Бунт, контркультура, агония СССР и другие смыслы культовой «Ассы»

Асса Цой Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма, мелодрама, криминал, история, музыка

Год производства: 1987

Режиссер: Сергей Соловьев

Актеры: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Фильм Сергея Соловьева «Асса» после выхода на экран в 1987 году вызвал неоднозначную реакцию зрителей. По мнению многих, смысл фильма «Асса» очень неглубок: как и прочие перестроечное ленты, он в первую очередь — о критике Системы. Но часть зрителей восприняла картину как метафору. «Асса» — очень минималистичный фильм. В нем есть и интересные идеи, и яркие образы, и скрытый смысл.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма «Асса». 80-е годы 20 века. Молодая девушка по имени Алика приезжает на отдых в зимнюю Ялту, укутанную снегом. Несмотря на юность, Алика уже неплохо знает жизнь — она любовница Крымова, «интеллигентного советского мафиози».

Татьяна Друбич
Татьяна Друбич в роли Алики. Кадр из фильма.

Небольшой курортный город дарит Алике встречу с юношей-неформалом по имени Бананан. Молодой человек, музыкант, работает в ансамбле местного ресторана. Симпатия перерастает в нечто большее, и Алика, очарованная безбашенностью нового знакомого, видит в нем этакого героя-бунтаря, и постепенно отдаляется от старого любовника. Это не остается им незамеченным.

Сначала Крымов пытается заставить Бананана отказаться от девушки путем подкупа, но тот не готов променять любовь на деньги. И оскорбленный мужчина понимает, что он должен решить вопрос иначе…

Объяснение концовки

Объяснение концовки достаточно простое. Крымов физически устраняет соперника и сообщает об этом Алике. Та мстит за погибшего юношу, выстрелив в любовника в упор.

Ресторан, в котором работал Бананан, живет своей жизнью: после смерти юноши на его место берут другого музыканта.

Смысл концовки фильма «Асса» олицетворяет песня Виктора Цоя, которая стала саундтреком. Ключевая фраза песни звучит так: «Перемен требуют наши сердца».

И Алика, и Крымов, и даже мальчик Бананан — представители старого мира, мира страшного, отжившего свое. На смену ему должно прийти что-то другое — новое и свежее. Но «должно» не значит «будет»…

Сергей Бугаев
Сергей Бугаев в роли Бананана, Станислав Говорухин в роли Крымова. Кадр из фильма.

Смысл фильма

«Асса» считается культовым фильмом, в первую очередь из-за песен рок-команд того времени: «Аквариума», «Кино», «Браво», и даже «Веселых ребят». Но есть и другая причина.

«Асса», несмотря на ее эстетическую свободу и некую хаотичность, — реалистичная и линейная лента.

По определенным причинам Соловьев не окончательно «развязывается» с правдоподобием и четким нарративом, да и своих годаровских предпочтений откровенно стесняется: две основные сюжетные линии (Бананана и Крымова) пересекаются лишь слегка, но в итоге сходятся и порождают не просто драму, но трагедию шекспировского масштаба. Здесь, кстати, уместно вспомнить еще одну линию — историческую линию убийства Павла Первого: она рифмуется с финальным злодейством Крымова.

«Асса» — первый, достаточно робкий взгляд на контркультуру, которая была частью «теневой вселенной» того времени — антиподом официоза. Эта неформальная культура персонифицирована в лице Бананана и некоторых других героев картины. По мнению Соловьева, она обречена не только на идеологический прессинг, но и на физическое уничтожение.

Сергей Бугаев, Татьяна Друбич
Сергей Бугаев и Татьяна Друбич. Кадр из фильма.

Но главная угроза для контркультуры исходит не столько от партии, сколько от «теневой экономики» — бандитов, будущих «новых русских». Режиссер показывает их как могильщиков свободы.

В этом отношении «Асса» — пророческая картина. Символично начало фильма и его название. В библейских апокрифах говорится о том, что первое слово, которое произнес Ной после Великого Потопа, было «Асса». Точный перевод этого слова неизвестен.

Вероятно, задумка Соловьева выглядела так: после потопа (коммунистический режим) появились новые люди (неформалы), которые спасли свою свободу. У Соловьева они тоже говорят «Асса». Таким образом, смысл названия «Асса» заключается в попытке возрождения нового мира.

С позиции сегодняшнего дня, «Асса» — почти мистическое пророчество о предательстве перестроечной свободы.

Бунтарство

«Асса» появилась на экранах в самом начале 1988 года. По мнению многих зрителей, эта картина символизировала триумфальный выход из подполья контркультуры — и, как результат — наступление новых времен.

Легализованный андеграунд в одночасье стал бенефициантом. Возникло иное мироощущение и иные принципы личностных оценок. Эмоциональное воздействие картины было усилено благодаря рок-н-ролльному драйву, клиповой эстетике и новому лексикону. На этом фоне «Асса» — фильм-шоу, фильм-фестиваль, бунтарский и безбашенный.

Символ эпохи?

«Асса» — своеобразный ответ Сергея Соловьева на перестроечный соцопрос. Именно так режиссер, представитель творческой интеллигенции, воспринимал умирающую советскую действительность.

По мнению некоторых зрителей, этот фильм не является документом самой эпохи. Одновременно это свидетельство иллюзий советских креативщиков. Фильм получился с одной стороны мрачным, но с другой — наивным, чистым и поэтому привлекательным. Настолько привлекательным, что современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по Советскому Союзу. Это касается как тех, кто жил во времена СССР, так и молодых людей 20-30 лет.

Зрители старшего возраста уверены в том, что в 80-90-х «Асса» была больше, чем просто фильмом — она стала социальным явлением: картина прекрасно вписывалась в предсмертную агонию СССР.

Сергей Бугаев
Кадр из фильма.

Примечательно, что в конце восьмидесятых советская культура переживала не лучшие времена. В образованном, интеллигентном СССР точно грибы после дождя, стали появляться экстрасенсы Чумак и Кашпировский и иже с ними, которым удалось одурманить огромное количество людей.

Прав был профессор Преображенский, утверждавший, что «разруха в головах»: люди массово смотрели и «Рабыню Изауру», и «Взгляд», посещали церковь и бабок-шептуний, проклинали «проклятый капитализм» и строили финансовые пирамиды, чтобы вмиг разбогатеть. И ждали перемен…

Бунтарская рок-н-ролльная «Асса», занявшая в общем паззле достойную клеточку, подсказала, каким образом эти перемены могут наступить. Но Соловьева — и Цоя — поняли неправильно…

«Асса» — многослойное кино. На первый план здесь выступает криминальный сюжет, повествующий о махинациях комбинатора Крымова и борьбе с ним не очень-то и доблестной милиции. На втором плане — классический любовный треугольник, в котором все стороны слишком сложны, чтобы охарактеризовать каждую из них каким-то одним словом.

Но ядром картины стало противопоставление двух мировоззрений, которые, по сути, едины: неформальное движение — дитя социализма, кто бы что ни говорил.

Да, «Асса» — символ эпохи — не очень долгой, но самой поразительной и самой драматичной для всех тех, кто ее застал и пережил. Впрочем, для тех, кто не пережил — тоже. Это была эпоха перемен. Жизнь страны Советов тогда была похожа на огромный айсберг, который тихо дрейфовал к более южным широтам, но таял на глазах. Все, что казалось устоявшимся, определившимся, незыблемым, неумолимо рушилось. Взамен приходило нечто новое, неизвестное — волнующее и несколько пугающее.

Купание зимой
Кадр из фильма.

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Люди, жившие тогда, были и свидетелями наступления этого нового, и непосредственными участниками интересных, но неизбежных, трагических событий.

Главной «фишкой» фильма «Асса» стало психологическое выстраивание характеров персонажей и символическое содержание. В этом плане фильму Соловьева нет равных в кинематографе тех лет. Очень сильно срабатывает линия Павла Первого. Здесь идет прямой намек на то, что страна, допустившая подобное злодейство, рано или поздно падет. Это в итоге произошло с РИ. Соловьев предсказывал: это произойдет и с СССР. Именно это и случилось.

Как было придумано название

Есть несколько версий того, как был назван фильм. Одну из них озвучил сам режиссер, Сергей Соловьев. Он рассказал о том, как во время подготовки к съемкам картины, находясь в Ялте, команда подсела на легендарное массандровское вино.

Однажды кто-то, непонятно зачем, зачеркнул в слова «Массандра» первую букву. Потом кто-то еще зачеркнул четыре последних. Вероятно, дело было в слове «асса», характерном восклицании в кавказских танцах – видимо, оно иллюстрировало кураж, который охватил творческую команду Соловьева. А режиссеру вдруг показалось, что это неплохое название фильма, над которым он работает.

По другой версии, фильм назвал исполнитель одной из главных ролей, Сергей Бугаев — непрофессиональный актер, музыкант и «свободный художник». Как-то Соловьев сказал, что рабочее название фильма «Здравствуй, мальчик Бананан» ему совершенно не нравится. Тогда Бугаев в шутку предложил картину в честь себя самого: «Автор Соловьев Сергей Александрович», то есть «Асса». Режиссер скромно согласился на этот вариант.

Некоторые зрители в своих разборах предполагают, что в предложении бунтаря Бугева был определенный смысл. В те времена в молодежном сленге было много англицизмов. Например, девушку, называли «чика» — от английского «chick» — цыпа, цыпленок. Окончание “а” имело четкую гендерную принадлежность. Вероятно, нечто подобное произошло со словом «ass» («задница»), к которому также «прилипло» окончание «а». Повернуться к родной социалистической стране известным местом было вполне в духе «времен перемен».

Актеры и роли

Исполнитель роли Бананана Сергей Бугаев не был профессиональным актером. После выхода в прокат «Ассы» он стал кумиром многих юных девушек, но, по сути, так и остался актером одной роли. До начала нулевых он занимался музыкой и писал картины. Потом он решил вернуться в кинематограф и сыграл Осипа Мандельштама в фильме Алексея Германа-младшего «Гарпастум», а также небольшую роль Бананана в фильме Соловьева «Асса-2». Но «триумфального возвращения» не случилось… Тогда Бугаев решил заняться политикой. Сначала он был помощником одного из депутатов Госдумы, а в 2012 году стал доверенным лицом Путина на выборах.

Сергей Бугаев
Исполнитель главной роли Сергей Бугаев. Кадр из фильма.

В 2017 году Бугаев предпринял новую попытку возвращения в творчество. Приняв участие в питерском фестивале «ПроТоАрт», он показал свои музыкальные композиции. В 2018 г он представил публике свои новые картины.

Муза Сергея Соловьева, Татьяна Друбич (Алика), впервые на экране появилась в 1972 году. Актерство для нее — скорее хобби: Друбич — врач и совладелец российско-немецкой фармацевтической компании. Сейчас она еще и общественный деятель и изредка снимается в кино.

Татьяна Друбич
Татьяна Друбич в роли Алики. Кадр из фильма.

Станислав Говорухин (Крымов) — актер и режиссер. Его лучшие картины (как режиссера) — «Ворошиловский стрелок», «Место встречи изменить нельзя» и «Десять негритят». С 1986 года заслуженный деятель искусств Украинской ССР. С 2006 года народный артист России.

Станислав Говорухин
Станислав Говорухин в роли Крымова. Кадр из фильма.

С начала девяностых годов Говорухин занимается политикой. В 2014 году он получил премию «Золотой орел». Также был награжден специальной наградой «За вклад в развитие кинематографа».

Песни из фильма

Суть фильма четко отражает саундтрек — песня Виктора Цоя «Перемен!». Речь идет не о переменах на политическом фоне, а о переменах в себе и в своей жизни. Однако, согласно контексту, внутренние перемены должны были привести к глобальным переменам.

Читайте статью о смысле песен Цоя.

Еще одной культовой песней, отражающей суть картины Соловьева, стал «Город золотой» (группа “Аквариум”).

Текст этой песни пропитан апокалиптическими символами, но она не страшная, ее центральный образ — является рай. Не земной, который пытались построить, начиная с 1917 года, а тот самый, из которого, согласно Библии, человечество было однажды изгнано. Смысл песни заключается в том, что попасть в рай может только тот, кто чист и светел душой.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.