потому что там «все проклято», но пожарные игнорируют его, полагая, что он в бреду от травмы.
Позже Майк просыпается в больнице и видит Лили рядом с собой. Майк объясняет ей, что произошло. Далее супруги уже в своем доме. Они разбирают старые вещи в коробках. Лили хочет все выбросить, но Майк говорит, что «плохие воспоминания нельзя забывать, с ними нужно жить».
В вещах Майк находит диктофон, который был у него с собой в номере 1408. Оказалось, что устройство было включено дольше, чем он думал. Мужчина включает запись и слышит ту часть, где он разговаривает со своей дочерью. Лили тоже слушает. Она в шоке. Они оба понимают, что номер 1408 — это не выдумка, а реальность.

Концовка расширенной прокатной версии
Существует также расширенная прокатная версия, где запись с диктофона Майк прослушивает в одиночестве, когда Лили находится в другой комнате.
Режиссерская концовка
Но есть еще и режиссерская концовка, которая была изначально представлена зрителю на тестовом показе. По сюжету Майк погибает при пожаре, а найденный в комнате диктофон остается у менеджера Джеральда Олина. Когда он включает запись, то видит в зеркале изуродованный огнем призрак Майка. В финале показан Майк, выглядывающий из окна номера 1408. Его окликает сзади призрак дочери, и мужчина идет на ее зов. Сам Стивен Кинг давал такое объяснение концовки: Майк после смерти должен воссоединиться с погибшей дочкой.
Режиссерская концовка-2
Второй вариант — после смерти Майка в пожаре его рукопись как-то оказывается в издательстве у Сэма. После тестового показа многие зрители сочли смысл концовки фильма «1408» в режиссерском видении слишком мрачным. Поэтому финал был переработан, а Майк остался живым. Но настоящие ценители хорошей мистики соглашаются, что изначально была более сильная концовка, заставляющая задуматься о многом в жизни.

Смысл фильма
Главный герой был когда-то чутким и искренним, по-настоящему хорошим писателем, умеющим понимать людскую боль. Тогда из-под его пера и вышла единственная честная, берущая за душу книга «Долгая дорога домой». Но позже, столкнувшись с личными проблемами, утратой ребенка, разладом с женой, он решил нацепить на себя маску циника и скептика. Он стал нарочно лезть в те сферы, куда разумный человек не стал бы вмешиваться, тем более, иронизировать и потешаться над этим.
Суть фильма в том, что жизнь многогранна, в ней есть место необъяснимому, скрытому, и никто не в праве оспаривать это. Майк взял на себя слишком много, решил, что он — непробиваемая скала, монолит, которому ничто не страшно, который может дать любому явлению свою трактовку.
Джеральд правильно сказал ему: «У людей есть причины верить в потусторонние силы». Не стоит считать себя самым умным, а остальных — запуганными дурачками. Судьба явно дала Майку это понять, как и каждому из зрителей. Не зарекаться, не давать волю своей гордыне, не отрицать, не врать самому себе — вот чему учит Стивен Кинг и этот фильм.
Похожие фильмы
- «Сияние», США, 1980. Одна из лучших экранизаций романа Стивена Кинга. Писатель Джек Торренс нанимается в отель смотрителем на зиму, но становится заложником паранормальных событий, происходящих в его стенах.
- «Сайлент Хилл», Франция, Канада, 2006. У маленькой Шэрон неизвестная болезнь. Она постоянно повторяет слова «Сайлент Хилл», и мать решается отправиться в это местечко, чтобы найти ответы и спасти дочь.
- «Зеркала», США, Франция, Румыния, 2008. Бен Карсон нанимается охранником в бывший магазин. После пожара в нем остались только странные большие зеркала, но вдруг они начинают менять сознание Бена и управлять им.
- «Тайны старого отеля», США, 2011. Из-за своей дурной славы отель лишился постояльцев и будет закрыт. Охотники за приведениями пытаются найти разгадку, что же происходит в его стенах на самом деле.
