«Ужас сводит его с ума»: смысл фильма «Сияние»

Сияние хоррор Смысл фильма

Страны: США, Великобритания

Жанры: ужасы, мистика, триллер

Год производства: 1980

Режиссер: Стэнли Кубрик

Актеры: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс

Слоган: «Ужас сводит его с ума»

Награды и номинации: премия «Сатурн» (1980) за лучшую мужскую роль Скэтмэну Крозерсу; номинации на премии «Сатурн» (лучшая режиссура, лучший фильм ужасов, лучший саундтрек)  и «Золотую малину» (худший режиссер, худшая женская роль) в 1981 году.

Экранизация культового романа Стивена Кинга получила признание сразу после премьеры. Несмотря на то, что «Король ужасов» жестко раскритиковал проект, он был назван одним из самых страшных хорроров XX века. Сюжет и смысл фильма «Сияние» (The Shining) не только пугают, но и заставляют задуматься о возможностях человеческого разума.

О чем фильм

Джек Торранс — писатель, чьи труды не пользуются успехом. Он работал учителем в школе до тех пор, пока его не уволили за рукоприкладство в пьяном виде. В семье у Джека тоже не все гладко. Жена не видит смысла жить с алкоголиком, который сломал руку их сыну. Джек хочет начать новую жизнь и бросает пить. Он встречается со Стюартом Уллманом — владельцем горного отеля «Оверлук», и просит взять его на работу смотрителем.

Джек Николсон
Джек Николсон в роли Джека Торренса, писателя. Кадр из фильма.

Джек едет в «Оверлук» вместе с женой Венди и сыном Дэнни. Хозяин рассказывает, что прошлый смотритель сошел с ума и убил свою семью, но Джек не относится серьезно к описанию трагедии. В отеле Торрансы знакомятся с шеф-поваром Диком Хэллораном, который проявляет интерес к Дэнни. Хэллоран думает, что мальчик обладает «сиянием»: способностью видеть потусторонний мир и предсказывать будущее. В прошлом у Дэнни были странные видения, но родители считали их болезнью.

Перед тем, как уехать, Хэллоран советует ребенку не входить в 237 номер, а также обещает прийти на помощь, если она понадобится. Джек собирается закончить свою пьесу, и уверен, что пустая гостиница — идеальное место для творчества.

Проходит месяц. Начинаются частые и продолжительные снегопады. Дорогу к «Оверлуку» заметает. Торрансы больше не могут выезжать в город, теперь они изолированы в отеле.

У Джека наступает творческий кризис, в котором он винит семью. Ему кажется, что «Оверлук» слишком тесный для них, и жена с сыном постоянно шумят, мешая ему работать. Джеку снится сон, в котором он убивает их топором. Масла в огонь подливает Венди, которая подозревает, что муж снова поднял руку на сына. Джек идет в Золотой зал, размышляя о том, что готов продать душу за выпивку. Он видит за стойкой бармена, а за спиной у того целую коллекцию спиртного. Торранс напивается.

Бэрри Нельсон
Джек Николсон (Джек Торренс), Элисон Кольридж (секретарь), Бэрри Нельсон в роли Улльмана. Кадр из фильма.

Дэнни все-таки заходит в номер 237, где видит в ванной уродливую женщину. Он рассказывает об этом матери. Та прибегает к мужу в бар, который снова становится пустым, и рассказывает о случившемся. Джек идет в номер и видит там привлекательную девушку. Он целует ее, но в зеркале отражается разлагающаяся старуха. Перепуганный Торранс убегает из комнаты.

Через некоторое время Джек возвращается в Золотой зал, где в самом разгаре шумная вечеринка. Бармен говорит ему, что Венди и Дэнни плохо себя ведут, и их надо наказать. Торранс видит призрак бывшего смотрителя, который советует ему разобраться с семьей. Джек выводит из строя снегоход и начинает преследовать жену и сына.

Венди и Дэнни пытаются спрятаться от обезумевшего Джека в отеле. Дэнни телепатически связывается с Хэллораном и просит его о помощи. Тот приезжает в отель, но обезумевший глава семьи убивает его. Дэнни прячется от отца в саду-лабиринте. Торранс-старший бежит за сыном с топором, но теряет ориентацию. Мальчика находит мать и выводит из лабиринта. Они уезжают на снегоходе Хэллорана.

Джек насмерть замерзает в лабиринте. Отель порабощает его душу. Концовка показывает Торранса на одной из коллективных фотографий, которая была сделана в 1921 году.

Лабиринт в фильме
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Сияние» не такой однозначный, каким может показаться. На первый взгляд, все ясно: тиран погиб, его семья спаслась. Но как же тогда Торранс попал на старое фото? Есть ли в этом скрытый смысл?

Как объясняет Стэнли Кубрик, в прошлом воплощении Джек Торранс работал в «Оверлуке». Еще тогда он продал душу демонам, и уже в этой жизни «Оверлук» снова его призвал. Есть еще одна версия: душа Джека стала собственностью отеля, а фотографии представляют собой мистическую клетку, в которую навек заключаются пленники «Оверлука».

Финал фильма отличается от книжного. В романе Стивена Кинга Джеком управляет потусторонне существо, поработившее его душу. Этому существу важно сохранить отель в целости, но Джек забывает сбросить давление в отопительном котле, который теперь угрожает взорваться.

Хэллоран приезжает в отель и видит, что Джек пытается убить свою семью. Он бросается на помощь, и Торренс оглушает его битой для крокета. Позже он спускается в подвал и поворачивает вентиль, но слишком поздно. Котел взрывается и разносит «Оверлук» на части. Венди, Дэнни и Хэллоран спасаются на снегоходе.

В 1997 году режиссер Мик Гаррис снял мини-сериал «Сияние», сюжет которого в точности (с небольшими отступлениями) повторяет содержание романа. Стэнли Кубрик проявил больше фантазии, тогда как Гаррис старался придерживаться первоисточника.

Объяснение концовки в двух проектах разное: в фильме Стэнли Кубрика душа Джека остается в отеле, тогда как в сериале Мика Гарриса она освобождается и уходит на небеса с другими пленниками «Оверлука». Конец фильма 1980 года мрачный и намекает на продолжение. Финальные эпизоды мини-сериала подводят итог и ставят точку в этой истории.

Смысл фильма

Главная идея фильма «Сияние» в том, что человеческий разум в условиях изоляции способен на самые неожиданные действия. Гостиница, населенная призраками, служит здесь декорацией, но не ключевым объектом. «Оверлук» сам по себе — обыкновенный старый отель, в котором случались разные события, не всегда приятные. В стенах здания убивали, воровали, прятали улики. Скопище негатива породило мрачную энергетику, но подобное можно встретить в любой старой гостинице.

Человек — создание социальное. Ему нужен контакт с другими людьми, чтобы чувствовать себя полноценным. В книгах Стивена Кинга не бывает случайных элементов, и «Сияние» не исключение. Главный герой — завязавший алкоголик. Зависимость истончила его психику, сделала Джека уязвимым перед обстоятельствами.

В обычной жизни он сдерживался, но, оставшись наедине с семьей, отрезанный от внешнего мира, поддался тяжелым мыслям и соблазнам. Начал выдумывать то, чего нет, и оправдывать свое поведение. Важную роль в освобождении его агрессии сыграла жена, которая постоянно упрекала Джека. После того, как он поднял руку на сына, Венди отдалилась, и не пыталась сблизиться снова.

В отеле Торранс потерял смысл жизни. Если раньше у него были приятели, и с отчуждением семьи можно было мириться, то в «Оверлуке» он сполна прочувствовал свое одиночество. И начал искать смысл в собственных фантазиях.

Шелли Дювалл
Скэтмэн Крозерс в роли Дика Хэллоранна, Шелли Дювалл в роли Уэнди Торренс, Дэнни Ллойд в роли Дэнни Торренс. Кадр из фильма.

Происходящее в отеле нельзя воспринимать буквально. Предполагается, что вся семья Торранс «сияет». То есть они восприимчивы к энергии, окружающей их. Содержание фильма «Сияние» намекает на то, что никаких привидений нет, и они — всего лишь выдумка Джека, попытка перестать чувствовать себя одиноким.

Дэнни тоже чувствует эту энергию, которая рисует ему жуткие картины. Мальчик видит несуществующие вещи, но в силу возраста не может понять, что с ним играет воображение. Венди, в свою очередь, почти не сталкивается с проявлениями потусторонней активности. Ее «сияние» слабое, она живет в реальном мире, который ее устраивает. Поэтому темная сущность отеля почти не касается героини. Однако способности у Венди все же есть, поэтому иногда она видит странные вещи, которым не может найти объяснения.

Суть фильма также затрагивает тему продажи души. Считается, что человек, отдавший душу потустороннему миру, начинает видеть его и участвовать в событиях, происходящих в нем. Это и случилось с Джеком. Заявив, что готов расстаться с душой ради выпивки, он открыл запретную дверь, но увиденное свело его с ума.

Детальный разбор фильма показывает, что разум способен выходить за пределы логики. Это он создает призраков и монстров вокруг человека, а не место, в котором этот человек находится.

умалишенный Николсон
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Доктор Сон», США, 2019. Сорокалетний Дэн Торранс ведет жизнь алкоголика и пытается подавить свой дар. Он вынужден использовать его, чтобы помочь одаренным детям. Продолжение фильма «Сияние».
  • «1408», США, 2007. Писатель заселяется в номер отеля, о котором ходят пугающие слухи, и попадает в ловушку. Он пытается найти разгадку происходящему, чтобы выбраться из комнаты.
  • «Апартаменты 1303», США/Канада, 2012. Девушка снимает квартиру, предыдущий жилец которой покончил с собой. Ее начинают терроризировать агрессивные призраки.
А какую премию вы дали бы этому фильму?
Отличный фильм, достоен кинопремии.
58.68%
Посмотреть можно, но кинопремию бы не дал.
19.83%
Если бы не Николсон, смотреть было бы не на что.
14.88%
Это провал, "Золотую малину" дали за дело.
6.61%
Проголосовало: 121

Автор статьи
Aili Kraft
Сериаломан, киноман, писатель. Поклонница серьезных фильмов с нестандартными сюжетами. Пишет книги в жанрах: мистика, ужасы, фэнтези.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.